Введение 5
1 Теоретические аспекты дифференцированного процесса 8 обучения
1.1 Дифференциация обучения. Виды дифференциации 8
1.2 Учет индивидуальных особенностей учащихся в условиях уровневой дифференциации обучения
1.3 Методика преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8-9 классах
2 Опытно-экспериментальное обоснование эффективности методики преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация результатов первичной диагностики экспериментального исследования...
2.2 Методические рекомендации по изучению теме «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения
2.3 Сопоставительный анализ первичной и повторной диагностики экспериментального исследования
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А Контрольная работа по теме «Квадратичная функция» 59
Приложение B Тест по теме «Квадратичная функция» 61
Одной из важных задач в наше время - это повышение уровня образования и воспитания, крепкое усвоение основами наук, а также обеспечение повышения научного уровня преподавания всякого предмета. Для того, чтобы произошло обновление в сфере образования необходимо разработать школы нового типа, составить новые учебники по предметам, а также программы обучения, разработать и внедрить новые методики обучения. В настоящий момент одна из основных направленностей в развитии школы - это дифференциация образовательного процесса.
Слово дифференциация имеет латинское происхождение и означает «различие», «разделение». Если рассматривать с этой точки зрения, то «дифференциация» - это отбор отдельных групп школьников с разным уровнем подготовки и характеристиками личности. На самом деле, концепция дифференциации глубже и шире. В условиях дифференциации происходит отбор групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным характеристикам учащихся. Индивидуальные особенности могут быть приняты во внимание, чтобы сделать обучение не только более эффективным, но и максимизировать индивидуальность ученика. Необходимость уровневой дифференциации возникает из-за различий между людьми: в целом интеллектуальные способности, уровень обучения, работоспособность, тип нервной системы, мышление, восприятие и т. д. Применение дифференцированного подхода позволяет сделать процесс обучения максимально учитывающим познавательные потребности учеников, а также их индивидуальные особенности.
Важное место в изучении математики отводится определению, свойствам и построению графика функции. Учащиеся должны овладеть такими умениями, как построение графика функции, по графику функции изучать свойства данной функции, а также решать разнообразные задачи с использованием свойств функции.
При изучении темы «Квадратичная функция» у учащиеся увеличивается объем знаний о функции, ее свойствах и графике. Изучение и анализ свойств функции способствует развитию у обучающихся выстраивать алгоритм при решении задач, устанавливать причинно-следственные связи, на основе проделанной работы делать выводы. Исследование свойств функции используются для решения огромного количества задач.
Все вышесказанное определило подтверждает актуальность темы данной работы «Методика преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8-9 классах».
Цель исследования - разработать и внедрить методику преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8¬9 классах.
Объект исследования - дифференцированный процесс обучения в основной школе.
Предмет исследования - методика преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты дифференцированного процесса обучения;
2. Описать методику преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения;
3. Организовать экспериментальное исследование, с целью апробации методики преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения;
4. На основе экспериментального исследования разработать методические рекомендации по изучению темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной и учебно-методической литературы;
2. Обобщение передового педагогического опыта;
3. Метод сбора эмпирических данных: письменный опрос;
4. Методы интерпретации и описание данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методической основой выступили труды отечественных ученых: Т.Н. Грань [10], З.И. Калмыкова [15], И.Э. Унт [35], Е.В. Зотова [13].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абалаковская средняя общеобразовательная школа №1» Енисейского района, Красноярского края.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2019) анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
Второй этап (декабрь 2019) организация и проведение первичной диагностики экспериментального исследования.
Третий этап (январь 2020) разработка методических рекомендаций и конспектов уроков по теме «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения.
Четвертый этап (февраль - март 2020) организация и проведение повторной диагностики экспериментального исследования. Сопоставительный анализ первичной и повторной диагностики экспериментального исследования. Подготовка выпускной квалификационной работы...
В современной научно-методической литературе имеет место множество определений понятия уровневой дифференциации обучения. В каждом толковании терминов есть что-то общее сближающее их все, но в тоже время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Проанализировав литературу по теме исследования, под уровневой дифференциацией обучения будем понимать учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения (И. Э. Унт).
