Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коллективная творческая деятельность как средство формирования межличностных отношений младших школьников (Московский городской педагогический университет)

Работа №166777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, в нем приняло участие 20 детей.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
1.1 Определение понятий «воспитание», «навыки взаимодействия», коллективная деятельность 5
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования навыков взаимодействия у детей 1-4 классов 9
1.3 Основные цели и задачи формирования навыков взаимодействия младших школьников в современной школе 14
1.4 Формирование социальной активности у младших школьников в условиях коллективной творческой деятельности 16
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
2.1 Диагностика уровня сформированности межличностных отношений младших школьников 20
2.2 Программа развития межличностных отношений младших школьников в условиях школьного театра 26
2.3. Методические рекомендации педагогам по формированию межличностных отношений младших школьников в условиях школьного театра 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40


Современный ФГОС НОО ориентирует учителей на формирование важнейших компетенций, которые позволят каждому ученику реализовать себя в жизни, добиться успеха. Наиболее важными являются коммуникативные компетенции. В процессе их формирования происходит развитие личности человека, а также мировоззрения. Преподавание также можно рассматривать как средство формирования коммуникативных компетенций. Одним из средств, способствующих накоплению коммуникативных компетенций в период развития ребенка, называют театральную деятельность. Зачастую она недооценивается в образовательном процессе, но дает много возможностей для развития детей, особенно для формирования коммуникативных компетенций.
Актуальность темы обусловлена необходимостью создания эффективных методик и подходов к развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. В условиях быстро меняющегося мира и постоянного обновления информации, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится одним из ключевых факторов успеха.
Проблемой исследования является недостаточность продуктивных методик реализации творческой деятельности в формировании коммуникативных компетенций младших школьников в условиях школьного театра.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных компетенций у детей младшего школьного возраста в условиях школьного театра.
Целью данной работы является изучение особенностей формирования межличностных отношений у младших школьников в современных условиях. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования навыков взаимодействия.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования навыков взаимодействия у детей 1-4 классов.
3. Проанализировать основные цели и задачи формирования навыков взаимодействия младших школьников в современной школе.
4. Выявить роль школьного театра и его влияние на формирование коммуникативных компетенций младших школьников.
5. Выявить уровень сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников в условиях школьного театра.
6. Разработать программу развития коммуникативных компетенций младших школьников в условиях школьного театра.
7. Разработать методические рекомендации для педагогов по реализации программы развития коммуникативных компетенций младших школьников в условиях школьного театра.
Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение, сравнение, математическая обработка данных.
Методологической основой исследования данной работы послужили Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В младшем школьном возрасте у ребенка формируются элементы социальных чувств, навыки социального поведения, повышается ответственность за свои слова и поступки, стремление помогать сверстникам и налаживать контакты с окружающими людьми. Дети становятся более восприимчивыми к сделанным замечаниям, осознают установки окружающих их людей, мотивы своего поведения, значимость конфликтных ситуаций, так как находятся в фазе становления личности. Непосредственные эмоциональные отношения являются основой для установления межличностных контактов младших школьников.
Участие в школьном театре развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует способность воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует формированию коммуникативных компетенций – умения взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание поделиться впечатлениями.
Результаты проведённой диагностики на констатирующем этапе педагогического эксперимента показали, что основная часть детей находится на среднем уровне сформированности коммуникативных компетенций.
Для успешного формирования коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста в условиях школьного театра, на формирующем этапе педагогического эксперимента нами была разработана специальная программа, использование которой позволит формировать коммуникативные компетенции младших школьников, а именно: эмоциональную выразительность, навыки слушания и восприятия, вербальную и невербальную коммуникацию, сотрудничество и взаимодействие, разовьёт творческое мышление, эмпатию, социальные навыки.
Итак, театр – это один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) в процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются познания детей об окружающем мире;
2) развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
3)активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи;
4)улучшается мелкая моторика, координация, плавность,
переключаемость, четкость движений;
5) происходит коррекция поведения;
6) развивается чувство коллективизма;
7) стимулируется развитие творческой, исследовательской активности, самостоятельности.
Наше исследование является ступенью к решению общей проблемы формирования коммуникативных компетенций младших школьников в условиях школьного театра.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Таким образом, участие в школьном театре способствует формированию коммуникативных компетенций младших школьников.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=m3r8eos5v3211844414
2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие/ В. В. Абраменкова. Москва: ПЕР СЭ, 2017. 431 с.
3. Антропова, Н. В. К вопросу о развитии коммуникативных умений младших школьников посредством коллективной творческой деятельности / Н. В. Антропова // Студенческий. – 2023. – № 3-3(215). – С. 5-7.
4. Бабушкина, С. А. Деятельность педагога-психолога по формированию у младших школьников навыков взаимодействия со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Бабушкина // Молодежная наука: современные векторы развития специального образования : Материалы IV всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием и VIII международной студенческой научно-практической конференции, Москва Минск, 04–05 апреля 2024 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. – С. 234-238.
5. Барнаш, А. В. Формирование коммуникативных навыков младших школьников в коллективной творческой деятельности / А. В. Барнаш, Я. А. Фрикке, А. С. Соловьева // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 84-4. – С. 40-43.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
7. Горохова Ю.В. Организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников // Молодой ученый. 2016. № 16 (120). С. 330-332.
8. Догучаева, Т. А. Формирование межличностных отношений младших школьников посредством коллективной художественно-творческой деятельности / Т. А. Догучаева, А. Т. Моллаева // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 65.
9. Костенко Ю. К. Формирование навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во внеучебной деятельности : диссертация ... канди-дата педагогических наук : 13.00.01 / Костенко Юлия Константиновна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского]. Саратов, 2018. 223 с.
10. Кравченко И.В. Топильская, С.В. Социализация обучающихся младшего школьного возраста // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 67-70.
11. Лазарев М.А., Подвойский В.П., Стукалова О.В. Педагогическое обеспечение преодоления социальной индифферентности студентов гуманитарных вузов: социально-культурный подход: монография. Под общ. ред. В.П. Подвойского. -Москва: МАО; Даугавпилс: ДУ. 2016. 152 с.
12. Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
13. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг / Л. А. Петровская // Общение - компетентность -тренинг: Избранные труды. - Москва.: Смысл, 2017. - 210 c.
14. Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Москвина А.С. . Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе. -Педагогическое образование и наука. 2016. № 1:34-40
15. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубин-штейн. Москва [и др.] : Питер, 2012. 705, [7] с.
16. Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте на-чального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. 832 c.
17. Тютюбеева, Л. А. Формирование социальной активности у младших школьников в условиях коллективной творческой деятельности / Л. А. Тютюбеева // Вестник научных конференций. – 2023. – № 4-1(92). – С. 114-117.
18. Шило, Т. Б. Коллективное творческое воспитание младших школьников в проектной деятельности: особенности организации / Т. Б. Шило // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2023. – № 2. – С. 68-73.
19. Шмаков, С.А. Коммуникативные игры [Текст] / Сталь Шмаков. – Москва : Новая школа, 2005. – 190 с
20. Шубкина Т.Н. Развитие концепции в ФГОС в педагогической науке и практике: содержание и структура: лекция [Текст] / Т.Н. Шубкина. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. – 72 с.
21. Якиманская И.С. Педагогическая психология (основные проблемы) : учебное пособие / И. С. Якиманская. Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2008. 646, с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