Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Парадоксальность смыслов как проявление образа автора в романе А.П. Платонова «Чевенгур»

Работа №166640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы62
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретический аспект изучения образа автора 6
1.1. Образ автора в научном дискурсе 6
1.2. Понятие образа автора 10
ГЛАВА II. Парадокс как способ презентации смыслов в парадоксальной картине мира 14
2.1. Понятие парадокса 14
2.2. Парадокс как способ выражения авторской позиции 19
2.3. Языковые аномалии как проявление парадокса 23
ГЛАВА III. Парадоксальные коннотативные единицы как семантическая
категория в романе «Чевенгур» 26
3.1. Коннотация в поэтическом дискурсе 26
3.2. Наращивание смыслов как особенность парадоксального мышления 31
3.3. Номинативные цепочки 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 44


Язык Платонова с момента его появления является невероятной силой притяжения, тайной, разгадать которую пытаются многие, но определить границы этой тайны оказывается невообразимо трудно.
Период, когда создавался «Чевенгур», был в СССР преддверием «великого перелома». События 1920-х годов, политические обстоятельства в которых оказалось общество настолько не похожи на современный образ жизни. Эти события парадоксальны сами по себе и бывают смешны и страшны одновременно, это ощущения, когда ты чувствуешь абсурд своего существования, но Платонову удается передать это эмоционально сложное впечатление времени. В его произведениях отозвалось целое поколение, его образы, стиль, язык, сюжет, герои - все пропитано эпохой.
Специфика его произведений напрямую обусловлена спецификой того исторического периода, в котором творил писатель. Аллюзии, ассоциации, которые возникают при прочтении его романов всегда неоднозначны, всегда многомерны и многоаспектны. Это отражение не только индивидуальности автора, его непохожести на других, его самобытности и исключительности, но и отражение эпохи, когда границы между реальным миром и миром художественным стираются.
Нестабильность в обществе, политическая нестабильность порождает особое видение мира и особое писание текста. Так в своем исследовании В.А. Сулимов «Литературный текст в интеллектуальном пространстве современной культуры» говорит о том, что особенности общества оказывают влияние на тип текстов. В нестабильном обществе наблюдаются такие качества текста как: полисемантичность, сверхнасыщенность, разрывы смысла и его «мозаичность», парадоксальность и «экзистенциональный дискомфорт» - явления, определяемые постмодернистким временем человека в культуре. Характерной чертой для текстов XX века является их структурный характер, когда язык воспринимается как «строительный материал», с помощью которого можно создать определенную конструкцию художественного мира.
Актуальность в выбранной теме обусловлена неослабевающим вниманием к языку А.П. Платонова. А также актуальность выражена в системном анализе «образа автора» в контексте парадоксальности художественного мира писателя и форм его воплощения в языке...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были исследованы следующие особенности поэтического языка А.П. Платонова: во-первых, - структурность и полисемантичность текста, во- вторых, - национально-исторический аспект в тексте как отражение «прототипической картины мира», в-третьих, - наличие пресуппозитивного компонента, в-четвертых, - коннотативные единицы и номинативные цепочки, отображающие смысловой концепт автора и в пятых, - парадоксальность этих единиц как отражение стиля автора и передачи реальной картины мира 1920-х годов в художественном тексте.
В результате
1) Выявлены смысловые парадоксы, выраженные в столкновении контекстуальных смыслов;
2) Выявлены прессуппозитивные компоненты семантики и их несоответствие лексическому значению слова;
3) Определены такие особенности платоновского стиля как «советизмы»;
4) Истолкованы 4 коннотативные единицы, такие как «ветер», «дождь», «лопух», «ящерица»;
5) Выявлена парадоксальность смыслов в номинативных цепочках, когда ряд наименований героя не соответствует его статусу внутри художественного мира.
Изучив специфику семантических единиц (общее количество 100) в романе А.П. Платонова «Чевенгур», мы пришли к следующему выводу:
Множественность смыслов является характерной чертой для стиля автора, в ней он выражает свой художественный взгляд на объективную реальность. Этим приемом он усиливает внутренний диссонанс внутри текста. Автор сталкивается с непростой задачей передать культурные и исторические образы эпохи. Сложность задачи состоит в том, что сама эпоха оказывается слишком парадоксальной для прямого объективного взгляда на нее. Идеологическая пропаганда наряду с жесткой цензурой заставляет искать новые формы воплощения своих идей и осмысление нового прототипа, отраженного в сознании общества.
Преодолеть этот барьер, как преграду между здравым смыслом и его отсутствием в реальном мире, помогает парадокс. С одной стороны, как явление иронического характера, а, следовательно, проходящий цензуру, с другой, как психологический ментальный аспект, помогающий выйти человеку из определенного противоречия, следуя логике.
Семантические единицы, выбранные нами для анализа, являются отражением скрытых смыслов, которые реализуются в контексте произведения или в исторической языковой ситуации как в случае с «советизмами». Спецификой подобных единиц, таких, как коннотация, номинация, пресуппозиция, является их инвариантность и относительность читательского восприятия согласно настоящему моменту времени, языку, культуре.



1. Апресян, Ю.Д. Коннотация как часть прагматики слова // Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.П.: Интегральное описание языка и системная лексикография. Глава 13. М., 1995. С. 156-177.
2. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические
проблемы / Н. Д. Арутюнова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 383 с.; 22 см. — (Лингвистическое наследие XX века). — Предм. указ.: с. 379—381
3. Ахманова, О.С.Лингвистика и семиотика. М.: Изд-во МГУ, 1979.
4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 - с. 72-130. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.lib .ruZCULTUREZBARTZbarthes.txt with-big-pictures.html (дата обращения 23.10.2015 г.)
5. Бархударов, Л. С. Язык и перевод (теория и практика перевода). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://samlib.ru/wZwagapow a s/barhud-trdoc.shtml (дата обращения 23.10.2015 г.)
6. Баршт, К.А. Мотив телесности в прозе Андрея Платонова // Русская литература. - 2001. - №3. - С.53-70.
7. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского Л., «Прибой», 1929. — 244 с., 2 000 экз.; Киев, 1994
8. Блумфильд, Л. Язык. 2-е изд. М., 2002.
9. Бочаров, С.Г. «Вещество существования» (Мир Андрея Платонова) // Бочаров, С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. - Москва, 1985. - С. 249-296.
10. Буйлов, В. Андрей Платонов и язык его эпохи // Русская словесность. - 1997. - №3. - С. 30-34.
11. Бурцева, А.О. Нестандартные номинации механизмов в романе А. Платонова «Чевенгур» // Ломоносов 2008: Материалы XV междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Москва, 2008. - С. 413-415.
12. Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.
13. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы. М.: Худож. Лит. 1959.
14. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956
15. Вьюгин, В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки: (Очерк становления и эволюции стиля) / В.Ю. Вьюгин; РАН, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). - Санкт- Петербург: Изд-во РХГИ (РХГА), 2004. - 437 с...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