ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Развитие творческих способностей учащихся как психолого – педагогическая проблема
1.2. Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных занятиях
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ»
2.1. Особенности изготовления изделий в технике вязание крючком
2.2. Методические рекомендации к организации и проведению кружка «Вязание крючком»
2.3. Анализ развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления изделий в технике вязание крючком
ГЛАВА III. Методика обучения школьников техникой вязания….
3.1. Организация кружка «Вязание крючком»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость ее разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областей человеческих интересов – требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Занятия в кружке декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности учащихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко.
Таким образом, выполнение изделия в технике «Вязание крючком» - это еще одна возможность развить у ребенка творческие способности. Исходя из этого, темой выпускной квалификационной работы явилось «Развитие индивидуальных художественных особенностей у школьников техникой вязание (на примере кружка «Вязание крючком»).
Цель выпускной квалификационной работы: разработать программно - методическое обеспечение кружка «Вязание крючком», направленное на развитие индивидуальных художественных особенностей у школьников техникой вязания.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития индивидуальных художественных особенностей учащихся на внеклассных занятиях.
2. Разработать программно – методическое обеспечение занятий в кружке «Вязание крючком».
3. Изготовить изделия в технике вязания крючком.
4. Определить влияние процесса изготовления изделий в технике вязание крючком на развитие индивидуальных художественных особенностей учащихся.
Объект исследования: внеклассная деятельность учащихся по технологии.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации занятий в кружке как фактор развития творческих способностей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ психолого-педагогический и методический литературы по проблеме исследования;
- Тестирование (диагностика невербальной креативности учащихся по методике Е.Торренса, адаптированной А.Н.Ворониным, 1994);
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анализ творческих работ;
- Статистические методы обработки результатов исследования.
Базой эксперимента явилось МБОУ Шуйская СОШ с.Шуй, Бай- Тайгинскогокожууна.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении предпосылок и условий развития индивидуальных художественных способностей, основные его проблемы и пути их решения. Разработанные в ходе исследования теоретические подходы, методика изучения индивидуальных художественных способностей могут служить теоретической и методической базой для дальнейших научных исследований по проблемам развития творческих способностей.
В соответствии с целью и задачами исследования определены структура и содержание выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения,трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определена и поставлена актуальность работы, приведены цель, задачи, объект, предмет и практическая значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе изучены теоретические предпосылки формирования индивидуальных художественных особенностей у школьников. Художественные особенности у школьников проявляется в развитии творческих способностей. Главное у педагога выявить эти способности вовремя и дальше развивать.
Проблема развития творческих способностей учащихся в новых условиях модернизации образования предусматривает актуализацию знаний теории и практики технологий изготовления изделий из разных материалов, многочисленных техник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, информационных и инновационных педагогических технологий. Поэтому в данной главе нами изучены творческие способности учащихся в образовательной области «Технология».
Во второй главе дается организация проведения занятий в кружке техникой вязание. Рассмотрены методические рекомендации к организации и проведению кружка «Вязание крючком».
В ходе изучения теоретической предпосылки были анализированные индивидуальные особенности учащихся в процессе изготовления изделий в технике вязание крючком.
В третьей главе представлено организация работы кружка, где описаны формы организации, особенности работы со школьниками. Рассмотрены разные модели вязаных работ школьников и общие выводы, и анализ условий развития индивидуальных особенностей у обучаемых по образовательной области «Технология».
В заключении даются результаты анализа и обобщающие выводы.
В библиографическом списке собраны источники использованной литературы.
В работе дается характеристика индивидуальных художественных особенностей у школьников, отмечены положительные аспекты их развития особенностей. Приведены фактические данные, характеризующие влияние декоративно-прикладного искусства на эстетическое и социальное развитие личности.
Апробация выпускной квалификационной работы. Тема выпускной квалификационной работы апробированы в материале –VIIреспубликанской научно-практической конференции от 25. 03.2016 «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе».
Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и развивающим.
Рассмотрено методической обеспечение организации внеклассной работы в школе для учащихся подросткового возраста. Определено, что для развития творческих способностей у подростков большое влияние оказывает внеклассная работа. На кружковых занятиях у школьников пробуждается интерес, формируется активность, пространственное воображение, рациональный подход к решению возникающих проблем. Также учащимся представляется очень большой простор для реализации своих фантазий.
На основе изученного теоретического материала нами разработано программно-методическое обеспечение кружка «Вязание крючком»,составлена технологическая документация и изготовлены изделия.
Проведенное исследование уровня творческих способностей учащихся на занятиях в рамках разработанного нами кружка показало, что уровень креативности после занятий по вязанию крючком стал увеличиваться. Большинство учащихся искали оригинальные способы решения, проявляли творческую инициативу.
Требованиями для этого, прежде всего, являются: возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательно-творческий процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения.
Поэтому важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования и интересов развития личности. Примером подобных технологий является кружковая работа - пример гуманистического подхода в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Таким образом, можно сделать выводу, что занятия в кружке «Вязание крючком» дают прекрасные возможности для развития индивидуальных художественных особенностей учащихся.
1. Андрукович М.К. Вечера с вязанием. Минск «Хэлтон», 2001.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.
3. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
4. Барнден Бетти Вязание Крючком Энциклопедия Издательство «ДРТ- РОДНИК», Издание На Русском Языке. 2004 125319 Москва, Перекод С Английского Е.С, Скиперской
5. Берестов А.Н. Чудесный клубок.-Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-124с.:ил.
6. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - с.49-58.
7. Вельдбрехт Е.Е. Диагностика творческих способностей. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. – 104 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с.
9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.,1956.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1987. – Т. 4.
11. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
12. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-
Просвещение, 1981.-176с.:ил.
13. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 1999. – 368 с.
15. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.
16. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
17. Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб., 2005. – 96 с.
18. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2005. – 128 с.
19. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
20. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. / Пер. с англ. под ред. Е.И.Щебланова. – М.: ИНТОР, 1995, – 48 с.
21. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
22. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.
23. Лосева А.А. психологическая диагностика одаренности. М: Академический проект,2004. - 151 с.
24. Максимова М., КузьминаМ. Быстрый крючок. Москва «ЭКСМО»,2004.
25. Максимова М.В. Энциклопедия вязния.- М.: Легпромбыт-издат,1993.-320 с.: ил. – ISBN 5-7088-0597-8.
26. Максимова М. В. Азбука вязания.-Изд. 5-е.-М.: Легпромбыт- издат,1993.-320 с.: ил. – ISBN 5-7088-0597-8.
27. Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень. – 2000. - № 4. – с. 7-9.
28. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : 2007. – 944 с.
29. Психологический словарь, / Под ред. В. В, Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
30. РаковаС.А. Вязание крючком. Ярославль «Академия развития»,2002.
31. Рапацевич, Е. С. Психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. – Минск. : Современное слово., 2006. – 927 с.
32. Рогалева Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.
34. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.-328с.
35. Терешкович Т.А.Учимся вязать крючком. Минск «Хэлтон», 2000.
36. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб:Речь, 203. – 98 с.
37. Тхоржевский Д. А. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» и учащихся педучилищ по спец. № 2008 «Преподавание труда и черчения в 4—8 кл. общеобразоват. шк.»/Д. А. Тхоржевский, А. И. Бугаев, Б. И. Бухалов и др.; Под ред. Д. А. Тхоржевского.— М.: Просвещение, 1987.— 447 с.: ил.
38. Щебланова Е.Н. Зачем определять одаренность школьников? // Одаренный ребенок. – 2002. – № 2. – С. 32 – 46.