ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАТА
1.1 Понятие коммуникативных УУД в психолого-педагогической литературе
Error! Bookmark not defined.
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших
школьников 11
1.3 Способы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного
возраста 18
Выводы по Главе I 25
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОММУНИКАТИНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Организация и методы исследования уровня развития коммуникативных УУД
у младших школьников 26
2.2 Результаты исследования уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 30
2.3 Программа развития коммуникативных УУД у младших школьников.... 37
Выводы по Главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Актуальность исследования: Основные направления модернизации современной школы связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности учащегося, его самореализации в жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подводит нас к главному результату образования - к становлению личностных характеристик выпускника.
Следует отметить, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать всю позицию, высказывать свое мнение». На этом этапе требования к уровню подготовки младших школьников повышаются, к их социализации и способности выстраивать отношения с окружающими людьми. Во время образовательного процесса образуется переход от приобретения готовых знаний к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Для того, чтобы выпускник начальной школы обладал всеми этими качествами требуется формирование и развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), коммуникативные УУД предоставляют условия для совместной познавательной деятельности на уроке, и помимо обмена информацией подразумевает и достижение общей цели: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление сотрудничества), а также межличностное восприятие, в том числе и понимание партнера. Коммуникативные универсальные учебные действия содействуют формированию стремления вступать в диалог и внимательно слушать собеседника, также и самому включаться в коллективное обсуждение проблем, совершать взаимный контроль. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста осуществляется на протяжение всего периода обучения и включает в себя все учебные предметы, а также внеурочную деятельность.
Аспекты формирования коммуникативных УУД отображены в исследованиях таких авторов, как А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, О. Я. Яшнов, А. Ф. Ануфриев, Е. В. Коротяев, С. Н. Костромина и других. Особенности формирования коммуникативных УУД в начальной школе изучены в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой, Г. А. Цукерман и др.
Однако, обращаясь к анализу современных исследований, связанных с определением роли коммуникативных универсальных учебных действий, свидетельствует о том, что, несмотря на значительное внимание ученых к данному вопросу, практика развития коммуникативных УУД в начальной школе остается недостаточно раскрытой. Поэтому тема не теряется своей актуальности.
Объект исследования: коммуникативные УУД.
Предмет исследования: особенности коммуникативных УУД у младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности и уровень развития коммуникативных УУД младших школьников и разработать программу по их развитию.
Гипотеза исследования: у большинства учащихся младшего школьного возраста средний уровень развития коммуникативных УУД и определяется следующими особенностями:
- Затруднениями в осознанном использовании речевых умений для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
- Затруднениями в желании брать на себя инициативу в организации совместной деятельности;
- Трудностями в умении грамотно распределять роли в группе;
- Сложностями в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Задачи :
1. Выяснить сущность понятия коммуникативных УУД в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников.
3. Описать способы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению
коммуникативных УУД у младших школьников.
5. Разработать программу, направленную на улучшение уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
База исследования: исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г.
Кодинска. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «В» класса в количестве 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ современных исследований, связанных с определением роли коммуникативных УУД, свидетельствует о том, что, несмотря на значительное внимание ученых к этому вопросу, практика формирования коммуникативных УУД в начальной школе остается недостаточно раскрытой. Поэтому тема является актуальной. Поэтому наше исследование было направлено на определение особенностей формирования коммуникативных УУД младших школьников и разработку программы их развития.
В ходе работы над исследованием выяснили сущность понятия «коммуникативные УУД». Коммуникативные умения являются фундаментом для становления успешной, здоровой, гармонично развитой личности. Поэтому формирование коммуникативных УУД у учащихся является важной педагогической задачей, благодаря которой повышается эффективность учебной деятельности, оптимизация процесса сотрудничества с педагогами сверстниками, осуществляется рост анализа и передачи информации, также происходит повышение готовности исполнять различные социальные роли в коллективе, но и, конечно же, социальное развитие личности ребенка.
