ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 8
1.1. Понятие творческого воображения. Показатели и критерии 8
1.2 Характеристика познавательного и личностного развития детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Характеристика познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста с задержкой Психического развития 20
1.4. Театрализованная деятельность в развитии детей старшего
дошкольного возраста 31
Выводы по главе |1 36
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 38
2.1 Организация проекта, паспорт проекта 38
2.2 Содержание проекту 41
2.2.1. Предпроектный этап 41
2.2.2 Проектный этап 48
2.3 Оценка результативности проекта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания [19].
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе [8]. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении. Творческое воображение является очень значимым аспектом личности у дошкольников, в том числе, у детей с задержкой психического развития, т. к. его развитие способствует развитию и других важных сфер психического развития ребенка: мышления, личностных качеств, социальных отношений [3].
Социальная актуальность исследования: в силу своего психофизиологического состояния дети с задержкой психического развития сложнее адаптируются в обществе, и требуются методики, способствующие развитию у детей творческого воображения, и, как следствие, мышления, личностных качеств, социальных отношений, что повышает успешность их социализации.
Научная актуальность исследования: аспект применения театрализован ной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития как способ развить творческое воображение является в настоящее время малоизученным, и представлен ограниченным числом работ. Поэтому данный проект является актуальным, в том числе, для практического внедрения в деятельность организаций, работающих с такими детьми.
Практическая актуальность исследования объясняется тем, что использование методик, развивающих творческие способности у детей с задержкой психического развития, способствует их лучшей адаптации в социуме и развивает у них коммуникативные навыки. Существует необходимость в постоянной разработке новых методик и актуализации, старых для развития творческих способностей у дошкольников старшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждаются в занятиях по развитию творческого воображения, но при этом данная область деятельности имеет небольшое количество разработанных программ, занятий и практических рекомендаций для внедрения в повседневную деятельность психологов и педагогов.
Цель исследования: создать психолого-педагогический проект для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ходе театрализованной деятельности.
Объект: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Проектная идея: мы предполагаем, что создание специальных психолого-педагогических условий в рамках театрализованного проекта «Радуга жизни» будет способствовать активизации компонентов творческого воображения (наблюдательность, концентрация внимания, познавательный интерес, непосредственность) детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы.
2. Рассмотреть возможности театрализованной деятельности в
развитии творческого воображения детей, в том числе детей с задержкой психического развития.
3. Разработать проект, способный активизировать компоненты
творческого воображения детей с задержкой психического развития.
4. Апробировать и оценить эффективность проектной работы.
Практическая значимость проекта: исследование предлагает практический способ решения проблемы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработан и апробирован проект «Радуга жизни», который развивает способности данных детей в ходе театрализованной деятельности и предназначен для педагогов, педагогов-психологов и дефектологов.
С помощью данного проекта специалисты смогут активизировать компоненты творческого воображения (наблюдательность, концентрация внимания, познавательный интерес, непосредственность) с конечной целью - коррекция трудностей психического развития детей. В результате исследования будет установлена эффективность применения разработанного в рамках проекта комплекса мер для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и возможность его реализации в повседневной психолого-педагогической деятельности. Также в рамках проекта разработана предметно-развивающая среда в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом для дошкольных образовательных учреждений для проведения в ее рамках эффективных занятий.
Методологическая основа:
- культурно-исторический подход и современные научные представления об основных закономерностях формирования личности как в условиях нормального, так и аномального развития, отраженные в фундаментальных трудах отечественных психологов (JI.C. Выготского, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской и др.);
- выполненные в контексте культурно-исторической теории развития высших психических функций теоретические и экспериментальные исследования в области психологии эмоций (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В.Запорожец, В.В.Лебединский, О.С. Никольская, С.Л. Рубинштейн и др.) и сформулированные в них фундаментальные положения, касающиеся единства аффекта и интеллекта в структурной организации сознания человека; о взаимодействии интеллектуальных и аффективных процессов в решении стоящих перед человеком задач; об активизирующей, ориентирующей и регулирующей функциях эмоциональных процессов и состояний; об уровневом строении базальной системы эмоциональной регуляции поведения; о закономерной перестройке процесса взаимодействия аффективных и интеллектуальных процессов в ходе онтогенеза и т.д.;
Важными основаниями для определения содержания работы являлись результаты:
- исследований детской педагогической психологии, в которых обосновывается необходимость целенаправленной психолого - педагогической поддержки социально -эмоционального развития ребенка, начиная с ранних этапов онтогенеза, и особенно, в условиях ранней социальной депривации (И.А. Коробейников, О.С. Никольская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследований детской и педагогической психологии, в которых обосновывается необходимость целенаправленной психолого-педагогической поддержки социально-эмоционального развития ребенка, раскрывающие значение проведения систематической педагогической работы с детьми, направленные на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в их развитии, а также на создание условий для развития потенциальных эмоциональных и интеллектуальных возможностей каждого ребенка (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.). Особый интерес для нас представляют работы, направленные на коррекцию личностного и социально -эмоционального развития детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова и др.).
