Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кейс-технология, как способ решения сложных образовательных задач на уроках технологии

Работа №166737

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты применения кейс-технологии в системе основного общего образования 6
1.1. Определение и сущность понятия образовательной задачи 6
1.2. Наиболее эффективные технологии, применяемые на современном этапе
развития школьного технологического образования 13
1.3. Формирование УУД при решении сложных образовательных задач на
уроках технологии 17
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. Практическое применение кейс-технологии при решении сложных образовательных задач 24
2.1. Кейс-технология, как эффективный инструмент для формирования УУД на
уроках технологии 24
2.2. Методы кейс-технологии 28
2.3. Требования к практическим кейсам для уроков технологии 34
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения

Актуальность работы. В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения изменились требования ко всем структурным составляющим и результатам обучения на каждом этапе жизнедеятельности. В основном это касается подходов к организации учебного процесса, например, переход от знаний, умений и навыков к развитию личности учащегося.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Внедрение всех этих изменений становится возможным, если модифицировать современный урок. В новом ФГОС изложены основные идеи к ведению современных уроков:
Мотивирование к учебной деятельности реализовывается посредством включения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность. Учитель формирует условия для пробуждения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяют при этом границы собственного знания и незнания.
Новый этап урока — это обнаружение затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
• Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей [4].
Исходя из вышеизложенного, вся учебная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода. Учащийся становится живым участником образовательного процесса.
Любое усвоение знаний базируется на овладении учеником универсальными учебными действиями, усвоив которые, он имеет возможность получать знания самостоятельно, используя различные источники информации. Способствовать тому, чтобы научить учиться, то есть перерабатывать и усваивать информацию - основное положение системно-деятельностного подхода к обучению.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования происходит поиск новых эффективных методов обучения. Среди них достойное место занимает «кейс-технология»: она позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Развитие современного образования обусловлено двумя тенденциями:
• первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
• вторая вытекает из развития требований к качеству учащегося, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, брать ответственность на себя за происходящее, отличаться системностью и эффективностью действий в современных условиях [8], что делает серьезной проблемой отсутствие достаточного спектра инструмента у учителей-предметников при формировании различных компетенций обучающихся на основе сформированных УУД.
Также в соответствии с ФГОС один из предметных результатов изучения предметной области «Технология» должен отражать овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, что является сложной образовательной задачей
Объект исследования: образовательный процесс на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс решения сложных образовательных задач.
Цель исследования: выявить наиболее эффективный способ формирования УУД на уроках технологии.
Задачи:
1. Изучить научную литературу, касающуюся темы исследования и определить наиболее эффективные функциональные инструменты универсальных учебных действий в предметной области «Технология».
2. Разобраться с понятием “формирование УУД при решении сложных образовательных задач на уроках технологии”.
3. Обосновать применение кейс-технологии, как эффективного инструмента для формирования УУД на уроках технологии.
4. Исследовать практику применения различных кейсов в решении сложных образовательных задач и сформировать перечень практических кейсов для применения их на уроках технологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной целью данной выпускной квалификационной работы являлось нахождение эффективного способа формирования УУД на уроках технологии.
Исходя из исследования наиболее часто применяемых способов формирования УУД на уроках технологии, нами был сделан вывод о том, что наиболее оптимальным методом является кейс-технология, так как она эффективна при решении сложных образовательных задач, при которых и формируются УУД.
В результате исследования были решены все поставленные задачи:
На основании трудов А.А. Попова, И.Д. Проскуровской были раскрыты сущность и понятие образовательной задачи.
Изучение теоретических аспектов применения кейс-технологии в системе основного общего образования позволило сделать следующие выводы.
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения учащиеся должны развить способность учиться, развивая собственные универсальные учебные действия (УУД).
Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении.
Для формирования УУД и ключевых компетенций учитель выбирает такие технологии обучения, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также технологии, которые делают учебный процесс интересным, занимательным, современным. Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает кейс-технология.
Кейс-технология является эффективным инструментом для формирования УУД на уроках технологии.
По мнению Долгорукова А.М. кейс-технология является таким инструментом, который разрешает применять теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументировано высказывать свою точку зрения. При помощи данной технологии учащиеся имеют возможность проявлять и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы.
Были представлены требования к практическим кейсам для уроков технологии и даны методические рекомендации по применению кейс- технологии.
Для того чтобы эффективно использовать кейс-технологию, необходимо знать особенности ее применения, структуру, приемы, а также способы организации деятельности обучающихся.
Необходимым условием кейс-технологии является разработка эффективного кейса и методики его использования в образовательном процессе. При разработке кейса необходимо помнить, что он должен соответствовать чётко поставленной цели; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным на сегодняшний день; не устаревать слишком быстро; иллюстрировать типичные ситуации; иметь несколько решений; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - был сформирован перечень кейсов для применения на уроках технологии при решении сложных образовательных задач, который находится в приложении.



