КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте 12
1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников .... 20
Выводы по главе I 34
Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников 36
2.1 Методы, процедура и организация исследования 36
2.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших
школьников 42
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 1 Методика диагностики показателей и форм агрессии 56
А.Басса и А.Дарки. (адаптация А.К. Осницкого) 56
Приложение 2 Проективная методика «Несуществующее животное» 61
Приложение 3 Схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 67
Приложение 4 Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 70
Приложение 5 Результаты исследования по методике 72
А.Басса и А.Дарки 72
Приложение 6 Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное» 73
Приложение 7 Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 74
Приложение 8 Сопоставленные данные по трем методикам 75
Приложение 9 Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников 76
Приложение 10 Родительское собрание во 2 классе 78
Приложение 11 Занятие внеурочной деятельности «Преодоление агрессивности у детей» 84
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте 6
1.1 Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте 12
1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников .... 20
Выводы по главе I 34
Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников 36
2.1 Методы, процедура и организация исследования 36
2.2 Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших
школьников 42
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение 1 Методика диагностики показателей и форм агрессии 56
А.Басса и А.Дарки. (адаптация А.К. Осницкого) 56
Приложение 2 Проективная методика «Несуществующее животное» 61
Приложение 3 Схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 67
Приложение 4 Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 70
Приложение 5 Результаты исследования по методике 72
А.Басса и А.Дарки 72
Приложение 6 Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное» 73
Приложение 7 Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка 74
Приложение 8 Сопоставленные данные по трем методикам 75
Приложение 9 Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников 76
Приложение 10 Родительское собрание во 2 классе 78
Приложение 11 Занятие внеурочной деятельности «Преодоление агрессивности у детей» 84
Актуальность темы «Агрессивное поведение младших школьников» вызвана серьезным обострением проблемы агрессивного поведения детей с раннего возраста.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Каждый день дети становятся невольными свидетелями, а подчас и жертвами агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Само общение между детьми всё чаще происходит с использованием ненормативной лексики и повышенного тона. Это свидетельствует об отсутствии культурно-ценностных понятий у детей, по каким-то причинам не привитых родителями её в раннем возрасте. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребенку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение.
Источником возникновения такого поведения является отсутствие доверительных отношений в семье. Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Отцы вместо того, чтобы сходить с сыном на футбол или в парк, проводят вечера, окунувшись в виртуальный мир онлайн игр, а матери, общаясь в социальных сетях, и вовсе забывают о своем материнском долге, теряя счет времени. Наличие вредных привычек и зависимостей также пагубно сказывается на воспитании детей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Если на ребенка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера. Характер человека закладывается в раннем возрасте, поэтому, агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Именно поэтому, нужно как можно раньше диагностировать наличие агрессивности и подобрать оптимальный метод коррекции поведения, чтобы избежать закрепления агрессивного стиля в поведении ребенка.
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды проблематике агрессивности в детском возрасте.
Проблемой агрессии и агрессивности в зарубежной психологии занимались А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной психологической науке проблему детской агрессии рассматривают С.Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, С.Н. Ениколопов и др. Особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте посвящены работы Е. Е. Копченовой, Н. М. Платоновой, К. С. Шалагиновой и др.
Цель настоящего исследования - раскрыть особенности проявления детской агрессии и разработать корректирующие занятия по снижению агрессии в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо последовательное решение следующих задач:
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня агрессивности у младших школьников.
4. Описать уровень агрессивности в младшем школьном возрасте.
5. Составить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объектом данного исследования является агрессивное поведение младших школьников.
Предметом - корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении младших школьников.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что работа, корректирующая агрессивное поведение у младших школьников, будет эффективной если:
1) в основу работы будет положены элементы игротерапии,
проводимые как в урочное, так и внеурочное время;
2) будут учтены актуальные особенности развития агрессивности у младших школьников;
3) создана благоприятная, доброжелательная атмосфера в классе.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие 16 младших школьников, обучающихся во 2-4 классах.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Каждый день дети становятся невольными свидетелями, а подчас и жертвами агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Само общение между детьми всё чаще происходит с использованием ненормативной лексики и повышенного тона. Это свидетельствует об отсутствии культурно-ценностных понятий у детей, по каким-то причинам не привитых родителями её в раннем возрасте. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребенку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение.
Источником возникновения такого поведения является отсутствие доверительных отношений в семье. Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Отцы вместо того, чтобы сходить с сыном на футбол или в парк, проводят вечера, окунувшись в виртуальный мир онлайн игр, а матери, общаясь в социальных сетях, и вовсе забывают о своем материнском долге, теряя счет времени. Наличие вредных привычек и зависимостей также пагубно сказывается на воспитании детей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Если на ребенка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье, на экране телевизора, или на мониторе компьютера. Характер человека закладывается в раннем возрасте, поэтому, агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Именно поэтому, нужно как можно раньше диагностировать наличие агрессивности и подобрать оптимальный метод коррекции поведения, чтобы избежать закрепления агрессивного стиля в поведении ребенка.
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды проблематике агрессивности в детском возрасте.
Проблемой агрессии и агрессивности в зарубежной психологии занимались А. Басс, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, А. Фрейд, Э. Фромм и др. В отечественной психологической науке проблему детской агрессии рассматривают С.Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, С.Н. Ениколопов и др. Особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте посвящены работы Е. Е. Копченовой, Н. М. Платоновой, К. С. Шалагиновой и др.
