Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ

Работа №166739

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы164
Год сдачи2015
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы обеспечения успешной адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы
1.1. Понятие художественных способностей в психологической литературе 9
1.2. Понятие адаптации в психологической науке 17
1.3. Особенности адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее
звено общеобразовательной школы 21
1.4. Успешная адаптация младших подростков с художественными
способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы как психолого-педагогическая проблема 35
Выводы по Главе 1 39
Глава 2. Исследование адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено школы
2.1. Методы, методики и организация исследования 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Формирующий эксперимент по обеспечению успешной адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при
переходе в среднее звено школы 51
2.4. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 61
Выводы по Главе 2 70
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложение 85


Переход учащихся из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом и одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Налицо совпадение двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с адаптацией:
- возрастной кризис сочетает в себе воздействие целого ряда соматических, психологических и социальных факторов: физическое развитие (интенсивная перестройка эндокринной системы); психическое развитие (состояние стресса, повышенный уровень тревожности); психологическое развитие (формирование своей Я-концепции, повышение её значимости); социальное развитие («чувство взрослости»);
- кризис адаптации, помимо трудностей школьной жизни, несёт с собой и противоречия. В средней школе пятиклассники самые маленькие, а в начальной были большими; для пятиклассника зачастую всё новое в школе интересно, но тревожно; хочется быть активным, умным, но трудно. В связи с определённой деиндивидуализацией, у некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.
Таким образом, педагоги, психологи и медики справедливо отмечают, что периоды адаптации являются особенно стрессогенными и опасными для здоровья школьников. И более всего это относится к детям младшего подросткового возраста с художественными способностями, поскольку особенностью художественной деятельности является ярко выраженная эмоциональность и довольно развитое воображение, что априори трактуется как предпосылки к повышенной тревожности (школьной и личностной) и появлению страхов.
Следовательно, для успешной адаптации при переходе в среднее звено общеобразовательной школы младшим подросткам с художественными способностями требуется особое внимание и поддержка взрослых. А так как мы уже знаем, что в период кризиса на подростков воздействует сочетанный ряд соматических, психологических и социальных факторов, то и подход к адаптации при переходе в среднее звено тоже должен быть комплексным. И здесь как никогда подходит «биопсихосоциальная рамочная модель» [11]. Эта модель не что иное, как попытка выразить то, что органические, психические и социальные условия и процессы находятся во взаимоизменяющихся отношениях друг к другу и тем самым могут образовать рамки для различных перспектив и факторов.
Таким образом, психолого-педагогические условия, построенные в рамках этой модели, призваны способствовать адаптации младших подростков к новому для них состоянию как минимум на трёх адаптивных уровнях: биологическом (соматическое состояние), психологическом (состояние психологического комфорта), социальном (благополучные отношения в семье, школе, со сверстниками). Всё вышесказанное, на наш взгляд, подчёркивает необходимость своевременной и адекватной психологической помощи в адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы, а также обусловливает актуальность выбора темы исследования.
Цель: изучить особенности адаптации и определить психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено школы.
Объект: адаптация детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.
Предмет: обеспечение успешной адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.
Гипотеза: мы предполагаем:
1. У детей младшего подросткового возраста с художественными способностями на этапе адаптации при переходе в среднее звено общеобразовательной школы присутствуют признаки ситуативной и личностной тревожности.
2. Успешная адаптация детей с художественными способностями при переходе в среднее звено школы будет наиболее эффективной, если:
- учитывать воздействие сочетанного ряда соматических, психологических и социальных факторов на младших подростков;
- опираться на биопсихосоциальную модель, рассматривающую в системном единстве биологический, психологический и социальный уровни функционирования человека.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования (изучить понятия художественных способностей и адаптации в психологической науке, особенности адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, психолого-педагогические условия успешной адаптации младших подростков с художественными способностями).
2. Подобрать адекватные методы и методики эмпирического исследования, определить основные методологические подходы исследования.
3. Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу, направленную на успешную адаптацию детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено школы.
4. Провести контрольный срез и интерпретацию результатов, полученных в ходе эмпирического исследования после реализации психолого¬педагогической программы. Определить эффективность программы.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов, психологов и родителей для успешной адаптации пятиклассников с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.
Теоретические и методологические основы исследования:
В своей работе мы опирались на теоретические и методологические труды в области изучения проблемы адаптации зарубежных психологов (А. Бандура, А.Маслоу, К.Роджерс, Б.Ф.Скиннер, Л.Филлипс, З. Фрейд, Э.Фромм и другие) и отечественных психологов (К.А.Абульханова-Славская, В.Г.Ананьев, A. Н. Леонтьев, А.А. Налчаджан, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и другие); по проблеме адаптации школьников при переходе из начальной на среднюю ступень обучения (М.Р.Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и другие); по возрастной психологии (Г.С.Абрамова, В.А. Аверин, Л.С.Выготский, B. С. Мухина, А.А. Реан и другие); по проблеме художественно-изобразительных способностей подростков (Е.В. Арцишевская, А. А. Мелик-Пашаев и другие).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: проблемно-ориентированный и понятийно¬
терминологический анализ психологической, психолого-педагогической и педагогической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы.
2. Эмпирические: методы - констатирующий и формирующий
эксперименты, опрос, тестирование; диагностические методики:
- «Тест школьной тревожности Филлипса» (определение уровня общей тревожности, связанной со школой);
- «Измерение уровня тревожности Дж. Тейлора» в адаптации Т.А. Немчинова (исследование уровней тревожности);
- «Шкала самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера (измерение тревожности как черты характера и тревожности как состояния).
3. Методы обработки: количественный и качественный анализ результатов исследования.
4. Методы интерпретации: структурный.
Этапы исследования:
I этап (с сентября по декабрь 2014 г.) - анализ научной литературы по проблеме исследования; определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования; постановка задач и подбор методов исследования.
II этап (с января по февраль 2015 г.) - сбор эмпирических данных с помощью тестирования младших подростков с художественными способностями.
III этап (с февраля по март 2015 г.) - организация и проведение формирующего эксперимента, в рамках которого была апробирована психолого-педагогическая программа, направленная на обеспечение успешной адаптации детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено.
IV этап (с март по май 2015 г.) - итоговая диагностика детей младшего подросткового возраста с художественными способностями, проведение сравнительного анализа результатов исследования, интерпретация полученных в результате анализа данных диагностики, разработка методических рекомендаций педагогам, психологам и родителям для успешной адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено, оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования:
Эмпирическое исследование осуществлялось в период с сентября 2014 года по май 2015 года на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №149» г. Красноярска. В экспериментальной работе принимали участие учащиеся специализированного 5 «М» класса, имеющие художественные способности, в количестве 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек.
Структура и объём работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложения. В работе содержится 7
таблиц, 3 гистограммы, объём работы 76 страниц. Список литературы включает
58 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировав различные теоретические подходы в педагогической и психологической литературе по теме мы пришли к следующим выводам:
1. Характерной особенностью художественных способностей является ярко выраженная эмоциональность, которая может стать проблемой для психического равновесия как фактора успешной адаптации младших подростков с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.
2. На современном этапе развития мировой психологической науки адаптация рассматривается как многогранная структура, касающаяся нескольких сложных категорий - личности, деятельности, общения.
Адаптация также рассматривается как гармонизация процессов изменения окружающей среды путём снижения уровня рассогласования с личностью и перестройкой самой личности.
3. Что касается аспектов взаимодействия личности и социума, особо отмечаем проблему своевременного формирования адаптивных способностей у человека как наиболее значимую и актуальную. Особенно это касается школьников младшего подросткового возраста, так как переход из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом, а период адаптации в 5-м классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.
