Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №166693

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2022
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Понятие «этническая толерантность» 9
1.2. Социально-психологическая характеристика старшеклассников 15
1.3. Развитие этнической толерантности старшеклассников 22
Выводы по главе 33
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Организация и проведение методов исследования этнической
толерантности старшеклассников 35
2.2. Программа мероприятий, направленных на развитие этнической
толерантности старшеклассников 44
2.3 Анализ результатов исследования развития этической толерантности старшеклассников 70
Выводы по главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 100

Актуальность исследования проблем этнической толерантности обусловлена спецификой этнической ситуации и полиэтническим составом населения стран в мире. Осознание опасности, которая связана с проявлением форм нетерпимости в современном мире, привело к обращению мировой общественности и политиков к проблеме толерантности.
Толерантность вносит отношение терпимости ко всем проявляющимся различиям относительно человеческого общества, к различным взглядам и общественным разногласиям, вплоть до агрессивных столкновений. Абсолютно все педагогические процессы носят воспитательный характер, ведь в их основе заложена цель, направленная на социализацию и окультуривание, подразумевающая под собой некоторые задачи, такие как получение навыков, нужных для социокультурной бытности. Адаптированное существование в социальной культурной среде несёт установленные между представителями различных мировых этнических групп толерантные, взаимно уважающие, социальные человеческие отношения, не обременённые негативной подоплекой, без входа в зону конфликтности. Что в свою очередь способствует выполнению системообразующей роли в получении необходимого образования, позволяет развиваться самообразованию в области этнической толерантности, дает предпосылки гуманитарной практики. [6]
Этническая толерантность - одна из наиболее важных проблем современной Российской общественности, которая носит лингвистические корни. [31]
Присутствующие в сознании общества некоторые этнические стереотипы, способствующие развитию негативных напряжений, Л.П. Крысин даёт оценку таким словам как фразосочетание и конструкция, использование которых обостряет различия между представителями различных этнических сообществ, выстраивает коннотации, предполагает
чуждой любую культуру дугового общества. Рассмотрение этнокультурных коммуникативных устоев способствует пониманию стойких понятий об этносе [29]
Этнические устои анализируются и О. Йокоямой, извлекающей присущие данной тематике коммуникативные формулировки из произведений русского писателя А. П. Чехова. Основываясь на изложенные писателем речевые формы межэтнических отношений в разных общебытовых обстоятельствах, О. Йокояма пытается найти корни этнической толерантности, записывает эти обстоятельства в случае изгнания отношения свой - чужой. [27]
Развитие этнической толерантности старшеклассника в процессе анализа и рассмотрения культурного наследия регионов предполагает подробное изучение и разработку программ по знакомству с традициями, обычаями, правилами, ритуалами, фольклором, искусством, основанном на рациональных сочетаниях формы и метода, задающих направление для достижения национальной и общечеловеческой ценности любой религии и культуры. Она в свою очередь позволяет раскрыть общую панораму всех мировых достоинств, предполагающим понимание и принятие ее подростком школьного возраста, осмысление его ребенком. [31]
В России сегодня налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направление пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров. Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения. Социальная жизнь неопределенна: в обществе возникает дифференциация на все более мелкие страты со своими нормами жизни.
В современных условиях обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является формирование системы значимых ценностей и новых жизненных установок у современной личности для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.
В настоящее время актуальной становится проблема формирования у всех граждан, независимо от возраста, основ этнической толерантности, позитивного отношения к своей и представителям других национальностей, значения каждого этноса в истории общества, науки и культуры. Эти идеи нашли свое воплощение в работах таких отечественных исследователей, как И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова (2013), А.Г. Асмолов (2013),
С.Д. Бакулина (2014), С.Л. Братченко (2003), А.М. Валеев (2016), Е.Ю. Клепцова (2004), В.Г. Крысько (2014), А.В. Потапенко (2016), Г.У. Солдатова (1998), Т.Г. Стефаненко (2014), Ф.А. Темирова и Д.Х. Накохова (2015) и др.
Последние годы отмечены появлением новых исследований по проблемам толерантности вообще и этнической в частности, а также особенностям её формирования в разных возрастных группах (И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, 2013; Г.М. Бреслав, 2017; Е.В. Клименко, 2012; А.С. Пуртова, 2012; Н.Э. Солынин, 2016; Ф.А. Темирова, Д.Х. Накохова, 2015).
