Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта

Работа №166796

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 11
1.1. Проблема изучения эмоций в психологии 11
1.2. Особенности эмоциональных состояний в юношеском возрасте 19
1.3. Современное состояние исследования особенностей эмоциональных
состояний спортсменов в психологической литературе 28
Выводы по первой главе 38
Глава II. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Особенности эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся
санными видами спорта 47
Выводы по второй главе 65
Глава III. Психологическая программа коррекции эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта 67
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональных
состояний спортсменов 67
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональных состояний
спортсменов, занимающихся санными видами спорта 78
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 82
Выводы по третьей главе 87
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение


Актуальность исследования. Современный спорт включает в себя такую олимпийскую дисциплину, как скелетон (санный вид спорта). Этот вид соревновательной деятельности вносит большой вклад в спорт высших достижений, позволяя реализовать свой потенциал юному спортсмену, ушедшему по разным причинам из другого вида спорта, и направить весь накопленный спортивный опыт на достижение максимальных результатов в скелетоне.
Но, несмотря на множество медалей, завоёванных российскими скелетонистами на Чемпионатах мира, Европы и Олимпийских Играх, скелетон не является популярным видом спорта в нашей стране. Это можно объяснить его специфической физической и психологической нагрузкой, включающей в себя быстрый бег по разгонной эстакаде, трудоёмкую работу со спортивным снаряжением, проявление максимальных мышечных усилий при выполнении спортивной деятельности, а также, сложно-координационные перегрузки во время спуска по трассе, которые связаны с риском получения очень тяжелой травмы и возможным летальным исходом.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, скелетон, как вид спорта, не обладает достаточным научно-методическим обеспечением и исследованиями в области спортивной психологической подготовки спортсменов. В настоящее время не описано в научной литературе методических разработок по процедуре психологического отбора детей в скелетон. Еще большую сложность вызывает отсутствие научных трудов по дальнейшей психологической поддержке юного чемпиона на всех стадиях тренировочного процесса. Как показывает анализ сложившейся практики в данном виде спорте, всю работу по данному вопросу приходится проводить тренерам, работающим в спортивных школах своих регионов, как и во многих других видах спорта.
Учитывая, что тренеры не являются практикующими специалистами в области психологии спорта, а основным знанием в психологической подготовке спортсменов является их личный спортивный опыт, таким образом, можно полагать, что квалифицированного подхода в этом вопросе в практической деятельности не существует.
Зачастую, случаются ситуации, когда тренеры не учитывают возрастные особенности детей, характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества, делая акцент только на развитии физических данных. Пропускают принцип постепенности, предполагающий последовательное увеличение как физических, так и психологических нагрузок (при том, что эти нагрузки неразрывно связаны между собой на всем пути тренировочного процесса у спортсмена), допускают возможность неподготовленному детскому организму получить чрезмерно тяжелую нагрузку или физическую травму, что в дальнейшем приводит к психологической травме спортсмена, к нежеланию заниматься спортом или конкретным его видом.
Кроме этого, в процессе работы со спортсменом, тренерам не всегда удается подобрать правильный подход к своему подопечному, мотивировать его на преодоление трудностей. Порой тренер использует один и тот же стиль общения со всеми своими спортсменами, не учитывая их личностных особенностей. Но, так как, спортивная деятельность протекает в сложных условиях, на пределе возможностей человеческого организма, резко увеличивается значение индивидуальных свойств нервной системы и темперамента.
Для эффективной работы со спортсменом, тренеру необходимо учитывать его индивидуальные черты характера, особенности высшей нервной деятельности. Зачастую, хорошо подготовленные физически и технически спортсмены проигрывают на соревнованиях из-за своей психологической неготовности и отсутствия адекватной психологической поддержки со стороны тренера. Поэтому проблема изучения личностных характеристик спортсменов для учета их особенностей в психологической подготовке к соревнованиям весьма актуальна.
Исследования индивидуально-психологических особенностей спортсменов и учёт их результатов при планировании тренировочного процесса, а также использование в комплексном подходе при подготовке к соревнованиям, позволит тренеру лучше понимать своего спортсмена, эффективнее взаимодействовать с ним для достижения наивысших результатов в спорте.
