Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность КНР в международных региональных организациях

Работа №166699

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Стратегия КНР в интеграционных процессах АТР 7
1.1 Особенности современной региональной политики Китая 7
1.2 Взаимодействие АСЕАН и Китая 10
1.3 Внешняя политика Китая в рамках АТЭС 24
Глава 2. Особенности политики КНР в Центральной Азии 38
2.1 Деятельность Китая в рамках ШОС 38
2.2 Сотрудничество Китая и ЕАЭС 53
Заключение 65
Список использованных источников 71

На сегодняшний день Китай - один из важнейших факторов международных отношений, его позиция оказывает большое влияние на мировую политику. Китай смог достичь большого международного и экономического веса и принимает активное участие в процессах глобализации и регионализации и ориентируется на «обретение статуса великой державы». Таким образом, возрастание влияния КНР в международных процессах обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы и повышенное внимание к принципам, на которых строится современный внешнеполитический курс государства, его приоритетах и позиции на мировой арене.
Постепенно Пекин переходит от двустороннего к многостороннему формату отношений, в основе которого лежат всестороннее развитие и партнерские отношения по всему миру. Участвуя в международных организациях, Китай стремится к формированию многополярного мироустройства и борьбе с глобальными вызовами и угрозами. Кроме того, успешно реализуя доктрину внешнеполитической стратегии «совместного консультирования, совместного созидания и совместного использования», КНР вовлекает другие страны в процесс совместного конструктивного решения глобальных проблем безопасности, развития и управления. Китайская дипломатия противопоставляет агрессивной западной экспансии взаимовыгодное сотрудничество, предлагая поддержку и совместное развитие. В то же время в условиях глобальных изменений на международной арене, возрастает напористость и жесткость КНР в проведении своего внешнеполитического курса, особенно при отстаивании национальных интересов. Также нужно можно отметить активные попытки Китая нарастить «мягкую силу» страны, прежде всего за счет более широкого «выхода вовне» китайской культуры.
Политика КНР в отношении региональных организаций существенно изменилась. В свете тенденции падения авторитета международных организаций, в том числе и ООН, и ее Совета Безопасности, Китай активно продвигает многостороннюю дипломатию в рамках целого ряда международных организаций и на основе различных инструментов межгосударственного взаимодействия. Более того, на современном этапе Китай выступает инициатором создания региональных механизмов сотрудничества.
КНР занимает лидирующие позиции в основных интернациональных группировках Азиатско-Тихоокеанского региона. На региональном уровне КНР стремится заручиться доверием для создания стабильной и предсказуемой обстановки, в которой Пекин мог бы продвигать свои интересы. Правительство Китая прилагает усилия по закреплению своих позиций в регионе через Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Участие Китая в Азиатско-Тихоокеанском экономическом 3
сотрудничестве АТЭС рассматривается китайским руководством не только как фактор усиления региональной и глобальной экономической роли Китая, но и как средство противодействия усилению влияния других влиятельных факторов в регионе (США, Япония, Россия). В свою очередь выстраивание и развитие отношений с АСЕАН является частью общей стратегии КНР по формированию "пояса добрососедства" по периметру своих границ. Эта стратегия обоснованно рассматривается в числе "главных приоритетов" внешней политики китайского руководства.
Ближайшими стратегическими партнерами КНР также являются государства Центральной Азии и Россия. Предложенный Китаем экономический проект «Один пояс, один путь» и создание зоны свободной торговли в АТР являются мощным стимулом для совместного развития Евразийского континента. Здесь также стоит отметить роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где Китай играет одну из ключевых ролей, а также является одним из основателей данной организации. Через ШОС Китай укрепляет сотрудничество в Центральной Азии в таких сферах как безопасность и экономика, а также способствует стабильности и развитию региона. В рамках ШОС происходит взаимодействие и столкновение интересов КНР и России, поэтому сохраняется высокая значимость российско-китайского стратегического партнерства.
Объект дипломной работы: внешнеполитическая стратегия КНР по отношению к АТР и Центральной Азии.