На основе анализа учебной и научно-методической литературы были выделены типы и виды уровневой дифференциации обучения. В выпускной квалификационной работе мы остановились на внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации обучения, согласно академику Г.К. Селевко.
Отмечены положительные и отрицательные аспекты дифференциации обучения в школе. А также выделены цели дифференциации обучения с психолого-педагогической, социальной и дидактической точки зрения.
Нами описана методика преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8-9 классах, которая состоит из следующих компонентов: цели и задачи изучения темы, содержание, методы обучения, средства обучения, а также формы и методы контроля.
По теме выпускной квалификационной работы нами было организованно и проведено экспериментальное исследование, с целью апробации методики преподавания темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8-9 классах и разработке методических рекомендаций для учителей-предметников.
Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Абалаковская средняя общеобразовательная школа №1».
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики экспериментального исследования можно отметить положительную динамику уровня сформированное™ умений по теме «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения, следовательно, разработанные нами методические рекомендации по изучению теме «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8-9 классах способствуют усвоению предметных результатов.
Разработанные методические рекомендации по изучению темы «Квадратичная функция» в условиях уровневой дифференциации обучения в 8¬9 классах могут быть использованы учителями и студентами-практикантами при подготовке к урокам, а также при написании курсовых и дипломных работ.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Алгебра. 8 класс: В 3 ч. Ч. 2 / Л. Г. Петерсон, Н. X. Агаханов, А. Ю. Петрович [и др.]. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 160 с.
2. Алексеева, М. В. Применение на уроках математики различных видов самостоятельных работ с учётом уровневой дифференциации для учащихся с ОВЗ / М. В. Алексеева // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. - 2017. - № 1. - С. 84-85.
3. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
4. Артеменко, О. Н. Умственное воспитание как процесс развития индивидуальных возможностей младших школьников / О. Н. Артеменко, Э. Г. Абакарова // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет. - 2008. - № 11. - С. 360-369.
5. Большова, Е. А. Дифференцированные домашние задания по математике как средство повышения качества обучения учащихся общеобразовательных школ / Е. А. Большова // Математика: фундаментальные и прикладные исследования и вопросы образования. - 2016. - № 1. - С. 363-368.
6. Большова, Е. А. Приемы дифференциации домашних заданий по математике / Е. А. Большова // Бюллетень лаборатории математического естественнонаучного образования и информатизации. - 2015. - № 1. - С. 84-91.
7. Быкова, Т. П. Дифференцированный подход к домашним заданиям как средство формирования навыка рефлексии младших школьников / Т. П. Быкова, Н. Н. Наумова // Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. - 2018. - № 1. - С. 84-87.
8. Востриков, А. А. Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе / А. А. Востриков, Н. В. Фетисова // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2004. - № 5 (42). - С. 33-39.
9. Глухова, О. Ю. Новые подходы к дифференциации и индивидуализации обучения математике на занятиях элективного курса / О. Ю. Глухова // Universum: психология и образование. - 2018. - № 5 (47). - С. 28- 31.
10. Грань, Т. Н. Дифференциация учебного материала по математике как одна из форм индивидуализации обучения / Т. Н. Грань, Н. С. Караськова // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования. - 2019. - № 1. - С. 15-18.
11. Грань, Т. Н. Образовательная среда курса математики в системе общего образования / Т. Н. Грань // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 6. - С. 53-56.
12. Дорофеев, Г. В. Дифференциация в обучении математике / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б Суворова, В. В. Фирсов // Математика в школе. - 1990. - № 5. - С.15-21.
13. Зотова, Е. В. Дифференцированный подход в обучении математики / Е. В. Зотова // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 280-281.
14. Имыхелова, М. Б. Дифференцированный подход к организации аудиторной самостоятельной работы студентов по математике / М. Б. Имыхелова, М. В. Рыгдызова // Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. - 2015. - С. 130-133.
15. Калмыкова, 3. И. Психологические принципы развивающего обучения / 3. И. Калмыкова. - Москва : Знание, 1979. - 48 с....(40)