ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ» .. 5
1.1 Подходы к изложению и изучении темы «Производная» в средней школе 5
1.2 Использование компьютерных программ при изучении производной в
школьном курсе математике 8
1.3 Сравнительный анализ систем динамической математики 11
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА 2. КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ» С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ МАТЕМАТИКИ GEOGEBRA 17
2.1 Компьютерное сопровождение темы «Производная» с помощью системы
динамической математики GeoGebra
2.2 Апробация компьютерного сопровождения темы «Производная» с помощью
системы динамической математики GeoGebra
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Актуальность работы. Отличительной чертой современного этапа развития общества является его информатизация. Чтобы соответствовать требованиям современности, школа должна подготовить выпускников, обладающих способностью применять информационные технологии информационные технологии.
Информационное пространство, в котором живут дети, существенно изменилось за последние десятилетия, выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее текстового представления. Соответственно изменились предпочтения учеников к форме подачи информации.
Использование компьютерных технологий на уроках математики активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, содействует более крепкому усвоению материала [5, 6, 15, 30, 43], дает возможность экономить время. То обстоятельство, что математике присуща большая абстрактность, описывает и характер средств наглядности, и особенности применения их.
Статистика показывает [26], что современных школьников не сложно научить вычислять производную, находить ее в точке, применять к исследованию функции, но для успешного усвоения темы «Производная» необходимо в самом начале найти правильный путь введения понятия производной, ввести на доступном уровне учебный материал. Если на данном шаге ученик сможет применить определение производной для ее нахождения, продемонстрировать геометрический и физический смыслы, то и дальше он сможет видеть ее в прикладных направлениях. Поэтому, для преподавателя важно использовать, при изучении темы «Производная» компьютерную поддержку, чтобы сделать обучение интересным и наглядным.
Анализ литературы по проблемам изучения темы «Производная» с использованием ИКТ позволяет выявить тот факт, что этот аспект не получил глубокого освещения. И относится это в первую очередь к наглядности процесса обучения математики. Вопрос о разработке применения компьютерной поддержки на уроках математики при изучении темы «Производная» остается открытым, что обуславливает один из аспектов актуальности работы.
Цель работы - разработка компьютерной поддержки при решении заданий на уроках математики по теме «Производная».
Объектом исследования является процесс обучения математике школьников в 10-11 классах.
Предметом исследования является компьютерное сопровождение темы "Производная" с помощью применения системы динамической математики GeoGebra.
Для реализации цели решались следующие задачи:
1. Анализ учебно-методической и научной литературы по теме исследования.
2. Сравнительный анализ систем динамической математики с целью выбора оптимальной программы для организации компьютерного сопровождения.
3. Разработка компьютерных моделей в системе динамической математики GeoGebra для организации компьютерного сопровождения темы «Производная».
4. Апробация разработанного компьютерного сопровождения.
Методы, используемые в работе: анализ учебно-методической литературы, сравнение, обобщение педагогического опыта по использованию систем компьютерной алгебры в школе.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии возможностей системы GeoGebra, которые могут быть использованы на уроках математики при изучении темы «Производная».
Практическая значимость работы заключается в исследовании особенностей использования системы GeoGebra при решении алгебраических и геометрических задач.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Производная - это базовое понятие математического анализа, изучаемое в курсе средней школы. Данная тема нашла довольно широкое применение во многих науках: в алгебре; в физике; в тригонометрии; в геометрии; астрономии; химии; аэродинамике; биологии и т.д.
Анализ методологической литературы показал, что понятие производной является одной из наиболее сложных для понимания школьников в рамках средней школы. Для исследования возможностей изложения материала по теме «Производная» в средней школе по математике, были проанализированы учебники различного уровня. Для дальнейшего сопровождения темы был выбран учебник С.М. Никольского.
Трудности, связанные с пониманием определений и смыслов связаны с недостаточно наглядным изложением материала и решить эту проблему позволяют средства ИКТ.
На сегодняшний день существует множество различных программ позволяющие придать математике визуализацию и на фоне остальных выделяется Geogebra, т.к. она бесплатная, свободно распространяемая, и содержит интуитивно¬понятный интерфейс.
В работе рассмотрены возможности использования систем компьютерной алгебры GeoGebra при решении задач по математике. Разработаны универсальные модели, которые позволяют преподавателю сэкономить время на рисование графиков на доске, а также обеспечить учеников максимальной наглядностью.
И в заключительной части был проведен эксперимент, который показал, что влияние компьютерного сопровождения с помощью Geogebra положительно влияет на качество обучения учащихся в ходе изучения темы «Производная».
Таким образом, задачи выполнены, цель исследования достигнута.