Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕНЕВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ

Работа №166571

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономическая безопасность

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теневая экономика: сущность и основные понятия 7
1.1 Понятие и структура теневой экономической деятельности 7
1.2 Предпосылки формирования «теневой экономики» 16
1.3 Социально-экономические эффекты теневой экономической
деятельности 20
2 Анализ и оценка влияния теневой экономики на экономическую
безопасность РФ 26
2.1 Анализ масштабов теневой экономики РФ 26
2.2 Методические подходы к оценке теневой экономики 35
2.3 Оценка влияния теневой экономики на экономическую безопасность
РФ 42
3 Методы противодействия теневой экономике как угрозе экономической
безопасности РФ 47
3.1 Современные инструменты противодействия теневой
экономике 47
3.2 Перспектива применения цифровых методов противодействия ТЭ
58 Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложения 77


Теневая экономика продолжает оставаться насущной проблемой, негативно влияющей не только на основные экономические процессы, например, на такие как формирование и распределение доходов, торговлю, инвестирование, но и на экономический рост и экономическую безопасность страны в целом. Теневая экономика становиться структурированной социально¬экономической системой, которая имеет свои собственные законы развития. Благодаря чему она часто становится угрозой экономической стабильности и национальной безопасности государства.
Множество ученных занимаются вопросами исследования проблем теневой экономики в целях обеспечения экономической безопасности государств, которые выполняют сложную и неоднозначную роль в экономике. С одной стороны, уход от обязательного налогообложения увеличивает выживаемость организаций, использующих методы теневого бизнеса, повышая их доходы и сокращая уровень физической безработицы. С другой стороны, уход от обязательного налогообложения наносит значительный ущерб государственному бюджету и косвенно физическим и юридическим лицам.
Актуальность изучения теневой экономики обусловлена необходимостью подержания состояния устойчивого социально-экономического развития страны и ее безопасности.
Для Российской Федерации эта проблема имеет еще большую актуальность, так как вдвойне воздействует на экономику: снаружи и внутри страны. На фоне общемирового перехода к постиндустриальному строю, в России происходит формирование рыночной экономики и развитие частного бизнеса [25].
Цель дипломной работы — исследование масштабов теневой экономики и определение наиболее эффективных мероприятий по противодействию.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и структуру теневой экономики;
2) рассмотреть предпосылки формирования и социально-экономические эффекты от теневой деятельности;
3) проанализировать масштабы теневого сектора экономики и дать оценку влияния на экономическую безопасность РФ;
4) выявить проблемы в системе контроля теневой экономики и предложить меры противодействия.
Объектом исследования является организация функционирования теневого сектора экономики.
Предмет исследования - система теневых экономических отношений, отражающая их взаимодействие с официальной экономикой.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в анализе взаимосвязи экономической безопасности и теневых процессов экономики. Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта противодействия теневым явлениям национальных экономик зарубежных стран, а также в выработке предложений по усовершенствованию мероприятий, направленных на противодействие теневой деятельности.
В исследовании широко применяются методы системного подхода, комплексного подхода, факторного анализа, экономико-статистические методы, а также общенаучные методы и принципы: формально-логические способы обработки информации, сравнения, абстрагирования, изучение и обобщение российской и мировой практики по исследуемой теме, анализ нормативно¬правовой базы, теоретический анализ и синтез.
Информационную основу исследования составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации в изданиях, посвященных проблеме теневых экономических явлений. В работе использованы данные Росстата по РФ и ее субъектам, статистические данные, приводимые в научных публикациях и официальных отчетах, а также факты, опубликованные в научной литературе и печати, законодательные и нормативные документы Российской Федерации.
Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Она состоит из содержания, введения, трех глав, содержащих восьми параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Дипломная работа содержит 77 страниц текстового документа, 4 рисунка, 10 таблиц, 7 формул, 1 приложение, 50 использованных источников.
