Введение 2
1 Глава Теоретический анализ проблемы профессионального выгорания у
педагогов 5
1.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема 5
1.2 Педагог как субъект педагогической деятельности 17
1.3 Особенности профессионального выгорания у педагогов 33
Выводы по первой главе 40
2 Глава Эмпирическое исследование особенностей профессионального
выгорания у педагогов 42
2.1 База и методы исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования 46
2.3 Рекомендации по преодолению профессионального выгорания у
педагогов 49
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список используемых источников 54
Приложения А (обязательное) Иллюстративная часть
Учителя являются одной из самых наименее защищенных профессий, это показывают изменения в мире за несколько лет. В первую очередь с психологической точки зрения. Профессия преподавателя предполагает постоянное взаимодействие с людьми, непрерывное общение. Общение является большой ответственностью и напряженной работой, а также огромным трудом. Педагогу необходимо уметь самоопределяться в мире, в котором все стремительно изменяется, уметь сохранять психологическое равновесие в стрессовых ситуациях, получать радость от общения и просто жить полноценной жизнью.
Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. В связи с этим большое значение приобретает изучение синдрома профессионального выгорания. «Выгорание» оказывает негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность специалистов в социальной сфере деятельности.
Эмоциональная напряженность высокого уровня возникает вследствие большого числа стрессовых ситуаций и факторов, постоянно присутствующих в работе педагога. Примером таких особенностей деятельности могут выступать: высокий динамизм, недостаток времени, рабочая загруженность, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальное мнение, необходимость осуществления постоянных контактов с людьми, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.
Впервые термин «профессиональное (или эмоциональное) выгорание» был введен в 1974 году американским психиатром Г. Фрейденбергом. Большой вклад в изучение проблемы выгорания внесли Г. Фрейденбергер, Г. Селье, К. Маслач и др.
В отечественных исследованиях понятие «профессиональное выгорание» появилось относительно недавно. Его изучением занимались отечественные психологи: В.Е. Орел, Т.В. Решетова, Н.Е. Водопьянова, и др.
По мнению Д. Гринберга профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты [11]. Характерным признаком для выгорания может стать эмоциональное, физическое истощение, а также проявление различных симптомов, влияющих на деятельность педагога.
Работа с педагогами входит в сферу деятельности школьного психолога, так как педагогическая деятельность наполнена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью усиленного эмоционального реагирования. Также необходимо отметить, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е.
профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Условия деятельности становятся напряженными, когда они воспринимаются и оцениваются человеком как трудные, и сложные [11].
Большинство исследователей утверждают, что причины напряженности педагогов в процессе педагогической деятельности обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Под объективными факторами рассматривают внешние ситуации, их сложность. Таким образом, объективными факторами являются сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.). Под субъективными факторами понимают особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным ситуациям. Таким образом, можно подразумевать личностные характеристики (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.).
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) относят случаи взаимодействия педагога с детьми, ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения, ситуации взаимодействия педагога с родителями детей [19].
Синдром профессионального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в эмоциональном и умственном истощении, физическом утомлении, снижении удовлетворения выполненной работы, а также личностной отстраненности. Он рассматривается как результат не разрешенного стресса или в его неудачных попытках самостоятельно разрешить.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Педагогу необходимо создать условия, которые обеспечивают реализацию потенциала личности и развитие способностей, а также раскрыть индивидуальность каждого школьника. Вследствие этого возрастает роль личности педагога, но вместе с этим возрастает ответственность, решение более сложных ситуаций, загруженность и т.д. Таким образом, педагог находится в стрессовых и напряженных ситуациях, которые способствуют профессиональному выгоранию.
Педагог обязан противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Под этим стоит понимать, что педагогу необходимо выполнять все требования, предъявляемые его профессией , реализовать себя и получить удовлетворение от своей деятельности.
Педагогическая деятельность непрерывно связана с общением, склонна к симптомам постепенного эмоционального утомления и истощения, что негативно сказывается на выполнении профессиональной деятельности, ухудшении физического и психического самочувствия.
Цель исследования: изучение особенностей профессионального выгорания у педагогов в среднем общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики диагностики профессионального выгорания педагогов.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Разработать рекомендации по преодолению профессионального выгорания педагогов.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: особенности профессионального выгорания у педагогов в среднем общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: степень профессионального выгорания находится в зависимости от индивидуального стиля педагогической деятельности.
В работе нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов был использован анализ психологической литературы по данной теме. В качестве эмпирических методов были использованы психологические опросники:
1. Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
2. Определение психического «выгорания» (А.А. Рукавишников).
3. Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова).
База исследования: исследование по изучению профессионального выгорания педагогов проводилось на базе МБОУ «Чернореченская СОШ №ХХ». В исследовании приняли участие 25 педагогов в возрасте от 23 до 61 года.
Теоретическая значимость исследования состоит в научно-психологическом анализе профессионального выгорания у педагогов, рассмотрении уже имеющихся теоретических представлений, определении основных психологических проблем.
