Коррекция межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 9
1.1. Межличностные отношения: основные понятия, значение окружающих в
формировании личности подростка с нарушением интеллекта 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся среднего школьного
возраста с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности межличностных отношений у детей среднего школьного возраста
с нарушением интеллекта 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 26
2.1. База исследования и характеристика контингента испытуемых, принявших участие в экспериментальном исследовании 26
2.2. Организация и описание процедуры констатирующего этапа эксперимента по
изучению межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных
отношений 36
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 52
3.1. Принципы и подходы, используемые при составлении коррекционной программы 52
3.2. Описание коррекционной программы 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 61
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 9
1.1. Межличностные отношения: основные понятия, значение окружающих в
формировании личности подростка с нарушением интеллекта 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся среднего школьного
возраста с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности межличностных отношений у детей среднего школьного возраста
с нарушением интеллекта 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 26
2.1. База исследования и характеристика контингента испытуемых, принявших участие в экспериментальном исследовании 26
2.2. Организация и описание процедуры констатирующего этапа эксперимента по
изучению межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования межличностных
отношений 36
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 52
3.1. Принципы и подходы, используемые при составлении коррекционной программы 52
3.2. Описание коррекционной программы 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 61
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 102
Актуальность проблемы исследования. Каждый человек в обществе занимает определенное место и состоит в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Тем самым он удовлетворяет одну из самых необходимых для успешной социализации потребностей. Речь идет об общении. Необходимость в общении, возникает у человека с первых дней жизни. Так, для новорожденного общение и контакт со значимым взрослым является залогом успешного психического, физического и эмоционального развития. Далее потребность в общении развивается, функционирует и формируется в течении жизни. Непосредственно в контакте с окружающими его людьми: в семье, в коллективе дошкольников и воспитателей, во взаимодействии с одноклассниками и учителями, друзьями и коллегами по работе. С каждым периодом взросления, потребность общения, становится более выраженной, особенно в момент перестройки организма, а также психоэмоциональных перемен, т.е. в подростковом возрасте. Он характеризуется отменой устоявшихся правил поведения и формированием новых черт характера, приобретением новых социальных норм. У подростка появляется осознание себя как личности и развивается самоактуализация. Формируется осознанность причастия ко взрослому миру.
Однако, у подростков с нарушениями интеллектуального развития потребность в общении и социализации проходит иначе, чем у подростков с нормальным психофизическим развитием. Она сопровождается радом проблем, где основой лежит поражение центральной нервной системы, на любом этапе ее формирования. И в зависимости от степени выраженности, ребенку бывает трудно войти в социальный контакт не только со сверстниками, но и с окружающими. Бывает неспособен овладеть навыками межличностного взаимодействия. Причинами такого нарушения у подростков с интеллектуальной недостаточностью может служить, слабая мотивированность в изучении нового, осложненной слабой познавательной сферой, отсутствие заинтересованности в поиске оптимальных выходов из трудных жизненных ситуаций. Поэтому коммуникативные навыки развиваются у них очень медленно, одновременно неравномерно и неполноценно. Все это ведет к ухудшению психологического состояния ребенка.
Вопросами межличностных отношений занимались такие советские ученые как, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Большое внимание уделялось особенностям общения и межличностных отношений детей с умственной недостаточностью в научных работах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, В.А. Вярянева, А.И. Гаурилиус.
В исследовательских работах О.К. Агавелян, Р.С. Муравьева, Ж.И. Нимазбаева, Т.С. Никандрова, З.А. Евлахова, Р.Б. Стеркиной и др. говорится, что нарушения познавательной деятельности, которые характерны интеллектуально неразвитым детям, способствуют к определенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей. Эти отклонения препятствуют установлению причинно-следственных связей межличностных отношениях и оказывают влияние на формирование качественной самооценки у ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Цель данной работы: изучение особенностей межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: структура межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта межличностные отношения характеризуются специфическими особенностями, которые проявляются в несформированности коммуникативных навыков общения, низкой познавательной активностью, несформированностью эмоционально-волевой сферы, слабой регуляцией собственного поведения, сниженной потребностью в общении, неадекватной самооценкой.
