Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №166631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучению решения устных вычислительных умений младших школьников 5
1.1 Сущность понятий «умение», «вычислительные умения», «устные вычисления» 5
1.2 Основные способы развития устных вычислительных умений младших школьников ....13
1.3 Методические особенности организации деятельности младших школьников в процессе формирования устных вычислительных умений 19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Исследование актуального уровня сформированности устных вычислительных умений младших школьников 27
2.1. Диагностика уровня сформированности устных вычислительных умений младших
школьников 27
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению актуального уровня
сформированности устных вычислительных умений младших школьников 32
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на совершенствование устных
вычислительных умений школьников 3-4 класса 37
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложение А 52
Приложение Б

Овладение умениями устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Работа по формированию устных вычислительных умений занимает особое место в обучении младших школьников. Они помогают усвоить алгоритмы письменных вычислений, так как представляют собой их практическую основу, способствуют усвоению многих вопросов теории арифметических действий, играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности.
Существенный вклад в решение проблемы формирования вычислительных умений у младших школьников внесли М.А. Бантова, Е.С. Дубинчук, Н.Б. Истомина, М.И. Моро, С.С. Минаева, Н.Л. Стефанова, А.А. Столяр, Я.Ф. Чекмарев, С.Е. Царева и др. Они считали, что формирование вычислительных умений учащихся - это организованный педагогом процесс овладения вычислительными приемами.
Актуальность данной темы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) «умения выполнять устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, представлять, анализировать и интерпретировать данные» [33].
Цель исследования: выявить актуальный уровень сформированности устных вычислительных умений и разработать комплекс упражнений для формирования устных вычислительных умений младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования устных вычислительных умений младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности устных вычислительных умений младших школьников и способы его изменения.
Гипотеза исследования: у обучающихся 3 класса уровень сформированности устных вычислительных умений средний и определяется такими критериями как правильность, осознанность, рациональность.
Задачи, которые необходимо решить в процессе изучения темы:
1. Провести анализ методической литературы по основным способам работы над формированием устных вычислительных умений младших школьников.
2. Определить критерии оценивания устных вычислительных умений младших школьников и описать уровни состояния объекта;
3. Подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень сформированности устных вычислительных умений младших школьников, обучающихся в 3 классе;
4. Провести констатирующий срез;
5. Обработать результаты исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
6. Провести содержательный анализ результатов исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу;
7. Разработать комплекс упражнений, направленный на изменение актуального уровня устных вычислительных умений младших школьников.
Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение результатов среза; 2) эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ гимназия № 16 г. Красноярск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При изучении проблемы устных вычислительных умений младших школьников нами была проведена статистическая обработка результатов проведенного исследования. Она представлена в виде таблиц и диаграмм, которые наглядно отражают динамику актуального уровня сформированности устных вычислительных умений младших школьников.
На основе полученных данных мы объяснили результаты исследования и убедились, что гипотеза верна, а именно то, что у обучающихся 3 класса уровень устных вычислительных умений находится на среднем уровне и определяется такими критериями как правильность, осознанность, рациональность.
После анализа полученных результатов и выявления проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники в различных ситуациях, мы определили и описали условия, которые позволят в будущем улучшить ситуацию по данному направлению.
Для достижения цели и проведения исследования на теоретическом уровне была проанализирована специальная литература на предмет выявления причин именно такой динамики способов изменения выявленных проблем в ходе выполнения устных вычислительных действий младшими школьниками.
Заключительным шагом нашей работы стала разработка необходимых заданий для реализации программы. Упражнения подобраны таким образом, чтобы поэтапно и полноценно решить выявленные проблемы, развить устные вычислительные умения и совершенствовать их впоследствии.



1. Артёмов А.К. Развивающее обучение математике в начальных
классах: Пособие для учителей и студентов фак. педагогики и методики нач. обучения. Самара: Изд-во Самар. ГПУ: Самар. ун-т, 1995 117 с.
2. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября. 2005 № 24 С. 12-21.
3. Ахметгалиев А.А. Развитие математической памяти у младшего школьника // Начальная школа. 2005 № 6 С.66-70.
4. Бантова М.А. и др. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2002. - 243 с.
5. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков //Начальная школа. 1993. № 11. - С. 54-58.
6. Басалаева Е.М. Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики: сборник заданий / Е.М. Басалаева Анжеро - Судженск, 2007. - С. 112-130
7. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А. В. Белошистая. - Москва : Владос, 2005. - 455 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. - 671 с.
9. Ефимов В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников // Начальная школа 2014 №1
10. Зайцева О.П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребенка // Н.ш. 1990 №6 с. 44-46
11.Зайцева С.А, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. Методика обучения математике в начальной школе. М.: Владос, 2008 192 с.
12. Захарова И.Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников // Молодой ученый. 2018 №49. С. 272-275.
13. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999. №12. С. 23-28
14. Ивашова О.А. Вычислительная культура младших школьников// Начальная школа. 2017. № 2. - С. 44-48.
15. Ивашова О.А и др. Методика изучения арифметических действий в начальной школе: учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во ВВМ, 2017.
- 167 с.
16. Игнатьев В.А. Сборник задач по арифметике для устных упражнений: пособие для учителей начальной школы. - Москва, 1962. - С. 103-140
17. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Педагогическое образование. М.: Академия, 2005. - 280 с.
18. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / авт.-сост А. А. Пермяков, В. В. Морозов,Э. Р. Зарединова. Изд. 2-е, испр. и доп. Кривой Рог; Симферополь: Видавничий д!м, 2010. - 144 с.
19. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение,1968. 432 с.
20. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. // Н.ш. 1998 №2 с. 34-38
21. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1984 256 с.
22. М.И.Моро и др. Математика: учебник. 1 класс. — М.: Просвещение
23. М.И.Моро и др. Математика: учебник. 2 класс. — М.: Просвещение
24. И.Моро и др. Математика: учебник. 3 класс. — М.: Просвещение
25. М.И.Моро, и др. Математика: учебник. 4 класс. — М.: Просвещение
26. Мухина В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000.
- 275 с.
27. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003 Т. 2 491 с.
28.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. Москва: Азъ, 1994 907 с.
29. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 474 с.
30. Пчёлко А.С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. Пособие для учителей. М.: ГУПИН РСФСР, 1953 390 с.
31. Седакова В.И. Приёмы устного счёта на уроках математики // Н.ш. 2001 г. №1
32. Смирнова А.С., Левицкая Л.В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016 №11(115). С. 1783¬1785
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
34. Федоренко О.О. Условия формирования вычислительных умений младших школьников / О.О. Федоренко, Т.В. Неженская // Научно -методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т29. - С. 436-438
35. Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С.51-60
36.Чекмарев Я.Ф. Методика устных вычислений/ Я.Ф. Чекмарев. - М.:
Просвещение, Москва, 1970. - 206 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