Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Картины В. И. Сурикова как источник в школьном курсе истории России

Работа №166773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Живописные произведения В. И. Сурикова, как средство обучения истории в курсе «Истории России» для 7-8 классов 9
1.1. Дидактические средства обучения отечественной истории и
особенности их реализации в 7-8 классах 9
1.2. Анализ возможностей использования живописных произведений
В. И. Сурикова в школьном курсе изучения истории для 7 и 8 классов. 20
1.3. Анализ педагогического опыта работы с живописными
произведениями В.И. Сурикова в школьном курсе изучения истории России 38
Глава II. Методические рекомендации по использованию визуальных исторических источников как средства изучения истории в школьном курсе 44
2.1 Методические рекомендации, полагающие необходимость
интерпретации живописных произведений В. И. Сурикова как визуальных исторических источников в школьном курсе истории России 44
2.2 Методические рекомендации по использованию визуальных
исторических источников в УМК других изданиях 59
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение


Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования визуальных исторических источников в процессе реализации школьного курса отечественной истории, поскольку воспитание культуры обращения к источникам обнаруживает саму сущность предметной дисциплины «История». На фоне концентрации информационных объемов и необходимости обучения школьников навыкам не только самостоятельного поиска необходимых источников информации, но их верификации и последующей оценки сущностных явлений, определяющих характер информации, значение приобретает становление предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий, благодаря которым можно определить уровень обученности школьников.
Кроме того, актуальные уроки истории свидетельствуют о том, что вне доказательных инструментов, свидетельств и средств обнаружения подлинности интерпретируемых событий трудно установить историческую реальность, описываемую во множестве произведений историков.
Использование различных исторических источников позволяет осознать взаимосвязь характеристик исторического процесса, определяющих объективные и субъективные условия его формирования. В соответствии с требованиями ФГОС ОО, ведущими к становлению целостной научной картины мира, определяющей результаты обучения граждан на разных уровнях системы непрерывного образования, школьники должны уметь:
- распознавать характер исторического источника,
- сопоставлять данные, представленные историческими источниками,
- аргументированно объяснять отношение к событиям,
- использовать результаты использования принципа наглядности в обучении.
С точки зрения методической поддержки учебного процесса использование исторических источников позволяет концентрировать внимание школьников на познавательной задаче и помочь им осмыслении образов прошлого, иногда не получающих поддержки в учебном процессе за счет формируемого ощущения рутины. Поэтому, полагая действенным процесс активизации познавательной деятельности и воображения с помощью изучения, вовлечения в ученый процесс исторических источников всех категорий, можно добиться результатов, определяющих:
- умения анализировать, обобщать информацию и делать выводы,
- внимание при ознакомлении с историческими документами,
- актуализацию сформированных навыков,
- опыт работы с интерпретируемыми материалами.
По мере того, как задачи, связанные с использованием исторических источников в школьном цикле обучения истории рассматриваются многими ведущими педагогами, психологами и методистами, предлагающими организацию учебного процесса.
Например, работы А. А. Вагина, Е. Е. Вяземского, И. Я. Лернера, А. С. Маджарова, О. Ю. Стреловой, в которых анализируются вопросы, связанные с использованием исторических источников на уроках истории.
Важное значение для определения возможности вовлечения исторических источников в школьный курс истории имеет общая направленность событий, соотносимая с отечественной историей, рассматриваемой в 7-8 классах. Обращение к историческим источникам в этих курсах способствует развитию познавательного интереса школьников к предмету, дает возможность приобрести первый личный опыт наблюдения и изучения разных свидетельств о жизни и деятельности людей в прошлом.
Обзор методических возможностей преподавания курсов истории России в 7, 8 классах показал, что педагоги осознают необходимость использования исторических источников, в том числе и визуальных и тем не менее, часто испытывают трудности в процессе формирования междисциплинарных связей для определения содержательного наполнения курса.
Поэтому, обращая внимание на художественное наследие В. И. Сурикова, известного в области исторического жанра как произведения, способные выполнять роль визуальных исторических источников, способствующих активизации познавательного интереса школьников, можно предположить высокую степень значимости методических предложений, связанных с обеспечением данной возможности для развития знаний школьников 7-8 классов в области истории.
Объект исследования: школьный курс истории России.
