КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста .... 7
1.2. Эмпатия: сущность, структура и уровни развития 17
1.3. Педагогические средства развития эмпатии детей среднего дошкольного
возраста 25
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностирования уровня развития
эмпатии у детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Комплекс игр и упражнений как средство развития эмпатии детей
среднего дошкольного возраста 43
Вывод по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста .... 7
1.2. Эмпатия: сущность, структура и уровни развития 17
1.3. Педагогические средства развития эмпатии детей среднего дошкольного
возраста 25
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация и методики исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностирования уровня развития
эмпатии у детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Комплекс игр и упражнений как средство развития эмпатии детей
среднего дошкольного возраста 43
Вывод по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Одной из важных задач в дошкольном возрасте является формирование становление основ эмоциональной сферы, формируется ценностное отношение к людям, окружающей среде, явлениям, событиям, собственным переживаниям ребенка. Вопрос эмпатии имеет важное значение именно в возрасте среднего дошкольного, так как в этом возрасте ребенок больше обращен на людей, чем на себя, ребенок приобретает опыт общения и поведения, важно сформировать у ребенка такие социальные чувства как сочувствие, сопереживание, умение давай адекватный эмпатийный ответ на переживание другого. А в настоящее время наблюдается тенденция уменьшения общения детей с социумом, дети проводят очень много времени в играх, при просмотре мультфильмов, которые могут отрицательно влиять на ребенка, ребенок не получает нужного опыта общения, социально - коммуникативная сфера развития ребенка не развивается нужным образом, а тем образом и эмотивная сфера развития.
Проблема развития эмпатии у обучающихся актуализируется в нормативно-правовых и программных документах. Так в Федеральном законе № 273 (в редакции от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из значимых принципов государственной политики в сфере образования определен гуманистический характер образования, отражающий идеи формирования общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств и др. [44].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначенные ранее идеи также находят отражение: в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства [43].
Эмпатия выступает одной из основных социальных эмоций. Изучению проблемы развития эмпатии посвящено достаточно много исследований, как зарубежных, так и отечественных теоретиков и практиков. Так, К. Роджерс обозначает эмпатию, как средство взаимодействия с иным человеком, возможность окунутся в его внутренний мир и ощущать себя в нем как у себя дома [34].
Основоположниками в познании эмпатии и ее проявления у детей выступают такие исследователи, как: А. Бек, В. Штерн и др. Именно они впервые выдвинули положение о том, что эмпатия детей дошкольного возраста характеризуется, способностью ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке, адекватно давать эмпатийный ответ на переживания другого человека. Авторы называют возраст 4-6 лет периодом «сочувствия и отзывчивости», в этот период ребенок учится заострять свое внимание на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, эмоции, может представлять последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию [19].
Исследования В.В. Абраменковой, Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой и др. показали, что эмпатия занимает ведущее место в формировании качеств, определяющих уровень эмоционально-нравственной культуры личности, и особую значимость в формирования эмпатии считается средний дошкольный возраст [1; 10; 19; 20; 39].
Выделяют различные средства развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста, такие как: музыкальные занятия, слушание и проигрывание художественных произведений, театрализованная деятельность, игровая деятельность, продуктивные виды деятельности.
Анализ актуальных зарубежных источников показал, что тема развития эмпатии и эмпатийных способностей у детей дошкольного возраста актуальна у зарубежных исследователей. Работы зарубежных исследователей изучают способность идентифицировать эмоции, распознавать их первопричины и спонтанно генерировать стратегии регулирования эмоций, сочувствие и просоциальное поведение. Собственные эффективные стратегии регулирования эмоций влияет на последующее просоциальное поведение (поведение, направленное на благо другого человека) и сочувствие [50].
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности с развитыми эмпатичными способностями (способность эмоционально реагировать и отвлекаться на переживания другого) и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих их развитию у детей дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в поиске педагогических средств, способствующих развитию эмпатии у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс игр и упражнений как средство развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмпатия детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений как средство развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эмпатия детей среднего дошкольного возраста характеризуется преимущественно эгоцентрическими реакциями, недостаточной развитостью понимания эмоциональных состояний партнера по общению, недостаточной способностью давать адекватный эмпатийный ответ; развитие эмпатийных способностей будет возможным, если разработать комплекс игр и упражнений, обогащенный вариативным методическим обеспечением (индивидуальные, групповые формы; игры-драматизации, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры и упражнения) сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и реализуется поэтапно (подготовительный, основной (теоретический и практический подэтапы) и итоговый этапы).
Задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности эмпатии детей среднего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность эмпатии, охарактеризовать ее структуру и уровни развития.