Актуальность исследования обусловлена:
- важной проблемой формирования этнической толерантности старшеклассников, ценностью личного образования, основного компонента патриотического и гражданского воспитания учеников;
- недостатком разработанной проблемы сформированной этнической толерантности старшеклассников в условиях учебно-профессиональной деятельности старшеклассников.
На основании теоретического анализа и особенностей современной ситуации межэтнического взаимодействия, изучении практики различных образовательных учреждений в формировании этнической толерантности детей и молодежи, можно выявить следующие противоречия:
- между декларируемой необходимостью формирования этнической толерантности у старшеклассников и недостаточной теоретической разработанностью содержания и характера организации данного процесса в учебной деятельности учащихся;
- между тем, что в социальных общностях старшеклассников присутствуют носители различных культур и традиций, но не все его члены способны проявлять терпимость и тактичность, правильно воспринимать ценности культур других народов, что вызывает интолерантное поведение;
- между пониманием и осознанием педагогов значимости формирования этнической толерантности в старших классах и недостаточным владением способами и методами организации этого процесса в образовательном учреждении на уроках различных дисциплин.
Цель исследования: развитие этнической толерантности старшеклассников.
Объект исследования: программа психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие этнической толерантности старшеклассников.
Предмет исследования: развитие этнической толерантности старшеклассников.
Гипотезы исследования:
1. Старшеклассники отличаются невысоким уровнем проявления этнической толерантности по отношению к своим сверстникам.
2. Разработанная программа развития этнической толерантности старшеклассников через использование активного социально- психологического обучения, развитие качеств толерантной личности, толерантного взаимодействия с субъектами поликультурного образовательного пространства будет способствовать развитию этнической толерантности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический подход к проблеме развития
этнической толерантности старшеклассников;
2. Дать социально-психологическую характеристику
старшеклассников;
3. Изучить особенности развития этнической толерантности у старшеклассников;
4. Разработать программу развития по формированию этнической толерантности у старшеклассников.
Методы и методики исследования:
Теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение, сопоставление.
Эмпирические методы: опрос.
Методы обработки данных: сопоставление процентных долей, баллов.
Методики:
1. Шкала базовых убеждений (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.) [52].
2. Опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [26].
3. Тест-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова) [53].
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Средней общеобразовательной школе- интернате. В исследовании приняло участие 20 человек - обучающихся 9-х классов в возрасте 15-16 лет (10 русских и 10 эвенков).
Практическая значимость: данная работа представляет интерес для учителей, воспитателей, психологов, социальных работников общеобразовательных школ. Материалы ВКР могут также использоваться преподавателями и школьниками в процессе профессионального обучения будущих педагогов, психологов системы образования, социальных педагогов в содержании учебных курсов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 63 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение литературы по теме выпускной квалификационной работы помогло выяснить основу этнической толерантности, которая предусматривает высокий уровень знаний о культуре и традициях других народов, предполагает терпимость в общении с ними и определяется как этническая идентичность.
Также выяснили, что для формирования толерантного отношения старшеклассника к другим, в семье и в школе необходимо: учить детей слушать и слышать интуицию, следовать ей; родителям и педагогам внимательно относиться к желаниям старшеклассника для выяснения его интуитивного ощущения, соответствующего истинному предназначению; понимать, что подавление желаний и жёсткое навязывание социальных стереотипов путь формирования его внутреннего разлада и, как следствие, нетолерантности.
Узнали:
• что проблема воспитания толерантности актуальна, ведь именно в подростковом возрасте начинают складываться взаимодействия в детском коллективе, состоящем из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и коммуникативной деятельностью,
• что в классах необходимо установить уважительные дружеские отношения, гармоничное отношений детей к представителям этнокультур, и именно воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
• что ранее полученные сведения о богатстве окружающего мира способствуют развитию и формированию внутренних установок, выборе определенного багажа знаний из полученного общего потока различной информации, имеющей отношение к полиэтническим взаимоотношениям и дальнейшему формированию личности старшеклассника.
Также в ходе работы над выпускной квалификационной работой мы пришли к выводу, что в формировании этнической толерантности в любом случае присутствует эмоциональный компонент. Он открывается в приобретении и понимании определённых ценностей, проявлении терпимости, понимании того, что каждая нация имеет свои неповторимые корни, традиции, установки, язык и является неотъемлемой частью нашего общего мира.
Что касается результатов нашей практической деятельности, мы выявили следующие показатели высокий, средний и низкий уровни форсированности этнической толерантности у подростков, учеников девятого класса в составе двадцати человек.
