Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №166573

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте 12
1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников .... 20
Выводы по главе I 34
Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников 36
2.1 Методы, процедура и организация исследования 36
2.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших
школьников 42
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 1 Методика диагностики показателей и форм агрессии 56
А.Басса и А.Дарки. (адаптация А.К. Осницкого) 56
Приложение 2 Проективная методика «Несуществующее животное» 61
Приложение 3 Схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 67
Приложение 4 Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 70
Приложение 5 Результаты исследования по методике 72
А.Басса и А.Дарки 72
Приложение 6 Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное» 73
Приложение 7 Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 74
Приложение 8 Сопоставленные данные по трем методикам 75
Приложение 9 Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников 76
Приложение 10 Родительское собрание во 2 классе 78
Приложение 11 Занятие внеурочной деятельности «Преодоление агрессивности у детей» 84


Актуальность темы «Агрессивное поведение младших школьников» вызвана серьезным обострением проблемы агрессивного поведения детей с раннего возраста.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Каждый день дети становятся невольными свидетелями, а подчас и жертвами агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Само общение между детьми всё чаще происходит с использованием ненормативной лексики и повышенного тона. Это свидетельствует об отсутствии культурно-ценностных понятий у детей, по каким-то причинам не привитых родителями её в раннем возрасте. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребенку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение.
Источником возникновения такого поведения является отсутствие доверительных отношений в семье. Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Отцы вместо того, чтобы сходить с сыном на футбол или в парк, проводят вечера, окунувшись в виртуальный мир онлайн игр, а матери, общаясь в социальных сетях, и вовсе забывают о своем материнском долге, теряя счет времени. Наличие вредных привычек и зависимостей также пагубно сказывается на воспитании детей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Если на ребенка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера. Характер человека закладывается в раннем возрасте, поэтому, агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Именно поэтому, нужно как можно раньше диагностировать наличие агрессивности и подобрать оптимальный метод коррекции поведения, чтобы избежать закрепления агрессивного стиля в поведении ребенка.
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды проблематике агрессивности в детском возрасте.
Проблемой агрессии и агрессивности в зарубежной психологии занимались А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной психологической науке проблему детской агрессии рассматривают С.Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, С.Н. Ениколопов и др. Особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте посвящены работы Е. Е. Копченовой, Н. М. Платоновой, К. С. Шалагиновой и др.
Цель настоящего исследования - раскрыть особенности проявления детской агрессии и разработать корректирующие занятия по снижению агрессии в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо последовательное решение следующих задач:
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня агрессивности у младших школьников.
4. Описать уровень агрессивности в младшем школьном возрасте.
5. Составить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объектом данного исследования является агрессивное поведение младших школьников.
Предметом - корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении младших школьников.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что работа, корректирующая агрессивное поведение у младших школьников, будет эффективной если:
1) в основу работы будет положены элементы игротерапии,
проводимые как в урочное, так и внеурочное время;
2) будут учтены актуальные особенности развития агрессивности у младших школьников;
3) создана благоприятная, доброжелательная атмосфера в классе.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие 16 младших школьников, обучающихся во 2-4 классах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов отметим следующее.
В современной психологии разграничиваются понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».
В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия как стремление доминировать - это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения. По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
Агрессивное поведение - это действия, побуждаемые агресией и агрессивностью, которые включают в себя: 1) враждебную установку - восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции - гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
• врожденным побуждениям и задаткам;
• потребностям, активизируемым внешними стимулами;
• познавательным и эмоциональным процессам;
• актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Основные психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей - это: недостаточное развитие интеллекта и
коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
• стремление привлечь к себе внимание;
• стремление получить желанный результат;
• стремление быть главным;
• защита и месть;
• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
В психологии и педагогике используются различные методы, которые помогают откорректировать агрессивное поведение у младших школьников. Эти методы можно условно разделить на групповые и индивидуальные, но данное деление отражает лишь форму проведения коррекционных занятий и является условным.
Наиболее распространёнными методами и приемами, корректирующиеми агрессию младших школьников, являются: логотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.
В рамках настоящей работы с целью определения уровня агрессивности у детей экспериментальной группы нами были использованы такие методики, как:
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого).
2. Методика «Несуществующее животное».
3. Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка, автор - А. А. Романов.
Общий анализ данных по всем трем методика показал, что у 7 детей (43,75%)был выявлен средний уровень агрессивности, у 5 детей (31,25 %) низкий уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности показали 4 детей (25%), которым присуща враждебность, повышенная тревожность, спонтанное возникновение агрессии, эмоционально неустойчивое состояние детей. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента определили необходимость целенаправленной работы по коррекции агрессивности у младших школьников в рамках учебного процесса.
В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.
Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.
Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.
Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы:
• психогимнастические упражнения,
• элементы музыкотерапии,
• элементы арт-терапии,
• элементы игротерапии.
К характеристикам нашей методики следует отнести наличие двух основных направлений работы:
• обучение приемлемым способам выражения гнева;
• обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.