4. Хотя переход в среднее звено школы зачастую связан со снижением успеваемости, у младших подростков с художественными способностями проблем с этим не должно быть, потому что занятия художественной деятельностью активизируют их интеллектуальное развитие и положительно влияют на успеваемость по основным предметам.
5. Проблемы младших подростков с художественными способностями при переходе в среднее звено могут наблюдаться в мотивационно-личностной сфере, поскольку у детей отмечается ярко выраженная эмоциональность и довольно развитое воображение, что негативно влияет на устойчивость эмоционального состояния в школе.
6. Поскольку в период кризиса на подростков воздействует сочетанный ряд соматических, психологических и социальных факторов, успешную адаптацию при переходе в среднее звено общеобразовательной школы может обеспечить биопсихосоциальная модель, в рамках которой рассматриваются в системном единстве биологический, психологический и социальный уровни функционирования человека.
2. На основании тщательного анализа нами была выдвинута гипотеза, что у детей младшего подросткового возраста с художественными способностями на этапе адаптации при переходе в среднее звено общеобразовательной школы присутствуют признаки ситуативной и личностной тревожности. Успешная адаптация детей при переходе в среднее звено школы будет наиболее эффективной, если:
- учитывать воздействие сочетанного ряда соматических, психологических и социальных факторов на младших подростков;
- опираться на биопсихосоциальную модель, рассматривающую в системном единстве биологический, психологический и социальный уровни функционирования человека.
В ходе работы над исследованием нами были поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования (изучить понятия художественных способностей и адаптации в психологической науке, особенности адаптации детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено школы, психолого-педагогические условия успешной адаптации младших подростков с художественными способностями).
2. Подобрать адекватные методы и методики эмпирического исследования, определить основные методологические подходы исследования.
3. Разработать и реализовать психолого-педагогическую программу, направленную на успешную адаптацию детей младшего подросткового возраста с художественными способностями при переходе в среднее звено школы.
4. Провести контрольный срез и интерпретацию результатов, полученных в ходе эмпирического исследования после реализации психолого¬педагогической программы. Определить эффективность программы.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов, психологов и родителей для успешной адаптации пятиклассников с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.
С младшими подростками с художественными способностями, диагностика которых показала повышенную тревожность, был проведён формирующий эксперимент с перспективой возможности успешной адаптации при переходе в среднее звено школы. Для этого разработанная нами психолого-педагогическая программа обращается к таким структурам личности, как: личностный уровень, эмоциональный уровень, когнитивный и психофизический уровни. Этим мы актуализируем адаптационные процессы: взаимоадаптацию между
участниками тренинговых занятий; реадаптацию сформированных ранее навыков и переадаптацию младших подростков к новым требованиям в учебной среде, что выражается в обновлении приобретенных межличностных связей и выработке новых форм поведения.
Статистическое сравнение выборок уровня тревожности у младших подростков с художественными способностями показывает значительное снижение уровня тревожности после проведения с ними психолого-педагогической работы. Полученные результаты позволяют нам констатировать, что:
1) психолого-педагогические занятия помогают снизить у многих младших подростков первостепенную причину неуспешной адаптации при переходе в среднее звено - повышенную тревожность;
2) предложенный в психолого-педагогической программе комплекс занятий, учитывающий воздействие на подростков сочетанного ряда соматических, психологических и социальных факторов и опирающийся на биопсихосоциальную модель, является адекватным для работы с младшими подростками с художественными способностями.
Следовательно, наша работа позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности проведения психологической коррекции в форме мини¬лекций, занятий с элементами телесно-ориентированной терапии, в ходе которых обеспечивалось расширение психологической компетентности, стимулировалось эмоционально-позитивное отношение к ощущениям собственного тела, а также повышение уверенности в себе, в своих силах, уменьшение уровня тревожности.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель исследования достигнута. По результатам исследования нами были разработаны методические рекомендации для педагогов, психологов и родителей для успешной адаптации пятиклассников с художественными способностями при переходе в среднее звено общеобразовательной школы [приложение 7].