При помощи выбранных нами методик, позволяющих рассмотреть и оценить отношение старшеклассников к окружающим их этническим группам.
Были проведены вводные и повторные исследования:
• Диагностика по методике «Шкала базовых убеждений» Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова [52].
• Диагностическое исследование по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой опросника «Типы этнической идентичности» [26].
• Тест-опросник «Индекс толерантности» Г.У.Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой [53].
По результатам полученных данных на начальном этапе практической деятельности большинство подростков имеют низкий уровень сформированности этнической толерантности, принадлежат к типу этноизоляционизма уверены в уникальности своего народа, призирают незнакомую им культуру.
Повторные исследования показали динамику по формированию и развитию этнической толерантности у подростков, посещающих девятый класс, на этот раз большинство подростков принадлежали к типу этнической идентичности, и показали средний уровень сформированности этнической толерантности.
Так же было выявлено, что для развития толерантности у старшеклассников, в процессе учебной деятельности, лучше всего применять такие методы, как ролевые игры, дискуссии. Наиболее эффективной формой развития толерантности практическим психологом является социально - психологический тренинг.
Полученные нами данные свидетельствуют об успешности разработанной и частично реализованной программы «Развитие этнической толерантности». Проведенные нами исследования были успешны, старшеклассники показали некоторую динамику относительно формирования этнической толерантности, стали проявлять терпимость по отношению к лицам других национальностей.


1. Абдуллова Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания
этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды. Мир науки. Педагогика и психология.. 2018. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/aktualnyevoprosy-
vospitaniya-etnokulturnoy-tolerantnosti-u-mladshih-shkolnikov-vusloviyah-polietnicheskoy-obrazovatelnoy-sredy. (дата обращения: 12.09.2021).
2. Авксентьев В.А. «Конфликт цивилизаций» в контексте современных трансформационных процессов / Этнические проблемы современности: сб. науч. тр. Вып. 12. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2017. С. 3-12.
3. Алипханова Ф.Н., Омарова А.А. Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе. Мир науки, культуры, образования. М., 2018. С. 12-13.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 2014. С. 38.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Б.Г. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2005. Т. 15. №1. С. 6.
7. Артемьева В.А., Данилова М.В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе / Молодой ученый. 2015. №2. С. 471-474.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно -историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2017. 528 с.
9. Асмолов АГ Мы обречены на толерантность. Семья и школа 2001 №11-12 С.32-35
10. Астахова Е.Н. Взаимосвязь базисных убеждений личности и социально-психологической адаптации в стрессовых ситуациях. Сост. и науч. ред. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Полянская Е.Н. 2012. С. 72-75.
11. Багдасарова А.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры / Этнические проблемы современности: сб. науч. тр. Вып. 7. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. С.55-59.
12. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к
современным социокультурным смыслам. М.: Флинта, 2019. 324 с.
13. Байборова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. Ярославский педагогический вестник. М., 2013. №1. С 90-94.
14. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. Саратов: Вузовское образование. 2019. 178 с.
15. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: монография. Академия. М., 2016. 231 с.
16. Бреслав Г.М. Восстановление целостного подхода к изучению этнической толерантности / Вестник Омского ун-та. Сер.: Психология. 2017. №1. С.17-31.
17. Братченко С.Л. Психологические основания исследования
толерантности в образовании / Педагогика развития: ключевые
компетентности и их становление. Красноярск, 2003. С. 104-117.
18. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дисс. канд.филос. наук. М., 2007. 20 с.
19. Волкова Т.В. Мини-тренинг для подростков «Формирование толерантного отношения друг к другу» // Научно- методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога образования: сб. науч. ст. / под ред. Нижегородцевой Н. В. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. С. 38-44.
20. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. Канон-пресс-Ц. М. 2011. C. 487-505.
21. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе. Воспитание школьников. М. 2016. №1. С. 56-60.
22. Дагбаева С. Этнопсихологические особенности ценностны ориентаций личности. Deutschland: LAP Lambert Academi Publishing, 2011. 172 с.
23. Дагбаева С.Б. Структурно-содержательные характеристики этнической толерантности подростков // Фундаментальные исследования. 2016. №11. С. 576-580.
24. Демидова И.И. Этническая толерантность. Deutschland: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. 180 с.
25. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2010. №10. С. 3-11.
26. Емельянова Е.В. Практикум по этнической психологии. Иркутск: ИГУ, 2015. 158с.
27. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте». «Академия». М., 2007. 250 с.
28. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе, Джуринский А.Н. М., 2017. 313 с.
29. Ефремкина И.Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков // Сибирский педагогический журнал. 2018. №3. С.233-241.
30. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2015. С. 23.
31. Золотухин В.М. Терпимость и толерантность: сходство и различие // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2013. № 2. С. 94-101.
32. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
33. Кадыкова С.А. Развитие позитивной этнической идентичности учащихся: психолого-педагогические условия. М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 192 с.
34. Кадыкова С.А. Формирование позитивной этнической идентичности // Начальная школа. 2019. №7. С. 17-20.
35. Коломийченко Л.В., Наумов А.А. Концептуальные основания безопасной образовательной среды. Педагогическое образование в России. М. 2015. С. 142 -145.
36. Кудрина Е.Л. Толерантность в мультикультурном обществе. Кемерово, 2013. 413 с.
37. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., «Тренинг
этнической толерантности для школьников», М.: Тасис, 2014. 325 с.
38. Немов Р.С. «Психология». Просвещение. М. 2005, т.2. 510 с.
39. Немов Р.С. «Психология». Просвещение. Учебник М. 2010. 639 с.
40. Кулаченко М.П. Этническая толерантность как объективная потребность современного общества // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы науч. -практ. конф. М. 2015. С.58- 60.
41. Кухаревой У.А. Методическая разработка «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/23/metodika-diagnostika-tolerantnogo- povedeniya(Опубликовано 23.11.2013)
42. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». Просвещение. М. 2016. 224 с.
43. Орлова Э.А. Вопросы социальной теории: Концепции
идентификации/идентичности: антропологическая трактовка. Электрон.
журнал:http://iph.ras.ru/uplfile/admins/biblio/vst/ 2011/11. pdf
44. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. Учебное пособие/ В.Н. Павленко, С.А. Таглин. - Москва: Товарищество науч. изд. КМК, 2005.- 483 с.: табл.; 22 см.; ISBN 5-87317-215¬3 (в пер.)
45. Попова Е.В. Предпосылки и условия формирования толерантности личности на разных возрастных этапах: Науч. -метод электронный журнал «Концепт». М. 2015. С. 76-80.
46. Рожков М.И Воспитание толерантности у школьников.
Ярославль, 2014. 347 с.
47. Соклакова Л.А. Толерантность как составляющая этнической идентичности подростков: Наука и общество в современных условиях. М. 2015. С. 53-57.
48. Солынин Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений: автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 22 с.
49. Степанов П.В. Феномен толерантности Народное образование. 2004. №3 С. 5-14.
50. Солынин Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности студентов // Актуальные проблемы психологии образования: сб. науч. ст. Ярославль, 2016. С. 100-104.
51. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Психология. М. 2018. 118 с.
52. Солдатовой Г.У, Шайгеровой Л.А. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности /Под ред. М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.
53. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности //Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. - аналит бюллетень.- М., 2002.- № 4.- С. 59-65.
54. Сказки народов России:http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/kto-dal-evenkam-solntse
55. Типы этнической идентичностиhttp://psytolerance. info/techniq ues.php
56. Темирова Ф.А. Психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М., 2017. №43-2. С.12-15.
57. Храпаль Л.Р. Межкультурный диалог как средство формирования этнокультуры преподавателя в системе высшего профессионального экологического образования: Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов I междунар. науч. -прак. конф. Новосибирск, 2019. №1. С. 325-329.
58. Хухлаева О.В. «Психология подростка». Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М., 3 изд. 2014. 346 с.
59. Хухлаев О.Е. Не такой как все:
http://psy. 1 september.ru/article.php.
60. Чибисова М.Ю. Понятие этнической идентичности: теоретические основы:http://www.rusdeutsch.ru/file/BIZ/BB/biz-bote-02-2010.pdf
61. Шебзухова Ф.А. Ментальные основания толерантности в полиэтническом обществе: дисс. д-ра философ. наук. Ростов н/Д., 2015. 424 с.
62. Шулева Е.И. Исследование взаимосвязи этнической
идентичности и этнической толерантности. Мир науки. Педагогика и психология. М., 2017. №2. С 23-26. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7issledovanievzaimosvyazi-etnicheskoy-
identichnosti-i- etnicheskoy- tolerantnosti.(Дата обращения 12.09.2021).
63. Яшин М.Ю. Тренинг толерантности. И1П1: М., 2015. 216 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