ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования электронных средств учебного назначения для организации дистанционного взаимодействия 5
1.1. Взаимодействие, как педагогическая категория 5
1.2. Построение дистанционного взаимодействия в электронном обучении 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. Методические рекомендации по использованию средств электронного назначения в организации дистанционного взаимодействия на уроках технологии в основной школе 25
2.1. Особенности применения средств учебного назначения в электронном обучении для организации дистанционного взаимодействия на уроках технологии 25
2.2 Методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия при проектировании урока технологии в электронном обучении 69
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Одной из форм организации учебного процесса во время пандемии весной 2020 года стало дистанционное обучение, которое вызвало у многих учителей проблемы связанные с формированием взаимодействия в сети Интернет. Взаимодействие является одним из основных понятий обучения. Оно включает возможность обмениваться с учащимися информацией, мыслями, идеями и ведения с ними совместной деятельности, оказывающей влияние на результативность обучения. Поскольку в учебно-воспитательном процессе взаимодействие предполагает не только обмен информацией в процессе деятельности или общения, но и включает аспект установления связей и отношений, подразумевающих взаимное развитие качеств личности обучающего и обучающегося, следовательно важной задачей в системе обучения в электронной среде становится реализация перспективной формы коммуникации - удаленного взаимодействия.
Построение дистанционного взаимодействия в электронном обучении осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий и возможностей сети Интернет, которые способствуют внедрению электронных средств учебного назначения. Использование в педагогической деятельности электронных средств учебного назначения позволяет учителям не только разнообразить урок интерактивными элементами, улучшающими процесс передачи и закрепления учебной информации учащимися, но и организовать дистанционное взаимодействие в виртуальном пространстве. Однако не все дидактические средств гарантируют обеспечение удаленного взаимодействия при изучении всех дисциплин (в том числе технологии), так как они имеют различные опции и функционал. Чтобы подобрать наиболее эффективные дидактические средства из существующих в электронной среде необходимо тщательно изучить имеющиеся возможности. Обзор электронных средств учебного назначения, позволяющий определить те, которые помогут реализовать обратную связь с учащимися и построить совместное обучение на уроках по предмету «Технология» в системе электронного обучения представлен в данной выпускной квалификационной работе «Использование электронных средств учебного назначения для организации дистанционного взаимодействия на занятиях по технологии в средней школе».
Объект исследования: дистанционное взаимодействие участников учебного процесса в системе электронного обучения.
Предмет исследования: электронные средства учебного назначения, обеспечивающие организацию дистанционного взаимодействия.
Цель работы: рассмотреть электронные средства учебного назначения и выявить наиболее эффективные в организации дистанционного взаимодействия на занятиях по технологии в средней школе.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть модели и методы построения взаимодействия между учителем и учащимися на уроке.
2. Определить место электронных средств учебного назначения в дистанционном образовательном процессе.
3. Изучить доступные электронные средства учебного назначения и провести их сравнение по функциональным возможностям.
4. Разработать методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия при проектировании урока технологии в электронном обучении
Методы исследования: теоретический и эмпирический.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, который включает в себя литературу, периодические издания последних лет, Интернет источники. В первой части выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы организации взаимодействия между учителем и учащимися в электронном обучении. Во второй части представлен разбор электронных средств учебного назначения, которые способствуют организации дистанционного взаимодействия в электронном процессе обучения.
В результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета, в образовании стало возможным проводить обучение - дистанционно в электронном формате. Электронное обучение предоставляет учителям и учащимся возможность осуществить учебный процесс в дистанционной или смешанной форме. В 2020 году всем учителям пришлось проводить свои учебные занятия в дистанционной форме, которая вызвала немало проблем у некоторых учебных дисциплин, в том числе и у предмета «Технология». Исходя из проведенного в Интернете анализа отзывов и мнений учителей технологии, одной из выявленных проблем удаленного обучения является построение взаимодействия на уроке.
Взаимодействие в учебно-воспитательном процессе занимает особое место, поскольку от него зависит установление разнообразных связей и отношений, через которые формируется всестороннее развитие личности учащегося и учителя. Именно поэтому проблема организации взаимодействия с учащимися в электронной среде, сегодня особенно актуальна.
В электронном обучении, взаимодействие принимает новую форму - дистанционную, поскольку организуется посредством информационно-коммуникационных технологий и возможностей сети Интернет. Несомненно, формирование такого взаимодействия сложнее, чем в классическом обучении. Однако крупная коммуникационная сеть Интернета, предоставляет электронные средства учебного назначения, в которых можно организовать взаимосвязанную деятельность учителя и ученика.
Электронные средства учебного назначения обладают необходимыми возможностями, с помощью которых учитель может построить связь с детьми в Интернете. Однако, следует отметить, что не все электронные средства учебного назначения обладают функциями и опциями, способствующие организации дистанционного взаимодействия и проведению урока по дисциплине «Технология». Поэтому, в данной выпускной квалификационной работе была поставлена цель - рассмотреть электронные средства учебного назначения и выявить наиболее эффективные в организации дистанционного взаимодействия на занятиях по технологии в средней школе. Для ее достижения были решены поставленные задачи.
