Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс дидактических материалов по робототехнике в 9-х классах как средство формирования начальных инженерно-технических навыков

Работа №166676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование дополнительного образования по робототехнике в 5-9 классах в общеобразовательной школе 5
1.1. Инженерно-техническое образование, перспективы и способы его
развития 5
1.2. Робототехника в 5-9 классах как средство формирования
начальных инженерно-технических знаний 8
1.3. Особенности изучения робототехники в 5-9 классах 14
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Комплекс дидактических материалов по робототехнике для 9-х классов общеобразовательной школы 32
2.1 Цели использования комплекса материалов и их содержание 32
2.2 Инструктивные и контрольные карты 38
2.3 Результаты педагогического эксперимента 47
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Библиографический список 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1. Механический манипулятор: захват 55
Приложение 2. Домашнее задание «Знакомство со средой разработки LEGO MINDSTORMS Education EV3» 58
Приложение 3. Практическая работа «Разработка модели робота с помощью контроллера EV3. Программирование простейших операций с роботом» 60
Приложение 4. Практическая работа «Программирование робота с использованием контроллера EV3» 62
Приложение 5. Практическая работа «Сборка робота-манипулятора»..74
Приложение 6. Практическая работа «Программирование робота манипулятора» 79
Приложение 7. Итоговый тест «Основы робототехники» 102


На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается нехватка инженерных кадров, это отмечают ректора крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне. «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества» (Путин В.В.). Современная промышленность является автоматизацией различных производственных процессов и испытывает дефицит в наличии специалистов соответствующих направлений.
Учитывая вышесказанное, следует закладывать первоначальные знания и навыки в областях автоматизации и робототехники, и привлекать талантливых и умных детей, формируя у них основные инженерно-технические навыки, а также познакомить их с методами технического творчества - это будет являться актуализацией и повышением значимости инженерно-технического образования. Дополнительное образование в общеобразовательной школе может сыграть в этом значимую роль. Базовые навыки и формы деятельности учащихся закладываются еще в начальной школе. Однако, если брать во внимание общеобразовательные школы в маленьких городах и сельской местности, отсутствие средств и возможностей, формировать начальные инженерно-технические навыки не поздно и в среднем звене. Так как, например, у учащихся 9 классов это процесс можно начинать с нуля и, учтя возможности и потребности детей, добиться планируемых (и достаточно высоких) результатов.
И только потом можно будет говорить о переводе уровня общения учеников средней школы с техникой на более высокий и научить их правильно выражать свои идеи, проектировать их технические и программные решения, реализовывать их в качестве моделей, которые будут работать. Очень большими проблемами отечественного образования является ощутимое ослабление естественных и технических наук в школьном образовании.
Объект исследования: процесс обучения робототехнике в 9-х классах средней школы.
Предмет исследования: комплекс дидактических материалов по робототехнике для 9-х классов средней школы как средство формирования начальных инженерно-технических навыков.
Актуальность, объект и предмет определяют цель исследования: разработка комплекса дидактических материалов по робототехнике, нацеленных на формирование начальных инженерно-технических навыков у учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Объект, предмет и цель исследования определили его ведущие задачи:
1. Анализ литературы по теме работы с целью анализа степени разработанности методических комплексов по робототехнике для средней школы.
2. Определение содержания обучения робототехнике для 9-х классов средней школы.
3. Разработка объяснительно-иллюстративных материалов по работе с наборами LEGO MINDSTORMS.
4. Разработка контрольных материалов по робототехнике для 9-х классов.
5. Проведение и анализ педагогического эксперимента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью моей исследовательской работы была разработка комплекса дидактических материалов по робототехнике для формирования начальных инженерно-технических навыков у учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Для достижения этой цели, в ходе написания квалификационной работы, я провела анализ обширного блока специализированной литературы по методике преподавания и робототехнике. Результатом этого анализа стало: определение ключевых целей курса робототехники, на основе которых формировались целеполагание и результативность дидактических материалов; содержание обучения робототехники на основе нескольких рабочих программ по курсу «Робототехника» для 5-9 классов общеобразовательной школы разных авторов для более точного определения наполняемости инструктивных и контрольных карт.
На основе методического исследования произвела разработку и структуризацию ряда инструктивных и контрольных карт, ориентированных на учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Результаты практической работы описала во второй главе и приложениях.
Так же, с использованием разработанных дидактических материалов, провела педагогический эксперимент и описала анализ его результатов.