Также нужно отметить, соревновательная деятельность отличается высоким эмоциональным напряжением, на которое спортсмены, в зависимости от своих индивидуальных психологических особенностей, выдают разные виды эмоциональных состояний, такие, как - предстартовая апатия, боевая готовность, предстартовая лихорадка. Эти состояния определяются уровнем личностной соревновательной тревожности, а также зависят от вида спортивной деятельности. В связи с тем, что скелетон связан с высокими физическими нагрузками и повышенной вероятностью травматизма, спортсмены в этом виде спорта нередко испытывают различные виды страхов. Среди таких видов страха можно выделить, как общеспортивные, так и специализированные, характерные только для данного вида спорта. Высокий уровень страхов у спортсменов влияет на результаты, показываемые ими в тренировочной и соревновательной деятельности, это в первую очередь, касается дебютантов соревнований, а также спортсменов, чьё предыдущее выступление закончилось неудачей.
Таким образом, в скелетоне назрела проблема, состоящая в отсутствии методических разработок по психологической подготовке скелетонистов и недостаточной психологической грамотности тренеров, не позволяющей им обеспечить высокий уровень психологической поддержки спортсменов.
В связи с этим, представляются актуальными разработка методики по изучению страхов у юных скелетонистов, которая позволит ещё на ранних этапах подготовки спортсменов выявлять конкретные виды страхов, не позволяющие юным спортсменам проявить себя, а также разработка индивидуальной развивающей программы по коррекции эмоциональных состояний, применение которой позволит оптимизировать уровни личностной соревновательной тревожности и спортивных страхов у скелетонистов.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в изучении особенностей эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта и обосновании программы психологической коррекции спортивных страхов, требующих серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области знаний.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта, проявляются в высоком уровне спортивных страхов и личностной соревновательной тревожности. Использование разработанной нами программы окажет положительное влияние на снижение спортивных страхов и личностной соревновательной тревожности у данного контингента испытуемых.
Объект исследования: эмоциональные состояния спортсменов.
Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта и разработать программу психологической коррекции личностной соревновательной тревожности и спортивных страхов у данного контингента испытуемых.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта.
3. Разработать программу психологической коррекции эмоциональных состояний спортсменов, занимающихся санными видами спорта и определить её эффективность.
Методы исследования: обзор и анализ научно-методической литературы, констатирующий и формирующий психологические эксперименты, математико-статистическая обработка результатов.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии по изучению психологии эмоций: В.К. Вилюнас [12], Л.С. Выготского [17], К.Е. Изард [29], Б.И. Додонова [26], Е.П. Ильина [31] и другие; психологии спорта: Г.Д. Горбунова [24], Р.М. Загайнова [37], Е.П. Ильина [30, 32], Кон И. С. [35] и т.д.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе КГБУ «СШОР по санным видам спорта» г. Красноярска, в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и краевых соревнований.
Источником исследования явились методологические установки, научные исследования по вопросам эмоциональных состояний в разных видах спорта, опыт профессиональной деятельности спортсменов и тренеров Федерации бобслея и скелетона России, КГБУ «СШОР по санным видам спорта» города Красноярска, личный спортивно -психологический опыт магистранта.
В исследовании приняли участие 60 спортсменов 12-17 лет, занимающихся скелетоном на этапах спортивной подготовки (12-14 лет) и спортивной специализации (15-17 лет) в СШОР по санным видам спорта г. Красноярска, а также, 20 спортсменов в возрасте 15-17 лет, занимающихся скелетоном на этапе спортивной специализации из «СШОР «Хлебниково» Московская область и «СШОР «Воробьевы горы» г. Москва.
Этапы проведения исследования:
Исследование проводилось в 5 этапов.
Первый этап исследования (сентябрь - декабрь 2018 г.) был посвящён определению проблемы, анализу её изученности, освещённости в литературе, теории и практике психологии спорта, применения в системе психологической подготовки спортсменов. Проведен анализ имеющихся в научно - методической литературе методик, результатов исследований в спортивной психологии, раскрывающих возможности коррекции эмоциональных состояний у спортсменов, занимающихся разными видами спорта.
В ходе второго этапа (январь - май 2019 г.) определялись задачи, методы исследования. Планировался и осуществлялся констатирующий эксперимент, задачами которого были: рассмотреть отличия в предстартовых психологических состояниях в скелетоне; выявить преобладающие типы темперамента среди спортсменов, занимающихся санными видами спорта.
