Введение 3
1. Теоретические основы тьюторских практик 8
1.1 Основы тьюторских практик: история, цели, задачи, функции,
реализация 8
1.2 Проблематика процесса профориентации старшеклассников 15
1.3 Методы решения профориентационных задач старшеклассников: тьюторское сопровождение, как инструмент педагогической поддержки .... 21
Выводы по главе 1 29
2. Разработка и апробация серии тьюториалов, направленных на решение задач профессионального ориентирования обучающихся десятых классов .... 31
2.1 Этапы разработки и апробации тьюториалов для полного состава
десятого класса 31
2.1.1 Ход апробации тьюториалов у полного состава класса 33
2.2 Индивидуальное сопровождение процесса профориентации
тьюторантов. Этапы, ход тьюторского сопровождения 42
2.2.1 Этап выявления и анализа профориентационного запроса тьюторантов, планирование сопровождения согласно выявленным данным 44
2.2.2 Этап решения первоначальных задач профориентации тьюторантов в
индивидуальном порядке 49
2.2.3 Этап организации профессиональной пробы для тьюторантов 57
2.3 Подведение промежуточных результатов тьюторского сопровождения
процесса профориентации учащихся десятых классов 61
Выводы по главе 2 66
Заключение 67
Список использованных источников 71
Приложение А 75
Приложение Б 76
С развитием общества, государства, технологий и, как следствие, образовательной системы, традиционные знаниевые методики обучения сменяются современными, инновационными технологиями организации учебного процесса. У государства и социума возникают новые запросы к системе образования, которые предполагают смещение акцентов на личностное развитие ученика, его индивидуальные особенности, на системно - деятельностный подход и внедрение информационных технологий в систему обучения и повышения качества образовательных результатов.
Т.М. Ковалева отмечает, что педагогическое сообщество до сих пор ведет дискуссии, связанные с пониманием современного образования, принципами оценки результатов учебной деятельности и реализации образовательных программ, но в основе любой научной теории упоминаются принципы индивидуального подхода и индивидуализации. Именно эти принципы и являются основой организации тьюторского сопровождения в образовательном учреждении.
Говоря о научных разработках в области тьюторских практик, по нашему мнению, необходимо выделить педагогическое сообщество
«Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», основоположниками и руководителями которого являются разработчики теоретической базы тьюторского сопровождения в России. Такие современные научные деятели как Т.М. Ковалева, П.Г. Щедровицкий, Н.В. Рыбалкина, Д.Б. Эльконин и многие другие стоят у истоков возникновения тьюторства в нашей стране и способствуют широкому распространению практики тьюторского сопровождения в Российской Федерации. Труды вышеупомянутых авторов являются основой деятельности тьюторов, поэтому, наше исследование будет основываться на ключевых идеях и разработках данных педагогов, мы представим теоретический анализ научных трудов и выявим значимые положения, соответствующие проблематике представленной работы.
Данное исследование посвящено проблемам профориентации старших школьников, одним из решений которых, по нашему мнению, может являться организация тьюторских практик в школе и применение технологий тьюторского сопровождения, направленных на решение профориентационных задач старшеклассников.
Если говорить об актуальности темы тьюторского сопровождения процесса профориентации старшеклассников, то можно выделить следующее: решение проблемы профессионального выбора является одной из ключевых задач обучающегося в старшей школе. Но, по мнению современных исследователей, на сегодняшний день школы не предоставляют достаточное количество ресурсов и возможностей для осознания учеником своих способностей, потребностей и ориентиров на будущее. В связи с тем, что профессиональное самоопределение и поиск собственного профессионального пути, безусловно, является индивидуальным для абсолютно каждого ученика, в общей или профильной программе обучения достаточно сложно, на наш взгляд, реализовать персональные запросы обучающегося на результативное профессиональное ориентирование.
Еще одним фактором, который, по нашему мнению, усложняет задачи профориентации, является высокий темп развития общества, и как следствие, рынка труда. Возникновение одних профессий и утрата актуальности другими обуславливает затруднения обучающихся при выборе дальнейшего профессионального пути, так как мировые тенденции в той или иной профессиональной области меняются с высокой скоростью. Согласно с положениями Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 года, статьи 42, каждый обучающийся вправе обратиться за необходимой поддержкой в профориентации и получении профессии к педагогам и психологам, и в данном случае, на наш взгляд, педагог-тьютор может оказать компетентную и
индивидуализированную помощь ученику с соответствующим запросом.
Проанализировали некоторые источники, содержащие статистические данные отчисления студентов из вузов. Приводятся следующие аналитические показатели: по данным «Учительской газеты» , 30-35% студентов уходят или хотят уйти с учебы. Еще 60% после окончания университета идут на профессиональную переподготовку.
...