Для решения первой задачи в рамках выпускной квалификационной работы было изучено взаимодействие, как педагогическая категория, в частности рассмотрены модели отношений «учитель-ученики» и «ученики-ученики» на уроке, разобраны такие методы взаимодействия как: пассивный, активный и интерактивный, которые в учебном процессе повышают эффективность педагогического взаимодействия.
Для решения второй задачи в электронном обучении рассмотрены формы взаимодействия: синхронного и асинхронного. В каждой форме взаимодействия представлены возможности, которые обеспечивают дистанционное взаимодействие в электронных средствах учебного назначения.
Для решения третьей и четвертой задачи в практической части работы проведен разбор электронных средств учебного назначения на возможность организации в них дистанционного взаимодействия. Для каждой приведенной категории электронных средств подобраны сервисы и платформы, в которых рассмотрены предоставляющиеся пользователю функции и опции, преимущества и недостатки, а также составлены общие аналоговые сравнения и заключения. По результатам разбора электронных средств учебного назначения выдвинуты методические рекомендации по организации в них дистанционного взаимодействия.
В заключении следует отметить, что независимо от того, на сколько представленные электронные средства учебного назначения хороши и многофункциональны, они все равно полностью не заменят живого общения учителя с учениками. Однако в процессе обучения они могут стать альтернативным инструментом для установления обратной связи в смешанном обучении, которая предполагает применение ИКТ на уроке, или в условиях, когда очная работа с детьми невозможна.
1. The global and regional estimates are contained in Chapter 1 of the Measuring
the Information Society Report, 2018, [Электронный ресурс]. URL:
https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/events/wtis2018/default. aspx(дата обращения: 08.05. 2021)
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: Учеб. пособие для вузов.- Казань, 2000.-608с.
3. Бушуева Екатерина. Интернет уроки: описание и способы проведения.
[Электронный ресурс]. URL::
http://katerinabushueva.ru/publ/ikt v obrazoyanii/ikt v obrazovanii/ (дата
обращения: 29.05. 2021)
4. Взаимодействие учителя и ученика [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.org/component/link/link id,21916/Itemid,118(дата обращения: 06.05. 2021)
5. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова.— Ростов н/Д: Феникс,2010.-315с.
6. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс]. URL: https: //nsportal .ru/nachalnayashkola/materialy-o/2013/12/21/interativnye-metody-obucheniya(дата обращения: 19.05. 2021)
7. Использование интерактивных методов обучения на уроках [Электронный
ресурс]. URL: http://io.nios.ru/articles2/84/2/ispolzovanie-interaktivnyh-
metodov-obucheniya-na-urokah(дата обращения: 19.05. 2021)
8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2013
9. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 98 c.
10. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. Мин-во образования и науки. Уральский гос. Пед. университет. М. : Academia, 2007.
11. Ленторский В.А. Взаимодействие субъектов обучения. - М.: Педагогика, 2014
12. Маликова С. Б., Насонова Л. В. Интерактивное оборудование и интернет- ресурсы в школе. — М.: БизнесМеридиан, 2011.
13. Малинина Применение технологий смешанного обучения
иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936(дата обращения: 01.05. 2021)
14. Международная выставка-конференция по вопросам обучения с
применением технологий e-learning «Moscow Education Online», 19-21 октября, Holiday inn Sokolniki Moscow : сб. материалов. - М. : ООО «Синергия Экспо», 2011. - С. 29-31.
15. Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- № 9.
16. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
17. Пьянников М.М. Виды коммуникаций в системе дистанционного обучения
// Российский научно-педагогический журнал. - 2013. [Электронный ресурс]. - URL:
https://yatec.edu.yar.ru/normativnie dokumenti/polozhenie ob ell resursah.pdf(дата обращения: 08.05.2021)
18. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 6. С. 63-70.
19. Рубин, Ю. Б. Инструментальные методы e-learning: путь к комплексному ускорению / Ю. Б. Рубин // Прикладная информатика. — 2006. — № 5. — С. 85-92.
20. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. — М., (НИИ школьных технологий), 2005.
21. Технология, 8-9 класс, Технический труд, Книга 2, Казакевич В.М., Молева Г.А., 2012
22. Толковый словарь терминов «Интернет в образовании». [Электронный
ресурс]. - URL: http://blog.zabedu.ru/infbez/wp-
соп1еп1/ир1оадз/зйез/6/2014/10/Толковый-словарь-терминов.рдГ (дата
обращения: 06.06. 2021)
23. Фатыхова Р.М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы её формирования. - М.: Искусство и образование, 2014
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011.
25. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "Обобразовании в Российской Федерации"
26. Хребина С.В. Понятие «Взаимодействие» как базовая категория
педагогической психологии- 2006. [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vzaimodeystvie-kak-bazovaya-kategoriya-pedagogicheskoy-psihologii(дата обращения: 08.05.2021)
27. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.
28.Чернявская А. П. Образовательные технологии. — Ярославль, 2008.
29. Чумакова, В. А. Понятие и условия эффективности электронного обучения /
В. А. Чумакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 97-100. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11165/ (дата обращения: 21.05.2021) 30.Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 129, 184, 312; Григорьев В.
И., Мякишев Г. Я., Силы в природе, 3 изд., М., 1969; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Кедров Б. М., Энгельс и диалектика
естествознания, М., 1970, гл. 4.