Задача третьего этапа (июнь - сентябрь 2019 г.) состояла в продолжении психологического исследования, задачами которого были: определить уровни личностной соревновательной тревожности в скелетоне и одиночных санях; определить уровни спортивных страхов в скелетоне; разработать методику по определению специализированных страхов скелетонистов.
Четвёртый этап (октябрь 2019 - март 2020 г. г.) заключался в проведении формирующего эксперимента, целью которого являлась коррекция личностной соревновательной тревожности и уровня спортивных страхов у скелетонистов возрастной группы 15-17 лет. Формирующий эксперимент включал в себя участие 40 спортсменов, которые были разделены на четыре группы, две экспериментальные группы по 10 юношей и 10 девушек из города Красноярска и две контрольные группы по 10 юношей и 10 девушек из московской области и города Москва.
Пятый заключительный этап (апрель - сентябрь 2020 г.) заключался в диагностике методики по определению специализированных страхов скелетонистов и проведении исследования взаимосвязи результатов двух методик определения спортивных страхов.
Данный этап завершается сбором и обсуждением проведённого констатирующего, формирующего и контрольного исследований, обработке, анализу результатов исследования и оформлению магистерской диссертации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена использованием в работе фундаментальных положений в области теории и методики психологии спорта, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования с применением современных методов математико-статистической обработки данных.
Теоретическая значимость: представлен новый подход к исследованию уровней эмоциональных состояний спортсменов, который может быть применен в целях расширения знаний о методических путях психологической подготовки в тренировочном процессе скелетонистов.
Полученные результаты дополняют теоретические знания в области психологической регуляции и коррекции спортивной деятельности в санных видах спорта, на примере вида спорта скелетон.
Практическая значимость: разработанная методика позволяет тренерам по скелетону без участия спортивных психологов выявлять уровень и конкретные виды специализированных страхов скелетонистов и учитывать полученные данные при подготовке своих спортсменов.
Составленная нами программа по регуляции и коррекции эмоциональных состояний спортсменов 15 - 17 лет помогает расширить представление о самом себе, о своих внутренних резервах и достичь каждым спортсменом своей цели.
Проделанная работа, освещающая аспекты эмоциональной сферы, а в частности, эмоциональных состояний у юниоров, занимающихся санными видами спорта, будет полезна для спортивных психологов, начинающих работать со скелетонистами.
Апробация результатов: основные положения магистерской диссертационной работы изложены в пяти печатных работах, первая работа опубликована в сборнике «Психология особых состояний: от теории к практике». Материалы региональной межвузовской научно -практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов - «Психологические состояния скелетонистов в возрасте 15-16 лет» (2019). Вторая работа опубликована в журнале, индексируемом РИНЦ: «Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология» - «Определение соотношения типов темперамента у подростков, занимающихся санными видами спорта» (2019). Третья работа опубликована в сборнике «Психология особых состояний: от теории к практике». Материалы III Всероссийской научно - практической конференции - «Исследование личностной соревновательной тревожности у спортсменов 15-16 лет в санных видах спорта» (2020). Четвёртая работа опубликована в журнале, рецензируемом ВАК: «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» в разделе «Психология спорта» - «Определение уровня страха у скелетонистов 12-17 лет (2020)». Пятая работа опубликована в сборнике «Психология особых состояний: от теории к практике». Материалы региональной межвузовской научно - практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов - «Индивидуальная развивающая программа по коррекции эмоциональной сферы подростков 15-17 лет» (2021).
Структура диссертационной работы:
Магистерская диссертационная работа изложена на 127 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка и 1 приложения. В тексте диссертации приводится 8 рисунков и 23 таблицы. В библиографическом списке 106 источников, в том числе, 13 зарубежных авторов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование эмоциональных состояний спортсменов, несмотря на определённые сложности, связанные с поиском достаточно валидных, надежных и эффективных средств для объективного изучения, представляет большой интерес для спортивных психологов, а также тренеров, которые хотят помочь своим спортсменам по максимуму реализовать их спортивный потенциал.