3. Раскрыть дидактический потенциал педагогических средств развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить первоначальный уровень развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать и теоретически обосновать результативность комплекса игр и упражнений как педагогического средства в развитии эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и др.), сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, опрос, беседа.
Теоретической основой исследования послужили следующие концепции и теоретические положения исследований:
- исследования по педагогической и возрастной психологии (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические и экспериментальные исследования по проблеме понимания человека человеком (А.А. Бодалев, Ю.А. Менджерицкая и др.), возрастных особенностей эмпатии (В.Н. Белкина, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов и др.), условий развития и формирования эмпатии (С.Б. Борисенко, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, С.В. Салыкова, Л.А. Сивицкая и др.).
Диагностические методики:
- «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой [46];
- «Методика изучения эмоционального состояния людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [41];
- методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова [10].
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №XXX». Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста в количестве 24 человек.
Практическая значимость исследования заключается в возможности осуществить проектирование содержания образовательной деятельности по развитию эмпатийных способностей у детей как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем дошкольном возрасте с учетом результатов первичного диагностирования по выявлению уровня развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста и разработанных методических рекомендаций по реализации комплекса игр и упражнений в развитии исследуемого феномена.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 84 страницы.
Проблема развития эмпатии у обучающихся актуализируется в нормативно-правовых и программных документах. Так в Федеральном законе № 273 (в редакции от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из значимых принципов государственной политики в сфере образования определен гуманистический характер образования, отражающий идеи формирования общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств и др. [44].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначенные ранее идеи также находят отражение: в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства [43].
Эмпатия выступает одной из основных социальных эмоций. Изучению проблемы развития эмпатии посвящено достаточно много исследований, как зарубежных, так и отечественных теоретиков и практиков. Так, К. Роджерс обозначает эмпатию, как средство взаимодействия с иным человеком, возможность окунутся в его внутренний мир и ощущать себя в нем как у себя дома [34].
Основоположниками в познании эмпатии и ее проявления у детей выступают такие исследователи, как: А. Бек, В. Штерн и др. Именно они впервые выдвинули положение о том, что эмпатия детей дошкольного возраста характеризуется, способностью ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке, адекватно давать эмпатийный ответ на переживания другого человека. Авторы называют возраст 4-6 лет периодом «сочувствия и отзывчивости», в этот период ребенок учится заострять свое внимание на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, эмоции, может представлять последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию [19].
Исследования В.В. Абраменковой, Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой и др. показали, что эмпатия занимает ведущее место в формировании качеств, определяющих уровень эмоционально-нравственной культуры личности, и особую значимость в формирования эмпатии считается средний дошкольный возраст [1; 10; 19; 20; 39].
Выделяют различные средства развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста, такие как: музыкальные занятия, слушание и проигрывание художественных произведений, театрализованная деятельность, игровая деятельность, продуктивные виды деятельности.
Анализ актуальных зарубежных источников показал, что тема развития эмпатии и эмпатийных способностей у детей дошкольного возраста актуальна у зарубежных исследователей. Работы зарубежных исследователей изучают способность идентифицировать эмоции, распознавать их первопричины и спонтанно генерировать стратегии регулирования эмоций, сочувствие и просоциальное поведение. Собственные эффективные стратегии регулирования эмоций влияет на последующее просоциальное поведение (поведение, направленное на благо другого человека) и сочувствие [50].
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности с развитыми эмпатичными способностями (способность эмоционально реагировать и отвлекаться на переживания другого) и недостаточной разработанностью педагогических средств, способствующих их развитию у детей дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в поиске педагогических средств, способствующих развитию эмпатии у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс игр и упражнений как средство развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмпатия детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр и упражнений как средство развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эмпатия детей среднего дошкольного возраста характеризуется преимущественно эгоцентрическими реакциями, недостаточной развитостью понимания эмоциональных состояний партнера по общению, недостаточной способностью давать адекватный эмпатийный ответ; развитие эмпатийных способностей будет возможным, если разработать комплекс игр и упражнений, обогащенный вариативным методическим обеспечением (индивидуальные, групповые формы; игры-драматизации, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры и упражнения) сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и реализуется поэтапно (подготовительный, основной (теоретический и практический подэтапы) и итоговый этапы).
Задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности эмпатии детей среднего дошкольного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность эмпатии, охарактеризовать ее структуру и уровни развития.
3. Раскрыть дидактический потенциал педагогических средств развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить первоначальный уровень развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать и теоретически обосновать результативность комплекса игр и упражнений как педагогического средства в развитии эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и др.), сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, опрос, беседа.