В ходе проведения исследования нам удалось проанализировать научнотеоретическую базу тьюторской практики, что позволило выявить ключевые элементы структуры тьюторского сопровождения. Согласно исследователям, тьюторство является одним из направлений инновационной педагогики, методики реализации которой, соответствуют запросам и потребностям государства, социума и обучающихся. Следует отметить, что на сегодняшний день еще не существует документов, форм и актов, регламентирующих непосредственную деятельность тьютора в образовательном учреждении, однако, с недавних пор, профессия «тьютор» включена в единый квалификационный справочник должностей работников образования, который определяет функции и обязанности педагога-тьютора.
Мы полагаем, что в ближайшем будущем практика тьюторского сопровождения будет массово внедряться в образовательные учреждения, так как тьюторский подход к обучению соответствует парадигме развития современного образования и может являться инструментом психологопедагогической поддержки.
Как показало исследование, принципы и задачи тьюторской деятельности соотносятся с целями процесса профориентации. Проанализировав труды в области профессионального ориентирования школьников, был выявлен ряд проблем, касающихся организации процесса профориентации в школе, а именно: отсутствие структуры и общей программы деятельности, нацеленной на профессиональное самоопределение учащихся, формальность процесса профориентации, использование устаревших форм и методик, отсутствие обратной связи с учащимися и контакта с родителями. На наш взгляд, внедрение тьюторской поддержки с профоринтационное направление обучения может являться одним из решений проблемных задач в данной области.
Тьюторский подход к обучению основывается на принципе индивидуализации, что предполагает смещение акцентов со знаниевого компонента процесса образования на внутренние свойства личности, на формирование рефлексивных функций, опору на потребности и интересы личности. На наш взгляд, такой подход может обуславливать возможность решения профориентационных задач персонально, опираясь на индивидуальный характер профориентационного запроса учащегося.
Интеграция тьюторских практик в процесс профориентации старшеклассников описана во второй главе данного исследования, базой для проведения которого стала ГБОУ СОШ № 643, в которой реализуется применение тьюторского подхода в решении задач профессионального ориентирования старшеклассников. В рамках элективного предмета «Проектирование ИОП» нами была разработана и апробирована серия тьюториалов, направленная на сопровождение процесса профориентации учащихся десятого класса.
В связи с тем, что в составе десятого класса еще не было учащихся, сотрудничающих с тьюторами, было принято решение о проведении общеклассных тьюториалов, целью которых было выявление персонального запроса обучающихся на организацию тьюторского сопровождения процесса профориентации. В ходе данной серии тьюториалов, нам удалось выявить троих тьюторантов с разными профориентационными задачами.
Следующим этапом исследования в ГБОУ СОШ № 643 была разработка и апробация серии тьюториалов в форме индивидуальных и групповых консультаций. В ходе реализации, был выявлен и конкретизирован профориентационный запрос тьюторантов, подобраны и проведены диагностики, организована проектная деятельность и профессиональные пробы, разработан план дальнейшего сопровождения тьюторантов, один из которых приступил к проектированию ИОП.
...
1. Александрова, Е. А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? / Е. А. Александрова // Завуч. — 2007. — № 4. — С. 57-59.
2. Александрова, Е. А. Теория и практика тьюторской деятельности в России / Е. А. Александрова, Е. А. Андреева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. — 2013. — № 2. — С. 222—232.
3. Атлас новых профессий: Каталог профессий [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://atlas100.ru.
4. Гладкая, Е. С. Технологии тьторского сопровождения: учебное пособие / Е. С. Гладкая, 3. И. Тюмасева. — Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. — 93 с.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — Москва : Издательство Московского психолого-социального института, 2008. — 256 с.
6. Информация о базе проведения исследования ГБОУ СОШ № 643 [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://643spb.edusite.ru.
7. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников : метод. разработка / Л. А. Йовайша. - Москва, 2011. — 128 с.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — Москва : Издат центр Академия, 2014. — 249 с.
9. Ковалёва, Т. М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов / Т. М. Ковалева // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации : сб. науч. тр. по материалам IV всероссийской научной конференции / Пилад — Томск, 2000. — С. 14-36.
10. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Электронный ресурс] /
Я. А. Коменский // Викитека. — Режим доступа :
https: //ru.wikisource.org.
11. Ле-ван, Т. Н. Педагог как тьютор здорового образа жизни: концептуальные основы и системное решение / Т. Н. Ле-ван // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции — Екатеринбург, 2015. — № 1 — С. 101-105.
12. Махаева, О. А. Я выбираю профессию: Комплексная программа самоопределения школьников / О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева — Москва : УЦ Перспектива, 2002 — 176 с.
13. Максимович, О. А Сколько студентов "не выживают" после первого курса? / О. А. Максимович // Учительская газета. — 2012. — № 35. — С. 3-6.
14. Медведева, Т. Н. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс] / Т. Н. Медведева // Психолог. — 2013. - № 1. — Режим доступа : https://nbpublish.com.
15. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании : отчет о НИР / Ковалёва Т. М. — Москва : Прометей, 2008. — 42 с.
... всего 34 источников