Эмоциональное состояние спортсменов очень сильно влияет на результат в соревнованиях. Так, психологически неготовый спортсмен может проиграть более слабому в физическом и техническом плане, но более эмоционально устойчивому сопернику.
Все спортсмены перед соревнованиями испытывают различные эмоциональные состояния, такие как тревожность, ощущение страха. Эти проявления могут иметь различный уровень интенсивности и влиять на процесс выступления, мешая или помогая собраться спортсмену в ответственный момент.
Этим объясняется актуальность разработок психокоррекционных мероприятий эмоциональных состояний спортсменов, которые будут способствовать бережному проживанию спортсменом сложных периодов спортивной деятельности, а также помогут сформировать внутренний стержень и подготовится к более серьезным испытаниям.
Исходя из вышеизложенного, нами была предпринята попытка исследования эмоциональных состояний спортсменов санных видов спорта, на примере скелетонистов. В констатирующем эксперименте были исследованы предстартовые эмоциональные состояния, которые не показали различий в данных состояниях у юношей и девушек, но были выявлены достоверные различия в эмоциональной состояниях у разных возрастных категорий спортсменов.
Была начата работа по созданию методики определения специализированных страхов скелетонистов, которая представляет собой вид диагностики эмоциональных состояний в санных видах спорта на разных этапах спортивной деятельности. При сравнении её с методикой «Страхи спортсменов» были получены близкие по значению результаты. Выявлено, что уровень специализированных страхов у спортсменов скелетонистов детерминирован спортивным опытом и половой принадлежностью, у юношей уровни страха ниже, чем у девушек; с возрастом и увеличением спортивного опыта уровни страхов снижаются у обоих полов. Но, учитывая объективные трудности её валидации и определения надежности, а также ограничения в сроке подготовки, данная работа не завершена окончательно и продолжается в настоящее время.
Сравнение соревновательной личностной тревожности у скелетонистов с саночниками показало, что уровень соревновательной тревожности у скелетонистов выше, чем у саночников. Статистически значимых различий в уровне тревожности между юношами и девушками не было выявлено ни среди саночников, ни среди скелетонистов.
Нами была разработана программа психологической коррекции эмоциональных состояний спортсменов 15-17 лет, занимающихся санными видами. Программа включала в себя занятия, которые длились на протяжении шести месяцев (соревновательный сезон) в экспериментальных группах юношей и девушек.
В результате проведенного формирующего эксперимента выявлено, что юноши характеризуются низким уровнем спортивных страхов, а у девушек преобладает средний уровень спортивных страхов; уровень спортивных страхов юношей в целом ниже, чем у девушек, а тревожность выше; после коррекции эмоциональных состояний в экспериментальных группах произошли изменения в уровнях страха и личностной соревновательной тревожности; в контрольной группе у девушек никаких изменений не произошло, а в контрольной группе юношей произошло некоторое снижение спортивных страхов и личностной соревновательной тревожности, однако, значительно более слабое, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, гипотеза нашей работы, заключающаяся в предположении, что использование разработанной нами программы психологической коррекции эмоциональных состояний спортсменов окажет положительное влияние на снижение спортивных страхов и личностной соревновательной тревожности спортсменов, занимающихся санными видами спорта, получила свое подтверждение.
Ограничениями нашей работы являются малые выборки в связи небольшим количеством занимающихся скелетоном в России. Это не позволяет провести статистическую обработку данных, полученных в формирующем эксперименте.
Таким образом, проделанная работа является началом более глубокого исследования в области эмоциональных состояний спортсменов на примере скелетонистов 12-17 лет, которое будет продолжено в дальнейшем.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. и 2. - М. - Педагогика, 1982. 512 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
4. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., «Наука», 1979, 453 с.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 1-5 с.
6. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. - Вып.2. - Красноярск: Литера- принт, 2009. - 237 с.
7. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типологии личности. М., 2000.
8. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: автореферат дис. канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. "Психология", "Клиническая психология". - М.: Академия, 2007.
10. Василенко, В. Е. Возрастные кризисы жизненного цикла: учеб, пособие / В. Е. Василенко, В. Р. Манукян. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
11. Ваш психолог [Электронный ресурс]: URL: http://www.vashpsixolog.ru/(дата обращения: 28.11.2020).