Теоретической основой исследования послужили следующие концепции и теоретические положения исследований:
- исследования по педагогической и возрастной психологии (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические и экспериментальные исследования по проблеме понимания человека человеком (А.А. Бодалев, Ю.А. Менджерицкая и др.), возрастных особенностей эмпатии (В.Н. Белкина, Т.П. Гаврилова, И.М. Юсупов и др.), условий развития и формирования эмпатии (С.Б. Борисенко, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко, С.В. Салыкова, Л.А. Сивицкая и др.).
Диагностические методики:
- «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой [46];
- «Методика изучения эмоционального состояния людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [41];
- методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова [10].
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №XXX». Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста в количестве 24 человек.
Практическая значимость исследования заключается в возможности осуществить проектирование содержания образовательной деятельности по развитию эмпатийных способностей у детей как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем дошкольном возрасте с учетом результатов первичного диагностирования по выявлению уровня развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста и разработанных методических рекомендаций по реализации комплекса игр и упражнений в развитии исследуемого феномена.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 84 страницы.
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее сущность, структуру и уровни развития.
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее сущность, структуру и уровни развития.
В настоящем исследовании под эмпатией понимается социально- психологическое свойство личности, отражающее способность понять чувства другого, понимание его переживаний, мыслей и эмоций, а также сострадать не только людям, но и всему живому.
С опорой на анализ различных подходов к выделению структурных компонентов эмпатии детей дошкольного возраста выделим основные эмпатийные способности: способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого; способность давать адекватный эмпатийный ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого человека. В качестве уровней развития эмпатии выделим высокий, средний и низкий уровни развития.
Средний дошкольный возраст - важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психологических образований. Именно возраст 4 - 5 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
Выделены целесообразные педагогические средства в развитии эмпатии у детей среднего дошкольного возраста: специально организованные музыкальные занятия, художественная деятельность, театрализованная деятельность, ознакомление с природой, слушание сказок и художественных произведений, организация сюжетно-ролевых игр, кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки и мн.др.
Опытно-экспериментальным путем выявлен уровень развития эмпатии детей среднего дошкольного возраст, следует отметить, что эмпатия детей среднего дошкольного возраста характеризуется преимущественно эгоцентрическими реакциями, недостаточной развитостью понимания эмоциональных состояний партнера по общению, недостаточной способностью давать адекватный эмпатийный ответ.
Разработан развивающий комплекс игр и упражнений, обогащенный вариативным методическим обеспечением (индивидуальные, групповые формы; игры-драматизации, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры и упражнения), сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и реализуется поэтапно (подготовительный, основной (теоретический и практический подэтапы) и итоговый этапы), ориентирован на развитие эмотивной сферы детей среднего дошкольного возраста, способность понимать состояние другого человека, способность проявлять сопереживание и сочувствие, способность проявлять альтруистическое поведение в ответ на переживание другого. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмпатии детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования выполнены, достигнута цель и гипотеза исследования.
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее сущность, структуру и уровни развития.
В настоящем исследовании под эмпатией понимается социально- психологическое свойство личности, отражающее способность понять чувства другого, понимание его переживаний, мыслей и эмоций, а также сострадать не только людям, но и всему живому.
С опорой на анализ различных подходов к выделению структурных компонентов эмпатии детей дошкольного возраста выделим основные эмпатийные способности: способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого; способность давать адекватный эмпатийный ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого человека. В качестве уровней развития эмпатии выделим высокий, средний и низкий уровни развития.
Средний дошкольный возраст - важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психологических образований. Именно возраст 4 - 5 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
Выделены целесообразные педагогические средства в развитии эмпатии у детей среднего дошкольного возраста: специально организованные музыкальные занятия, художественная деятельность, театрализованная деятельность, ознакомление с природой, слушание сказок и художественных произведений, организация сюжетно-ролевых игр, кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки и мн.др.
Опытно-экспериментальным путем выявлен уровень развития эмпатии детей среднего дошкольного возраст, следует отметить, что эмпатия детей среднего дошкольного возраста характеризуется преимущественно эгоцентрическими реакциями, недостаточной развитостью понимания эмоциональных состояний партнера по общению, недостаточной способностью давать адекватный эмпатийный ответ.
Разработан развивающий комплекс игр и упражнений, обогащенный вариативным методическим обеспечением (индивидуальные, групповые формы; игры-драматизации, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры и упражнения), сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и реализуется поэтапно (подготовительный, основной (теоретический и практический подэтапы) и итоговый этапы), ориентирован на развитие эмотивной сферы детей среднего дошкольного возраста, способность понимать состояние другого человека, способность проявлять сопереживание и сочувствие, способность проявлять альтруистическое поведение в ответ на переживание другого. Разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмпатии детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования выполнены, достигнута цель и гипотеза исследования.
Подобные работы
- Формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в играх детского фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Организация воспитательной работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Использование сюжетно-ролевых игр в процессе формирования коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024