Предмет исследования: живописные произведения В. И. Сурикова как визуальные исторические источники в процессе обучения истории в 7, 8 классах.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по использованию живописных работ В. И. Сурикова как визуальных исторических источников в школьном курсе изучения истории.
На основании изучения методической, психологической и педагогической научной литературы была выдвинута следующая гипотеза научной работы: использование визуальных исторических источников, представленных произведениям В.И. Сурикова при изучении курса истории России в 7, 8 классах будет способствовать формированию познавательного интереса обучающихся, развитию метапредметных и личностных УУД на основе изучения предметов материальной культуры прошлого.
Исходя из цели исследования и рабочей гипотезы, были выведены следующие задачи исследования:
- рассмотреть дидактические средства обучения отечественной истории и особенности их реализации,
- проанализировать возможности использования живописных произведений В. И. Сурикова в школьном курсе изучения истории для 7 и 8 классов,
- изучить педагогического опыта работы с живописными произведениями В. И. Сурикова в школьном курсе изучения истории России,
- исследовать рекомендации, полагающие необходимость интерпретации живописных произведений В. И. Сурикова как визуальных исторических источников в школьном курсе истории России ,
- предложить методические рекомендации по использованию визуальных исторических источников в УМК других изданиях.
Степень разработанности темы: для детальной разработанности проблематики данного исследования было необходимо обратиться к ряду деталей:
- психофизиологическому учету возраста школьников 7-8 классов среднеобразовательной щколы, поскольку актуальные образовательные программы, определяемые ФГОС ОО в отношении курса отечественной истории, учитывают события, запечатленные на полотнах великого русского живописца В.И. Сурикова.
Наиболее важные для исследования сведения представлены трудами В. В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., поскольку ими определены факторы, мотивирующие школьников к познавательной деятельности и рассмотрена проблема самостоятельной учебной деятельности учащихся. Труды Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина позволяют изучать восприятие видов познавательной деятельности, в том числе и при работе с визуальными историческими источниками, вовлекаемыми в школьный курс истории;
- вопросам использования исторических источников в курсе обучения истории в школе, рассматриваемым по работам И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, П.И. Пидкасистого и др.
- вопросам реализации методики преподавания истории, основанной с использованием визуальных исторических источников, к которым относятся произведения С. И. Сурикова, традиционно применяемые в курсе изучения отечественной истории, что можно рассматривать в соответствии с работами Г. Л. Васильевой-Шляпиной, И. Е. Забелина, А.С. Маджарова, и др.;
- междисциплинарному компоненту, определяемому источниковедением в области искусствоведения, том числе работами Н.П. Кончаловской, Д. В. Сарабьянова и др.
Отдельное внимание было уделено опыту методистов-историков: Е. В. Агибаловой, Л. Г. Боголюбова, А.А. Вагина и др.
В исследовании использованы методы:
- теоретические (анализ),
- эмпирические (наблюдение, моделирование),
- статистические (оформление количественных данных).
Теоретическая значимость данной работы определена тем, что, обозначая необходимость использования визуальных исторических источников в рамках освоения школьного курса истории, важно соотносить традиционные методические приемы с актуальными дидактическими инструментами, поскольку это позволяет определить критерии отбора визуальных исторических источников, и объяснить их разнообразие.
По мере того, как были рассмотрены основные программные «линейные композиции» УМК, соответствующие изучению отечественной истории, стало возможным определение методов и организационных форм работы с визуальными историческими источниками, а также, установлена структура умений школьников 7-8 классов, работающих с историческими источниками в школьном курсе истории, установлены особенности формирования УУД учащихся при работе с визуальными историческими источниками.
Практическая направленность исследования определена с помощью формирования методических рекомендаций, объясняющих особенности восприятия учащимися 7-8 классов исторических визуальных источников, представленных живописными произведениями В. И. Сурикова, сюжеты которых позволяют изучать культурное наследие прошлого.
Кроме того, УМК, будучи создаваемыми для обеспечения познавательной, самостоятельной работы школьников, содержат инструкции, направленные на обеспечение проектной деятельности, подразумевающей применение исторических визуальных источников, привлекающих внимание учащихся.
Использование актуальных методик обучения отечественной истории, подразумевает вовлечение исторических визуальных источников, в данной работе представленных живописными произведениями исторического жанра, созданных великим русским художником В. И. Суриковым.
