ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная готовность к школе» ... 7
1.2. Театрализованная деятельность в аспекте формирования социальной
готовности детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Опыт использования театрализованной деятельности как средства
формирования социальной готовности к школе в рамках ДОУ 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов 37
2.3. Разработка программы формирования социальной готовности к школе у
детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности и анализ эффективности от её внедрения 44
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «социальная готовность к школе» ... 7
1.2. Театрализованная деятельность в аспекте формирования социальной
готовности детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Опыт использования театрализованной деятельности как средства
формирования социальной готовности к школе в рамках ДОУ 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов 37
2.3. Разработка программы формирования социальной готовности к школе у
детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности и анализ эффективности от её внедрения 44
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
На сегодняшний день большинство родителей уделяют особое внимание интеллектуальной и умственной подготовке детей к школьному обучению, при этом упуская из вида психоэмоциональную и социальную готовность, которые включают в себя очень важные навыки, влияющие в значительной степени на будущие успехи в учебе. Данный феномен подразумевает психологическую потребность в коммуникации со сверстниками, а также навыки подчинения своего поведения законам детских групп и коллектива. Также социальная готовность включает в себя способность принять роль учащегося, умения выслушать и слушать, а также принимать инструкции педагогов [51].
Зачастую родители, подготавливая ребенка к школьному обучению, стараются создать школе положительный образ. На самом деле, в подобных ситуациях, ребенок уже настроенный на радостную, увлекательную и положительную школьную атмосферу, испытывая первые свои негативные учебные эмоции, не может самостоятельно справится с подобным стрессом, происходит дезориентация в понятиях; он надолго теряет интерес к обучению.
Однозначно позитивный или однозначно негативный образ школьного обучения не принесет пользы ребенку. Дошкольник должен четко осознавать двойственность обучения в школе. В данном случае, родителям и педагогическому составу ДОУ следует сосредоточить свои усилия на всесторонней подготовке ребенка к школьным требованиям, а главное, обучить его понимать свои сильные и слабые стороны, чтобы впоследствии он самостоятельно мог справиться с затруднениями в школе [58].
В связи с вышесказанным, взрослым следует уделить особенно тщательное внимание решению задач формирования и развития в дошкольниках социальных черт личности ребенка, которые крайне необходимы ему для благополучной социальной и личностной адаптации к школьному обучению, укрепления эмоционально положительного отношения ребенка к школе, что в конечном итоге, приведёт к активной школьной позиции.
Данная тема исследования актуальна еще и в связи с тем обстоятельством, что вся система образования сегодня претерпевает период модернизации и изменения. Современная школа призвана решить сложные задачи воспитания всесторонней личности детей. Успех всего школьного обучения во многом зависит от подготовленности ребенка в период дошкольного воспитания. С поступлением в школу кардинально меняется привычный образ жизни ребенка, формируется новая система взаимоотношений, складываются новые формы деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена всем вышесказанным, а также необходимостью глубокого изучения вопросов социальной готовности ребёнка к школьному обучению, обеспечивающей ему успешность обучения в начальной школе.
Одной из фундаментальных поисковых задач на сегодняшний день остается разработка и освоение средств и способов формирования социальной готовности, эффективных технологий, способствующих развитию данной составляющей психологической готовности к школьному обучению.
Проблема данного исследования заключается в недостаточности изучения факторов, благоприятно влияющих на формирование социальной готовности детей к школьному обучению. Одним из продуктивных вариантов решения данной проблемы может стать использование театрализованной деятельности с целью формирования социальной готовности дошкольников.
Цель данного исследования - выявить возможности театрализованной деятельности в формировании социальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Объектом данного исследования выступает социальная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста.
театрализованная деятельность педагогическом процессе ДОУ как средство формирования социальной готовности детей к школе.
Для достижения поставленной цели исследования, предполагается решение следующих задач:
- осуществить анализ теоретической литературы и психолого-педагогических исследований по проблеме социальной готовности старших дошкольников к школе;
- изучить сущность и основополагающие факторы театрализованной деятельности как средства формирования социальной готовности к школе;
- провести эмпирическое исследование психолого-педагогических проблем социальной готовности старших дошкольников к школе;
- разработать программу, включающую игровой компонент с применением театрализованной деятельности в образовательный процесс ДОУ и экспериментально подтвердить её эффективность в формировании социальной готовности будущих школьников.