Предмет дипломной работы: место Центральной Азии как региона и АТР в системе приоритетов внешней политики КНР, роль КНР в АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС
Цель дипломной работы: выявить особенности участия КНР в таких региональных организациях как АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС.
В связи с выделенной целью, для более полного и глубокого освещения данной темы предстоит решить следующие задачи:
• Провести анализ региональной политики КНР на современном этапе и выявить её характерные черты
• Рассмотреть стратегическую важность АТР и региона ЦА для КНР
• Охарактеризовать приоритетные для КНР сферы сотрудничества в организациях АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС
• Изучить инструменты сотрудничества КНР и его роль в данных региональных организациях
• Выявить проблемы сотрудничества КНР и АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС
• Оценить влияние КНР на развитие сотрудничества в АТЭС, АСЕАН, ШОС, ЕАЭС
Основной гипотезой ВКР выступает предположение, что развитие сотрудничества в рамках организаций, подлежащих исследованию, тесно связано с приоритетными направлениями внешней политики КНР и поспособствует продвижению национальных интересов государства...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования мною была выявлена прямая связь между усилением международной экономической и политической конкурентоспособностью КНР и повышением активности государства как в глобальном, так и в региональном масштабах. Помимо активного участия в деятельности таких форматах как ООН и G20, Китай ориентирован на развитие сотрудничества в региональных форматах в области экономики и безопасности. Более того, в рассматриваемых мною организациях (АТЭС, ШОС) Китай занимает лидирующие позиции. Не менее важную роль Китай играет и в таких форматах как АСЕАН и ЕАЭС.
Прежде всего в своей региональной политике Китай преследует цель установить прочные связи и заручиться доверием окружающих его стран, чтобы обеспечить мирную и стабильную обстановку для решения задач национального развития и продвижения собственных интересов. Поэтому именно регионы АТР и ЦА являются для него стратегически важными. Еще одной важной задачей является противостояние установлению хозяйственного доминирования иной политико-экономической силы в АТР и ЦА (США, Япония, Россия). Несмотря на то, что внешняя политика Китая долгое время была подчинена приоритетам и стратегическим задачам внутренней политики, на сегодняшний день можно заметить тенденцию наращивания потенциалов «великой державы» и стремления к обретению статуса глобального игрока на международной арене. Китай продвигает глобализированное видение мира Пекином и роли КНР в нем, о чем свидетельствуют выдвинутые Си Цзиньпином концепции «китайской мечты» и «нового интернационализма».
Под руководством Си Цзиньпина КНР начала более активно участвовать в международной политике. Пятое поколение китайских руководителей сохранило ориентир на создание «гармоничного мира» и политику добрососедства с сопредельными странами, расширив географические рамки этого понятия. Необходимо отметить, что активная деятельность в региональных организациях соответствует введенным Си Цзиньпином концепциям «китайской мечты», «нового интернационализма» и строительства Сообщества человеческой судьбы. При этом Китай подчеркивает универсальность данных концепций, тесную связь между осуществлением «китайской мечты» и развитием соседних стран, а также общим процветанием человечества. Таким образом, «китайская мечта» направлена не только на увеличение показателей уровня жизни китайского народа и повышения конкурентоспособности национальной экономики, но и на увеличение международного авторитета.
В соответствии с вышеперечисленными концепциями и была сформирована современная китайская дипломатия, которую также называют «дипломатией великой державы» с «китайской спецификой». На данном этапе её особенностями являются многовекторность, институт стратегического партнерства, продвижение курса на многополярностиь и решения международных проблем на основе согласованности действий многих участников международных отношений, чему соответствует активизация действий в региональных институтах многостороннего сотрудничества.
Формированию «пояса безопасности» способствует выстраивание отношений с АСЕАН и развитие сотрудничества в АТЭС.
