ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 9
1.1. Межличностные отношения: основные понятия, значение окружающих в
формировании личности подростка с нарушением интеллекта 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся среднего школьного
возраста с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности межличностных отношений у детей среднего школьного возраста
с нарушением интеллекта 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 26
2.1. База исследования и характеристика контингента испытуемых, принявших участие в экспериментальном исследовании 26
2.2. Организация и описание процедуры констатирующего этапа эксперимента по
изучению межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных
отношений 36
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 52
3.1. Принципы и подходы, используемые при составлении коррекционной программы 52
3.2. Описание коррекционной программы 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 61
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
Актуальность проблемы исследования. Каждый человек в обществе занимает определенное место и состоит в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Тем самым он удовлетворяет одну из самых необходимых для успешной социализации потребностей. Речь идет об общении. Необходимость в общении, возникает у человека с первых дней жизни. Так, для новорожденного общение и контакт со значимым взрослым является залогом успешного психического, физического и эмоционального развития. Далее потребность в общении развивается, функционирует и формируется в течении жизни. Непосредственно в контакте с окружающими его людьми: в семье, в коллективе дошкольников и воспитателей, во взаимодействии с одноклассниками и учителями, друзьями и коллегами по работе. С каждым периодом взросления, потребность общения, становится более выраженной, особенно в момент перестройки организма, а также психоэмоциональных перемен, т.е. в подростковом возрасте. Он характеризуется отменой устоявшихся правил поведения и формированием новых черт характера, приобретением новых социальных норм. У подростка появляется осознание себя как личности и развивается самоактуализация. Формируется осознанность причастия ко взрослому миру.
Однако, у подростков с нарушениями интеллектуального развития потребность в общении и социализации проходит иначе, чем у подростков с нормальным психофизическим развитием. Она сопровождается радом проблем, где основой лежит поражение центральной нервной системы, на любом этапе ее формирования. И в зависимости от степени выраженности, ребенку бывает трудно войти в социальный контакт не только со сверстниками, но и с окружающими. Бывает неспособен овладеть навыками межличностного взаимодействия. Причинами такого нарушения у подростков с интеллектуальной недостаточностью может служить, слабая мотивированность в изучении нового, осложненной слабой познавательной сферой, отсутствие заинтересованности в поиске оптимальных выходов из трудных жизненных ситуаций. Поэтому коммуникативные навыки развиваются у них очень медленно, одновременно неравномерно и неполноценно. Все это ведет к ухудшению психологического состояния ребенка.
Вопросами межличностных отношений занимались такие советские ученые как, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Большое внимание уделялось особенностям общения и межличностных отношений детей с умственной недостаточностью в научных работах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, В.А. Вярянева, А.И. Гаурилиус.
В исследовательских работах О.К. Агавелян, Р.С. Муравьева, Ж.И. Нимазбаева, Т.С. Никандрова, З.А. Евлахова, Р.Б. Стеркиной и др. говорится, что нарушения познавательной деятельности, которые характерны интеллектуально неразвитым детям, способствуют к определенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей. Эти отклонения препятствуют установлению причинно-следственных связей межличностных отношениях и оказывают влияние на формирование качественной самооценки у ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Цель данной работы: изучение особенностей межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: структура межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта межличностные отношения характеризуются специфическими особенностями, которые проявляются в несформированности коммуникативных навыков общения, низкой познавательной активностью, несформированностью эмоционально-волевой сферы, слабой регуляцией собственного поведения, сниженной потребностью в общении, неадекватной самооценкой.
Выявленные особенности позволяют разработать эффективную программу психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. Произвести анализ литературы по выбранной проблеме исследовательской работы.
2. Изучить особенности межличностных отношений у школьников с нарушениями интеллектуального развития.
3. Подобрать комплекс диагностических методик, направленных на
изучение межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Провести эмпирическое исследование структуры межличностных
отношений у группы обучающихся среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
5. Составить и апробировать программу по психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
1. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: метод наблюдения, методика «Социометрия» Дж. Морено, методика «Фильм-тест» Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой.