1. Агрессия детей и подростков / под ред. Платоновой.- СПб.: Речь, 2004.- 316 с.
2. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников //Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.128-139.
3. Басс, А. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. - 1967. - № 3. - С.60-67.
4. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Метод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав.- СПб.: Комздрав, 2004.- 334 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.- СПб., 2000.- 720 с.
6. Ватова, Л. Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Н. Ватова // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 8.- С. 55-58
7. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.- 160 с.
8. Джинотт, Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Х. Дж. Джинотт; Пер с англ.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.
9. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально-педагогическая работа.- 1997.- № 4.- С. 85-92
10. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология.- 2001.- № 1.- С. 60-72.
11.Заморев, С. И. Игровая психотерапия / С. И. Заморев.- СПб.: Речь, 2002. - 136 с.
12. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров.- М.: Просвещение, 1993.- 192с.
13.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
14.Змановская, Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося
поведения): учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2007. - 288с.
15. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: Сфера, 2001. - 150 с.
17. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.- СПб.: Питер, 2004.- 224 с.
18. Копчёнова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте / Е. Е. Копчёнова // Психолог в школе.- 2000.- № 1-2.- С. 149-153.
19. Красноперова Ю. А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. - Уфа, 2005. - 85 с.
20. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.¬512 с.
21. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.- 2002.- № 10.- С. 31-33
22. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - №6. - C.168-174.
23. Лобина С.А. Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении. Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений. - Новокуйбышевск, 2008. - 174 с.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
25. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / В.И. Моросанова, М.Д. Гаралёва // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С.45-55.
26.Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова.- М.: Просвещение; Учеб. лит., 1996.- 352 с.
27.Особенности психического развития детей младшего школьного возраста // http://cribs.me/vozrastnaya-psikhologiya/osobennosti-
psikhicheskogo-razvitiya-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta
28. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М. : ГНОМиД, 2001. - 160 с.
29. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Инфа-М, 1997. - 152 с.
30. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Н. М. Платонова.- СПб.: Речь, 2004.- 336 с.
31. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан.- СПб., 1996.- 38 с.
32. Реан, А. А. Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология- 2002.- № 4.- С. 37-42
33. Ремезова, И. С. Проблема агрессии в человеческой природе / И. С. Ремезова // Вестн. высш. школы.- 1999.- № 3.- С. 14-19.
34. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач / А. А. Романов.- М.: Плэйт, 2002.- 112 с.
35. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: Альбом диагностических и коррекционных методик / А. А. Романов.- М.: Романов, 2004.- 48 с.
36. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии.- 1991.- № 1.- С. 81-87.
37. Севрюкова А. А. Развитие исследовательского потенциала учителя в
системе дополни- тельного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Севрюкова Алла Александровна. -
Челябинск, 2010. - 226 с.
38. Селиванова Е. А. Использование учителем методов психологического воздействия на подростков в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 422-426.
39. Селиванова Е. А., Е. Ю. Кувайцева Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- Выпуск 3 (24) .- 2015.- С. 94-104.
40. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. - М. : Генезис, 2000. - 359 с.
41. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.:
Республика, 1994. - 44 7 с.
42. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.- Минск, 1996.- 216 с.
43. Шалагинова, К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография / К. С. Шалагинова - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. - 139с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