Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №166730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАТА
1.1 Понятие коммуникативных УУД в психолого-педагогической литературе
Error! Bookmark not defined.
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших
школьников 11
1.3 Способы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного
возраста 18
Выводы по Главе I 25
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОММУНИКАТИНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.1 Организация и методы исследования уровня развития коммуникативных УУД
у младших школьников 26
2.2 Результаты исследования уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 30
2.3 Программа развития коммуникативных УУД у младших школьников.... 37
Выводы по Главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность исследования: Основные направления модернизации современной школы связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности учащегося, его самореализации в жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подводит нас к главному результату образования - к становлению личностных характеристик выпускника.
Следует отметить, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать всю позицию, высказывать свое мнение». На этом этапе требования к уровню подготовки младших школьников повышаются, к их социализации и способности выстраивать отношения с окружающими людьми. Во время образовательного процесса образуется переход от приобретения готовых знаний к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Для того, чтобы выпускник начальной школы обладал всеми этими качествами требуется формирование и развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), коммуникативные УУД предоставляют условия для совместной познавательной деятельности на уроке, и помимо обмена информацией подразумевает и достижение общей цели: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление сотрудничества), а также межличностное восприятие, в том числе и понимание партнера. Коммуникативные универсальные учебные действия содействуют формированию стремления вступать в диалог и внимательно слушать собеседника, также и самому включаться в коллективное обсуждение проблем, совершать взаимный контроль. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста осуществляется на протяжение всего периода обучения и включает в себя все учебные предметы, а также внеурочную деятельность.
Аспекты формирования коммуникативных УУД отображены в исследованиях таких авторов, как А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, О. Я. Яшнов, А. Ф. Ануфриев, Е. В. Коротяев, С. Н. Костромина и других. Особенности формирования коммуникативных УУД в начальной школе изучены в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой, Г. А. Цукерман и др.
Однако, обращаясь к анализу современных исследований, связанных с определением роли коммуникативных универсальных учебных действий, свидетельствует о том, что, несмотря на значительное внимание ученых к данному вопросу, практика развития коммуникативных УУД в начальной школе остается недостаточно раскрытой. Поэтому тема не теряется своей актуальности.
Объект исследования: коммуникативные УУД.
Предмет исследования: особенности коммуникативных УУД у младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности и уровень развития коммуникативных УУД младших школьников и разработать программу по их развитию.
Гипотеза исследования: у большинства учащихся младшего школьного возраста средний уровень развития коммуникативных УУД и определяется следующими особенностями:
- Затруднениями в осознанном использовании речевых умений для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
- Затруднениями в желании брать на себя инициативу в организации совместной деятельности;
- Трудностями в умении грамотно распределять роли в группе;
- Сложностями в организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Задачи :
1. Выяснить сущность понятия коммуникативных УУД в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников.
3. Описать способы развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению
коммуникативных УУД у младших школьников.
5. Разработать программу, направленную на улучшение уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
База исследования: исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2» г.
Кодинска. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «В» класса в количестве 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ современных исследований, связанных с определением роли коммуникативных УУД, свидетельствует о том, что, несмотря на значительное внимание ученых к этому вопросу, практика формирования коммуникативных УУД в начальной школе остается недостаточно раскрытой. Поэтому тема является актуальной. Поэтому наше исследование было направлено на определение особенностей формирования коммуникативных УУД младших школьников и разработку программы их развития.
В ходе работы над исследованием выяснили сущность понятия «коммуникативные УУД». Коммуникативные умения являются фундаментом для становления успешной, здоровой, гармонично развитой личности. Поэтому формирование коммуникативных УУД у учащихся является важной педагогической задачей, благодаря которой повышается эффективность учебной деятельности, оптимизация процесса сотрудничества с педагогами сверстниками, осуществляется рост анализа и передачи информации, также происходит повышение готовности исполнять различные социальные роли в коллективе, но и, конечно же, социальное развитие личности ребенка.