Результаты данной работы могут использоваться для создания методических предложений и развития содержательного наполнения дидактического педагогического условия обучения истории школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа разделена на две части, подразумевающие стандартную структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и материалов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По мере того, как изменения современного российского образования способствовали возникновению Государственных образовательных стандартов, в которых из них оказались определенными положения и цели изучения истории. Необходимость формирования познавательного интереса обучающихся. Умение ориентироваться в культурных и национальных различиях, выдерживать линию толерантности и уметь отвечать на вызовы современного времени. Знать и выстраивать причинно-следственную связь событий прошлого и их влияние, на настоящее.
Учебный предмет «История», будучи широким информационным пространством, отражающим многослойность многих исторических эпох и культур, создает благоприятные условия для развития умений школьников работать с информацией - изучать и анализировать различные источники знаний, самостоятельно извлекать и применять содержащиеся в них сведения и т.д. Важное значение в решении названных задач имеют первые курсы истории, изучаемые в 7, 8 классах. Обращение к историческим источникам в этих курсах способствует развитию познавательного интереса школьников к предмету «история», дает возможность приобрести первый личный опыт наблюдения и изучения разных свидетельств о жизни и деятельности людей в прошлом.
Курсы истории России, изучаемые в 7, 8 классах, представляют собой проблему в силу затруднений интерпретации языка материальных источников, требующих их перевода и адаптации для учащихся младшего подросткового возраста, необходимостью затрачивать на данную задачу большое количество времени). Таким образом, недостаточно используется их познавательный и развивающий потенциал.
Все это определяя актуальность и выбор темы исследования, обусловило рассмотрение и использование письменных исторических источников, привычных и обновленных, не как фиктивных в рамках организации образовательного процесса. Создание новых заданий, направленных на реализацию предметных, метапредметных и личностных УУД, определило степень значимости с письменными источниками в рамках всего изучения курса истории в школе.
Наблюдение показало, что практики преподавания курсов отечественной истории в 7,8 классах, свидетельствует о формирования умений школьников изучать визуальные исторические источники, готовности к их пользованию и необходимости проектирования междисциплинарных связей всех учебных предметных курсов.
Для решения существующих проблем в исследовании был рассмотрен комплекс вопросов, связанных с отбором исторических источников, определением структуры умений школьников при работе с источниками, выявлением методических путей изучения исторических источников, создающих условия для развития, активизации познавательной деятельности учащихся, разработать комплекс методических рекомендаций для работы с письменными историческими источниками в ходе курса истории России для 7 класса.
На основе изучения методической, психологической и педагогической научной литературы была подтверждена гипотеза исследования, определяемая использованием исторических письменных источников при изучении курса истории России в 7 классе, поскольку они способствовали формированию познавательного интереса обучающихся, на основе изучения предметов материальной культуры прошлого, развитию и реализации предметных, метапредметных и личностных УУД, благодаря специфике и свойствам письменных исторических источников, их взаимосвязям с различными аспектами жизни предков и необходимостью самостоятельной работы с ними.
Созданию эмоционального контекста изучаемого периода. Формированию компетенций обучающихся в самостоятельном поиске, анализе и интерпретации исторической информации, что является очень важным в рамках информационного общества.
Исходя из того, что статистически обработанные материалы эмпирической части исследования подтвердили проектируемые результаты, гипотезу исследования можно счесть непротиворечивой, доказанной, а методическую часть работы - способной к воспроизведению в сходных условиях.



1. Безызвестных, Е.Ю. Картина Василия Сурикова "Взятие снежного городка" как явление переходного периода в творчестве художника // Искусство Евразии. 2018. №1 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kartina- vasiliya-surikova-vzyatie-snezhnogo-gorodka-kak-yavlenie-perehodnogo-perioda- v-tvorchestve-hudozhnika (дата обращения: 10.04.2022).
2. Боголюбов, JI.H. К вопросу о методологических основах методики обучения истории в школе // Сов. Педагогика. 1975. № 12. С.14 -23.
3. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972. 354 с.
4. Васильева-Шляпина, Г.Л. В. Суриков. М.: Красная площадь, 2007. 639 с.
5. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2012. — 288 с.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практ. пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 176 с.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М., 2009. - 259 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
9. Глазырина, Т. Н. Методика преподавания истории: учеб.-метод.
комплекс для студентов специальности 1-21 03 01 «История» / Т. Н.