Форум АТЭС рассматривается китайским руководством в качестве механизма создания атмосферы доверия и взаимопонимания с азиатскими соседями, поскольку широкий состав членства АТЭС снижает шансы Китая на лидерство в этой группировке. В сравнении с АТЭС АСЕАН обладает преимуществами, которые заключаются в неформальном характере интеграционного сотрудничества и более высокой динамике внешнеторговой деятельности. Сотрудничая с АСЕАН, Китай руководствуется не только экономическими, но и политическими императивами, которые способствуют формированию устойчивой зависимости стран ЮВА от Китая. Более того в основе интеграции АСЕАН лежала политическая составляющая. В отличие от АСЕАН, АТЭС представляет для Китая прежде всего совещательный орган по экономическим вопросам, и только во вторую очередь он используется как политическая трибуна.
АТЭС представляет особую значимость для Китая, так как предоставляет возможность поддерживать диалог с США и Тайванем и налаживать конструктивные отношения с другими региональными державами, например, Японией и Россией. Стоит отметить, что в АТР обостряется традиционное соперничество между Китаем и США. В связи с этим дипломатия Китая в ЮВА и ЦА ориентирована на создание политического окружения, в котором США и их союзники не могли бы проводить политику сдерживания Китая, при этом избегая прямого столкновения. Через АТЭС и АСЕАН Китай закрепляется свои позиции в АТР, а с помощью ШОС распространяет влияние на государства ЦА.
Деятельность Китая в АСЕАН позволяет проследить, что во внешнеполитическом курсе возрастает напористость и жесткость Китая, что связано с необходимостью отстаивать ключевые национальные интересы.
Территории государств ЦА и ЮВА обладают большим экономическим потенциалом, поэтому развитие взаимовыгодных отношений с ними - важный фактор китайской модели развития и реализации «китайской мечты». Участие в международных организациях АТР и ЦА представляет интерес для Китая, так как способствует расширению рынков сбыта, диверсификации источников и маршрутов поставок энергетических и минеральных ресурсов, обеспечению их бесперебойных поставок, а также повышению геостратегического влияния на международной арене. Также стоит подчеркнуть, что в этих организациях Китаю предоставляется возможность вести равноправный диалог с партнерами и эффективно защищать свои национальные интересы....


1. Аносова Л.А., Кабир Л.С. Китай в глобальном мире: технологии управления будущим [Электронный ресурс] / Л.А. Аносова, Л. С. Кабир // Актуальные проблемы развития экономики. - 2015. - №11. - С. 4-9. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23322655
2. Баева М., Исмагилова О., Лощенкова А. Электронные порты: лучшие практики экономик АТЭС и опыт России [Электронный ресурс] / под ред. Т. Флегонтовой / М. Баева, О. Исмагилова, А. Лощенкова // Вестник АТЭС. - М: РАНХиГС, 2019. - №6. - С.14-26. - Режим доступа: http: //apec-center.ru/wp-content/uploads/2019/01/%D0%92%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BD% D0%B8%D0%BA-%D0%90%D0%A2%D0%AD%D0%A1_%D 1 %86%D0%B8%D 1 %84%D 1 %80%D0%B0_09.01.19.pdf
3. Баяк А. Текущее состояние российско-китайских отношений сквозь призму конкуренции и взаимодействия инициатив экономической интеграции в Центральной Азии (Евразийский экономический союз и новый Шёлковый путь) [Электронный ресурс] / А. Баяк // International scientific review. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - №LV. - С. 1-5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschee-sostoyanie-rossiysko-kitayskih-otnosheniy-skvoz-prizmu-konkurentsii-i-vzaimodeystviya- initsiativ-ekonomicheskoy.
4. Бояркина А.В., Печерица В.Ф. Инициатива "Пояс и путь" - новые возможности для развития российского Дальнего Востока: опыт и проблемы [Электронный ресурс] / А.В. Бояркина, В.Ф. Печерица // Вестник ЗабГУ. - 2019. - №3. С. 48-57. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativa-poyas-i-put-novye-vozmozhnosti- dlya-razvitiya-rossiyskogo-dalnego-vostoka-opyt-i-problemy.