Тип работы: проектная работа.
Сведения о внедрении и апробации проекта: апробация работы проводилась на базе МБУ ЦППМиСП №# «####», г. Красноярск
(2017-2018 гг.), на базе этого учреждения планируется внедрение проекта в повседневную психолого-педагогическую практику.
В ходе реализации проекта на первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы. Было отражено понятие творческого воображения. Также в рамках реализации проекта было дано определение понятия ЗПР (задержка психического развития) что означает темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. Также нами были рассмотрены возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображения детей, в том числе детей с задержкой психического развития.
На втором этапе реализации проекта был разработан театрализованный проект «Радуга жизни», способный активизировать компоненты творческого воображения детей с задержкой психического развития. Данный проект был рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью проекта было развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами театрализованной деятельности. Проектом предусматривалась реализация вышенаписанной цели с помощью занятий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития театрализованной деятельностью, а также упражнениями на развитие компонентов творческого воображения, таких как непосредственность, концентрация внимания, познавательный интерес и наблюдательность.
На заключительном этапе проекта проведена апробация и оценка эффективности проектной работы. Результаты оценки эффективности показали, что с помощью данного проекта удалось развить компоненты творческого воображения. Качество полученного результата можно оценить на высоком уровне.
1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. 412 с.
2. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М.: Знание, 1982. 125 с.
3. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Москва-Воронеж, 2001. 186с.
4. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. 2008 № 12. — 120 с.
5. Аржакаева Т. Н., Вачков И. Е. Развивающие уроки. Педагогическая азбука для первоклашек // Школьный Педагог. 1999. №33. С. 6-7.
6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
7. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка. СПб.: Паритет, 2007. - 96с.
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.
9. Вагурина Л. М., Внимание, речь, плоскости. Развивающее пособие для детей 3 - 5 лет. М., 2007. 122 с.
10. Выготский Л. И. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. 328. с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4 // М., Педагогика, 2012. - 563 с.
12. Гиппенрейтер Ю Б. Деятельность и внимание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 196 с
13. Годовикова Д. Б. Роль предварительного зрительного
ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста // Вопросы Педагогики, 1959. № 2. С. 17-21.
14. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1972. 158 с.
15. Горохова Т. А. Исследование взаимосвязи распределения внимания и успешности групповой деятельности младших школьников. М.:МГПИ, 1988. 320 с.
16. Григорьева О. А. Особенности развития творческого
воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. 2014. — №20. — С. 568-569.
17. Груздева А. В., Арсёнова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.
18. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.:Педагогика, 1972. 423 с.
19. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития.
М.: Наука,1984. 256 с.
20. Джемс У. Внимание. М.: Дрофа, 2006. 128 с.
21. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания
//Вопросы Педагогии. 1975. №2. С.68 - 80.
22. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы Педагогии внимания.
// Педагогическая наука в СССР. 1959. Т.1. С. 9-12.
23. Добрынин Н.Ф.О Теории и воспитании внимания. М.: Изд. Московского университета, 1976. 264 с.
24. Дормашев Ю. Б., Романов В.Я. Педагогия внимания.
М.: Дрофа, 2009. 332 с.
25. Дунаевский Ф. Р. Попытка изучения развития высшей нервной деятельности при экспериментальном расширении возможностей ее проявления у детей первых лет жизни // Известия АПН РСФСР. 1955. №75. С. 21-27.
26. Ендовицкая Т. В. Развитие внимания. М.: Изд-во
«Просвещение», 1964. 128 с.
27. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М. Внимание школьника. М.: Изд. «Знание», 1987. 186 с.
