Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Из истории возникновения понятия натурального числа 7
1.2. Теоретические основы развития количественных представлений у детей 13
1.3. Развитие представлений о числе и развитие количественных
представлений у детей дошкольного возраста в проблемных ситуациях 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ 35
2.1. Констатирующий этап 35
2.2. Формирующий этап 39
2.3 . Контрольный этап 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Из истории возникновения понятия натурального числа 7
1.2. Теоретические основы развития количественных представлений у детей 13
1.3. Развитие представлений о числе и развитие количественных
представлений у детей дошкольного возраста в проблемных ситуациях 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ 35
2.1. Констатирующий этап 35
2.2. Формирующий этап 39
2.3 . Контрольный этап 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность проблемы и темы исследования,. В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [19, 5].
Одной из проблем, рассмотренных в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года (24 декабря 2013 г) является проблема содержательного характера развития математического образования. Выбор содержания математического образования на всех уровнях продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни [1, 2].
Вхождение дошкольника в математику начинается с одного из основных понятий - числа. Если ребенок-дошкольник усвоит понятие числа, то ему будет легче ориентироваться в окружающем мире. Также у детей формируется понимание числа как важнейшего компонента их интеллектуальной подготовки к усвоению математики, что является своего рода «фундаментом» дальнейшего математического образования. Проблемой развития понятия числа, которая важна как в теоретическом, так и в практическом отношении, занимались Ж.Пиаже, Т.В.Тарунтаева, П.Я.Гальперин, А.М.Леушина и многие выдающиеся психологи и педагоги. Возможность развития понятия числа у детей педагоги связывают с разработкой содержания методов обучения, способствующих усвоению данного математического понятия [42, 3-4]. Так, например, были разработаны методики ознакомления с числом на основе неоднократного
восприятия одного и того же количества предметов и определения их словом- числительным (Ф.Н.Блехер, Л.В.Глаголева); образования последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы (Н.Г.Бокст, Ф.А.Михайлова, З.С.Пигулевская, Я.Ф.Чекмарёв и др.). Такое обучение предполагалось начинать с младшего дошкольного возраста.
На современном этапе в развитии количественных представлений у дошкольников отмечается переход от дочислового к числовому периоду (В.В.Давыдов, А.М.Леушина). При этом налицо разные подходы к реализации перехода к числовому этапу: через сравнение предметных групп по признаку количества и определения этого количества словом-числительным (А.М.Леушина); через освоение действий с величинами (В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева).
Анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики показал, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные представления составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте (А.В.Белошистая, М.А.Габова, Е.С.Демина, А.М.Леушина, Н.В.Микляева, З.А.Михайлова, А.А.Смоленцева, А.А.Столяр, Т.В.Тарунтаева и др.).
Однако вопрос о том, как это реально происходит в дошкольном детстве, каковы условия первоначального возникновения количественных представлений до настоящего времени остается открытым.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике, мы считаем актуальной проблему исследования, которая состоит в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития количественных представлений в старшем дошкольном возрасте на основе проблемных заданий.
Гипотеза исследования: использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы и выявить использование проблемных заданий в процессе развития количественных представлений.
2. Выявить уровень сформированности количественных представлений у старших дошкольников.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды таких педагогов, как А.В. Белошистая, М.А. Габова, Е.С. Демина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Р.М. Чумичева, Е.И. Щербакова и др.
теоретические - анализ и обобщение педагогической, психологической, математической, методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, методических источников; отбор, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; моделирование условий предстоящей деятельности;
эмпирические - включенное наблюдение, диагностические методы, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников;
статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка» г. Кызыла.
Одной из проблем, рассмотренных в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года (24 декабря 2013 г) является проблема содержательного характера развития математического образования. Выбор содержания математического образования на всех уровнях продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни [1, 2].
Вхождение дошкольника в математику начинается с одного из основных понятий - числа. Если ребенок-дошкольник усвоит понятие числа, то ему будет легче ориентироваться в окружающем мире. Также у детей формируется понимание числа как важнейшего компонента их интеллектуальной подготовки к усвоению математики, что является своего рода «фундаментом» дальнейшего математического образования. Проблемой развития понятия числа, которая важна как в теоретическом, так и в практическом отношении, занимались Ж.Пиаже, Т.В.Тарунтаева, П.Я.Гальперин, А.М.Леушина и многие выдающиеся психологи и педагоги. Возможность развития понятия числа у детей педагоги связывают с разработкой содержания методов обучения, способствующих усвоению данного математического понятия [42, 3-4]. Так, например, были разработаны методики ознакомления с числом на основе неоднократного
восприятия одного и того же количества предметов и определения их словом- числительным (Ф.Н.Блехер, Л.В.Глаголева); образования последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы (Н.Г.Бокст, Ф.А.Михайлова, З.С.Пигулевская, Я.Ф.Чекмарёв и др.). Такое обучение предполагалось начинать с младшего дошкольного возраста.
На современном этапе в развитии количественных представлений у дошкольников отмечается переход от дочислового к числовому периоду (В.В.Давыдов, А.М.Леушина). При этом налицо разные подходы к реализации перехода к числовому этапу: через сравнение предметных групп по признаку количества и определения этого количества словом-числительным (А.М.Леушина); через освоение действий с величинами (В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева).
Анализ психолого-педагогической литературы и существующей педагогической практики показал, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные представления составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте (А.В.Белошистая, М.А.Габова, Е.С.Демина, А.М.Леушина, Н.В.Микляева, З.А.Михайлова, А.А.Смоленцева, А.А.Столяр, Т.В.Тарунтаева и др.).
Однако вопрос о том, как это реально происходит в дошкольном детстве, каковы условия первоначального возникновения количественных представлений до настоящего времени остается открытым.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике, мы считаем актуальной проблему исследования, которая состоит в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Цель исследования: выявить, обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития количественных представлений в старшем дошкольном возрасте на основе проблемных заданий.
Гипотеза исследования: использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы и выявить использование проблемных заданий в процессе развития количественных представлений.
2. Выявить уровень сформированности количественных представлений у старших дошкольников.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования проблемных заданий в развитии количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды таких педагогов, как А.В. Белошистая, М.А. Габова, Е.С. Демина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Р.М. Чумичева, Е.И. Щербакова и др.
теоретические - анализ и обобщение педагогической, психологической, математической, методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, методических источников; отбор, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования; моделирование условий предстоящей деятельности;
эмпирические - включенное наблюдение, диагностические методы, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников;
статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Рябинка» г. Кызыла.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
В 1 главе рассмотрены теоретические основы развития количественных представлений, во 2 главе - развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1) осуществили анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы;
2) определили уровень сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3) выполнили подбор проблемных заданий, направленных на развитие количественных представлений в старшем дошкольном возрасте.
Опытно-исследовательская работа, проводимая с детьми старшего дошкольного возраста, показала, использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.
В 1 главе рассмотрены теоретические основы развития количественных представлений, во 2 главе - развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1) осуществили анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы;
2) определили уровень сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3) выполнили подбор проблемных заданий, направленных на развитие количественных представлений в старшем дошкольном возрасте.
Опытно-исследовательская работа, проводимая с детьми старшего дошкольного возраста, показала, использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.