Изучили особенности развития коммуникативных УУД у школьников младшего возраста. Сфера познания ребят основательно расширяется, ведь они сталкиваются с новыми социальными позициями. В этот период закладываются основы школьной дружбы, мотивационные сферы каждого ребенка перестраиваются, большую значимость начинают приобретать чувства эмпатии и сопереживания, развивается и совершенствуется их способность взаимодействовать в коллективе. Дети младшего школьного возраста должны развивать коммуникативные УУД не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
Описали способы формирования коммуникативных УУД. В условиях действия ФГОС НОО основное внимание обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий, уровень сформированности которых в свою очередь зависит от способов организации учебной деятельности. Для успешного формирования коммуникативных УУД целесообразно применять различные формы коллективной работы: фронтальную, парную, групповую. Традиционные способы преподавания постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД младших школьников. На первом этапе выявлен актуальный уровень сформированности коммуникативных УУД у учащихся 3 класса. Анализ результатов первого этапа опытно-практической работы показал, что уровень сформированности коммуникативных УУД обучающихся 3 класса на момент проведения диагностики недостаточный. В связи с полученными результатами можно сделать вывод о необходимости специальной работы по формированию УУД, при которой коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников будут выше.
Второй этап нашего исследования заключался во включении интерактивных методов обучения в учебный процесс, направленных на улучшение уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников. Разработали программу использования интерактивных методов обучения, направленную на улучшение уровня развития коммуникативных УУД у младших школьников.
При разработке программы использовались следующие интерактивные методы: учебное сотрудничество; учебная дискуссия; метод проектов.
Цель исследования была достигнута.



1. Абрамова, А. А. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в процессе групповой работы по курсу «Окружающий мир» / А. А. Абрамова, Е. Ф. Козина // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения: Материалы круглого стола преподавателей,
аспирантов, магистрантов, студентов, Москва, 25 ноября 2016 года / Составитель и ответственный редактор: М.С. Смирнова. - Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2016. - С. 134-139.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г.
Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г. Асмолова / По редакцией А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Аюпова, С. И. Проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников / С. И. Аюпова // Научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 43-45.
5. Биба, А. Г. Формирование коммуникативных УУД как основа литературного развития младших школьников / А. Г. Биба, М. В. Колоскова //
Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы,
перспективы: Сборник научных статей и материалов IV Международной
научно-практической конференции, Коломна, 01-03 июня 2017 года / Под общей редакцией О. Б. Широких. - Коломна: Государственное
образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2017. - С. 169-172.
6. Богданова, Н. В. Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Богданова, Т. А. Барканова // Вестник научных конференций. - 2018. - № 12-3(40). - С. 24-26.
7. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике:
Типовые задания / Л.И. Боженкова. М.: МИГУ, 2015. - 140 с.
8. Болотникова, А. А. Педагогические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников при изучении величин / А. А. Болотникова, А. А. Клецкина // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: В 2 частях, Благовещенск, 26 апреля 2018 года. Том Часть I. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2018. - С. 271-274.
9. Бороденко, Г. А. Формирование коммуникативных УУД у
младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами
коллективной изобразительной деятельности / Г. А. Бороденко // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции,
приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника «Родное слово», Елец, 25-26 апреля 2019 года. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. - С. 615-620.
10. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной
педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВИО УГТУ-УИИ, 2016. - 135 с.
11. Вострикова, А. Ю. Игровые упражнения как условие развития коммуникативных УУД для успешной социализации младших школьников / А. Ю. Вострикова // Наука. Университет. 2016: Материалы семнадцатой
международной ежегодной научно-практической онференции
преподавателей, студентов и аспирантов, Новосибирск, 25 марта 2016 года. - Новосибирск: Издательство Сибпринт, 2016. - С. 24-26.
12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 396 с
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М.: Педагогика, 2005. - 328 с.
14. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий//Исследования мышления в
современной психологии/П.Я. Гальперин - М.: Наука, 1966
15. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. № - 2, 2005.
16. Дмитриева, Ю. А. Формирование коммуникативных УУД в проектной деятельности на уроках окружающего мира у младших
школьников / Ю. А. Дмитриева // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года: материалы научно-практической
конференции, Москва, 22 марта 2019 года. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2019. - С. 100-103.
17. Жукова, М. В. Оценка сформированности коммуникативных УУД у
младших школьников / М. В. Жукова, А. С. Крупышева // Молодой ученый: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Красовская Н.Р. Том № 12(14): Общество с ограниченной ответственностью Интернаука, 2016. - С. 14-18.
18. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
19. Есмейкина, М. А. Формирование у младшего школьника коммуникативных УУД средствами урочной и внеурочной деятельности / М. А.
Есмейкина // International scientific research 2018: XLI Международная научно-практическая конференция, Москва, 23 ноября 2018 года. - Москва: Научный центр «Олимп», 2018. - С. 216-217.
20. Кайдалова, Ю. Н. Групповые формы работы, как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников / Ю. Н. Кайдалова // ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 01 ноября 2019 года. - Омск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. - С. 48-50.
21. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
22. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50- 51.