12. Вилюнас В. К. Психология эмоций / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
13. Виноградов В. Е. Коррекция психоэмоционального состояния
квалифицированных боксеров путем телесно-кинестетических мобилизационных воздействий / В. Е. Виноградов, Н. Л. Высочина, Р. А. Рыбачок // Наук. - пед. пробл. физ. культуры: наук. НПУ м. Н. П. Драгоманова. - 2015. - Вып. 10 (65). - С. 39-42.
14. Волков, И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волков. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 288 с.
15. Волков, И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И.П. Волков. - Санкт-Петербург: БПА, 2001. - 187 с.
16. Волкову Б. С. Психология ранней юности: учеб, пособие для студ. пед. вузов / Б. С. Волков. - М.: Сфера, 2001.
17. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое
исследование / Л.С. Выготский, Собрание сочинений. Т. 4. - М.:
Педагогика, 1984.
18. Высочина Н. Л. Оптимизация системы целеполагания у спортсменов методом коучинга / Н. Л. Высочина // Вкн. Черню. нац. пед. ун-ту. - 2013.
- Т. 1, вып. 112. - С. 75-78.
19. Гаврилюк В. К. В сб.: Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. С. 100;
20. Гладков В. Н. Психопрессинг лидерства. К проблеме модификации личности (опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений) / В. Н. Гладков. - М.: Сов. спорт.
- 2007. - 188 с.
21. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Изд-во «Прогресс», 1976. - 495 с.
22. Годфруа Ж. Статистика и обработка данных / Ж. Годфруа // Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - С. 277-316.
23. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., Психол. ин -т РАО, 1993.
24. Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой / Канд. психол. наук Г. Д. Горбунов; О-во "Знание" РСФСР, Ленингр. организация. - Ленинград: о- во "Знание" РСФСР, Ленингр. организация, 1976. - 32 с.
25. Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. канд. наук. М., 1970.
26. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
27. Загайнов, Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография / Р.М. Загайнов. - Москва: Советский спорт, 2010. -232 с.
28. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М. Планета детей, 1997, 325 с.
29. Изард К.С. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. - 467 с.
30. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. - 701.
31. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2007.
- 783 с. - (Серия «Мастера психологии»).
32. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
33. Ильин Е. П.И46 Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с: ил.
34. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 530 с.
35. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989.
36. Коновалова М.Д. Экспериментальная психология. Издательство: Высшее образование, 2009., - 180 с.
37. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 146.
38. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб: Речь, 2002. - 184 с.
39. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. СПб6 Питер, 2001.
- 512 с.
40. Курашвили В. А. Ментальный тренинг в спорте высших достижений / В. А. Курашвили // Вестн. спорт. инноваций. - 2011. - № 22. - С. 11.
41. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
42. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 15-20.
43. Леонтьев, Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться / Д.А. Леонтьев // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - № 2. - С.107119.
44. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000.
45. Лук А. И. Эмоции и личность. М., 1982.
46. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
47. Марищук В. Л. Методы психодиагностики в спорте. Минск, МГВРК,
2008. - 221 с.
48. Математическая статистика: Учебник / Иванова В.М., Калинина В.Н., Нешумова Л.А. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1981. - 371 с.
49. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 1999. - 456с.
50. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А. Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
51. Некрасов, В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 132 с.
52. Николаев, А.Н. Психология тренерской деятельности в детско- юношеском спорте: дис. д-ра психол. наук: 13.00.04: защищена 10.11.05 / Николаев Алексей Николаевич; С. - Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2005. - 53 с.
53. Общая теория статистики: Учебник / Т. В. Рябушкин, М. Р. Ефимова, И. М. Ипатова и др. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 279 с.
54. Основные статистики и таблицы / Электронный учебник StatSoft // Copyright StatSoft. Jnc/. 1984-2001. - 27 c.
55. Панков В. А. Современные технологии оптимизации тренировочного процесса в спорте высших достижений (аналитический обзор новейших исследований технологий спортивной подготовки) / В. А. Панков // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 8. - С. 49-54.
56. Пантелеева, Т. В. Психологические особенности и развитие
эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т. В. Пантелеева. - Текст: непосредственный //
Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 11-14.
57. Пирожкова В. О. Влияние эмоционального интеллекта на соревновательную надежность спортсменов и их способность к произвольной саморегуляции поведения / В. О. Пирожкова // Физ. культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 79-83.