Гипотеза: предполагаем, что формирование социальной готовности детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в качестве средства формирования компонентов социальной готовности будет выступать специальным образом организованная театрализованная деятельность, включающая игровой компонент.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод (сбор, анализ, обобщение научной психолого-педагогической литературы по теме);
2. Метод анализа передового педагогического опыта и опыта ДОУ в реализации вопросов социальной готовности детей к школе;
3. Психолого-педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой проводимого исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №ХХ города Норильска Красноярского края.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Г.М. Андреева, Л.В. Артемова, М.А. Воронченкова, Н.И. Гуткина, М.И. Лисина, Е. И. Касаткина, В.С. Мухина, Т. И. Петрова, Д. Бретт.
Теоретическая значимость данной работы характеризуется тем, что данная работа дает возможность дальнейшего более глубокого научного осмысления проблемы формирования социальной готовности старшего дошкольника, способного к более легкой социализации в условиях школьного обучения.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты экспериментальной работы позволят специалистам ДОУ более эффективно осуществлять процесс формирования социальной готовности старших дошкольников к школе.
Структура дипломной работы представлена в своем классическом виде и состоит из: введения; основной части, состоящей из двух глав (теоретической, в которой производится анализ научной литературы по теме), и (практической, в которой обобщаются результаты проведенного исследования); заключения; списка научных психолого-педагогических статей, источников и литературы, использованных в ходе исследования.
Зачастую родители, подготавливая ребенка к школьному обучению, стараются создать школе положительный образ. На самом деле, в подобных ситуациях, ребенок уже настроенный на радостную, увлекательную и положительную школьную атмосферу, испытывая первые свои негативные учебные эмоции, не может самостоятельно справится с подобным стрессом, происходит дезориентация в понятиях; он надолго теряет интерес к обучению.
Однозначно позитивный или однозначно негативный образ школьного обучения не принесет пользы ребенку. Дошкольник должен четко осознавать двойственность обучения в школе. В данном случае, родителям и педагогическому составу ДОУ следует сосредоточить свои усилия на всесторонней подготовке ребенка к школьным требованиям, а главное, обучить его понимать свои сильные и слабые стороны, чтобы впоследствии он самостоятельно мог справиться с затруднениями в школе [58].
В связи с вышесказанным, взрослым следует уделить особенно тщательное внимание решению задач формирования и развития в дошкольниках социальных черт личности ребенка, которые крайне необходимы ему для благополучной социальной и личностной адаптации к школьному обучению, укрепления эмоционально положительного отношения ребенка к школе, что в конечном итоге, приведёт к активной школьной позиции.
Данная тема исследования актуальна еще и в связи с тем обстоятельством, что вся система образования сегодня претерпевает период модернизации и изменения. Современная школа призвана решить сложные задачи воспитания всесторонней личности детей. Успех всего школьного обучения во многом зависит от подготовленности ребенка в период дошкольного воспитания. С поступлением в школу кардинально меняется привычный образ жизни ребенка, формируется новая система взаимоотношений, складываются новые формы деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена всем вышесказанным, а также необходимостью глубокого изучения вопросов социальной готовности ребёнка к школьному обучению, обеспечивающей ему успешность обучения в начальной школе.
Одной из фундаментальных поисковых задач на сегодняшний день остается разработка и освоение средств и способов формирования социальной готовности, эффективных технологий, способствующих развитию данной составляющей психологической готовности к школьному обучению.
Проблема данного исследования заключается в недостаточности изучения факторов, благоприятно влияющих на формирование социальной готовности детей к школьному обучению. Одним из продуктивных вариантов решения данной проблемы может стать использование театрализованной деятельности с целью формирования социальной готовности дошкольников.
Цель данного исследования - выявить возможности театрализованной деятельности в формировании социальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Объектом данного исследования выступает социальная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста.
театрализованная деятельность педагогическом процессе ДОУ как средство формирования социальной готовности детей к школе.
Для достижения поставленной цели исследования, предполагается решение следующих задач:
- осуществить анализ теоретической литературы и психолого-педагогических исследований по проблеме социальной готовности старших дошкольников к школе;
- изучить сущность и основополагающие факторы театрализованной деятельности как средства формирования социальной готовности к школе;
- провести эмпирическое исследование психолого-педагогических проблем социальной готовности старших дошкольников к школе;
- разработать программу, включающую игровой компонент с применением театрализованной деятельности в образовательный процесс ДОУ и экспериментально подтвердить её эффективность в формировании социальной готовности будущих школьников.
