ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретические основы повышения эффективности системы управления предприятием сферы услуг 8
1.1 Понятие и сущность системы управления предприятием 8
1.2 Структура, методы системы управления предприятием 16
1.3 Эффективность системы управления организацией 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Система управления в организации обеспечивает выполнение формальных правил и процедур, определяющих весь процесс деятельности рабочих, его соответствие ключевой идее, процесс постановки цели, планирования и контроля над деятельностью всех подразделений.
Основная задача системы управления заключается в достижении целей организации, поэтому необходимо добиваться максимальной эффективности деятельности организации. Эффективность организации и системы управления в большей степени зависит от эффективности деятельности персонала, которая регулируется руководителем в процессе трудовой деятельности.
Поэтому анализ системы управления, поиск и подбор инструментов для повышения эффективности системы управления является важнейшей часть процесса управления организацией.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы является разработка программы рекомендаций по повышению эффективности системы управления ООО «Гурман».
Предметом исследования является система управления предприятия сферы услуг. Объектом исследования служит ООО «Гурман».
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- изучить теоретические аспекты повышения эффективности системы управления;
- рассмотреть организационно-правовую характеристику ООО «Гурман»;
- провести анализ факторов среды, в которой организация функционирует
- провести анализ эффективности системы управления ООО «Гурман»;
- разработать программу по повышению эффективности системы управления ООО «Гурман».
Предметом защиты выпускной квалификационной работы является программа рекомендаций по повышению системы эффективности ООО «Гурман».
В первой части работы были исследованы сущность системы управления предприятием, структура и методы системы управления предприятием, показатели эффективности системы управления организацией.
Во второй части работы был проведен анализ внутренней среды организации, анализ факторов микроокружения и макроокружения, а также проведена оценка эффективности системы управления ООО «Гурман».
В третьей части работы были выбраны инструменты повышения эффективности системы управления и разработана программа по внедрению инструмента, а также проведена оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы - 87 страниц, в работе представлено 28 таблиц, 13 рисунков, 41 использованный источник.
В первой части работы были рассмотрены теоретические основы эффективности системы управления. Приведена теоретическая информация об управленческих революциях, подходах и школах управления. Изучены понятия управления, организации и системы управления, а также рассмотрены основные функции системы управления. Изучены основные принципы построения эффективной системы управления, ее состав и структура, сущность основных элементов, методы управления и их различия. Также были рассмотрены аспекты эффективности системы управления, основные факторы, влияющие на нее.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - это ООО «Гурман». Предприятие располагается по адресу г. Красноярск, ул. пр-кт Мира, 10. Сфера деятельности предприятия - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. Организационная структура предприятия - линейно-функциональная, численность сотрудников - 40 человек.
Анализ СТЭП-факторов показал, что на ООО «Гурман» воздействуют; социальные факторы, такие как демографические факторы, уровень образования населения и культура потребления услуг общественного питания; технологические факторы, такие как уровень технических инноваций, уровень развития информационных технологий и интернет-пространство; экономические факторы, такие как устойчивость национальной валюты темпы инфляции, нормы налогообложения, покупательная способность денежных доходов населения; политические факторы, такие как устойчивость политической власти и нормативно-правовая база общественного питания. Прямое влияние на деятельность ООО «Гурман» оказывают конкуренты, поставщики, потребители. Анализ конкурентов выявил высокий уровень конкуренции.
Анализ внутренней среды указал на проблемы в области персонала и маркетинга, экономические показатели деятельности организации возросли в 2021 году. SWOT- матрица показала необходимость применения стратегии усиления позиций на рынке.
Результаты анализа эффективности системы управления ООО «Гурман» показали, что у организации есть миссия и генеральная цель, известны задачи, которые для этого необходимо решить, но не все сотрудники имеют представление о них. Используются все методы управления, но при этом наблюдается потребность персонала в корректировке применяемых к ним методов управления. Возможно усиление разобщенности интересов, идей и ценностей между подразделениями, т.к. каждое подразделение заинтересовано только в собственном результате. Коммуникации хорошо развиты «по горизонтали», «вертикальное» общение между управляющим и подчиненными затруднено. На анализ состояния некоторых показателей, в частности, управление кадрами, маркетингу, выделено меньше времени и внимания. В свою очередь диагностика макроокружения проводится на постоянной основе.
В качестве инструмента по повышению эффективности системы управления ООО «Гурман» предложено ввести систему ключевых показателей эффективности (KPI), которая предназначена для решения следующих задач: усиление корпоративной культуры, рост мотивации сотрудников, повышение производительности труда, снижение текучести кадров, рост качества обслуживания, числа посетителей в связи с усовершенствованием рекламной стратегии, рост прибыли как следствие повышения эффективности системы управления.
Анализ социально-экономической эффективности проекта показал, что после реализации программы предложенных рекомендаций у предприятия появится большая возможность использовать свой потенциал в полной мере, так как комплексный показатель эффективности увеличился с 41,68% до 54,75%. По результатам экспертной оценки проект имеет благоприятные возможности реализации проекта, и соответственно его осуществимости по оценкам экспертов.
1. Акофф Р.Л. Искусство и наука управления «беспорядком» // Управление изменением: Хрестоматия / Пер. с англ. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 1998.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / П.П. Табарчук, А.Е. Викуленко, Л.А. Овчинникова и др. Под ред. П.П. Табурчука, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - СПб.: Химиздат, 2001.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. - СПб.: ПИТЕР, 1999. 4. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. Т. 1 / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
4. Бакирова Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 591 с.
5. Бондаренко В.А., Аралбаева Ф.З., Кудашова Ю.В. Проблемы повышения эффективности управления организацией: Монография. - Оренбург, 2001. - 152 с.
6. Бородушко И. В. Управление организационными системами. М.:КноРус, 2019
7. Бутакова, Т.Ю. Комплексный подход к определению и сущности организационной структуры / Управление в страховой компании. - 2017.- № 2. - С. 80-86.
8. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 688 с.
9. Веснин, В. Р. Менеджмент в схемах и определениях: учеб. пособие / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 120 с.
10. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2019. - 495 с.
11. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Г ерчикова - М.: Юнити-Дана, 2014. - 412 с.
12. Глухов, В. В. Менеджмент: учебник / В. В. Глухов. - СПб.: Питер, 2016. - 608 с.
13. Горшкова, Л. А. Основы управления организацией. Практикум / Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 264 с.
14. Данько, Т.П. Системы управления эффективностью бизнеса: Учебное пособие / Т.П. Данько, С.Н. Брускин. - М.: Инфра-М, 2017. - 16 с.
15. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом: учебное пособие / Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. - 4, перераб. и доп. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 352 с....(41)