Первая глава посвящена теоретической сущности явления теневой экономики, а именно рассмотрены подходы к определению понятия теневой экономики, рассмотрены предпосылки формирования теневых явлений и социально-экономические эффекты теневой экономической деятельности. Вторая глава носит практико-аналитический характер и концентрируется на анализе влияния теневой экономики на экономическую безопасность Российской Федерации и его оценки масштаба теневой экономики. Третья глава содержит анализ воздействия на теневую экономику, а также уделяет внимание противодействующим мероприятиям

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теневая экономика существует во всех странах, однако уровень ее масштабов разный. Как показывает практика, чем выше уровень социально¬экономического развития в стране, тем меньше подвергается экономика негативному влиянию со сторону нелегального сектора экономики.
На основе проведенного анализа определены сущность теневой экономки, ее структура, дана оценка размеров теневого сектора в России, даны рекомендации по противодействию развития теневого сектора.
Распространение неформального сектора экономики угрожает экономической безопасности, потому как способствует изъятию части экономических ресурсов из официальной экономики, тем самым приуменьшая ее возможности совершенствоваться и улучшать свои результаты на мировом уровне. Рост теневого сегмента ведет к увеличению незаконного перемещения денежных средств. За прошедшие 20 лет национальное хозяйство России потеряло около 211,5 млрд.долл. в результате деятельности теневой экономики.
Как показало исследование, существует много подходов к определению сущности теневой экономики. Основными из них являются: статистический, экономический, институциональный, экономике-правовой, экономикой- социологический.
Скрываемая экономическая деятельность имеет разные формы. Наиболее распространенная и объективная классификация делит теневую экономику на черную, белую, серую, розовую и беловоротничковую экономики. Из них лишь три вида относят к формам теневой экономики в системе экономической безопасности (черная, белая и серая), потому как остальные формы подразумевают деятельность, находящуюся на грани закона. Самая опасная из них это черная, так как кроме вреда, наносимого экономической деятельности, она представляет угрозу для жизни и здоровья человека. Теневая экономика является частью любой экономической системы, контроль над которой необходимо брать государству, иначе она может нанести большой ущерб не только экономической сфере и экономической безопасности страны, но и остальным сферам жизнедеятельности.
В настоящее время не выработано общепринятых и универсальных методов и подходов к оцениванию объемов теневого сектора. Выделяют три направления методов измерения теневой экономики, а именно прямые, косвенные и методы моделирования. Прямые методы более достоверны, но они применяются на микроуровне. А методы моделирования основаны на измерениях с использованием эконометрических моделей для оценки.
Поэтому в данной работе в целях исследования были рассмотрены методы косвенного подхода оценки размеров теневой экономики. К ним относятся: метод несоответствия между официальной и фактической рабочей силой, монетарные методы. Эти методы позволяют оценить теневую экономику на макроуровне.
Рассмотренные методы оценки теневой экономики показали, что не все методы могут дать объективную оценку масштабов теневого сектора. Этот процесс осложняет отсутствие точно обозначенных показателей оценки теневой экономики на национальном уровне. Данные показатели очень тесно связаны с показателями экономической безопасности страны.
Результат исследования методов несоответствия между официальной и фактической рабочей силой показал, что в 2018 году в России расхождение составляло 43 тыс. чел., а в 2019 году - 38 тыс. чел., что говорит о возможном завышении значения фактически безработных для улучшения результатов оценок, использующих данный показатель. Расчеты теневой экономики показали не логичный результат, в виду чего методы можно считать неактуальным для оценивания теневого сектора в РФ. Поэтому было необходимо провести оценку теневой экономики другим методом.
Для более объективной оценки уровня теневой экономики в рамках данного исследования, проведен расчет по монетарному методу Гутмана.
Для расчета монетарным методом был найден коэффициент прироста теневой экономики относительно 2018 года, и он составил 17%. Данный методы подтвердил, что теневая экономика в РФ имеет большие масштабы, потому как в теневом секторе сконцентрировано 5 211,9 млрд. руб., что угрожает экономической безопасности страны.