Гипотеза: предполагаем, что формирование социальной готовности детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в качестве средства формирования компонентов социальной готовности будет выступать специальным образом организованная театрализованная деятельность, включающая игровой компонент.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический метод (сбор, анализ, обобщение научной психолого-педагогической литературы по теме);
2. Метод анализа передового педагогического опыта и опыта ДОУ в реализации вопросов социальной готовности детей к школе;
3. Психолого-педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой проводимого исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №ХХ города Норильска Красноярского края.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Г.М. Андреева, Л.В. Артемова, М.А. Воронченкова, Н.И. Гуткина, М.И. Лисина, Е. И. Касаткина, В.С. Мухина, Т. И. Петрова, Д. Бретт.
Теоретическая значимость данной работы характеризуется тем, что данная работа дает возможность дальнейшего более глубокого научного осмысления проблемы формирования социальной готовности старшего дошкольника, способного к более легкой социализации в условиях школьного обучения.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты экспериментальной работы позволят специалистам ДОУ более эффективно осуществлять процесс формирования социальной готовности старших дошкольников к школе.
Структура дипломной работы представлена в своем классическом виде и состоит из: введения; основной части, состоящей из двух глав (теоретической, в которой производится анализ научной литературы по теме), и (практической, в которой обобщаются результаты проведенного исследования); заключения; списка научных психолого-педагогических статей, источников и литературы, использованных в ходе исследования.
Важнейшим компонентом личностной готовности ребёнка к школе является его социальная готовность к школьному обучению. В этой связи можно утверждать, что важнейшей проблемой педагогической психологии является социально-психологическая подготовка будущего школьника.
На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения не в полной мере реализуют условия, способствующие формированию социальной готовности к школе дошкольника.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является выявление возможностей театрализованной деятельности в формировании социальной готовности старших дошкольников к школьному обучению и разработка программы, включающей игровой компонент с применением театрализованной составляющей в образовательный процесс ДОУ.
Для достижения поставленной цели исследования, предполагалось решение следующих задач:
- осуществить анализ теоретической литературы и психолого-педагогических исследований по проблеме социальной готовности старших дошкольников к школе;
- изучить сущность и основополагающие факторы театрализованной деятельности как средства формирования социальной готовности к школе;
- провести экспериментальное исследование психолого-педагогических проблем социальной готовности старших дошкольников МАДОУ №ХХ города Норильска Красноярского края.
- разработать программу, включающую игровой компонент с применением театрализованной составляющей в образовательный процесс ДОУ и экспериментально подтвердить её эффективность для формирования социальной готовности будущих школьников.
В первой главе данной работы нами были рассмотрены теоретические основы формирования социальной готовности старших дошкольников к школе, в результате анализа литературных источников по данной теме было определено теоретическое содержание изучаемого вопроса и обобщен опыт использования театрализованной деятельности как средства формирования социальной готовности к школе в рамках ДОУ.
Роль педагога в организации и проведении театральных игр чрезвычайно важна, поскольку по своей психологической сути, театрализованная игра является прототипом будущей жизни.
Однако на современном этапе развивающий потенциал театрализованной игры в дошкольных учреждениях используется недостаточно, о чем может свидетельствовать противоречащие тенденции между календарным планированием театрализованной деятельности и её фактической реализацией педагогами дошкольных образовательных организаций.
Отсутствие системности и последовательности в данном виде деятельности существенно снижает потенциальные творческие возможности ребенка к самовыражению, развитию его речевых коммуникаций, социально - эмоциональных способов общения. Несмотря на то, что государственный стандарт требует от педагога организации развернутой деятельности по приобщению детей к театру, в педагогической же практике она не представляет собой целостную модель как систему работы по указанному направлению. В реальной практике мы можем наблюдать, что воспитатели привлекают детей к участию в инсценировании сказок, литературных произведений только лишь на праздничных утренниках.
Вторая глава данной работы посвящена анализу театрально-игровой деятельности в условиях МАДОУ №ХХ города Норильска Красноярского края., а также проведению экспериментального исследования на базе данного ДОУ, позволяющего доказать эффективность программы занятий с применением театрализованной составляющей как средства формирования социальной готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ базы исследования позволяет сделать вывод о достаточно обширных условиях учреждения: в ДОУ создана широкая развивающая предметно-пространственная среда, хорошее материально-техническое обеспечение, опытные педагоги. Тем не менее, развивающий потенциал театрализованной игры по большей мере используется через дополнительную общеразвивающую программу по обучению театральному искусству «Золотой ключик», которая реализуется на платной основе.
