Введение 3
1 Теоретические и законодательные основы внутреннего государственного финансового
контроля 5
1.1 Внутренний контроль как вид государственного финансового контроля:
содержание и нормативное
регулирование 5
1.2 Роль внутреннего контроля в обеспечении сбалансированности и
эффективности планирования и исполнения
бюджета 11
1.3 Российский и зарубежный опыт проведения внутреннего финансового
контроля 15
2 Анализ механизмов внутреннего финансового контроля в сфере закупок 26
2.1 Контроль в сфере закупок: понятие, формы и
методы 26
2.2 Особенности деятельности Федерального Казначейства по контролю в
сфере закупок 30
2.3 Анализ результатов внутреннего финансового контроля в сфере закупок за 2017-2020
гг 37
2.4 Анализ результатов цифровизации финансового контроля в сфере закупок за 2017-2020
гг 41
3 Рекомендации по усовершенствованию механизма внутреннего финансового контроля в сфере
закупок 46
3.1 Методические аспекты проведения внутреннего финансового контроля в
сфере закупок 46
3.2 Совершенствование оценки проведения внутреннего
контроля 48
Заключение 53
Список сокращений 56
Список использованных источников 57
Приложение А Классификатор нарушений выявляемых в ходе
государственного аудита (контроля) в сфере
закупок 63
... нет 3 раздела в документе
Государственные (муниципальные) закупки являются одним из инструментов экономического регулирования. В условиях модернизации экономики система государственных закупок не только может, но и обязана создавать мощный стимулирующий эффект для развития национального хозяйства. Одним из рычагов социально-экономического развития страны является эффективное расходование бюджетных средств, что не представляется возможным без контроля качества не только закупаемых товаров, работ и услуг, но и контроля качества самого процесса государственного заказа - начиная от планирования и обоснования цены закупки, заканчивая анализом эффективности и результативности использования государственных средств.
Одним из показателей качества и эффективности государственных закупок являются результаты проведения проверок органами внутреннего государственного финансового контроля и органами контроля в сфере закупок соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Внутренний контроль всегда являлся объектом большого внимания, так как наличие внутреннего контроля на предприятии обуславливает собой наличие системы минимизации рисков, а также негативных последствий деятельности предприятия. Важным условием эффективного государственного управления является полноценная и качественная реализация контрольной функции.
Актуальность изучаемой темы состоит в том, что внутренний контроль занимает очень важное место в системе финансового контроля, так как от наличия хорошо работающей системы внутреннего контроля зависит экономическая эффективность функционирования государственных органов, а так как для обеспечения этой эффективности необходимо непрекращающееся совершенствование системы внутреннего контроля, то изучение в данной работе механизмов проведения внутреннего финансового контроля в сфере закупок, а также рассмотрение методов совершенствования внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок является актуальным.
Цель исследования - изучить пути возможности совершенствования проведения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок.
Задачи, сформированные в соответствии с поставленной целью:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы внутреннего государственного финансового контроля;
- рассмотреть российский и зарубежный опыт возникновения и развития внутреннего контроля;
- изучить понятие, формы и методы контроля в сфере закупок;
- рассмотреть особенности организации контрольной деятельности Федерального казначейства в сфере закупок;
- провести анализ результатов внутреннего финансового контроля в сфере закупок за 2017-2020гг.;
- провести анализ цифровизации финансового контроля в сфере закупок;
- разработать методические рекомендации по оценке качества контрольной деятельности в сфере закупок;
- применить методические рекомендации для оценки проведения внутреннего контроля;
- обобщить выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Предмет исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию оценки внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок.
Объектом исследования являются системы внутреннего финансового контроля в органах контроля в сфере
государственных(муниципальных)закупок.
...
В соответствии с поставленной целью исследования, были решены следующие задачи:
Рассмотрены теоретические и законодательные основы внутреннего государственного финансового контроля. Выявлено, что внутренний финансовый контроль в организациях государственного сектора предусматривает соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учёта, составления бюджетной отчётности, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств. Для регулирования внутреннего финансового контроля был создан целый ряд нормативно-правовых актов, а также, в частности, федеральные стандарты, которые утверждает Правительство Российской Федерации.