28. Защиринская О.В. Педагог ика детей с задержкой психического развития. СПб., 2009. 320 с.
29. Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. М., 2009. 268 с.
30. Ланге Н. Н. Педагог ические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса: Наука, 1983. 296 с.
31. Левитина С. Можно ли управлять вниманием школьника? М.:Изд. «Знание», 1980. 224 с.
32. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм внимания . М.: Наука, 1956. 186 с.
33. Лисина М.И. Неверович Я. 3. Развитие движений. М.: «Просвещение», 1965. 320 с.
34. Лурия А. Р. Внимание и память. М.:МГУ, 1978. 196 с.
35. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.
36. Мамайчук И.И. Педагог ическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь , 2009. - 320 с.
37. Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. // Известия Академии пед. наук РСФСР. 1948. №14, 1948. С. 90-122.
38. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Знание, 1993. 198 с.
39. Марциновская Е. Н. Развитие осознания элементарных действий у детей дошкольного возраста. М.:Рукопись, 1952. 380 с.
40. Марютина Т. М. Особенности интеллекта у младших школьников с различным уровнем развития свойств внимания // Новые исследования в Педагогии. 1987. №2. С. 31-36.
41. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка. М.: Эйдос, 2003. 268 с.
42. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
43. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная
психология: учебно -методический комплекс; Моск. Психолого¬
социальный ин-т. Москва: Флинта: МПСИ, 2008. 376 с.
44. Носкова Л.П. Соколова Н.Д. Гаврилушкина О.П. Дошкольное воспитание аномальных детей. М.: Просвещение, 2008. 420 с.
45. Петровский В. А., Черепанова Е. М. Индивидуальные
особенности самоконтроля при организации внимания. // Вопросы Педагогики. 1987. №5. С. 29-34.
46. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // «Ученые записки Пятигорского пединститута». 1955. №9. С. 57-61.
47. Подольский А. И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: МГУ, 1987. 122 с.
48. Ульенкова У. В. Педагог ические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция учебное пособие для вузов по направлению "Педагогика": доп. УМО вузов РФ. С.- Пб.: Питер, 2007. 304 с.
49. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 - 7 лет. М.: Дрофа, 1997. 328 с.
50. Рибо Т. Педагогия внимания. Хрестоматия по вниманию. М.: Наука, 1976. 196 с.
51. Рогов Е. И. Настольная книга практического Педагога. М.: Наука ,1998. 212 с.
52. Рубин Э. Д. Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. 148 с.
53. Санникова Е. П. Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии внимания. 1970. №5. С. 5-9
54. Сафонова Н. М. Развитие умения действовать по образцу
// Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы. 1997. №1. С. 77 - 80.
55. Славина Л. Н. Условия повышения интеллектуальной активности у школьников. // Известия АПН, 1955. №73. С. 56-59.
56. Смирнова Е. О. Развитие внимания и памяти в раннем и дошкольном возрастах. М., 1998. 128 с.
57. Соколова, Е. В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления: монография Новосибирск: НГИ, 2002. 284 с.
58. Солодухова О. Г. Индивидуальные особенности внимания в мыслительной деятельности учащихся [Текст]: (В процессе решения мат. задач): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата Педагогических наук. (19.00.07) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.
Москва : [б. и.], 1976. 20 с.
59 Сорокин В. М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2007. 400 с.
60. Страхов И. В. Воспитание внимания у дошкольников. М., 1958. 128 с.
61. Титченер Э. Б. Внимание. Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. 148 с.
62. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной Педагогики. М.: Дрофа, 2006. 240 с.
63. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова // Теория и практика образования в современном И мире: материалы IV междунар. И науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 65-68.
64. Шипицына Л.М. Специальная В педагогика. Учебник В для студентов ВУЗов. СПб.: Нева, 2010. 338 с.
65. Щербакова, А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва: НЦ ЭНАС, 2002. 40 с.
66. Якобсон Г. Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников. // Вопросы Педагогии. 1999. №5. С. 17-21.
67. Мультиурок. URL: https://multiurok.ru(дата обращения 09.02.2018).
68. Открытый урок. Первое сентября. URL: йИр://открытыйурок.рф (дата обращения 14.11.2017).
69. Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru(дата обращения 14.11.2017).
70. Электронная библиотека диссертаций.
URL:http://www.dissercat.com(дата обращения 10.02.2018).