СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ НА МАТЕРИАЛЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПИСЕМ (НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ
СТРАТЕГИЯ 7
1.1. Самопрезентация как стратегия коммуникативного поведения 7
1.1.1. Понятие самопрезентации 7
1.1.2. Установки самопрезентации в различных аспектах 10
1.1.3. Типы самопрезентации 15
1.2. Тактики стратегии самопрезентации 17
1.2.1. Разграничение понятий коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика 17
1.2.2. Речевая тактика и коммуникативные ходы 20
1.2.3. Классификация тактик самопрезентации 21
1.3. Специфика самопрезентации в академическом дискурсе 24
1.3.1. Академический дискурс в лингвистике 24
1.3.2. Мотивационное письмо как жанр академического дискурса 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В МОТИВАЦИОННЫХ ПИСЬМАХ 36
2.1. Структурные особенности мотивационного письма 36
2.2. Реализация тактик самопрезентации в мотивационных письмах 42
2.2.1. Тактика заискивания 42
2.2.2. Тактика самопродвижения 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ГЛАВА 1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ
СТРАТЕГИЯ 7
1.1. Самопрезентация как стратегия коммуникативного поведения 7
1.1.1. Понятие самопрезентации 7
1.1.2. Установки самопрезентации в различных аспектах 10
1.1.3. Типы самопрезентации 15
1.2. Тактики стратегии самопрезентации 17
1.2.1. Разграничение понятий коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика 17
1.2.2. Речевая тактика и коммуникативные ходы 20
1.2.3. Классификация тактик самопрезентации 21
1.3. Специфика самопрезентации в академическом дискурсе 24
1.3.1. Академический дискурс в лингвистике 24
1.3.2. Мотивационное письмо как жанр академического дискурса 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В МОТИВАЦИОННЫХ ПИСЬМАХ 36
2.1. Структурные особенности мотивационного письма 36
2.2. Реализация тактик самопрезентации в мотивационных письмах 42
2.2.1. Тактика заискивания 42
2.2.2. Тактика самопродвижения 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Современное лингвистическое сообщество уделяет особое внимание исследованию такого своеобразного и многогранного феномена, как стратегия самопрезентации. Презентация своей личности становится неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Сфера функционирования этого явления расширяется ежедневно, поэтому самопрезентация - это не только стиль одежды, манеры либо интересы, это, в первую очередь, стиль общения и умение сформировать собственный образ в глазах окружающих посредством лексических единиц, которые мы употребляем в своей речи или в своём письме.
На данном этапе лингвистического развития интерес прикован к внутреннему и языковому миру человека, каким образом люди с помощью языка изучают и охарактеризовывают окружающий нас мир, другими словами, лингвисты исследуют человеческий фактор в языке. Тенденция самовыражения, как неповторимой и уникальной личности, провозглашения своих собственных взглядов и мнений на действительность современной жизни нашла отражение в таком лингвистическом феномене, как коммуникативная стратегия самопрезентации.
Студенты являются одними из наиболее целеустремлённых самопрезентантов. Абитуриенты, которые заинтересованы в своём будущем развитии, будут стремиться учиться и продолжать своё обучение в лучших университетах мира. Шансы поступить в желаемый вуз невелики с конкурсной ситуацией, поэтому будущему студенту необходимо зарекомендовать себя, раскрыть свои лучшие стороны в мотивационном письме, которое может послужить решающим фактором в выборе соискателей. Поэтому каждый абитуриент серьёзно относится к написанию мотивационного письма, заранее начинает готовиться, изучает различные ресурсы по написанию таких писем и ищет идеальный для себя вариант. Создатель такого рода письменной работы осознанно рассказывает о себе, о своих качествах, о своих идеях, стремлениях, о своём опыте и базе знаний, тем самым выполняя основную цель стратегии самопрезентации - представить свои «лучшие» стороны.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что изучению мотивационных писем в лингвистике в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Успешное написание мотивационного письма является одним из основополагающих факторов при поступлении в международные вузы. Абитуриенты и соискатели должны быть осведомлены не только в теоретических рекомендациях по написанию мотивационных писем, но и обладать умением использовать нужные лексические единицы, которые реализуют основную стратегию самопрезентации - моделирование в когнитивном пространстве реципиента определенного образа говорящего.