Дана характеристика основным аспектам финансового контроля в сфере закупок: рассмотрены органы контроля, их задачи и функции, а также рассмотрены формы и методы проведения контроля. Контроль в сфере государственных закупок осуществляет множество структур, их можно обобщить в 3 основные группы: правовые, общественные и финансовые. Правовым контролем в сфере государственных закупок занимается Федеральная антимонопольная служба. Она проводит контроль и надзор надлежащего исполнения законов о конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, рекламе, гособоронзаказе, а также в сфере закупок. Общественный контроль осуществляют как конкретные общественные организации, так и обычные граждане. В ходе общественного контроля можно получить независимую оценку итогов госзакупки, отслеживать ход исполнения контракта и запрашивать сведения о его исполнении, в случае выявленных нарушений - обращаться с заявлением в контролирующие органы, судебные инстанции. Финансовый контроль в сфере государственных закупок в РФ осуществляет прежде всего Федеральное казначейство. Оно проверяет законность составления и исполнения бюджетов, а также правильность и достоверность составления отчетов по результатам проведенной деятельности. Кроме казначейства контролировать финансовую сторону государственных закупок могут органы управления государственными внебюджетными фондами, региональные финансовые органы. Проверять госзакупки на предмет коррупционной, террористической и «отмывочной» составляющих имеет право и надзорный орган под названием Росфинмониторинг. Контроль в отношении документов, подлежащих контролю, осуществляется Федеральным казначейством при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок. В случае выявления в ходе проверки указанных выше документов подлежащих контролю и сведений каких-либо недостатков, должностные лица Федерального казначейства направляют субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений. Методами осуществления контрольной деятельности выступают проверка, анализ, обследование, мониторинг.
Проведен анализ результатов внутреннего финансового контроля в сфере закупок за 2017-2020 гг. по материалам, опубликованным на официальном сайте Федерального казначейства, а именно Отчетах о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В ходе анализа было выяснено, что количество выявленных нарушений в сфере закупок составляет 13,9% от объема проверенных средств при осуществлении контроля в сфере закупок, исходя из этого можно сделать вывод о том, что наличие такого количества нарушений приводит к неэффективному и не целевому использованию государственных средств. Также в ходе анализа было выяснено, что ежегодно заказчиками и поставщиками совершаются аналогичные нарушения, самыми частыми являются: нарушение формирования плана закупок и плана-графика закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, условий исполнения контрактов, порядка нормирования закупок.
...
1 Российская Федерация. Законы. Бюджетный Кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/5b996d177d7949b33799 b2d8fdc06a915bc89cf8/ (дата обращения 08.03.2022)
2 Российская Федерация. Постановление Правительства Российской
Федерации от 17.03.2014 № 193. Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89// Официальный интернет- портал правовой информации. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201403190008 (дата
обращения 01.12.2021)
3 Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от
06.02.2020 N 95 Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля// КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 344861/ (дата обращения: 05.12.2021)
4 Российская Федерация. Письмо Минфина России от 29.12.2015 № 02-11-05/77284// КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 193246/ (дата обращения
01.12.2021)
5 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ// Система КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144624/ (дата обращения: 15.05.2022)
6 Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от
06.08.2020 N 1193 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"// КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 359931/ (дата обращения 15.05.2022)
7 Российская Федерация. Приказ Казначейства России от 29.06.2020 N 200 "Об утверждении Положения об управлении внутренними (операционными) казначейскими рисками, внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе"// КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 356346/ (дата обращения 15.05.2022)
8 Владимиров, В. В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации / В. В. Владимиров // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации - 2012. - № 14. - С. 13-18.
9 Алчинова, Ф. Ю. Внутренний контроль в государственных учреждениях/ Ф. Ю. Алчинова // Учет. Анализ. Аудит. - 2021. - №4. - С. 90101.
10 Организация контрольной работы финансовых органов в условиях введения новых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля// Презентация заместителя министра финансов Ставропольского края: официальный сайт - 2020. - URL: https://mfsk.ru/docs/2020/0210/04%20%D0%A 1 %D 1 %83 %D 1 %81 %D0%BB%D0 %BE%D0%B2.pdf (дата обращения 05.12.2021)
11 Васина, Н. В. Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора / Н. В. Васина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 1(31). - С. 160-167.
12 Сонин, А. Внутренний аудит как важнейший элемент системы
управления компанией/ А. Сонин // Электронное издание: Институт внутренних аудиторов - URL: https://www.iia-ru.ru/inner auditor/publications/articles/vtoroy- testovyy-razdel/a-sonin-vnutrenniy-audit-kak-vazhneyshiy-element-s/ (дата
обращения 01.04.2022)
13 Боровицкая, М. В. К вопросу организации внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях / М. В. Боровицкая // АНИ: экономика и управление. - 2021. - №1 (34). - С. 390-394.
14 Куракин, А. В., Карпухин, Д. В. Правовые акты финансового контроля: в налоговой; бюджетной и банковской системах / А. В. Куракин, Д. В. Карпухин // Административное и муниципальное право. - 2017. - №12. - С. 48-61.
15 Белогина, Н. С. Периодизация развития и современное состояние внутреннего финансового контроля / Н. С. Белогина // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 126-137.
16 Конотопов, М. В. Экономическая история с древнейших времен до наших дней/ М. В. Конотопов, С. И. Сметанин, А. В. Тебекин. - 12-е изд. - Москва : Юрайт, 2017. - 639 с. - ISBN 978-5-9916-1288-3.
... всего 41 источников