Цель настоящего исследования - раскрыть особенности проявления детской агрессии и разработать корректирующие занятия по снижению агрессии в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо последовательное решение следующих задач:
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня агрессивности у младших школьников.
4. Описать уровень агрессивности в младшем школьном возрасте.
5. Составить программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объектом данного исследования является агрессивное поведение младших школьников.
Предметом - корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении младших школьников.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что работа, корректирующая агрессивное поведение у младших школьников, будет эффективной если:
1) в основу работы будет положены элементы игротерапии,
проводимые как в урочное, так и внеурочное время;
2) будут учтены актуальные особенности развития агрессивности у младших школьников;
3) создана благоприятная, доброжелательная атмосфера в классе.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ Маловская основная общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие 16 младших школьников, обучающихся во 2-4 классах.
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов отметим следующее.
В современной психологии разграничиваются понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».
В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия как стремление доминировать - это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения. По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
Агрессивное поведение - это действия, побуждаемые агресией и агрессивностью, которые включают в себя: 1) враждебную установку - восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции - гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
• врожденным побуждениям и задаткам;
• потребностям, активизируемым внешними стимулами;
• познавательным и эмоциональным процессам;
• актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Основные психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей - это: недостаточное развитие интеллекта и
коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
• стремление привлечь к себе внимание;
• стремление получить желанный результат;
• стремление быть главным;
• защита и месть;
• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
В психологии и педагогике используются различные методы, которые помогают откорректировать агрессивное поведение у младших школьников. Эти методы можно условно разделить на групповые и индивидуальные, но данное деление отражает лишь форму проведения коррекционных занятий и является условным.
Наиболее распространёнными методами и приемами, корректирующиеми агрессию младших школьников, являются: логотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.
В рамках настоящей работы с целью определения уровня агрессивности у детей экспериментальной группы нами были использованы такие методики, как:
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого).
2. Методика «Несуществующее животное».
3. Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка, автор - А. А. Романов.
Общий анализ данных по всем трем методика показал, что у 7 детей (43,75%)был выявлен средний уровень агрессивности, у 5 детей (31,25 %) низкий уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности показали 4 детей (25%), которым присуща враждебность, повышенная тревожность, спонтанное возникновение агрессии, эмоционально неустойчивое состояние детей. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента определили необходимость целенаправленной работы по коррекции агрессивности у младших школьников в рамках учебного процесса.
В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.
Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.
Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.
Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы:
• психогимнастические упражнения,
• элементы музыкотерапии,
• элементы арт-терапии,
• элементы игротерапии.
К характеристикам нашей методики следует отнести наличие двух основных направлений работы:
• обучение приемлемым способам выражения гнева;
• обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.
В современной психологии разграничиваются понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».
В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия как стремление доминировать - это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения. По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
Агрессивное поведение - это действия, побуждаемые агресией и агрессивностью, которые включают в себя: 1) враждебную установку - восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции - гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:
• врожденным побуждениям и задаткам;
• потребностям, активизируемым внешними стимулами;
• познавательным и эмоциональным процессам;
• актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Основные психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей - это: недостаточное развитие интеллекта и
коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
• стремление привлечь к себе внимание;
• стремление получить желанный результат;
• стремление быть главным;
• защита и месть;
• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
В психологии и педагогике используются различные методы, которые помогают откорректировать агрессивное поведение у младших школьников. Эти методы можно условно разделить на групповые и индивидуальные, но данное деление отражает лишь форму проведения коррекционных занятий и является условным.
Наиболее распространёнными методами и приемами, корректирующиеми агрессию младших школьников, являются: логотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия.
В рамках настоящей работы с целью определения уровня агрессивности у детей экспериментальной группы нами были использованы такие методики, как:
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого).
2. Методика «Несуществующее животное».
3. Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка, автор - А. А. Романов.
Общий анализ данных по всем трем методика показал, что у 7 детей (43,75%)был выявлен средний уровень агрессивности, у 5 детей (31,25 %) низкий уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности показали 4 детей (25%), которым присуща враждебность, повышенная тревожность, спонтанное возникновение агрессии, эмоционально неустойчивое состояние детей. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента определили необходимость целенаправленной работы по коррекции агрессивности у младших школьников в рамках учебного процесса.
В ходе экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения мы использовали как специфические, так и неспецифические способы взаимодействия с обучающимися.
Из группы неспецифических методов нами использовались упражнения игрового и релаксационного характера.
Релаксационные упражнения проводились как на уроке, так и в перемены и подразумевали «мысленные путешествия», направленные на снижение внутренней напряженности и гиперактивности.
Нами в ходе эксперимента были использованы и специфические методы работы:
• психогимнастические упражнения,
• элементы музыкотерапии,
• элементы арт-терапии,
• элементы игротерапии.
К характеристикам нашей методики следует отнести наличие двух основных направлений работы:
• обучение приемлемым способам выражения гнева;
• обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях.
Подобные работы
- СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - Групповое консультирование как средство преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших
школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Снижение проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период посредством группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у подростков средствами хореографии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



