Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Проблемы изучения внимания в психологии 8
1.2 Развитие внимания учащихся младшего школьного
возраста 26
1.3 Психологические особенности свойств внимания младших школьников
с задержкой психического развития 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания у младших школьников, имеющих задержку психического развития 34
2.1 Организация, методы и методики исследования 34
2.2 Анализ результатов эксперимента 49
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психологическая коррекция особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
3.1 Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 51
3.2 Научно-теоретические и методологические подходы к развитию
особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 54
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 63
Выводы по 3 главе 66
Заключение 68
Библиографический список 70
Приложения 82
Актуальность исследования. На сегодняшний день проведено много исследований по проблеме изучения внимания у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Именно внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка.
В настоящее время это отражает важность дальнейшего глубокого изучения проблемы детей с нарушенным психическим и соматическим развитием. По данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития (ЗПР) — на 20%.
ЗПР - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся практически все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
Дети с задержкой психического развития, имеющие слабую нервную систему, характеризуются неустойчивым, поверхностным вниманием. Причинами называют расстройство деятельности центральной нервной системы, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами. В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, не
скоординированностью процессов возбуждения и торможения. Это приводит к выраженной школьной дезадаптации таких детей.
В старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР характеризуются более низкой способностью к обучению, несформированностью устойчивой мотивации к познанию, также у них наблюдается низкая речевая активность, импульсивность, неадекватная самооценка и сниженная интеллектуальная активность [13]...
Младший школьный возраст является периодом серьёзных изменений в жизни ребёнка. Многократно возрастает интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка, увеличивается количество требований к ребенку, значительно возрастает ответственность ребёнка за свои поступки по сравнению с дошкольником. В этот период дети подвержены стрессам.
Для того чтоб‘ы повысить интерес к учебной деятельности детей с ЗПР, следует активно вовлекать школьников в процесс работы на уроке, учитывать индивидуальные особенности ребёнка при подготовке и проведении педагогом урока.
Особенно в‘ажно чутко и бережно относиться к таким учащимся, ребёнок должен чувствовать поддержку учителя. Это укрепляет уверенность учащегося в себе, поднимает его самооценку, так как дети с ЗПР особенно подвержены эмоциям. Для создания полноценных, доверительных отношений учитель должен уметь этично общаться с детьми с ЗПР.
В результате исследования нам удалось:
1. Оценить уровень развития внимания у детей с задержкой психического развития
2. Разработать программу коррекции, направленную на
совершенствование уровня внимания младших школьников с задержкой психического развития.
3. Экспериментально и теоретически обосновать предлагаемую про‘грамму коррекции внимании младших школьников с задержкой психического развития.
К трудностям проведения эксперимента можно отнести то, что дети с задержкой психического развития часто болели, в связи с чем, часто пропускали коррекционные з‘анятия. Переходили на дистанционное обучение. Хотя в дальнейшем успешно полуНалось на дистанционном
обучении проводить уроки и занятия.
C целью всесторонней и комплексной диагностики внимания, Нами были изучены все свойства внимания, а именно: переключение, объём, устойчивость.
Мы применили в нашем исследовании Методики «Графический диктант», «Проставить значки», «Найди отличия». Выборочная
совокупность составила 10 человек - дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет.
1. Абдуллаева Э.А. Ро‘ль дидактических игр в р‘азвитии произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического р‘азвития. Аллея науки. 2019. Т. 2. № 5 (32). - C. 1065-1068
2. Абдуллаева Э.А. Экспериментальное изучение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического р‘азвития Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). - C. 990-992
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - С. 816
4. Алмазова О.В. Психолого-педагогическая технология коррекции
нарушенного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. - C. 52-57
5. Алмазова O.B. Педагогическая технология коррекции нарушенного
внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / E‘кaтepинбуpг, 1997
6. Ануфриев А.Ф., Костромина C.H. Как преодолеть
трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 4-е изд., стер. - М.: OcB-89, 2012. - C. 272
7. Ахутина Т.В., Игнатьева СЮ., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова .Л. В. Нейропсихологические методы диагностики развит ия внимани я психичес ки функций - C. 88-10 2
8. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ инд ивидуальны х различий у дете й: параметр ы оценки / Нейропсихология и пс ихофизиоло гия индиви дуальных р азличий // По д ред. E^. XoЛмcкoй, В. А. МосквиИа.М. - Opeнбуpг, 2000 - C. 623
9. Байкалова О.Н. Особенности нарушения внимания младших школьников с задержкой психического р‘азвития. В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Материалы Межрегиональной научной конференции. Под ред. Г. Ю. Лизуновой.C. 2018. - C. 417-420
10. Белопольская Н.Л., Комплект психодиагностических методик
для детей с 6 до 11 лет - Когито-Центр, 2013. - C. 135
11. Башкирова И.Ю., Мигаев Н.М. Исследование произвольного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного вoзpacтa.Aллeя науки. 2020. Т. 1. № 4 (43). - C. 628-630
12. Белисова A.A. OcoбeHнocти внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 6 (45). - C. 52-56
13. Белова Н.В. Экспериментальное изучение произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В сборнике: Моло дежь и наука XXI века. Психология особых состо ‘яний: от теории к практике. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ответственный редактор H.‘A. Лисова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. AcтaфьeBa. 2018. - C. 79-81
14. Белоус C.A. Психология и педагогика. Методические указания -
Новосибирск: Оибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики, 2012. - C.50
15. Бен Парр. Ловушка для внимания: как вызвать и удержать интерес к идее, проекту и‘ли продукту - М.: Aльпинa Паблишер, 2016. - C. 276..103