Объектом исследования выступает коммуникативная стратегия самопрезентации в академическом дискурсе.
Предметом изучения являются языковые средства реализации коммуникативных тактик стратегии самопрезентации в мотивационных письмах студентов.
Цель данного исследования заключается в описании языковых средств реализации коммуникативной стратегии самопрезентации в мотивационных письмах студентов на английском языке.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать феномен коммуникативной стратегии самопрезентации;
2) систематизировать существующие классификации
коммуникативных тактик стратегии самопрезентации;
...
На данном этапе лингвистического развития интерес прикован к внутреннему и языковому миру человека, каким образом люди с помощью языка изучают и охарактеризовывают окружающий нас мир, другими словами, лингвисты исследуют человеческий фактор в языке. Тенденция самовыражения, как неповторимой и уникальной личности, провозглашения своих собственных взглядов и мнений на действительность современной жизни нашла отражение в таком лингвистическом феномене, как коммуникативная стратегия самопрезентации.
Студенты являются одними из наиболее целеустремлённых самопрезентантов. Абитуриенты, которые заинтересованы в своём будущем развитии, будут стремиться учиться и продолжать своё обучение в лучших университетах мира. Шансы поступить в желаемый вуз невелики с конкурсной ситуацией, поэтому будущему студенту необходимо зарекомендовать себя, раскрыть свои лучшие стороны в мотивационном письме, которое может послужить решающим фактором в выборе соискателей. Поэтому каждый абитуриент серьёзно относится к написанию мотивационного письма, заранее начинает готовиться, изучает различные ресурсы по написанию таких писем и ищет идеальный для себя вариант. Создатель такого рода письменной работы осознанно рассказывает о себе, о своих качествах, о своих идеях, стремлениях, о своём опыте и базе знаний, тем самым выполняя основную цель стратегии самопрезентации - представить свои «лучшие» стороны.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что изучению мотивационных писем в лингвистике в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Успешное написание мотивационного письма является одним из основополагающих факторов при поступлении в международные вузы. Абитуриенты и соискатели должны быть осведомлены не только в теоретических рекомендациях по написанию мотивационных писем, но и обладать умением использовать нужные лексические единицы, которые реализуют основную стратегию самопрезентации - моделирование в когнитивном пространстве реципиента определенного образа говорящего.
Объектом исследования выступает коммуникативная стратегия самопрезентации в академическом дискурсе.
Предметом изучения являются языковые средства реализации коммуникативных тактик стратегии самопрезентации в мотивационных письмах студентов.
Цель данного исследования заключается в описании языковых средств реализации коммуникативной стратегии самопрезентации в мотивационных письмах студентов на английском языке.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать феномен коммуникативной стратегии самопрезентации;
2) систематизировать существующие классификации
коммуникативных тактик стратегии самопрезентации;
...
Феномен самопрезентации личности привлекает многочисленных исследователей. Лингвисты заинтересованы в изучении языковых аспектов, реализующих тактики данной стратегии. Без коммуникативных и прагматических аспектов невозможно было бы создать полноценную и эффективную самопрезентацию. Особенно в таких важных письменных работах, как мотивационные письма. Цель нашей работы заключалась в анализе языковых средств, которые реализуют коммуникативную стратегию самопрезентации в академическом дискурсе. Для достижения поставленной цели были определены задачи, решения которых будут изложены ниже.
Понятие коммуникативной стратегии самопрезентации было определено, как «коммуникативное поведение, результатом которого является моделирование в когнитивном пространстве реципиента определенного образа говорящего» [Иссерс, 2008]. В лингвистике самопрезентация, по мнению О.С. Иссерс рассматривается, как «коммуникативная стратегия управления впечатлением о говорящем у адресата».