Изучили особенности развития коммуникативных УУД у школьников младшего возраста. Сфера познания ребят основательно расширяется, ведь они сталкиваются с новыми социальными позициями. В этот период закладываются основы школьной дружбы, мотивационные сферы каждого ребенка перестраиваются, большую значимость начинают приобретать чувства эмпатии и сопереживания, развивается и совершенствуется их способность взаимодействовать в коллективе. Дети младшего школьного возраста должны развивать коммуникативные УУД не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
Описали способы формирования коммуникативных УУД. В условиях действия ФГОС НОО основное внимание обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий, уровень сформированности которых в свою очередь зависит от способов организации учебной деятельности. Для успешного формирования коммуникативных УУД целесообразно применять различные формы коллективной работы: фронтальную, парную, групповую. Традиционные способы преподавания постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД младших школьников. На первом этапе выявлен актуальный уровень сформированности коммуникативных УУД у учащихся 3 класса. Анализ результатов первого этапа опытно-практической работы показал, что уровень сформированности коммуникативных УУД обучающихся 3 класса на момент проведения диагностики недостаточный. В связи с полученными результатами можно сделать вывод о необходимости специальной работы по формированию УУД, при которой коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников будут выше.
Второй этап нашего исследования заключался во включении интерактивных методов обучения в учебный процесс, направленных на улучшение уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников. Разработали программу использования интерактивных методов обучения, направленную на улучшение уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
При разработке программы использовались следующие интерактивные методы: учебное сотрудничество; учебная дискуссия; метод проектов.
Цель исследования была достигнута.
1. Абрамова, А. А. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А. А. Абрамова, Е. Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: Материалы круглого стола преподавателей,
аспирантов, магистрантов, студентов, Москва, 25 ноября 2016 года / Составитель и ответственный редактор: М.С. Смирнова. - Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2016. - С. 134-139.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.
Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г. Асмолова / По редакцией А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Аюпова, С. И. Проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников / С. И. Аюпова // Научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 43-45.
5. Биба, А. Г. Формирование коммуникативных УУД как основа литературного развития младших школьников / А. Г. Биба, М. В. Колоскова //
Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы,
перспективы: Сборник научных статей и материалов IV Международной
научно-практической конференции, Коломна, 01-03 июня 2017 года / Под общей редакцией О. Б. Широких. - Коломна: Государственное
образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2017. - С. 169-172.
6. Богданова, Н. В. Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Богданова, Т. А. Барканова // Вестник научных конференций. - 2018. - № 12-3(40). - С. 24-26.
7. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике:
Типовые задания / Л.И. Боженкова. М.: МИГУ, 2015. - 140 с.
8. Болотникова, А. А. Педагогические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников при изучении величин / А. А. Болотникова, А. А. Клецкина // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: В 2 частях, Благовещенск, 26 апреля 2018 года. Том Часть I. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2018. - С. 271-274.
9. Бороденко, Г. А. Формирование коммуникативных УУД у
младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами
коллективной изобразительной деятельности / Г. А. Бороденко // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции,
приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника «Родное слово», Елец, 25-26 апреля 2019 года. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. - С. 615-620.
10. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВИО УГТУ-УИИ, 2016. - 135 с.
11. Вострикова, А. Ю. Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД для успешной социализации младших школьников / А. Ю. Вострикова // Наука. Университет. 2016: Материалы семнадцатой
международной ежегодной научно-практической онференции
преподавателей, студентов и аспирантов, Новосибирск, 25 марта 2016 года. - Новосибирск: Издательство Сибпринт, 2016. - С. 24-26.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 396 с
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М.: Педагогика, 2005. - 328 с.
14. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий//Исследования мышления в
современной психологии/П.Я. Гальперин - М.: Наука, 1966
15. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. № - 2, 2005.
16. Дмитриева, Ю. А. Формирование коммуникативных УУД в проектной деятельности на уроках окружающего мира у младших
школьников / Ю. А. Дмитриева // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года: материалы научно-практической
конференции, Москва, 22 марта 2019 года. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2019. - С. 100-103.
17. Жукова, М. В. Оценка сформированности коммуникативных УУД у
младших школьников / М. В. Жукова, А. С. Крупышева // Молодой ученый: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Красовская Н.Р. Том № 12(14): Общество с ограниченной ответственностью Интернаука, 2016. - С. 14-18.
18. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
19. Есмейкина, М. А. Формирование у младшего школьника коммуникативных УУД средствами урочной и внеурочной деятельности / М. А.
Есмейкина // International scientific research 2018: XLI Международная научно-практическая конференция, Москва, 23 ноября 2018 года. - Москва: Научный центр «Олимп», 2018. - С. 216-217.
20. Кайдалова, Ю. Н. Групповые формы работы, как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников / Ю. Н. Кайдалова // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 01 ноября 2019 года. - Омск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. - С. 48-50.
21. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
22. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50- 51.