Практическую значимость работы составляют рекомендации по преодолению профессионального выгорания у педагогов.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме профессионального выгорания педагогов. Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Педагогу необходимо создать условия, которые обеспечивают реализацию потенциала личности и развитие способностей, а также раскрыть индивидуальность каждого школьника. Вследствие этого возрастает роль личности педагога, но вместе с этим возрастает ответственность, решение более сложных ситуаций, загруженность и т.д. Таким образом, педагог находится в стрессовых и напряженных ситуациях, которые способствуют профессиональному выгоранию.
Педагог обязан противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Под этим стоит понимать, что педагогу необходимо выполнять все требования, предъявляемые его профессией, реализовать себя и получить удовлетворение от своей деятельности. Педагогическая деятельность непрерывно связана с общением, склонна к симптомам постепенного эмоционального утомления и истощения, что негативно сказывается на выполнении профессиональной деятельности, ухудшении физического и психического самочувствия.
Для выполнения заданной цели была проведена следующая работа: Мы изучили и проанализировали литературу по проблеме исследования. Подобрали методы и методики диагностики профессионального выгорания педагогов. Провели эмпирическое исследование, а также разработали рекомендации по преодолению профессионального выгорания педагогов.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают нашу гипотезу, что степень профессионального выгорания находится в зависимости от индивидуального стиля педагогической деятельности.
Изучаемая проблема в данной работе является очень важной в современном обществе, так как многие ежедневно взаимодействуют с другими людьми и это провоцирует эмоциональное и физическое утомление, приводящее к профессиональному выгоранию.
1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. - СПб.: Речь, 2014. - 272 с.
2. Бикеева, А. С. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу [Текст] / А. С. Бикеева. - Ростов: Феникс, 2015. -89 с.
3. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов/ М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - C. 96-105.
4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2016. - 105 с.
5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2013. - 154 с.
6. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / С. А. Боровикова. - Москва: Просвещение, 2014. - 151 с.
7. Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий [Текст] / И. А. Васильев. - Харьков, 2014. - 168 с.
8. Водопьянова, Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2013. - 215 с.
9. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2016. - 421 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выготский - Москва: Педагогика, 2014. - 476 с.
11. Гринберг Д. Управление стрессом [Текст] / Д. Гринберг.- СПб.: Питер, 2012. - 327 с.
12. Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст] / А. Д. Демина. - Москва: Просвещение, 2016. - 236 с.
13. Демьянчук, Р. В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога [Текст] / Р. В. Демьянчук. - СПб.: Просвещение, 2016. - 134 с.
14. Зборовская, И. В. Саморегуляция психической устойчивости учителя / И. В. Зборовская // Прикладная психология. - 2017, - № 6. - С. 31.
15. Козлов, В. Н. Физиология и психология труда [Текст] / В. Н. Козлов. - Москва: Просвещение, 2014. - 220 с.
16. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.
17. Крылова, А. А. Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / А. А. Крылова. - СПб.: С-П ун-та, 2013. - 240 с.
18. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - Самара: АСВТ, 2014. - 156 с.
19. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - Москва: Просвещение, 2016. - 215 с.
20. Макаревич, Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися [Текст] / Р. А. Макаревич. - СПб.: Питер, 2017. - 267 с.
21. Мерзлякова, Д. Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников / Д. Р. Мерзлякова // Начальная школа + До и После. - 2013. - №8. - С. 90-91.
22. Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] / Л. М. Митина. - Москва: Флинта, 2015. - 241 с.
23. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л. М. Митина. - Москва: Дело, 2014. - 117 с.
24. Моцкин, Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения [Текст] / Ю. В. Моцкин. - СПб.: Алетейя, 2016. - 263 с.
25. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] / В. Е. Орел. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. - 221 с.
26. Петров, А. И. Зависимость от работы. «Выгорание»: меры совладания.
Профилактика и коррекция / А. И. Петров // Педагогический родник. - 2014. -
№2. - С. 18-21.
27. Практическая психодиагностика. Методика и тесты [Текст] / под ред. Е. И. Комарова. - Самара: БАХРАХ, 2017. - 272 с.
28. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: Мирт, 2016. - 249 с.
29. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию [Текст] / К. Р. Роджерс. - Москва: Прогресс, 2014. - 211 с.
30. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст] / Г. Селье // Общая психология: сб. статей - М.: Наука, 2013. - С. 150-153.
31. Филина, С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / О. С. Филина // Школьный психолог. - 2013. - № 36. - С. 45-50.
32. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин. - СПб.: Питер, 2015. - 399 с.
33. Физиологические и психические основы труда [Текст] / под ред. А. Б. Леонова. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. - 138 с.
34. Физиологические и психологические основы научной организации труда [Текст] / под ред. Ю. В. Моцкина. - СПб.: Мирт, 2013. - 237 с.
35. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст] / Т. В. Форманюк. - М.: Просвещение, 2014. - 356 с.
36. Холмогорова, А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни [Текст] / А. Б. Холмагорова. - СПБ.: Алетейя, - 2015. - 213 с.
37. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2016. - 218 с.
38. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 224с.
39. Юдина, Е. Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании / Е. Г. Юдина // Психологическая наука и образование. - 2016. - №1. - С. 89-100.
40. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html