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 704 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 320 с.
3. Авидон, И. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг [Текст] / И. Авидон, О. Гончукова. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст]. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.: ил. (Серия «Эффективный тренинг»).
5. Арцишевская, Е. В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст]. - Москва, 2008. - 26 с.
6. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - М.: Изд-во Генезис, 2001.
- 352 с. (Серия «Практическая психология в образовании»)
7. Выготский, Л. С. Психология [Текст]. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
8. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- 264 с.: ил.
9. Дмитриева, С. В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст]. - Москва, 2005. - 164 л.
10. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст]. - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.
11. Залевский, Г. В. К проблеме предмета и рамочных моделей современной клинической психологии [Текст] / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. - 2006. - Вып.23. - С.6-13.
12. Залевский, Г. В. Образование, культура и здоровье: Всероссийская конференция «Психолог в образовании» [Текст] / Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал. - 2005 г. - Вып.22. - С.153-155.
13. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд.4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 511 с.: ил.- (Справочник)
14. Коновалова, М. Д. Экспериментальная психология: конспект лекций. [Текст] - М.: Изд-во «Высшее образование», 2009. - 180 с.
15. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. - 464 с.
16. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]. - СПб: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
17. Мелик-Пашаев, А. А. О состоянии и возможностях художественного образования [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2008. - № 1. - С. 7 - 13.
18. Мелик-Пашаев, А. А. Художественная одарённость и её развитие в школьные годы: методическое пособие [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, А. Б. Никитина, Н. Ф. Чубук. - М.: 2010. - 187 с.
19. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство [Текст]. - М.: МЕДпресс, 2001. - 592 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменалогия развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
22. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - 3-е изд. - М.: «Академия», 2007. - 448 с.
23. Перминова, Ю. А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено [Текст] / Ю. А. Перминова // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 664-667.
24. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.
25. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»)
26. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе [Текст]. - 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 640 с. (Серия «Практическая психология»).
27. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое
пособие [Текст] / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с. (Биб-ка психолога-практика)
28. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: методическое пособие [Текст] / ред. И. В. Дубровина. - 6-е издание. - Москва: Академический проект, 2002. - 128 с. - (Руководство практического психолога)
29. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии
развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана [Текст]. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 416 с. - (серия «Психологическая энциклопедия»)
30. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.: ил.- (Психологическая наука - школе)
31. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006.
- 672 с.
32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 624 с.
33. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика (Научно-учебное издание) [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов.
- СПб.: Издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. - 480 с. (Серия «Психология - лучшее»)
34. Родионов, В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся
1-11 классов [Текст] / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая, О. В. Кардашина. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 224 с. (Серия «Практическая
психология в школе»)
35. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем подростковом возрасте [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский Центр «Академия», 2000. - 130 с.
36. Стёганцева, Т. А. Психолого-педагогическое исследование. Методы организации, проведения и анализа [Текст] / Т. А. Стёганцева, И. А. Аликин.
- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 86 с.
37. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избранные психологические труды [Текст]. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 640 с. (Серия «Психологи России»)
38. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил.
39. Васляева, Л. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение школьника в
образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучения [Электронный ресурс] / Л. Ю. Васляева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL:
http://festival.1september.ru/articles/101599/(дата обращения: 21.11.2014).
40. Гриценко, И. Н. Тренинг «Личностного развития» для подростков [Электронный ресурс] / И. Н. Гриценко // Ваш психолог. - URL: http://vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/904- training-personal-development-for-teenagers-2(дата обращения: 02.11.2014 )
41. Ежовкина, Е. В. Особенности интеллектуального развития учащихся художественных школ [Электронный ресурс] / Е. В. Ежовкина // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - URL: http://www.rae.ru/forum2011/12/1461(дата обращения: 21.11.2014).
