Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий

Работа №16656

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
673
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Из истории возникновения понятия натурального числа 7
1.2. Теоретические основы развития количественных представлений у детей 13
1.3. Развитие представлений о числе и развитие количественных
представлений у детей дошкольного возраста в проблемных ситуациях 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ 35
2.1. Констатирующий этап 35
2.2. Формирующий этап 39
2.3 . Контрольный этап 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56


Актуальность проблемы и темы исследования,. В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [19, 5].
Одной из проблем, рассмотренных в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года (24 декабря 2013 г) является проблема содержательного характера развития математического образования. Выбор содержания математического образования на всех уровнях продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни [1, 2].
Вхождение дошкольника в математику начинается с одного из основных понятий - числа. Если ребенок-дошкольник усвоит понятие числа, то ему будет легче ориентироваться в окружающем мире. Также у детей формируется понимание числа как важнейшего компонента их интеллектуальной подготовки к усвоению математики, что является своего рода «фундаментом» дальнейшего математического образования. Проблемой развития понятия числа, которая важна как в теоретическом, так и в практическом отношении, занимались Ж.Пиаже, Т.В.Тарунтаева, П.Я.Гальперин, А.М.Леушина и многие выдающиеся психологи и педагоги. Возможность развития понятия числа у детей педагоги связывают с разработкой содержания методов обучения, способствующих усвоению данного математического понятия [42, 3-4]. Так, например, были разработаны методики ознакомления с числом на основе неоднократного
восприятия одного и того же количества предметов и определения их словом- числительным (Ф.Н.Блехер, Л.В.Глаголева); образования последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы (Н.Г.Бокст, Ф.А.Михайлова, З.С.Пигулевская, Я.Ф.Чекмарёв и др.). Такое обучение предполагалось начинать с младшего дошкольного возраста.
На современном этапе в развитии количественных представлений у дошкольников отмечается переход от дочислового к числовому периоду (В.В.Давыдов, А.М.Леушина). При этом налицо разные подходы к реализации перехода к числовому этапу: через сравнение предметных групп по признаку количества и определения этого количества словом-числительным (А.М.Леушина); через освоение действий с величинами (В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева).
Анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики показал, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные представления составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте (А.В.Белошистая, М.А.Габова, Е.С.Демина, А.М.Леушина, Н.В.Микляева, З.А.Михайлова, А.А.Смоленцева, А.А.Столяр, Т.В.Тарунтаева и др.).
Однако вопрос о том, как это реально происходит в дошкольном детстве, каковы условия первоначального возникновения количественных представлений до настоящего времени остается открытым.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике, мы считаем актуальной проблему исследования, которая состоит в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития количественных представлений в старшем дошкольном возрасте на основе проблемных заданий.
Гипотеза исследования: использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы и выявить использование проблемных заданий в процессе развития количественных представлений.
2. Выявить уровень сформированности количественных представлений у старших дошкольников.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды таких педагогов, как А.В. Белошистая, М.А. Габова, Е.С. Демина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Р.М. Чумичева, Е.И. Щербакова и др.
теоретические - анализ и обобщение педагогической, психологической, математической, методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, методических источников; отбор, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; моделирование условий предстоящей деятельности;
эмпирические - включенное наблюдение, диагностические методы, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников;
статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка» г. Кызыла.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
В 1 главе рассмотрены теоретические основы развития количественных представлений, во 2 главе - развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1) осуществили анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы;
2) определили уровень сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3) выполнили подбор проблемных заданий, направленных на развитие количественных представлений в старшем дошкольном возрасте.
Опытно-исследовательская работа, проводимая с детьми старшего дошкольного возраста, показала, использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.