Проанализировав данную дополнительную программу, считаем целесообразным включить в неё также раздел «социально-коммуникативное развитие» и мониторинг компонентов социальной готовности к школе у воспитанников - участников программы.
В процессе экспериментального исследования, при помощи диагностики, позволяющей отследить динамику уровней сформированности основных компонентов социальной готовности к школе, нами была доказана эффективность разработанной нами программы развития социальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, которая была реализована воспитателями подготовительной группы «Совята».
На этапе контрольной диагностики, анализируя полученные данные, мы зафиксировали значительную положительную динамику у воспитанников экспериментальной группы по всем основным компонентам социальной готовности к школе, в сравнении с контрольной группой.
Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования по формированию компонентов социальной готовности к школе будущих первоклассников свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения не в полной мере реализуют условия, способствующие формированию социальной готовности к школе дошкольника.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является выявление возможностей театрализованной деятельности в формировании социальной готовности старших дошкольников к школьному обучению и разработка программы, включающей игровой компонент с применением театрализованной составляющей в образовательный процесс ДОУ.
Для достижения поставленной цели исследования, предполагалось решение следующих задач:
- осуществить анализ теоретической литературы и психолого-педагогических исследований по проблеме социальной готовности старших дошкольников к школе;
- изучить сущность и основополагающие факторы театрализованной деятельности как средства формирования социальной готовности к школе;
- провести экспериментальное исследование психолого-педагогических проблем социальной готовности старших дошкольников МАДОУ №ХХ города Норильска Красноярского края.
- разработать программу, включающую игровой компонент с применением театрализованной составляющей в образовательный процесс ДОУ и экспериментально подтвердить её эффективность для формирования социальной готовности будущих школьников.
В первой главе данной работы нами были рассмотрены теоретические основы формирования социальной готовности старших дошкольников к школе, в результате анализа литературных источников по данной теме было определено теоретическое содержание изучаемого вопроса и обобщен опыт использования театрализованной деятельности как средства формирования социальной готовности к школе в рамках ДОУ.
Роль педагога в организации и проведении театральных игр чрезвычайно важна, поскольку по своей психологической сути, театрализованная игра является прототипом будущей жизни.
Однако на современном этапе развивающий потенциал театрализованной игры в дошкольных учреждениях используется недостаточно, о чем может свидетельствовать противоречащие тенденции между календарным планированием театрализованной деятельности и её фактической реализацией педагогами дошкольных образовательных организаций.
Отсутствие системности и последовательности в данном виде деятельности существенно снижает потенциальные творческие возможности ребенка к самовыражению, развитию его речевых коммуникаций, социально - эмоциональных способов общения. Несмотря на то, что государственный стандарт требует от педагога организации развернутой деятельности по приобщению детей к театру, в педагогической же практике она не представляет собой целостную модель как систему работы по указанному направлению. В реальной практике мы можем наблюдать, что воспитатели привлекают детей к участию в инсценировании сказок, литературных произведений только лишь на праздничных утренниках.
Вторая глава данной работы посвящена анализу театрально-игровой деятельности в условиях МАДОУ №ХХ города Норильска Красноярского края., а также проведению экспериментального исследования на базе данного ДОУ, позволяющего доказать эффективность программы занятий с применением театрализованной составляющей как средства формирования социальной готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ базы исследования позволяет сделать вывод о достаточно обширных условиях учреждения: в ДОУ создана широкая развивающая предметно-пространственная среда, хорошее материально-техническое обеспечение, опытные педагоги. Тем не менее, развивающий потенциал театрализованной игры по большей мере используется через дополнительную общеразвивающую программу по обучению театральному искусству «Золотой ключик», которая реализуется на платной основе.
Проанализировав данную дополнительную программу, считаем целесообразным включить в неё также раздел «социально-коммуникативное развитие» и мониторинг компонентов социальной готовности к школе у воспитанников - участников программы.
В процессе экспериментального исследования, при помощи диагностики, позволяющей отследить динамику уровней сформированности основных компонентов социальной готовности к школе, нами была доказана эффективность разработанной нами программы развития социальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, которая была реализована воспитателями подготовительной группы «Совята».
На этапе контрольной диагностики, анализируя полученные данные, мы зафиксировали значительную положительную динамику у воспитанников экспериментальной группы по всем основным компонентам социальной готовности к школе, в сравнении с контрольной группой.
Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования по формированию компонентов социальной готовности к школе будущих первоклассников свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений у младших школьников из социально неблагополучных семей через театрализованную деятельность
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Развитие невербального общения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