58. Платонов В. Н. Подготовка национальных команд к Олимпийским играм: история и современность / В. Н. Платонов, Ю. А. Павленко, В. В. Томашевский. - К.: Изд. дом Д. Бураго, 2012. - 252 с.
59. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. / В. Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2015. - Кн. 1. - 680 с.
60. Пуни. А. Ц. Методы психологического исследования в спорте. М-ФиС., 2010. - 173 с.
61. Пономарев, Н.И. Сущность спортивного соревнования / Н.И. Пономарев // Спорт за рубежом. - 1978. - №7. - С. 12-17.
62. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст - СПб.: Питер, 2009.
63. Психология физической культуры и спорта: учебник / под ред. А.В.
Родионова. - Москва: Академия, 2010. - 365, [1] с. - (Высшее
профессиональное образование). - Гриф УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. - Библиогр. - 361 с.
64. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2012.
65. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
66. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. - М.: Мир, 2002.
67. Роговин М.С. Психологическое исследование. - Ярославль, ЯрГУ, 1979. 66 с.
68. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - Москва: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
69. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов. - Москва: ТОО «ДАР», 1995. - 64 с.
70. Ромек В.Г. Поведенческая теория страхов // Прикладная психология, 2002, № 4.
71. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720 с.
72. Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятор функционального состояния юных спортсменов // национальный психологический журнал. - 2018. - № 4(32). - С. 96-108.
73. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 159 с.
74. Серова Л. К. Психология личности спортсмена / Л. К. Серова. - М.: Сов. спорт, 2007. - 116 с.
75. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - С-Пб., 2002.
76. Симонов В.П. Что такое эмоция. М., 1966.
77. Современная психология. Под ред. В.Н. Дружинина. М.: Инфра., 2000.
78. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: метод. пособие / В. Ф. Сопов. - М.: Москомспорт, 2010. - 116 с.
79. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24.
80. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой. - Москва: Советский спорт, 2005. - 286 с.
81. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 384 с.
82. Султанов, Т.Н. Психологические особенности преодоления экстремальных ситуаций спортсменами различных специализаций: автореф. дис. канд. психол. наук: специальность 13.00.04 «Теория и методика физ. воспитания, спортив. тренировки, оздоровит. и адаптив. физ. Культуры» / Султанов Тимур Николаевич; [Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта]. - Санкт-Петербург,
2009. - 24 с.
83. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: учебное
пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - «Психология». - М.: УМК
«Психология», 2002. - 208 с.
84. Фишер Р. А. Статистические методы для исследователей / Р. А. Фишер; пер. с англ.; уч. изд. - М.: Госстатиздат, 1958. - 267 с. - Перевод изд.: Statistical methods for research workers by R.A. Fisher, 1954.Фуллье А. Темпераментъ и характеръ. Пер. Линда., М. 1896.
85. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: ФиС, 1980. - С. 55-62. Р.Х. Психология эмоций: новый подход. // Мир психологии, 2002,№ 4.
86. Шогенов Р.Х., Ветвицкая С.М. Роль темперамента в спорте // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6.
87. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № I. С. 6-20.
88. Юрков А.С. Психология особых состояний: от теории к практике. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019 г.
89. Юрков А.С. Определение соотношения типов темперамента у подростков, занимающихся санными видами спорта. Вестник самарской гуманитарной академии. Серия: психология. Самарская гуманитарная академия (Самара) - 2019 г.
90. Юрков А.С. Исследование личностной соревновательной тревожности у спортсменов 15-16 лет в санных видах спорта. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2020 г.
91. Юрков А.С. Определение уровня страха у скелетонистов 12-17 лет.
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
Издательство: Научно-издательский центр "Теория и практика
физической культуры и спорта" (Москва) - 2020 г.
92. Юров И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И. А. Юров. - М.: Сов. спорт, 2006. - 163 с.
93. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1978.
94. Bybee J., &Quiles Z.N. (1998). Guilt and mental health. In J. Bybee (Ed.) Guilt and children. San Diego, Academic Press, 269-291. doi: 10.1016/B978- 012148610-5/50014-X.
95. Eysenck H.I, Eysenck M.W. Personality and individual differences. N.Y. Plenum Press. 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