Глазырина. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 356 с
10. Горская Н. А. Борис Дмитриевич Греков // Портреты историков: Время и судьбы. В 2 т. / Г. Н. Севостьянов, Л. Т. Мильская. — М.-Иерусалим: Gesharim, 2000. — Т. 1. — С. 207—221.
11. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность. URL:http://sykt- uo.ru/files/pdf(дата обращения: 28.04.20220).
12. Диденко, Д.А., Реймер, М.В. Приемы работ с историческими картинами и иллюстрациями на уроках истории. - М., 2018, 107-114 с.
13. Забелин, И.Е. История русской жизни с древнейших времен. М.:Эксмо, 2020. 647с.
14. Замараев, О. В. Обучение работе с историческими документами на основе документально-методического комплекса // Учитель года. 2003. № 3.
15. Зверева, Т.В. Суриковский след в русской поэзии ХХ века //
Филологический класс. 2018. №1 (51). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/surikovskiy-sled-v-russkoy-poezii-hh-veka(дата обращения: 10.04.2022).
16. Ильина Т. В. Изобразительное искусство: от техники к образу. Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Санкт- Петербург: Методологический консультационный центр, 2006. 279 с.
17. История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства / Под общ.ред. М.И.Артамонова. М-Л., 1939. - Т.1. - 460 с.
18. Карев, А.А. К вопросу об истоках исторической картины в России // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2019. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-ob-istokah-istoricheskoy-kartiny-v- rossii(дата обращения: 10.04.2022).
19. Кацва, Л. А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы // Вопросы образования. 2005. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/prepodavanie-istorii-v-sovremennoy-rossiyskoy- sredney-shkole-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 10.04.2022).
20. Ключевский, В.О. Курс русской истории. URL: http:ZZwww.spsl.nsc.ru/historyZkluchZkluchlec.htm(дата обращения: 10.04.2022).
21. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»): Со вступительной статьей проф. А. А. Красновского. — М: Г осударственное учебно-педагогическое издательство Иаркомпросса РСФСР, 1940. - С.21.
22. Кончаловская, Н.П. Дар бесценный. М.: Детская литература, 1983. 336с.
23. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории // Методика
преподавания истории - 2001. - 214с.
24. Костомаров, Н.И Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. - М., Эксмо, 2021. 1024 с.
25. Коханик А. С. Учебные и творческие задачи в процессе обучения рисунку и живописи портрета // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye- i-tvorcheskie-zadachi-v-protsesse-obucheniya-risunku-i-zhivopisi-portreta (дата обращения: 10.04.2022).
26. Лазарев, С.Е., Курдюмов О.Г. Церковный раскол XVII века в произведениях русской живописи // Via in tempore. История. Политология. 2015. №36 (216). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZtserkovnyy-raskol-xvii- veka-v-proizvedeniyah-russkoy-zhivopisi(дата обращения: 10.04.2022).
27. Латыпова, О.Ш. Методическая разработка «Учебная картина на уроках истории» URL: https://uchitelya.com/istoriya/164602 -metodicheskaya-razrabotka- uchebnaya-kartina-na-urokah-istorii-7-klass.html (дата обращения: 10.04.2022).
28. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
29. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка. / Избр. Психол. Произв. / А. Н Леонтьев.- М:.Дрофа, 1983. -154 с
30. Маджаров, А.С. «Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX В. (к 165-летию со дня рождения художника) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7russkaya-istoriya-v-i- surikova-i-otechestvennaya-istoriografiya-vtoroy-poloviny-xix-v-k-165-letiyu-so- dnya-rozhdeniya-hudozhnika(дата обращения: 10.04.2022).
31. Маджаров, А. С. Афанасий Щапов. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. — 272 с.
32. Методическая разработка «Использование учебных картин на уроках истории». URL:https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-uchebnyh-kartin-na-urokah-istorii-4206512.html(дата обращения: 1004.2022).
33. Мутья, Н. Н. Аллюзия в русской исторической живописи второй половины XIX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/allyuziya-v- russkoy-istoricheskoy-zhivopisi-vtoroy-poloviny-xix-veka(дата обращения: 10.04.2022).
34. Мутья, Н.Н. Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramatizm-v- obraznoy-strukture-russkoy-istoricheskoy-zhivopisi-xix-veka(дата обращения: 10.04.2022).
35. Мухина, С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - М., Феникс, 2004. - 384с.
