Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса социально-педагогического сопровождения подростка с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры 6
1.1. Индивидуальное сопровождение подростка с инвалидностью как
социально-педагогическая проблема 6
1.2. Социально-педагогические условия индивидуального сопровождения в
пространстве учебно-тренировочной квартиры 11
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. Организация индивидуального сопровождения подростка с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры 16
2.1. Диагностика потребностей подростка с инвалидностью в индивидуальном
сопровождении 16
2.2. Реализация программы индивидуального сопровождения подростков с инвалидностью «дорога в жизнь» в условиях учебно-тренировочной квартиры,
анализ и интерпретация данных исследования 31
Выводы по 2 главе 65
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 76
В последние 15-20 лет в разных регионах России для детей с тяжелыми нарушениями развития, проживающих со своими родителями, создаются условия, направленные на их обучение, воспитание и социальную адаптацию вне стационарных учреждений. Появились различные формы образования, активно используется инклюзивный подход, во многих регионах созданы службы ранней помощи, дошкольные и образовательные учреждения принимают особых детей. При этом вопрос самостоятельной жизни людей с инвалидностью вне стационарных учреждений остается пока открытым, и специалисты на местах пытаются найти пути решения этой проблемы.
Так, многие семьи, чьи дети-инвалиды повзрослели, но не стали самостоятельными и независимыми, волнует вопрос о том, как после ухода из жизни родителей сложится судьба их сыновей и дочерей. Будут ли они определены на постоянное проживание в психоневрологические интернаты или существует альтернативный вариант?
Более десяти лет назад появился такой вариант. Во многих городах для молодых инвалидов были открыты учебно-тренировочные квартиры, в которых проводится их обучение навыкам самостоятельности. Но все же данное направление работы еще новое и не во всех регионах в достаточной степени разработано.
Актуальность исследования заключается в важности организации индивидуального сопровождения подростка с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры, в результате организации которого подросток с инвалидностью должен иметь представление о том, как можно жить самостоятельно без постоянного контроля и присутствия взрослого. Принципиально освоить элементарные социальные знания, умения и навыки, без которых невозможна успешная самостоятельная жизнь.
Противоречие между актуальными потребностями подростка с инвалидностью в социальной реабилитации в условиях учебно-тренировочной квартиры и недостаточной разработанностью условий, обеспечивающих эффективное индивидуальное сопровождение, позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия, обеспечивающие эффективное индивидуальное сопровождение подростка с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры?
Актуальность и недостаточная исследованность вышеуказанной проблемы обусловили выбор темы исследования, в соответствии с которой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс индивидуального сопровождения
подростка с инвалидностью.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие результативность индивидуального сопровождения подростка с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры...
Проблема разработки и реализации социально-педагогических условий индивидуального сопровождения подростка с инвалидностью по формированию навыков самостоятельной жизни является предметом исследования в нашей работе.
Изучив и проанализировав работы отечественных и зарубежных исследователей (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Н. С. Глуханюк, И. Н. Аркусова, Г. В. Безюлева и др.), под индивидуальным сопровождением подростка с инвалидностью в условиях учебно-тренировочной квартиры мы понимаем систему взаимосвязанных по целям, времени, задачам согласованных действий специалистов, направленных на развитие навыков самостоятельности подростков с инвалидностью в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности; на самореализацию и нормализацию их жизни в обществе.
Индивидуальная программа сопровождения — это своеобразный индивидуальный путеводитель подростка с инвалидностью, имеющего значительные трудности в функционировании в самостоятельной жизни в условиях индивидуального обучения на учебно-тренировочной квартире.
Для реализации исследования нами был разработана программа индивидуального сопровождения подростка с инвалидностью в пространстве учебно-тренировочной квартиры «Дорога в жизнь». Участниками проекта стали 5 подростков с инвалидностью в возрасте 14-17 лет.
Программа индивидуального сопровождения подростка с инвалидностью в пространстве учебно-тренировочной квартиры в нашей работе имеет два блока: инвариантный и вариативный. В инвариантной части программы индивидуального сопровождения организация работы осуществляется по трем направлениям: обучение социально-бытовым навыкам, коммуникативным
навыкам и формирование умения организации своего досуга. В вариативной части программы индивидуального сопровождения организация работы была осуществлена с учетом индивидуальных потребностей конкретного подростка с инвалидностью...
1. Бобылева И. А., Григорьева Е.С., Заводилкина О.В. Тренировочная квартира для воспитанников организаций для детей-сирот с выраженной интеллектуальной недостаточностью: Методическое пособие / ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2019. - 102 с.
2. Виноградова Е.А., Зуева Е.А., Нестерова А.Г., Царёв А.М. Вместе к
самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и
дифференцированного обучения Псковской области // Псков: ПОИПКРО, 2014. - 161 с.
3. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной
педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
4. Горбунова В. В., Берко И. В. Сопровождаемое проживание инвалидов
с ментальными нарушениями // Международный гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdaemoe-
prozhivanie-invalidov-s-mentalnymi-narusheniyami (дата обращения: 25.11.2021).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30
ноября 1994 г. N 51-ФЗ. URL-адрес: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Демина Э. Н., Джавид О. С. Сопровождаемое проживание - новый
сервис для инвалидов. Обзор литературы // Сервис +. 2018. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdaemoe-prozhivanie-novyy-servis-dlya- invalidov-obzor-literatury (дата обращения: 27.11.2021).
7. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н., Хольм П. Методологические
основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью // Педагогическое образование в России. 2020. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-realizatsii- soprovozhdaemogo-prozhivaniya-lyudey-s-invalidnostyu (дата обращения:
25.11.2021).
8. Дорохова Т. С., Токарева Ю. И., Токарева С. И. Социально¬
педагогическое сопровождение людей с инвалидностью в рамках проекта "Социополис" // Педагогическое образование в России. 2021. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-lyudey-s- invalidnostyu-v-ramkah-proekta-sotsiopolis (дата обращения: 03.12.2021).
9. Зимина Е. В., Лыкосова Д. Ф. Сопровождаемое проживание инвалидов как инновационная технология социального обслуживания инвалидов (на примере Иркутской области) // Baikal Research Journal. 2020. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/soprovozhdaemoe-prozhivanie-invalidov-kak- innovatsionnaya-tehnologiya-sotsialnogo-obsluzhivaniya-invalidov-na-primere- irkutskoy (дата обращения: 25.11.2021).
10. Иванов И. С. Концепция оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья - Минск:" Артидея", 2013. - 366 с.
11. Казакова Е.И., Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы - СПб.: Речь, 2000. - 256с.
12. Канова Р. И. Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья в организации самостоятельной жизни (Сопровождаемое проживание)/. - М., 2017. - 200 с.
13. Карсанова, И. З. Понятие "сопровождение" как педагогическая категория: семантика и характеристики / И. З. Карсанова, И. А. Юрловская // Современные технологии в образовании. - 2021. - № 21. - С. 141-146.
14. Клочко Е. Ю. Жизнь без барьеров: перспективы. Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1 С. 94-107.
15. Ковалева Р. И. Программа сопровождающего размещения воспитанников и выпускников муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Мытищи, 2016. 27 С...40