Выявленные особенности позволяют разработать эффективную программу психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. Произвести анализ литературы по выбранной проблеме исследовательской работы.
2. Изучить особенности межличностных отношений у школьников с нарушениями интеллектуального развития.
3. Подобрать комплекс диагностических методик, направленных на
изучение межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Провести эмпирическое исследование структуры межличностных
отношений у группы обучающихся среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
5. Составить и апробировать программу по психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
1. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: метод наблюдения, методика «Социометрия» Дж. Морено, методика «Фильм-тест» Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой.
3. Методы количественно-качественной обработки результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из:
- положения теории общения, генезиса и отношений межличностного взаимодействия В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева;
- положения общей и возрастной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Г.М. Андреевой и др.;
- теория понимания в межличностном познании и общении А.М. Андреевой, А.А. Бодалева;
- учения о формировании межличностного общения у детей с интеллектуальными нарушениями развития Н.С. Щанкина, Л.М. Шипицына, П.О. Омарова, М.Ф. Симкин.
База исследования: исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №6»
Научно-теоретическая новизна исследования заключается в том, что полученные результаты позволят расширить научные представления об особенностях межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития, а также успешной их коррекции.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать полученные результаты экспериментальной части исследования для оптимизации межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития с помощью грамотно составленной программы психологической коррекции.
Этапы исследования. Исследование проходило в несколько этапов в период с января 2022 г. по март 2024 г.
Первый этап (период с января 2021г. по апрель 2022г.). На данном этапе был произведен анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
Второй этап (период с апреля 2022г. по май 2022г.). Были сформулированы актуальность проблемы исследования и гипотеза, поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
Третий этап (период с сентября 2022г. по февраль 2023г). были подобраны и реализованы диагностические методики для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития и их реализация. Произведен анализ полученных результатов.
Четвертый этап (период с сентября 2023г. по январь 2024г.). Была разработана и апробирована программа психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Пятый этап (период с февраля 2024г. по апрель 2024г.). Произведена диагностика и обработка результатов контрольной группы на этапе формирующего эксперимента. Дана оценка полученных результатов. Определение вывода и заключения.
Структура и объём работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 77 страниц, не включая приложения.
Однако, у подростков с нарушениями интеллектуального развития потребность в общении и социализации проходит иначе, чем у подростков с нормальным психофизическим развитием. Она сопровождается радом проблем, где основой лежит поражение центральной нервной системы, на любом этапе ее формирования. И в зависимости от степени выраженности, ребенку бывает трудно войти в социальный контакт не только со сверстниками, но и с окружающими. Бывает неспособен овладеть навыками межличностного взаимодействия. Причинами такого нарушения у подростков с интеллектуальной недостаточностью может служить, слабая мотивированность в изучении нового, осложненной слабой познавательной сферой, отсутствие заинтересованности в поиске оптимальных выходов из трудных жизненных ситуаций. Поэтому коммуникативные навыки развиваются у них очень медленно, одновременно неравномерно и неполноценно. Все это ведет к ухудшению психологического состояния ребенка.
Вопросами межличностных отношений занимались такие советские ученые как, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Большое внимание уделялось особенностям общения и межличностных отношений детей с умственной недостаточностью в научных работах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, В.А. Вярянева, А.И. Гаурилиус.
В исследовательских работах О.К. Агавелян, Р.С. Муравьева, Ж.И. Нимазбаева, Т.С. Никандрова, З.А. Евлахова, Р.Б. Стеркиной и др. говорится, что нарушения познавательной деятельности, которые характерны интеллектуально неразвитым детям, способствуют к определенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей. Эти отклонения препятствуют установлению причинно-следственных связей межличностных отношениях и оказывают влияние на формирование качественной самооценки у ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Цель данной работы: изучение особенностей межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: структура межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта межличностные отношения характеризуются специфическими особенностями, которые проявляются в несформированности коммуникативных навыков общения, низкой познавательной активностью, несформированностью эмоционально-волевой сферы, слабой регуляцией собственного поведения, сниженной потребностью в общении, неадекватной самооценкой.