Концепция развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года [Текст] от 24.12.2013 г. № 2506-р.
2. ФГОС дошкольного образования от 17.1.2013 №1155.
3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ [ЭОР] : http: //www.zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
4. Белошистаи, А.В. Развитие и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений / А.В.Белошистая. - М.: Владос, 2003 - 400 с.: ил.
5. Белошистаи, А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. / А. В. Белошистаи. - М., 2004. - 43 с.
6. Белошистаи, А. В. Обучение математике в ДОУ [Текст]: метод. пособие /
А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
7. Белошистаи, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
8. Березина, Р.Л., Михайлова, З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Развитие
элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л.Непомнящаи и др.; под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.: ил.
9. Блехер, Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе [Текст]: метод, пособие для пед. тех-ов и высш.пед. уч.зав / Ф.Н.Блехер. - М.: Учпедгиз, 1934. - 479 с.
10. Буллер, Е. И. Условия становления образа числа у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Е. И. Буллер. - М., 1994. - 20 с.
11. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский / Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М., 1984. - Т. 4. - 432 с.
12. Габова, M.A.]Аaтeмтвсрнтквс развитіи детей дoшкoееха?о воз ростат ТВОТВО и технологии: учебное пособие [ЭОР] / М.А. Габова - М.: Директ- Медиа, 2014. - 534 с. http://biblioclub:ruindex:php?page=book&id=239494
13. Демина, Е.С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста [Текст]: метод, пособие для педагогов дошкольного образования и студентов / Е.С.Демина - Барнаул: Изд-во АГПА, 2002. - 119с.
14. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в дет. саду /
В. И. Логинова [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 244 с.
15. Дошколонош обрстов ание [ЭОН]: bbp://edu.rin.riepreschool/mdex.htad
16. Знакомимся с программой «Развитие» [Текст] : пособие для воспитателей и родителей / под ред. О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой. - М. : ГНОМ и Д,2001. - 32 с.
17. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада / Л. А. Венгер [и др.]. - М.: Просвещение, 1989. - 213 с.
18. Истоки [Текст]: базис. программа развития ребенка-дошкольника / сост. Т. И. Алиева [и др.]. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.
19. Карабанова, О.А. и др. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод, рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс-т развития обр-я, 2014. - 96 с.
20. Козлова, В. А. [Текст]: метод. пособие для родителей и воспитателей / В. А. Козлова - М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб, пособие /
С. А. Козлова, Г. А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
22. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2003. - 80 с.
23. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с.
24. Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.
25. Колесникова, E.R Митоматикв для дошкиланикод 6-7 лль [Текст]: сленарти занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 88 с.
26. Лай, В.А. Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов [Текст]: пособие для преп. нач.курса арифметики / под ред. Д.Л.Волковского - изд. 5. - Спб., 1910. - 407 с.
27. Лебединцев, К.Ф. Развитие числовых представлений в раннем возрасте [Текст]: Педологическое исследование / К.Ф. Лебединцев. - Киев: гос.изд- во Украины, 1923. - 152 с.
28. Леушина, А. М. детей дошкольного возраста[Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
29. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольника, 2005. - 320 с.
30. Микляева, ELB. Твария и технологии развития представлений у детей [Текст]: учеб, для студ. учреждений высш. образования / Н.В.Микляева, Ю:В:Миеаяевa. - М.: изд.центр «Академия», 2014. - 352 с. - (Сер. Бакалавриат).
31. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 104 с.
32.Ондар, Ч.М. Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа [Текст]: автореф. дис. ::: канд. пед. наук Ч.М.Ондар; КГПУ. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
33.От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Васильева, М.А. ; под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.
34. Педагогика [Текст]: учеб, пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого- М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.
35. Петерсон, Л.Г. Игpарахкa Maанмaвнте ддл ддшееханитео lTeвет]: мегт/д рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 1998. - 176 с.
36. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - стyпeнн?е..: [Текст]: практ. курс математики для дошкольников: метод. рекомендации / Л. Г. Петерсон, Н. П, Холина - М. : Баласс, 2004. - 256 с.
37. ПИРЖВ, Ж. Избранные . Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
38. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / отв. ред. М. А. Васильева - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
39. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика и синтез, 2005. - 208 с.
40. Радуга [Текст]: программа воспитания, образования и развития детей дошкол. возраста в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова [и др.]; науч. [лук. Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 78 с.
41. Раивитие [Текст]: программа нового поколения для дошкол. образоват. учреждений. Старшая группа / под ред. О. М. Дьяченко. - М.: Гном-Пресс,2002. - 96 с.
42. Родина, Е. ІД. развития понятия понят « дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. ііаут: 13.00.08 / Е. В. Родина; Моск. гос. открытый ун-т. - М., 1996. - 23 с.
43. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцева. - 2¬е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.
44. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: учебно-методическое пособие / А.А.Смоленцева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010, - 112 е., ил.
45. Стойлова, /Л.П Maтeматикa [Текст]: учебник /дш cакрд учреждений высш. проф. образования // Л.П.Стойлова. - 3 изд., стер. - М.: изд.центр Академия, 2013. - 464 с. - (Сер.Бакпцавриат).
46. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
47. Хамидулина, Р.М. Математика. Подготовка к школе [Текст]: Сценарии занятий / Р.М.Хамидулина. -М.: Экзамен.ю 2009. - 302 с.
48. Щербакова, Е. И. Методика обучения: в детском саду | Текст|: учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Е. И. Щербакова. - М.: Академия,
2003. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