5. Ван И Саммит АТЭС в Пекине - важный этап к азиатско-тихоокеанским партнёрским отношениям [Электронный ресурс] / И Ван // Сайт бюро по переводу при ЦК КПК «Теория-Китай». - 16-12-2014. - Режим доступа: http: //ru.theorychina. org/xsqy_2477/201412/t20141216_315975.shtml
6. Власов H.B. Современная политика КНР в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] / Н.В. Власов // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - №3(42). - С. 60-67. - Режим доступа: https: //vestnik.mgimo .ru/j our/article/view/352
7. Гарбузарова Е.Г. Дальний Восток России в контексте сопряжения Евразийского экономического союза и китайского проекта "один пояс - один путь": перспективы и риски [Электронный ресурс] / Е.Г. Гарбузаров // ПСОМ. - Краснодар: КМАПППКС, 2018. - №3-1. - С. 58¬63. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dalniy-vostok-rossii-v- kontekste-sopryazheniya-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-i- kitayskogo-proekta-odin-poyas-odin-put-perspektivy-i.
8. Гарусов Л.Н. Международные отношения, трансграничное сотрудничество, региональная безопасность в АТР. / Н.В. Котляр. - Владивосток: ВГУЭС., 2014 - 259с.
9. Глинкина С.П. Геополитический контекст развития евразийского интеграционного проекта [Электронный ресурс] / С.П. Глинкина // Мир новой экономики. - М: Финансовый университет при Правительстве РФ , 2016. - №4. - С. 62-75. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/geopoliticheskiy-kontekst-razvitiya- evraziyskogo-integratsionnogo-proekta.
10. Голобоков А.С. Китайская народная республика в азиатских организациях многостороннего сотрудничества / А.С. Голобоков. - Владивосток: ВУНЦ ВМФ «ВМА им. Н. Г. Кузнецова», 2013. - 116 с.
11. Голубков М.А. Роль АТЭС в обеспечении региональной продовольственной безопасности на современном этапе [Электронный ресурс] / М.А. Голубков // Российский внешнеэкономический вестник.- М: ВАВТ Министерства экономического развития РФ, 2015. -№6. - С.50¬61. - Режим доступа: http:ZZwww.rfej.ru/rvvZidZC0058E9A8Z-61.pdf
12. Гордиенко Д.В. Шанхайская организация сотрудничества как площадка для диалога по вопросам региональной безопасности [Электронный ресурс] / Д.В. Гордиенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М: «ИД ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2015. - №37. - С. 44¬66. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/shanhayskaya-organizatsiya-sotrudnichestva-kak-ploschadka-dlya-dialoga-po-voprosam- regionalnoy-bezopasnosti
13. Дзюба Е. А., Гриценко Р.А, Охотников М.А. Механизмы обеспечения российско-китайского энергодиалога (на примере Энергетического клуба ШОС) [Электронный ресурс] / Е.А. Дзюба, Р.А. Гриценко, М.А. Охотников // Контентус. - Саранск: Информационная Мордовия, 2019. - №7 (84). - С. 87-93. - Режим доступа: https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=41196335
14. Дикарев А.Д. Государства АСЕАН в политике Китая: курс на раскол или "новый консенсус"? [Электронный ресурс] / А.Д. Дикарев ZZ Сравнительная политика. — 2018. — №3. — С. 75-87. Режим доступа: https:ZZwww.comparativepolitics.orgZjourZarticleZviewZ840
15. Димитров И. Роль электронной торговли в развитии МСП: повестка АТЭС и интересы России [Электронный ресурс] / И. Димитров ZZ Вестник АТЭС. - М: РАНХиГС, 2017. - №5. - С. 24-27. - Режим доступа: http://apec-center.ruZwp-contentZuploadsZ2014Z11Z%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD% D0%B8%D0%BA- %D0%90%D0%A2%D0%AD%D0%A1_%D0%9C%D0%A1%D0%9F_%D 1 %81 %D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8F%D0%B1 %D1%80%D 1 %8C- 2017.pdf...(82)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