Выявленные особенности позволяют разработать эффективную программу психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования.
1. Произвести анализ литературы по выбранной проблеме исследовательской работы.
2. Изучить особенности межличностных отношений у школьников с нарушениями интеллектуального развития.
3. Подобрать комплекс диагностических методик, направленных на
изучение межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Провести эмпирическое исследование структуры межличностных
отношений у группы обучающихся среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
5. Составить и апробировать программу по психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
1. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: метод наблюдения, методика «Социометрия» Дж. Морено, методика «Фильм-тест» Рене Жиля в адаптации И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой.
3. Методы количественно-качественной обработки результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из:
- положения теории общения, генезиса и отношений межличностного взаимодействия В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева;
- положения общей и возрастной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Г.М. Андреевой и др.;
- теория понимания в межличностном познании и общении А.М. Андреевой, А.А. Бодалева;
- учения о формировании межличностного общения у детей с интеллектуальными нарушениями развития Н.С. Щанкина, Л.М. Шипицына, П.О. Омарова, М.Ф. Симкин.
База исследования: исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №6»
Научно-теоретическая новизна исследования заключается в том, что полученные результаты позволят расширить научные представления об особенностях межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития, а также успешной их коррекции.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать полученные результаты экспериментальной части исследования для оптимизации межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития с помощью грамотно составленной программы психологической коррекции.
Этапы исследования. Исследование проходило в несколько этапов в период с января 2022 г. по март 2024 г.
Первый этап (период с января 2021г. по апрель 2022г.). На данном этапе был произведен анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
Второй этап (период с апреля 2022г. по май 2022г.). Были сформулированы актуальность проблемы исследования и гипотеза, поставлены цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
Третий этап (период с сентября 2022г. по февраль 2023г). были подобраны и реализованы диагностические методики для экспериментального изучения особенностей межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития и их реализация. Произведен анализ полученных результатов.
Четвертый этап (период с сентября 2023г. по январь 2024г.). Была разработана и апробирована программа психологической коррекции межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
Пятый этап (период с февраля 2024г. по апрель 2024г.). Произведена диагностика и обработка результатов контрольной группы на этапе формирующего эксперимента. Дана оценка полученных результатов. Определение вывода и заключения.
Структура и объём работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 77 страниц, не включая приложения.
Качество межличностных отношений оказывает огромное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки на качество общения во взрослой жизни.
Формирование навыков межличностного общения является важнейшей психолого-педагогической задачей в сопровождении школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Так в первой главе, исследования мной были проанализировали теоретические аспекты, связанные с проблематикой межличностных взаимоотношений между детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, и рассмотрели ключевые понятия. Особое внимание уделялось значимости формирования межличностных связей в период становления личности подростка, когда происходят существенные изменения в динамике взаимодействия с родителями и сверстниками, а общение с последними приобретает особую важность. Эти процессы подготавливают подростка к переходу на новую социальную ступень в обществе, где он начинает развивать социальные привычки и убеждения.
Изучение научных публикаций по вопросу социального взаимодействия подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволило выявить, что эти дети сталкиваются с особенностями в освоении социальных связей. Не только изначальные, но и последующие осложнения, вызванные их проблемами, могут стать препятствием для их интеграции в социальную среду.
Чаще всего учащиеся с нарушениями в умственном развитии испытывают трудности в освоении правильных методов взаимодействия, их способности к сотрудничеству остаются недоразвитыми. Это является ключевым элементом успешной социальной интеграции. Отсутствие этих навыков часто приводит к возникновению нежелательных взаимоотношений в группе и формированию у подростков отрицательных личностных качеств.
