Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у слабослышащих старших дошкольников 4
1.1 Психолого-педагогические особенности развития слабослышащих старших дошкольников 4
1.2 Понятие и структура коммуникативных навыков 6
1.3 Роль ролевых игр в развитии коммуникативных навыков у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста 8
2. Диагностические методики оценки уровня коммуникативных навыков у слабослышащих старших дошкольников 10
2.1 Методика диагностики уровня сформированности коммуникативных умений (автор: Л.С. Выготский) 10
2.2 Тест «Диагностика коммуникативных умений» (автор: Н.И. Гуткина) 12
2.3 Методика наблюдения за коммуникативной активностью в игровой деятельности (автор: М.И. Лисина) 14
2.4 Диагностическая методика «Социальный тест» для оценки взаимодействия в группе (автор: Г.А. Цукерман) 16
2.5 Методика оценки невербальных коммуникативных навыков (автор: А.А. Леонтьев) 17
Заключение 19
Список использованных источников 21
Коммуникативные навыки являются основой успешной социальной адаптации и интеграции человека в общество. Особенно важным этот процесс становится в дошкольном возрасте, когда закладываются основы межличностного общения, самовыражения и взаимодействия с окружающим миром. В частности, у детей с нарушениями слуха, таких как слабослышащие дошкольники, формирование эффективной коммуникации представляет собой особую задачу. Отсутствие полноценного слухового восприятия влияет на развитие речи, что в свою очередь затрудняет не только вербальное общение, но и развитие невербальных коммуникативных навыков, таких как мимика, жесты и интонация.
Одним из наиболее эффективных методов, способствующих развитию коммуникативных навыков у слабослышащих детей, являются ролевые игры. Ролевая игра предоставляет ребёнку возможность воссоздавать различные жизненные ситуации, учить его взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, а также осваивать базовые принципы общения через совместную деятельность. В рамках ролевой игры дети могут развивать речевые и социальные навыки, учиться правильно выражать свои мысли, понимать эмоции и намерения окружающих, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями слуха.
Целью данной работы является исследование роли ролевых игр в формировании коммуникативных навыков у слабослышащих старших дошкольников. В работе будут рассмотрены теоретические основы и диагностика коммуникативных умений у таких детей, а также предложены практические подходы и методы, которые могут быть использованы педагогами для эффективной коррекции и развития коммуникативных способностей в контексте ролевой игры.
Формирование коммуникативных навыков у слабослышащих старших дошкольников является важной задачей, от успешного решения которой зависит не только развитие их речевых способностей, но и общая социализация, эмоциональное благополучие и готовность к последующему обучению. Особенности психофизического развития таких детей обуславливают необходимость использования специальных методов и подходов, среди которых значительное место занимает ролевая игра.
Ролевые игры создают уникальные условия для активного взаимодействия, в которых дети могут моделировать реальные жизненные ситуации, отрабатывать навыки общения и развивать эмоционально-волевую сферу. В игровой деятельности слабослышащие дошкольники учатся устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, осваивать новые речевые конструкции, проявлять инициативу и понимать коммуникативные намерения других людей, что способствует формированию как вербальных, так и невербальных форм общения.
Анализ теоретических источников и диагностических методик показал, что для успешного развития коммуникативных умений необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, степень его слуховой недостаточности, уровень речевого развития и личностные характеристики. Эффективность формирования коммуникативных навыков во многом зависит от систематической работы, включающей не только ролевые игры, но и целенаправленное использование диагностических и коррекционных методик, направленных на развитие как речевых, так и социальных компетенций.
Таким образом, ролевая игра выступает мощным средством педагогического воздействия, способствующим гармоничному развитию слабослышащих детей. Её использование в образовательной практике позволяет создавать условия для всестороннего формирования коммуникативных навыков, что является важным фактором успешной интеграции ребёнка в общество и подготовки к дальнейшему обучению.
1. Бойко Е. А. Активизация речевого общения у дошкольников с нарушением слуха // Педагогическая наука и практика. 2023. №2 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-rechevogo-obscheniya-u-doshkolnikov-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 05.02.2025).
2. Екатерина Анатольевна Кремнева, Алла Васильевна Закрепина Актуальный ракурс социальнокоммуникативного развития умственно отсталых детей: результаты научного исследования // Педагогический ИМИДЖ. 2024. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnyy-rakurs-sotsialnokommunikativnogo-razvitiya-umstvenno-otstalyh-detey-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 05.02.2025).
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562566 (дата обращения: 05.02.2025).
4. Карпова, Н. П. Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития / Н. П. Карпова, А. Н. Верещагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76992/ (дата обращения: 05.02.2025).
5. Леонтьев А. А. Психология общения. — 3-е изд.— М.: Смысл, 1999. — 365 с.
6. Особенности психолого-педагогической диагностики развития коммуникативной функции речи у слабослышащих дошкольников // научно-издательский центр «Аспект» - 2024. — URL: https://na-journal.ru/12-2023-pedagogika/7787-osobennosti-psihologo-pedagogicheskoi-diagnostiki-razvitiya-kommunikativnoi-funkcii-rechi-u-slaboslyshashchih-doshkolnikov (дата обращения: 05.02.2025).
7. Пискун Ольга Юрьевна, Баскина Инесса Соломоновна, Петроченко Валентина Анатольевна, Штатных Елена Дмитриевна, Агавелян Рубен Оганесович Билингвистическое пространство образования как ресурс развития творческих способностей и социально-психологической адаптации детей с нарушением слуха // Вестник НГПУ. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvisticheskoe-prostranstvo-obrazovaniya-kak-resurs-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-i-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii (дата обращения: 05.02.2025).
8. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. RL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 29.03.2023).