Особенности профессионального выбора старшеклассников
|
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профессионального выбора старшеклассников 6
1.1. Проблема профессионального выбора в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2.Особенности профессионального выбора в старшем школьном возрасте 11
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выбора старшеклассников 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение 30
2.3. Программа тренинга для развития самоэффективности
старшеклассников в условиях образовательной организации 38
2.4. Анализ результатов эффективности программы тренинга для
развития уровня самоэффективности старшеклассников 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 66
Приложения 69
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы профессионального выбора старшеклассников 6
1.1. Проблема профессионального выбора в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2.Особенности профессионального выбора в старшем школьном возрасте 11
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выбора старшеклассников 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение 30
2.3. Программа тренинга для развития самоэффективности
старшеклассников в условиях образовательной организации 38
2.4. Анализ результатов эффективности программы тренинга для
развития уровня самоэффективности старшеклассников 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 66
Приложения 69
На современном этапе возрастает внимание со стороны государства к возрождению и развитию отечественной профориентации, об этом говорят Концепция образования и новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в них, среди требований результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования есть и предполагаемый портрет выпускника школы. Одной из черт выпускника является готовность к «осознанному выбору профессии», понимание «значения профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственных основ» [31].При всем этом, действующий Закон «Об образовании», закрепляя за школами обязанность проведения профориентационной работы с учащимися, не прописывает возможности для ее осуществления [32].
В настоящее время, в структуре, содержании и организации образовательного процесса происходят изменения - внедрение в российских школах концепции профильного образования, в которой предусмотрено более полно учитывать интересы, способности и склонности учащихся, их интересы, которые должны быть в первую очередь учтены в продолжении образования. Несмотря на это самоопределение старшеклассников все еще является одной из главнейших проблем современного общего образования.
Проблема профессионального выбора учащихся рассматривается в трудах многих авторов: Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, С.Т. Шацкого, А.Г. Асмолова, К.А. Абульха- новой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича и др.
Процесс профессионального самоопределения охватывает практически весь период жизни человека - от склонностей и интересов в детском возрасте до окончательного выбора профессиональной сферы в годы зрелости. На протяжении всего этого периода происходит не только профессиональное, но и жизненное самоопределение личности. Профессиональное самоопределение является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни человека, которое определит основные направления в его жизни и деятельности - кем быть, какой стиль жизни выбрать, где и кем работать, к какой социальной группе принадлежать. Как отмечает Е.В.Карякина: «Профессиональное самоопределение является составляющей личностного самоопределения» [36]. В настоящее время общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования, связанные с осуществлением осознанного, самостоятельного профессионального выбора...
В настоящее время, в структуре, содержании и организации образовательного процесса происходят изменения - внедрение в российских школах концепции профильного образования, в которой предусмотрено более полно учитывать интересы, способности и склонности учащихся, их интересы, которые должны быть в первую очередь учтены в продолжении образования. Несмотря на это самоопределение старшеклассников все еще является одной из главнейших проблем современного общего образования.
Проблема профессионального выбора учащихся рассматривается в трудах многих авторов: Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, С.Т. Шацкого, А.Г. Асмолова, К.А. Абульха- новой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича и др.
Процесс профессионального самоопределения охватывает практически весь период жизни человека - от склонностей и интересов в детском возрасте до окончательного выбора профессиональной сферы в годы зрелости. На протяжении всего этого периода происходит не только профессиональное, но и жизненное самоопределение личности. Профессиональное самоопределение является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни человека, которое определит основные направления в его жизни и деятельности - кем быть, какой стиль жизни выбрать, где и кем работать, к какой социальной группе принадлежать. Как отмечает Е.В.Карякина: «Профессиональное самоопределение является составляющей личностного самоопределения» [36]. В настоящее время общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования, связанные с осуществлением осознанного, самостоятельного профессионального выбора...
В результате проведенного исследования нами были решены следующие задачи:
Анализ источников литературы показал, что заявленная нами проблема на сегодняшний день является актуальной. Разработки многих ведущих психологов показывают прямую зависимость профессионального выбора старшеклассников от мотивов, самооценки (самоэффективности) и склонностей учащихся. Выбор профессии происходит в результате анализа внутренних ресурсов и желаний, которые зависят и от внешних условий, и от индивидуальных особенностей учащихся.
В связи с поставленной гипотезой нами были подобраны методики, которые позволили выявить профессиональные мотивы, профессиональные желания и возможности, а также уровень самоэффективности каждого учащегося.
Мы выявили, что преобладающими видами мотивации у респондентов являются внутренне мотивы, в классе преобладает средний уровень самоэффективности учащихся, существует высокий уровень несоответствия в профессиональном выборе учащихся между их желаниями и возможностями.
На основе результатов математической статистики выявлена связь между самоэффективностью учащихся и их выбором профессиональных интересов и способностей.
Нами была разработана и апробирована программа тренинга на развитие самоэффективности старшеклассников в условиях образовательной организации, которая позволяет увеличить соответствие между выбором профессиональных интересов и способностей, это подтверждено результатами математической статистики.
Анализ источников литературы показал, что заявленная нами проблема на сегодняшний день является актуальной. Разработки многих ведущих психологов показывают прямую зависимость профессионального выбора старшеклассников от мотивов, самооценки (самоэффективности) и склонностей учащихся. Выбор профессии происходит в результате анализа внутренних ресурсов и желаний, которые зависят и от внешних условий, и от индивидуальных особенностей учащихся.
В связи с поставленной гипотезой нами были подобраны методики, которые позволили выявить профессиональные мотивы, профессиональные желания и возможности, а также уровень самоэффективности каждого учащегося.
Мы выявили, что преобладающими видами мотивации у респондентов являются внутренне мотивы, в классе преобладает средний уровень самоэффективности учащихся, существует высокий уровень несоответствия в профессиональном выборе учащихся между их желаниями и возможностями.
На основе результатов математической статистики выявлена связь между самоэффективностью учащихся и их выбором профессиональных интересов и способностей.
Нами была разработана и апробирована программа тренинга на развитие самоэффективности старшеклассников в условиях образовательной организации, которая позволяет увеличить соответствие между выбором профессиональных интересов и способностей, это подтверждено результатами математической статистики.
Подобные работы
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ КАК РЕГУЛЯТОРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Разработка и реализация программ культурно-досуговой деятельности как условие профессионального выбора старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Методы социально - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
с разным профилем обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Изучение профессионального выбора старшеклассников из семей с
разным социально-экономическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