1. 123 эксперимента по робототехнике / М. Предко; пер. с англ. В. П. Попова. - М.: НТ Пресс, 2007. 544 с: ил.
2. Белоусов, И.Р. Дистанционное обучение механике и робототехнике через сеть Интернет [Текст] / И.Р. Белоусов, Д.Е. Охоцимский, А.К. Платонов [и др.] // Компьютерные инструменты в образовании.- 2003.- №2.- с. 34-41
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: изд-во ВГПУ, 1977. - 298 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.: ил.
5. Книга: Системы искусственного интеллекта в машиностроении. Учебное пособие. Бровкова Б.В., 2004.
6. Мартыненко, Ю.Г. Динамика мобильных роботов // Соровский образовательный журнал.- 2000.- №5.- с. 110-116
7. Мякушко А.А. Основы образовательной робототехники: Учебно-методическое пособие для учителя.- М.,2010.- 80 с.
8. Николаев А.Б., Васюгова С.А. Программирование роботов- манипуляторов: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Интеллектуальные системы» - М.: Изд-во МАДИ. 2015.¬96 с.
9. Николаев А.Б., Остроух А.В. Интеллектуальные системы: учебное пособие - М.: МАДИ, 2012. - 271 с.
10. Остроух А.В., Николаев А.Б. Интеллектуальные системы в науке и производстве / Учебно-методическое пособие. - Saarbrucken, Germany: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 312 c.
11. Остроух А.В. Основы построения систем искусственного интеллекта для промышленных и строительных предприятий. Монография. - М.: ООО «Техполиграфцентр». 2008. - 280 с.
12. ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику [Электронный ресурс] // LEGO MINDSTORMS Education. - Режим доступа: www.MINDSTORMSeducation.com
13. Программируемые роботы. Создаем робота для своей домашней мастерской / Дж. Вильяме; пер. с англ. А. Ю. Карцева. - М.: НТ Пресс, 2006. -240 с.: ил.
14. Программируемый робот, управляемый с КПК / Д. Вильяме; пер. с англ. А. Ю. Карцева. - М.: НТ Пресс, 2006. - 224 с.: ил.
15. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. - Минск, 2006.- с. 184-185
16. Пузырная Е.В., Пророкова А.А. Методические аспекты внедрения
основ робототехники в образовательный процесс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://robot.uni-
altai.ru/metodichka/publikacii/metodicheskie-aspekty-vnedreniya-osnov- robototehniki-v-obrazovatelnyy-proces-0
17. Руководство пользователя. LEGO MINDSTORMS Education EV3 .The LEGO GROUP. 2013.с. 98.
18. Русова Н.Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала: автореф. к. п. н. - Н.Новгород, 2001, - 26 с.
19. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях. Жимарши Ф., 2008.
20. Создание роботов в домашних условиях / Брага Ньютон; пер. с англ. Е. А. Добролежина. - М.: НТ Пресс, 2007. - 368 с.: ил.
21. Сайт компании LEGO [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.lego.com/ru-ru/
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
23. Ситаров В.А. Дидактика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
24. Устройства управления роботами. Схемотехника и программирование. Предко М., 2004.
25. Уроки Лего-конструирования в школе. Методическое пособие. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016)
"Об образовании в Российской Федерации"//СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http: //www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
27. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Наука, 2013. - 319 с. - (Шаги в кибернетику)
28. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов.- Спб.: Питер. 2007.- 639 с.
29. Юревич Е. И. Основы робототехники. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 416 с: ил.
30. NXT-G ver 1.1: Help and Support for Lego Mindstorms NXT/LEGO Group [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. и прогр. (253 Mb). -
2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