36. Неонет Н.Ф. Значение русской художественной школы в подготовке
будущих художников традиционных художественных промыслов // Традиционное прикладное искусство и образование. 2021. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-russkoy-hudozhestvennoy-shkoly-v- podgotovke-buduschih-hudozhnikov-traditsionnyh-hudozhestvennyh-promyslov(дата обращения: 10.04.2022).
37. Обухов, А.С. Развитие научной школы «Феноменология бытия и развития личности» Валерии Сергеевны Мухиной: взгляд ученика // Развитие личности. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-nauchnoy- shkoly-fenomenologiya-bytiya-i-razvitiya-lichnosti-valerii-sergeevny-muhinoy- vzglyad-uchenika(дата обращения: 11.04.2022).
38. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: исследование. - СПб., Академический проект, 1999. - 455 с.
39. Пауткин, А. А. Опыт источниковедческого прочтения статьи В. М. Гаршина «Заметки о художественных выставках» // Вестник Московского
университета. Серия 9. Филология. 2008. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nyopyt-istochnikovedcheskogo-prochteniya-stati-v- m-garshina-zametki-o-hudozhestvennyh-vystavkah(дата обращения: 10.04.2022).
40. Петрова, Н.А. Исследовательский проект “История России через картины Василия Ивановича Сурикова” URL: https://sowa-ru.com/item- work/2020-1401/(дата обращения: 10.04.2022).
41. Петрова, Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
42. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М. : Педагогика, 1972. 184 с.
43. Пушкарев, Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев; АН СССР, Ин-т истории СССР. - Москва : Наука, 1975. 281 с.
44. Пчелов, Е.В., Лукин, А.В.: История России. XVI-XVII века. 7 класс. Учебник. - М., Русское слово, 2021. 221с.
45. Румянцев, В. Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. 2003. № 3. - С. 39.
46. Саплина, Е. В. Проблемы исторического образования // Вопросы
образования. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproblemy-
istoricheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.04.2022).
47. Сарабьянов, Д.В. Суриков В.И.: альбом репродукций / сост. и вступ. ст. (с. 3-14) Д. Сарабьянов. - М.: ИЗОГИЗ, 1963. - 16 с., 24 л.
48. Серикова, Т.Ю. Проблема построения субъективной реальности в
искусстве (на примере творчества Александра Сурикова) // Вестник ЧГАКИ. 2017. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-postroeniya-
subektivnoy-realnosti-v-iskusstve-na-primere-tvorchestva-aleksandra-surikova (дата обращения: 10.04.2022).
49. Скаткин, Н. М. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 2001. 2е. изд. -123 с.
50. Соловьев, С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998. - С. 24
51. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
52. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе.- М., 2000. - 23 С.
53. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала ХХ в. - С., 2003. - 350с.
54. Третьяковская галерея: экскурсии. URL:
https ://www.tretyakovgallery.ru/collection/utro-streletskoy-kazni (дата обращения: 10.04.2022).
55. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов. - М., Юрайт, 2009. - 412 с.
56. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 475 с.
57. Шукурова, А. Э. Картина как свидетель истории (опыт осмысления) //
Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kartina-kak-svidetel-istorii-opyt-
osmysleniya (дата обращения: 10.04.2022).
58. Чеканова, Н. В. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся. URL: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/486675/(дата обращения 15.03.2022 г.)
59. Хлытина, О.М. «Историческая ситуация» как единица содержания и
основа проектирования познавательной деятельности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZistoricheskaya-situatsiya-kak-edinitsa- soderzhaniya-i-osnova-proektirovaniya-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 10.04.2022).
60. Ходякова, Л.А., Ян Чуньлэй Формирование культуроведческой и
коммуникативной компетенций китайских студентов-филологов средствами исторической живописи // Наука и школа. 2013. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-kulturovedcheskoy-i- kommunikativnoy-kompetentsiy-kitayskih-studentov-filologov-sredstvami- istoricheskoy-zhivopisi(дата обращения: 10.04.2022).
61. Христолюбова, Т.П. В. И. Суриков и художественная жизнь
дореволюционного Томска // Вестник СПбГИК. 2019. №3 (40). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/v-i-surikov-i-hudozhestvennaya-zhizn- dorevolyutsionnogo-tomska(дата обращения: 10.04.2022).
62. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания/ Под ред. Г,С.Костюка. - М.,1971.
63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