Стратегический феномен самопрезентации рассматривался в академическом дискурсе на материале мотивационного письма. Соответственно, мотивационное письмо относится к академическому дискурсу, институциональному типу дискурса, цель которого - «социализация студента в университете и ориентация его на порождение нового знания как терминальной ценности» [Кубракова, 2019].
Мотивационное письмо - это один из компонентов пакета документов, который должен предоставить студент для поступления в соответствующее учебное заведение. Мотивационное письмо - это письменная работа студента, его «визитная карточка», где он презентует себя. Цель написания мотивационного письма - выделить соискателя из сотен других претендентов на обучение в магистратуре либо аспирантуре и произвести благоприятное впечатление на приемную комиссию.
Инструментом реализации коммуникативной стратегии принято считать коммуникативную тактику. Самыми распространёнными были выделены тактика заискивания и тактика самопродвижения.
Тактика заискивания одна из самых актуальных среди авторов мотивационных писем, потому что данная тактика решает одну из основных задач коммуникативной стратегии самопрезентации - понравиться экспертной комиссии.
Самый распространённый приём в реализации тактики заискивания - это уважительное обращение. Большинство примеров включают в себя фразы приветствия и прощания, слова благодарности, выражения надежды и желания в участии в соответствующей стажировке/обучении через использование устойчивого сочетания глагола и отглагольной формы would like. Приводя в пример ситуации из прошлого, которые повлияли на выбор будущей профессии, соискатели прибегают к использованию глаголов состояния (to be, to become, to grow among, to continue, to appear). При описании выбора профессии - такие устойчивые выражения, как пробудить во мне интерес к (to pique my interest in), сильно повлиять на (to have great influence on), стать решающим фактором в (to become the pivotal factor in). Обосновывая заинтересованность учебного заведения в кандидатуре студента, используются глаголы обещания (to promise, would), глаголы содействия и помощи (to contribute, to promote, to facilitate, to support).
...
Понятие коммуникативной стратегии самопрезентации было определено, как «коммуникативное поведение, результатом которого является моделирование в когнитивном пространстве реципиента определенного образа говорящего» [Иссерс, 2008]. В лингвистике самопрезентация, по мнению О.С. Иссерс рассматривается, как «коммуникативная стратегия управления впечатлением о говорящем у адресата».
Стратегический феномен самопрезентации рассматривался в академическом дискурсе на материале мотивационного письма. Соответственно, мотивационное письмо относится к академическому дискурсу, институциональному типу дискурса, цель которого - «социализация студента в университете и ориентация его на порождение нового знания как терминальной ценности» [Кубракова, 2019].
Мотивационное письмо - это один из компонентов пакета документов, который должен предоставить студент для поступления в соответствующее учебное заведение. Мотивационное письмо - это письменная работа студента, его «визитная карточка», где он презентует себя. Цель написания мотивационного письма - выделить соискателя из сотен других претендентов на обучение в магистратуре либо аспирантуре и произвести благоприятное впечатление на приемную комиссию.
Инструментом реализации коммуникативной стратегии принято считать коммуникативную тактику. Самыми распространёнными были выделены тактика заискивания и тактика самопродвижения.
Тактика заискивания одна из самых актуальных среди авторов мотивационных писем, потому что данная тактика решает одну из основных задач коммуникативной стратегии самопрезентации - понравиться экспертной комиссии.
Самый распространённый приём в реализации тактики заискивания - это уважительное обращение. Большинство примеров включают в себя фразы приветствия и прощания, слова благодарности, выражения надежды и желания в участии в соответствующей стажировке/обучении через использование устойчивого сочетания глагола и отглагольной формы would like. Приводя в пример ситуации из прошлого, которые повлияли на выбор будущей профессии, соискатели прибегают к использованию глаголов состояния (to be, to become, to grow among, to continue, to appear). При описании выбора профессии - такие устойчивые выражения, как пробудить во мне интерес к (to pique my interest in), сильно повлиять на (to have great influence on), стать решающим фактором в (to become the pivotal factor in). Обосновывая заинтересованность учебного заведения в кандидатуре студента, используются глаголы обещания (to promise, would), глаголы содействия и помощи (to contribute, to promote, to facilitate, to support).
...