3. Методы количественно-качественной обработки результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из:
- положения теории общения, генезиса и отношений межличностного взаимодействия В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева;
- положения общей и возрастной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Г.М. Андреевой и др.;
- теория понимания в межличностном познании и общении А.М. Андреевой, А.А. Бодалева;
- учения о формировании межличностного общения у детей с интеллектуальными нарушениями развития Н.С. Щанкина, Л.М. Шипицына, П.О. Омарова, М.Ф. Симкин.
База исследования: исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №6»
Научно-теоретическая новизна исследования заключается в том, что полученные результаты позволят расширить научные представления об особенностях межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития, а также успешной их коррекции.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать полученные результаты экспериментальной части исследования для оптимизации межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития с помощью грамотно составленной программы психологической коррекции.
Этапы исследования. Исследование проходило в несколько этапов в период с января 2022 г. по март 2024 г.
Первый этап (период с января 2021г. по апрель 2022г.). На данном этапе был произведен анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
Второй этап (период с апреля 2022г. по май 2022г.). Были сформулированы актуальность проблемы исследования и гипотеза, поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
Третий этап (период с сентября 2022г. по февраль 2023г). были подобраны и реализованы диагностические методики для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития и их реализация. Произведен анализ полученных результатов.
Четвертый этап (период с сентября 2023г. по январь 2024г.). Была разработана и апробирована программа психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Пятый этап (период с февраля 2024г. по апрель 2024г.). Произведена диагностика и обработка результатов контрольной группы на этапе формирующего эксперимента. Дана оценка полученных результатов. Определение вывода и заключения.
Структура и объём работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 77 страниц, не включая приложения.
Качество межличностных отношений оказывает огромное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки на качество общения во взрослой жизни.
Формирование навыков межличностного общения является важнейшей психолого-педагогической задачей в сопровождении школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Так в первой главе, исследования мной были проанализировали теоретические аспекты, связанные с проблематикой межличностных взаимоотношений между детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, и рассмотрели ключевые понятия. Особое внимание уделялось значимости формирования межличностных связей в период становления личности подростка, когда происходят существенные изменения в динамике взаимодействия с родителями и сверстниками, а общение с последними приобретает особую важность. Эти процессы подготавливают подростка к переходу на новую социальную ступень в обществе, где он начинает развивать социальные привычки и убеждения.
Изучение научных публикаций по вопросу социального взаимодействия подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволило выявить, что эти дети сталкиваются с особенностями в освоении социальных связей. Не только изначальные, но и последующие осложнения, вызванные их проблемами, могут стать препятствием для их интеграции в социальную среду.
Чаще всего учащиеся с нарушениями в умственном развитии испытывают трудности в освоении правильных методов взаимодействия, их способности к сотрудничеству остаются недоразвитыми. Это является ключевым элементом успешной социальной интеграции. Отсутствие этих навыков часто приводит к возникновению нежелательных взаимоотношений в группе и формированию у подростков отрицательных личностных качеств.
Наиболее характерными особенностями развития старших школьников с нарушениями интеллектуального развития, влияющее на формирование и развитие межличностных отношений: несформированность эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений, слабая регуляция собственного поведения, неадекватная самооценка, низкая познавательная активность. Все это затрудняет процесс социализации.
Анализ данных проведенного исследования особенностей межличностных отношений у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития подтвердил не только теоретические сведения, полученные при анализе специально психолого-педагогической литературы, но и подтвердил гипотезу исследования которая заключается в том, что у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития межличностные отношения характеризуются специфическими особенностями: коммуникативные качества практически не сформированы; склонны к делению на большое количество микрогрупп; неустойчивость и стихийность объединений; отмечен высокий уровень конфликтности; нестабильность и нестойкость проявления таких черт характера как: эмпатия, сочувствие; статус занимаемый школьником в классе характеризуется сложностью нарушения.
Выявленные особенности позволили разработать и доказать эффективность программы психологической коррекции межличностных отношений у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Подводя итоги, можно сказать, что знание особенностей межличностных отношений в старших классах с нарушениями интеллектуального развития, помогает в коррекции и гармонизации их взаимоотношений, что дает возможность для формирования личности и ее социализации.
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: Наука, 1994. - 397 с.
2. Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т.З. Адамьянц // Мир психологии. - М.: Академия, 2018. - 139 с.
3. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - М.: Мозырь: Содействие, 2011. - 108 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. - 295 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
6. Андреева Е. М. Особенности дезадаптации подростков с различным уровнем интеллектуальных нарушений // Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика. - 2023. - С. 148-154.
7. Бенюх Д.С., Журавлева Е.Ю. К вопросу о развитии эффективных межличностных отношений в коллективе подростков с умственной отсталостью // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. - 2023. - С. 72-79.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 456 с.
9. Бойко А.И., Журавлева Е.Ю. К вопросу об особенностях формирования коллектива умственно отсталых подростков // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. - 2023. - С. 80-85.
10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 672 с.
11. Бухлина Л.Ю., Юрчик Р.Ю. Межличностные отношения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождаемого проживания // Пензенский психологический вестник. - 2021. - №. 2. - С. 74-83.
12. Быстров А.Е. Нарушения поведения умственно отсталых подростков и методы их коррекции // Педагогика и современность. - 2014. - Т. 1. - № 1-1. - С. 116-120.
13. Виноградова А.Д. К изучению межличностных отношений учащихся вспомогательной школы: Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития / А.Д. Виноградова. - М.: Прогресс, 1975. - 438 с.
14. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 298 с.
15. Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 1999. - 379 с.
17. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб., М., Краснодар: Тривола, 2003. - 392 с.
18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 1960. - 360 с.
19. Гильяшева И.П. Межличностные отношения ребенка / И.П. Гильяшева. - М.: Академия, 1994. - 390 с.
20. Глазкова Н.Н. Психология общения: Учебное пособие. / Н.Н. Глазкова. - СПб.: Из-во ИАЛ, 2014. - 77 с.
21. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. - 554 с.
22. Горянина В.А. Психология общения : учеб. пособие для студентов фак. социал. работы - 4-е изд., стер. [Текст] / В.А. Горянина - М.: Академия, 2007. - 417 с.
23. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997. - 196 с.
24. Додзина О.Б. Особенности межличностных отношений подростков с умственной отсталостью // Наследие В.И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования. - 2023. - С. 118-124.
25. Дрогина И.С. Формирование межличностных отношений у школьников с умственной отсталостью // Студенческий вестник. - 2020. - №. 45-1. - С. 48-51.
26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
27. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - М.: Просвещение, 1981. - 136 с.
28. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова // Дефектология. - 1999.
29. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. Рабочая книга родителей / С.Д. Забрамная. - М.: Педагогика, 1993. - 45 с.
30. Захарова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования навыков межличностных отношений у детей подросткового возраста с умственной отсталостью // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №43, - С. 101-107.
31. Иванова Ю.В., Кирейчев А.В. Специфика влияния агрессии на межличностные отношения в подростковом возрасте // ББК 1 P76. - 2020. - С. 9.
32. Изтелеуова Л.И. Место и роль коррекционного в системе межличностных отношений детей с нарушением интеллекта // Наука и реальность / Science &Reality. - 2022. - №. 4 (12). - С. 8-13.
33. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
34. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.М. Казарцева. - М., 2011 - 496 с.
35. Канаматова А.К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений. Дисс. канд. псих. наук. - Пятигорск.: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010. - 216 с.
36. Карпушкина Н.В., Шустова Э.Л. Особенности межличностного восприятия сверстников подростками с умственной отсталостью // Карельский научный журнал. - 2022. - Т. 11. - №. 1 (38). - С. 9-11.
37. Касаткина Н. В. Межличностные отношения младших подростков с различным уровнем интеллекта и факторы их детерминации // Научное мнение. - 2021. - №. 7-8. - С. 103-110.
38. Кислова В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кислова. - М.: Речь. 2020. - С. 480
39. Коломинский Н.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). / Н.Л. Коломинский. - Минск.: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
40. Коломинский Н.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Н.Л. Коломинский. - Минск.: Академия, 1969. - 528 с.
41. Кон И. С. Ребенок и общество: монография / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
42. Корягина Н.А. и др. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - М.: Из-во Юрайт, 2015. - 440 с.
43. Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
44. Кузьмина Е.С., Купцова А.А. Изучение социальных представлений о межличностных отношениях у лиц с умственной отсталостью // Цивилизация знаний: российские реалии. - 2021. - С. 466-470.
45. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
46. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
47. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым / М.И. Лисина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 52 с.
48. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. науч. трудов под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. - М.: АПН СССР, 1984. С. 36-46.
49. Малинина А.О., Соломатина Г.Н. Общие и специфические закономерности формирования межличностных отношений младших школьников с умственной отсталостью // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. - 2022. - С. 404-408.
50. Маллаев Д.М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, О.А. Бажукова. - Санкт-Петербург.: Речь, 2019. - 160 с.
51. Меньшакова В.М. Коррекция межличностных отношений учащихся с нарушением интеллекта // Постулат. - 2023. - №. 1 январь.
52. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 320 с.
53. Мудрик А.В. Общение школьников / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1987. - 77 с.
54. Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: монография / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
55. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ,
2012. - 400 с.
56. Никандрова Т.С. Межличностные отношения и их формирование у подростков с интеллектуальной недостаточностью / Т.С. Никандрова. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2003. - 20 с.
57. Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
58. Об образовании: федеральный закон / под ред. В. Усанова. - М.: Эксмо- Пресс, 2020. - 224 с.
59. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 1979.
- 151 с.
60. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга // Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.
61. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова.
- М.: Сфера, 2002. - 510 с.
62. Панчишко А. Д. Влияние агрессивного поведения подростков на формирование межличностных отношений со сверстниками //Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования. - 2022. - С. ЮЗ- 105.
63. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2012. - 160 с.
64. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М.: Издательство МГУ, 2019. - 216 с.
65. Позднякова И.О., Дерина Д.С. Представления о межличностных отношениях сверстников у подростков с разным уровнем интеллектуального развития // Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. - 2021. - №. 5. - С. 63-66.
66. Позднякова И.О., Иванова Е.С. Осознание межличностных отношений подростками с разным уровнем интеллектуального развития как фактор их коммуникативной компетентности // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - №. 12 (92). - С. 192-197.
67. Попова Н. В. Влияние сети Internet на формирование социальных компетенций у подростков с интеллектуальными нарушениями //Человек в цифровой реальности: технологические риски. - 2020. - С. 406-410.
68. Прохоренко Е. С., Макаров И. В. Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью //ББК P7. 614. - 2022. - С. 8.
69. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2011. - 621 с.
70. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.В. Шляхта. - М.: МПСИ, 1998. - 192 с.
71. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
72. Сабитова В. С. Совершенствование межличностных отношений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством пескотерапии : дис. - 2022.
73. Сазонова Н.П. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности старших школьников /Н.П. Сазонова автореф. дисс. канд. пс. н. - М.: 1995. 19 с.
74. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и
коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2011. - 520 с.
75. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск.: Современное слово, 2011. - 520 с.
76. Соколова В.Е. Проблемы формирования коммуникативной компетенции подростков // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т.1. - №1. - С. 87-91.
77. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. Учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
78. Столяренко Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Дону: Феникс. - 2016. - 320 с.
79. Татарникова Т.В. Методы и приемы оптимизации межличностных отношений подростков с умственной отсталостью // Актуальные вопросы педагогики. - 2021. - С. 136-138.
80. Титова О.В., Дрогина И.С. Формирование межличностных отношений у школьников с умственной отсталостью // Научный аспект. - 2020. - Т. 7. - №. 4. - С. 930-935.
81. Уманский Л.И. Межличностное восприятие в группе / Л.И. Уманский. - М.: Издательство московского университета, 1981. - 223 с.
82. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2013.
83. Чалышева В.М. Особенности межличностных отношений младших школьников с умственной отсталостью // Наука и образование: Тенденции, проблемы и перспективы развития. - 2022. - С. 245.
84. Черенева Е.А. Механизмы ригидного поведения детей с нарушениями интеллектуального развития // Сибирский вестник специального образования, -
2013. - №1(9). - 171 с.
85. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев и др,; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
86. Шипова Л.В. Агрессия подростков с умственной отсталостью: психологический конспект / Сост. Л.В. Шилова. - Саратов: СГПУ, 2015. - 202 с.
87. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 126 с.
88. Щеглова О.А. Формирование у умственно отсталых подростков представлений о дружеском поведении посредством социально-психологического тренинга // Сборник: Детство, открытое миру сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 239-243.
89. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
90. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 1995. - 416 с.