Данные выводы объясняют необходимость разработки мер по борьбе с теневым сектором со стороны государства, позволяющие обеспечить макроэкономическую стабилизацию.
Следует оптимизировать государственные функции и повысить эффективность взаимодействия государственных структур на основе создания антитеневой стратегии.
Необходимо применять современные технологии управления в целях борьбы с теневизацией экономики. Это применение новых информационных систем, методов планирования, прогнозирования и управления общественными процессами, которые могут ускорить и улучшить процесс оценки теневой экономической деятельности, предупреждение последствий, наносимых нелегальным сектором.
Налоговая нагрузка в экономики России является провоцирующим фактором теневой экономики, ее повышение способствует тому, что экономические субъекты уходят в теневой сектор экономики, а стимулов, чтобы выйти - меньше. В связи с этим, необходимо предпринимать меры по снижению налогов, что способствовало бы уменьшению уровня теневого сектора.
Процесс минимизации масштабов теневой экономики должен базироваться на обоюдном взаимодействии государства с населением. Борьба с коррупцией - важный шаг для подавления теневой экономики. Очевидно, что для этого нужны реформы законодательства. Это даст выгоды, которые намного превышают связанные с ними затраты. Благодаря сниженному уровню коррупции, возможен рост доверие граждан к государству.
Теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась и стала привычным для большинства населения явлением. Рассчитывать на уменьшение масштабов теневой экономики можно при условии устранения причин, которые способствуют развитию теневой активности. В связи с этим необходимо разрабатывать более действенную государственную политику в отношении теневого сектора.
Программа государственного воздействия на нелегальный сектор экономики должна найти отражение в общей стратегии социально¬экономического развития России. Прежде всего, стоит сформулировать главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику. Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 15 % ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен тем, что практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности.



1 Авдеева, И. Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом / И. Л. Авдеева // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием. - 2017.
2 Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 538 с.
3 Аникитин А.А. Факторы и негативные последствия теневой экономики в России // Экономика и упр.: проблемы, решения. — 2016. — №8, т.2. — 243-246 с.
4 Анисимова М. В. Теневой сектор экономики в РФ // Молодежь и системная модернизация страны. 2018. №3. 30-32 с.
5 Балог М. М. Измерение теневой экономики в регионах России / М. М. Балог // Вестник Псковск. гос. ун-та. - 2017. - № 6. - 49-56 с.
6 Белик К. В. Методы статистической оценки теневой экономики // Наука и образование в глобальных процессах. - 2018. - № 1(5). - 77-79 с.
7 Буров, В. Ю. Определение масштабов теневой экономики / В. Ю. Буров // Вестник-экономист. - 2018. - №4. - 8 -17 с.
8 Вакуленко К. Э. Теневая экономика: причины и формы. Влияние на экономическую систему // Современные научные исследования и инновации.
2017. № 4.
9 Глотов В. И. Методы оценки теневой экономики / В. И. Глотов, М. В. Русакович, А. И. Колгушкин. - M. : РАЕН, 2017. - 24 с.
10 Годин А. М., Гармаш И. А. Развитие обеспечения экономической безопасности в странах с развитой рыночной экономикой // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 6 (63).
11 Гуров Ю.П. Теневая экономика в системе вызово и угроз экономической безопасности России СПб.: ЛЕМА, 2018, 211с.
12 Дигилина О.Б. Цифровая экономика: институциональная среда, проблемы и перспективы / О.Б. Дигилина, Н.О. Субботина // Экономика и управление: проблемы, решения. — М., 2018. — №4, т.2. — 107-112 с.
13 Дробот Е.В. Теоретические аспекты определения пределов и критериев вмешательства государства в экономику // Теневая экономика. - 2017. - № 3. - 115-126 с.
14 Духовницкий О.Г. Цифровизация и национальная безопасность // Науч. тр. Вольного экон. о-ва России. — М., 2018. — Т.210, №2. — 35-43 с.