Наиболее характерными особенностями развития старших школьников с нарушениями интеллектуального развития, влияющее на формирование и развитие межличностных отношений: несформированность эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений, слабая регуляция собственного поведения, неадекватная самооценка, низкая познавательная активность. Все это затрудняет процесс социализации.
Анализ данных проведенного исследования особенностей межличностных отношений у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития подтвердил не только теоретические сведения, полученные при анализе специально психолого-педагогической литературы, но и подтвердил гипотезу исследования которая заключается в том, что у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития межличностные отношения характеризуются специфическими особенностями: коммуникативные качества практически не сформированы; склонны к делению на большое количество микрогрупп; неустойчивость и стихийность объединений; отмечен высокий уровень конфликтности; нестабильность и нестойкость проявления таких черт характера как: эмпатия, сочувствие; статус занимаемый школьником в классе характеризуется сложностью нарушения.
Выявленные особенности позволили разработать и доказать эффективность программы психологической коррекции межличностных отношений у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Подводя итоги, можно сказать, что знание особенностей межличностных отношений в старших классах с нарушениями интеллектуального развития, помогает в коррекции и гармонизации их взаимоотношений, что дает возможность для формирования личности и ее социализации.
Формирование навыков межличностного общения является важнейшей психолого-педагогической задачей в сопровождении школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Так в первой главе, исследования мной были проанализировали теоретические аспекты, связанные с проблематикой межличностных взаимоотношений между детьми среднего школьного возраста с нарушением интеллекта, и рассмотрели ключевые понятия. Особое внимание уделялось значимости формирования межличностных связей в период становления личности подростка, когда происходят существенные изменения в динамике взаимодействия с родителями и сверстниками, а общение с последними приобретает особую важность. Эти процессы подготавливают подростка к переходу на новую социальную ступень в обществе, где он начинает развивать социальные привычки и убеждения.
Изучение научных публикаций по вопросу социального взаимодействия подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволило выявить, что эти дети сталкиваются с особенностями в освоении социальных связей. Не только изначальные, но и последующие осложнения, вызванные их проблемами, могут стать препятствием для их интеграции в социальную среду.
Чаще всего учащиеся с нарушениями в умственном развитии испытывают трудности в освоении правильных методов взаимодействия, их способности к сотрудничеству остаются недоразвитыми. Это является ключевым элементом успешной социальной интеграции. Отсутствие этих навыков часто приводит к возникновению нежелательных взаимоотношений в группе и формированию у подростков отрицательных личностных качеств.
Наиболее характерными особенностями развития старших школьников с нарушениями интеллектуального развития, влияющее на формирование и развитие межличностных отношений: несформированность эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений, слабая регуляция собственного поведения, неадекватная самооценка, низкая познавательная активность. Все это затрудняет процесс социализации.
Анализ данных проведенного исследования особенностей межличностных отношений у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития подтвердил не только теоретические сведения, полученные при анализе специально психолого-педагогической литературы, но и подтвердил гипотезу исследования которая заключается в том, что у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития межличностные отношения характеризуются специфическими особенностями: коммуникативные качества практически не сформированы; склонны к делению на большое количество микрогрупп; неустойчивость и стихийность объединений; отмечен высокий уровень конфликтности; нестабильность и нестойкость проявления таких черт характера как: эмпатия, сочувствие; статус занимаемый школьником в классе характеризуется сложностью нарушения.
Выявленные особенности позволили разработать и доказать эффективность программы психологической коррекции межличностных отношений у старших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Подводя итоги, можно сказать, что знание особенностей межличностных отношений в старших классах с нарушениями интеллектуального развития, помогает в коррекции и гармонизации их взаимоотношений, что дает возможность для формирования личности и ее социализации.
Подобные работы
- Профилактика нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата Алтайский государственный педагогический университет
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Исследование связной письменной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