1. Алексеев Н.Г. Философско-методологические проблемы педагогической теории //Вопросы методологии. 1997. № 1-2. С. 88-107.
2. Андюсев Б. Кейс-технология - инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - 2010. - № 4. - С. 61-65.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Гостюхина Ю.А. Современный урок как основная форма реализации требований I ФГОС — [Электронный I ресурс] — Режим I доступа. — URL:http://www.kamlic.ru/index.php?Itemid=297&id=215&option=com content&view...
5. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5.
6. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях.
Бергсонизм. Спиноза. М., 2000. С. 5-90.
7. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт
экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 1998. С.22.
8. Долгоруков А.М. Метод I case-study как I современная технология профессионально-ориентированного обучения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://evolkov.net/case/case.study.html.
9. Ефимов В.С. и др. Возможные миры или создание практики творческого мышления. Красноярск, 1994.
10. Иванова О.А., Цегельная Н.В., Дементьева О.М. Исполь- зование кейс- метода в образовательном процессе // Школа и производство. - 2011. - № 8. - С. 3-8.
11. Каунов А.М., Амерханова А.А. Применение кейс-метода в технологическом образовании // Школа и производство. - 2011. № 8. - С. 8.
12. Кейс-метод как современная технология личностно ориен- тированного обучения [Электронный ресурс]: Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1 -0-507/
13. КаширинаИ.В., Зинченко Е.С. Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы студентов СУЗОВ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.stvcc.ru/prep/articles/case-technology/
14. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999.
15. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии. - 2005. - № 5. - С. 106-116.
16. Петрова, А.Н. Инновационные технологии при внедрении ФГОС. - 2014. [Электронный ресурс] URL:http://kuvmetodist.ucoz.ru
17. Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. // Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. — 23 с.
18. Попов А.А. Категориальные технологические начала педагогики самоопределения /В сб. Введение в педагогику самоопределения. Томск, 2001. С.17.
19. Попов А.А., Проскуровская ,И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 186-198.
20. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе: [понятия "кейс" и "кейс-метод", классификация кейсов, структура кейса, сущность метода, технология и этапы разработ- ки] // Экономика в школе. - 2007. - № 2. - С. 22-41; № 3. - С. 29- 37; № 4. - С. 15-31.
21. Розин В.М. Изучение и конституирование мышления в рамках гуманитарной парадигмы (четвертая методологическая программа) //Вопросы методологии. 1997. № 1-2.
22. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. ISBN 5-7695-0878-7
23. Харченко Л.Н. Информатика. 8—11 классы. Активные методы обучения. // Учитель. 2013. — 42 с.
24. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» / №273. - 2012. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
25. Федеральный I государственный образовательный I стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897 / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2010.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897 / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2010.
[Электронный ресурс] URL:http://www.studfiles.ru/preview/5853618/page: 11/
27. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] / Е. Шимутина // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 172- 179.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