15 Кийко М. Теневая экономика: генезис, эволюция, современная структура // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. 28-38 с.
16 Коноваленко Д.С. Анализ теневой экономики в Российской Федерации // Научная интеграция в современном Мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 22 апреля 2017 г. — СПб., 2017. — 5-7 с.
17 Концепция национальной безопасности РФ [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019.
18 Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт // Экономика труда. - 2018. -№ 4. - 1137-1146 с.
19 Левшукова О.А., Петров Н.Р., Копнина А.И. Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Вестник Академии знаний - 2019. - №32 (3)
20 Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2016. - 246 с.
21 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019.
22 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019.
23 Нагимов А. Р. Теневая экономика: сущность, причины, актуальные меры по ее снижению // Экономика, бизнес, инновации. Пенза, 2018. 179-184 с.
24 Новик С. Методы оценки теневой экономики // Банковский вестник. - 2016. - № 10. - 84-92 с.
25 Научно-электронное издание «Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2018 года.
26 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]:http: //www. garant. ru
27 О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. №273 - ФЗ (ред. от 30.10.2018) http://www.consultant.ru
28 Орусова О. В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономика и предпринимательство. 2015 №8 64-70 с .
29 Основные направления бюджетной, налоговой и тарифно-таможенной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. [Электронный ресурс]:http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 308390/
30 Перов Е. В. Оценка теневой экономики России / Е. В. Перов // Управление экономическими системами. - 2015. - № 3 (75). [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34065307
31 Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике № 7 от 31 января 1998 г. Об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» [Электронный ресурс]:http://base.garant.ru/5274058/
32 Россия вошла в пятерку стран с крупнейшей теневой экономикой [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff
33 Семячков К.А. Трансформация общественного сектора в условиях цифровой экономики // Журн. экон. теории. — Екатеринбург, 2018. — Т.15, №3. — 545¬548 с.
34 Суслина. А. Л. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем / А. Л. Суслина, Р. С. Леухин// Финансовый журнал. 2016. № 6. 46-61 с.
35 Санинский Р.А. Задачи и принципы противодействия теневой экономике // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 11А. 45-52 с.
36 Санинский, Р.А. Теневая экономика: Существенные характеристик и структурные признаки // вестник Воложского университета им. В.Н. Татищева -
2018. - №3.
37 Степанов А. А., Морозова Н. В., Савина М. В и др. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика). М.: Старая Басманная, 2016. 164 с.
38 Угрозы экономической безопасности современной России: опыт и последствия: монография. - М. : Научный консультант. 2017. - 174 с.
39 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
40 Урманова Н. Р. Анализ теневой экономики России // Student Research. - Пенза, 2018. - 112-116 с.
41 Фалинский И.Ю. Статистика экономической преступности в России: проблема невозможности адекватной оценки величины теневого потока // Экономика и управление. 2015 №12. 57-62 с.
42 Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]: http: //ivo. garant.ru/#/document/71551638/paragraph/20:0
43 Филиппов E. В. Масштабы теневой экономики в России: основные формы и сферы теневой экономики // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. - Курск, 2018. - 268- 274 с.
44 Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]: http: //www.fedsfm.ru
45 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http: //www. gks .ru
46 Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://www.cbr.ru
47 Цхададзе Н. В. Развитие теневого сектора экономики в современном мире / Н. В. Цхададзе, Л. В. Киселев // Поиск новой модели социально-экономического развития в условиях глобальных и локальных трансформаций, - Москва, 2018. 133-137 с.
48 Чернов С.Б. Взаимосвязь экономических эффектов нарушителя и коррупции в теневой экономике // Львовские чтения. Сборник статей V Всерос. науч. конф. «Львовские чтения — 2017». — М., 2017. — 174-177 с.
49 Число пользователей интернета в России за год выросло на 6 млн человек [Электронныйресурс]: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2020/03/04/824423 -chislo-polzovatelei-interneta
50 Шнайдер Ф. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики // Вопросы экономики 2016. № 30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