42. Голомидова, Е.В. Успешная адаптация младших подростков как фактор психологического здоровья [Электронный ресурс] / Е.В.Голомидова - URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/uspeshnaya-adaptaciya-mladshih-podrostkov-kak-faktor-psihologicheskogo-zdorovya (дата обращения: 15.12.2014)
43. Карташова, И. В. Программа тренинга личностного роста для подростков
«Пойми своё Я» [Электронный ресурс] / И. В. Карташова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL:
http://festival.1september.ru/articles/577883(дата обращения: 05.11.2014)
44. Кисенова, Р. Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности [Электронный ресурс] / Р. Х. Кисенова // «СибАК»: Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. - URL: // http://sibac.info/11578(дата обращения: 16.01.2015)
45. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников [Электронный ресурс] / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1988.
- с. 15-23. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/891/891015.htm(дата
обращения: 20.10.2014)
46. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
[Электронный ресурс] // BCETECTbI.RU: все профессиональные
психологические тесты. - URL: http: // vsetesti.ru/229/(дата обращения: 23.10.2014)
47. Никитина, М. В. Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / М. В. Никитина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival.1september.ru/articles/213806/(дата обращения: 16.01.2015)
48. Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям
обучения в средней школе [Электронный ресурс] // Круглый стол «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников» // URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2014/01/02/rekomendatsii-pedagogam-i-roditelyam-po-adaptatsii(дата обращения: 16.04.2015)
49. Петров, Н. Е. Ретроспективный обзор исследований изобразительной деятельности как психолого-педагогической проблемы [Электронный ресурс] / Н. Е. Петров // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.
- URL: www.science-education.ru/118-14010(дата обращения: 11.01.2015).
50. Пятый класс. Период адаптации к среднему звену обучения [Электронный ресурс] // GIGABAZA.RU. - URL: http://gigabaza.ru/doc/43884.html(дата обращения: 25.11.2014)
51. Рождественская, Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных
способностей [Электронный ресурс] / Н. В. Рождественская // Театральная библиотека: пьесы, статьи, книги про театр, кино. Авторы рассказов и произведения. - URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7022 (дата обращения: 25.11.2014)
52. Садовская, С. В. Адаптация школьников при переходе из начальной
школы в основную [Электронный ресурс] / С. В. Садовская // NSPORTAL.RU: Социальная сеть работников образования. - URL:
http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/02/06/adaptatsiya- shkolnikov-pri-perekhode-iz-nachalnoy(дата обращения: 25.11.2014)
53. Сидорова, И. В. Проблемы адаптации учащихся при переходе из
начальной школы в среднюю [Электронный ресурс] / И. В. Сидорова // NSPORTAL.RU: Социальная сеть работников образования. - URL:
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/03/04/problemy- adaptatsii-uchashchikhsya-pri-perekhode-iz(дата обращения: )
54. Сидорова, С. Н. Выявление художественно одарённых детей как цель их
предпрофессиональной подготовки в области искусств [Электронный ресурс] / С. Н. Сидорова // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2013. - № 8. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25956(дата обращения: 09.12.2014).
55. Способности художественные [Электронный ресурс] // Энциклопедия Арт-Пси. - URL: http://www.psycosmology.ru/art/index.php(дата обращения: 25.11.2014)
56. Суднева, О. Ю. Одарённые дети: особенности и сложности развития [Электронный ресурс] / О. Ю. Суднева // Научна электронная библиотека
«Киберленинка». - URL: http://cyberleninka.ru/article/nZodarennye-deti-
osobennosti-i-slozhnosti-razvitiya (дата обращения: 25.11.2014)
57. Хомякова, А. Р. Индивидуально-типологические особенности личности студентов с выраженными художественно-изобразительными способностями [Электронный ресурс] / А. Р. Хомякова // CAT.CONVDOCS.ORG. - URL: http://cat.convdocs.org/docs/index-199135.html(дата обращения: 25.11.2014)
58. Юшина, И. К. Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене
общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / И. К. Юшина // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - URL:
http://www.scienceforum.ru/2013/159/1552(дата обращения: 25.11.2014)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