23. Ломакина, Д.А. Внеклассная работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская // Обучение и воспитание: методики и практики. - 2016. - № 26. - С. 36-40.
24. Лапаева, О. Н. К проблеме формирования коммуникативных УУД
младших школьников / О. Н. Лапаева, И. В. Чикова // Актуальные научные исследования: от теории к практике: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 26 ноября 2019 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Кишинев, Молдавия: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов
Александр Ильич), 2019. - С. 143-146.
25. Ломаковская, С. А. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / С. А.
Ломаковская // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Томск, 25 марта 2016 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том Часть 2. - Томск: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С. 212-216.
26. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Директ-Медиа, 2018. 1174 с.
27. Макарова, Ю. В. Развитие коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности / Ю. В. Макарова // Наука молодых: Сборник научных статей по материалам X Всероссийской
научно-практической конференции, Арзамас, 30-31 марта 2017 года. Том Выпуск 10. - Арзамас: Нижегородский государственный технический
университет им. Р.Е. Алексеева, 2017. - С. 869-873.
28. Метелева, Е. Г. формирование коммуникативных УУД при
обучении младших школьников выразительному чтению / Е. Г. Метелева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам LVI студенческой международной научно-практической конференции. Том № 8 (56):
Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. - С. 51-55.
29. Мзокова, Л. А. Совершенствование коммуникативных УУД у младших школьников как условие повышения качества образования / Л. А. Мзокова //. - 2019. - № 1(14). - С. 63-66.
30. Немов, Р.С. Психология. М.: КноРус, 2016. 720 с.
31. Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.
32. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 464 с.
33. Пудовкина, Е. Д. Изучение лексики как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / Е. Д. Пудовкина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2022. - № 2. - С. 152-155.
34. Редькина, Е. Использование групповой формы работы обучающихся как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников / Е. Редькина // Научный взгляд: поиски, перспективы,
инновации: МАТЕРИАЛЫ VII Всероссийской научно -практической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, Ставрополь, 23 марта 2017 года / Ставропольский государственный педагогический институт. - Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2017. - С. 40-42.
35. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В Репкина, Е. В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
36. Родина, Е.Е. Педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №42.
37. Самарина, Н. В. Организация проектной деятельности младших
школьников, направленной на развитие коммуникативных УУД / Н. В. Самарина // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ и ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: сборник статей по итогам
Международной научно-практической конференции, Волгоград, 08 мая 2019 года.
- Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство
международных исследований», 2019. - С. 86-88.
38. Сергина, О. А. Применение средств ИКТ для формирования коммуникативных УУД у младших школьников / О. А. Сергина //
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом
образовании. - 2016. - № 4(42). - С. 97-98.
39. Симуткина, А. В. Учебное сотрудничество как средство
формирования коммуникативных УУД у младших школьников / А. В.
Симуткина //. - 2023. - № 4-2(243). - С. 35-37.
40. Сычева, П. А. Развитие коммуникативных УУД младших
школьников при работе с текстом / П. А. Сычева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской
студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч., Новосибирск, 04-06 декабря 2019 года. Том Часть 1.
- Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический
университет, 2019. - С. 264-265.
41. Трофимова, Е.И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей: молодой ученый. - 2021.-. №34 (376). - с. 170-172.
42. Устимова, М. М. Групповая работа на уроке как средство
формирования коммуникативных УУД младших школьников / М. М.
Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы
преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской
научно-практической конференции, Арзамас, 17 апреля 2015 года. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 397-401.
43. Ушакова, К. В. Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников / К. В. Ушакова, А. С. Шевченко // Известия института педагогики и психологии образования. - 2021. - № 3. - С. 133-138.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286) - URL:
https://classinform.rU/fgos/1.2-nachalnoe-obshchee-obrazovanie-1-4-class.html
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год. - М.: Эксмо, 2018. - 144 с.
46. Флейвелл, Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже/ Джон Х. Флейвелл. - М.: Просвещение, 1967. - 623 с.
47. Фазылова, В. Ю. К вопросу о развитии коммуникативных УУД младших школьников / В. Ю. Фазылова //. - 2021. - № 4. - С. 81-83.
48. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А.
Цукерман, А.Л. Венгер. - М.: ОИРО, 2010. - 432 с
49. Чеснокова А.А. Особенности коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня при различных формах патологии. - Режим доступа: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5653/80-83_Чеснокова.pdf?sequence=1&isAllowed=y
50. Эльсиева, М.С. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий / М.С.
Эльсиева, З.А. Магомеддибирова // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. - № 6. - С. 136 - 138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