23. Ломакина, Д.А. Внеклассная работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская // Обучение и воспитание: методики и практики. - 2016. - № 26. - С. 36-40.
24. Лапаева, О. Н. К проблеме формирования коммуникативных УУД
младших школьников / О. Н. Лапаева, И. В. Чикова // Актуальные научные исследования: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 26 ноября 2019 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Кишинев, Молдавия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов
Александр Ильич), 2019. - С. 143-146.
25. Ломаковская, С. А. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / С. А.
Ломаковская // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Томск, 25 марта 2016 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том Часть 2. - Томск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С. 212-216.
26. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Директ-Медиа, 2018. 1174 с.
27. Макарова, Ю. В. Развитие коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности / Ю. В. Макарова // Наука молодых: Сборник научных статей по материалам X Всероссийской
научно-практической конференции, Арзамас, 30-31 марта 2017 года. Том Выпуск 10. - Арзамас: Нижегородский государственный технический
университет им. Р.Е. Алексеева, 2017. - С. 869-873.
28. Метелева, Е. Г. формирование коммуникативных УУД при
обучении младших школьников выразительному чтению / Е. Г. Метелева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам LVI студенческой международной научно-практической конференции. Том № 8 (56):
Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. - С. 51-55.
29. Мзокова, Л. А. Совершенствование коммуникативных УУД у младших школьников как условие повышения качества образования / Л. А. Мзокова //. - 2019. - № 1(14). - С. 63-66.
30. Немов, Р.С. Психология. М.: КноРус, 2016. 720 с.
31. Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.
32. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 464 с.
33. Пудовкина, Е. Д. Изучение лексики как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / Е. Д. Пудовкина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2022. - № 2. - С. 152-155.
34. Редькина, Е. Использование групповой формы работы обучающихся как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников / Е. Редькина // Научный взгляд: поиски, перспективы,
инновации: МАТЕРИАЛЫ VII Всероссийской научно -практической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, Ставрополь, 23 марта 2017 года / Ставропольский государственный педагогический институт. - Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2017. - С. 40-42.
35. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В Репкина, Е. В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
36. Родина, Е.Е. Педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №42.
37. Самарина, Н. В. Организация проектной деятельности младших
школьников, направленной на развитие коммуникативных УУД / Н. В. Самарина // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: сборник статей по итогам
Международной научно-практической конференции, Волгоград, 08 мая 2019 года.
- Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство
международных исследований», 2019. - С. 86-88.
38. Сергина, О. А. Применение средств ИКТ для формирования коммуникативных УУД у младших школьников / О. А. Сергина //
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом
образовании. - 2016. - № 4(42). - С. 97-98.
39. Симуткина, А. В. Учебное сотрудничество как средство
формирования коммуникативных УУД у младших школьников / А. В.
Симуткина //. - 2023. - № 4-2(243). - С. 35-37.
40. Сычева, П. А. Развитие коммуникативных УУД младших
школьников при работе с текстом / П. А. Сычева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской
студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч., Новосибирск, 04-06 декабря 2019 года. Том Часть 1.
- Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический
университет, 2019. - С. 264-265.
41. Трофимова, Е.И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей: молодой ученый. - 2021.-. №34 (376). - с. 170-172.
42. Устимова, М. М. Групповая работа на уроке как средство
формирования коммуникативных УУД младших школьников / М. М.
Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы
преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской
научно-практической конференции, Арзамас, 17 апреля 2015 года. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 397-401.
43. Ушакова, К. В. Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников / К. В. Ушакова, А. С. Шевченко // Известия института педагогики и психологии образования. - 2021. - № 3. - С. 133-138.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286) - URL:
https://classinform.rU/fgos/1.2-nachalnoe-obshchee-obrazovanie-1-4-class.html
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. - М.: Эксмо, 2018. - 144 с.
46. Флейвелл, Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже/ Джон Х. Флейвелл. - М.: Просвещение, 1967. - 623 с.
47. Фазылова, В. Ю. К вопросу о развитии коммуникативных УУД младших школьников / В. Ю. Фазылова //. - 2021. - № 4. - С. 81-83.
48. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А.
Цукерман, А.Л. Венгер. - М.: ОИРО, 2010. - 432 с
49. Чеснокова А.А. Особенности коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии. - Режим доступа: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5653/80-83_Чеснокова.pdf?sequence=1&isAllowed=y
50. Эльсиева, М.С. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий / М.С.
Эльсиева, З.А. Магомеддибирова // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. - № 6. - С. 136 - 138.