ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБАХ ЕЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ 6
1.1. Тревожность: определение, виды, причины 6
1.2. Развитие тревожности у мальчиков и девочек в старшем
дошкольном возрасте 16
1.3. Способы и методы психопрофилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Характеристика экспериментальных групп и методик исследования 29
2.2. Результаты исследования тревожности мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на снижение тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской тревожности. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности тревожности. Как свидетельствуют экспериментальные исследования И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузовым, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалевой и др. в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространенным явлением [13, 16, 17, 20].
Повышенная тревожность влияет на следующие сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Тревожность негативно отражается на межличностных отношениях и препятствует успешной социализации ребенка.
Вопросам гендерных особенностей развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Я.В. Коломинский и многие другие. Малоизученным остается гендерный аспект развития детской тревожности.
Повышение уровня тревожности дошкольников имеет основную причину - это нарушения в отношениях между родителями и сверстниками. Формирование детской тревожности может стать следствием недостаточно правильного, или вообще неправильного воспитания детей. У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима, при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5].
Цель исследования: изучение гендерных особенностей проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить определение, виды и типы тревожности.
2. Изучить развитие тревожности у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить способы и методы психопрофилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить характеристику экспериментальных групп и методик исследования.
5. Проанализировать результаты исследования тревожности
мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
6. Составить психолого-педагогические рекомендации педагогам, направленные на снижение тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - гендерные особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что проявление тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеет свою специфику.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: тесты.
3. Математические методы: обработка количественных данных.
Методики:
1. Методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.).
2. Опросник - анкета для выявления тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых - родителей, педагогов (Костина Л.И.).
3. Методика «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.).
Методологическую основу исследования составляют теоретические представления о детской тревожности А.И. Захарова, А.М. Прихожан, К. Хорни.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №ХХХ.
Практическая значимость исследования состоит в разработанных психолого-педагогических рекомендациях по профилактике тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в изучении гендерных особенностей проявления тревожности детей старшего дошкольного.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, библиографический список и приложения.
Таким образом, в данной работе была изучена тема «Гендерные особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста».
На основании изученного материала, можно сделать следующие выводы.
Тревожность - ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
1. Причинами возникновения тревожности у дошкольников являются:
• гиперопека родителей;
• проекция страхов родителей на детей;
• завышенные требования со стороны родителей и воспитателей;
• частые упреки, вызывающие чувство вины;
• излишняя строгость родителей.
2. Особенностями эмоциональной сферы дошкольника в этом возрасте являются:
• проявление недовольства в виде слез, истерик и криков;
• лабильность чувств;
• отделение субъективного отношения от объекта переживания.
Тревожности подвержены как девочки, так и мальчики. Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков - насилие во всех его аспектах.
По результатам исследования, можно сделать следующие выводы.
1. По методике «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена) у мальчиков высокий уровень тревожности наблюдается в 40% случаев, у девочек - в 50%. Наибольший уровень тревожности у мальчиков проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция». Наибольший уровень тревожности у девочек проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями».
2. По методике «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.) в двух ситуациях - самооценочная и учебная у мальчиков тревожность выше, чем у девочек. В ситуации межличностного общения тревожность выше у девочек.
3. По методике «Анкета по выявлению тревожного ребенка дошкольного возраста» (Костина Л.И.) признаки выраженной тревожности наблюдаются у 51% у мальчиков и 55% у девочек.
Далее, были составлены психолого-педагогические рекомендации, направленные на снижение тревожности мальчиков и девочек.
1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-медиа, 2008.134 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб.: Питер,2004.160с.
3. Арушанова А.В. Коммуникативное развитие: проблемы и
перспективы, сценарии // Дошкольное воспитание. 1998. №8. С. 96 - 107.
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы // Под ред. В. Запорожца. М.: АСТ, ВКТ, 2010. 405 с.
5. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 122 - 127.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001.349 с.
7. Васильева Т.М. Хрестоматия психических состояний. М.: ПЕРСЭ, 2004.608 с.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 72 с.
9. Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.
10. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 496 с.
11. Волкова И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. М.: Просвящение, 2000.
12. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвящение, 1991. 190 с.
13. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2000. №5.
14. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта // «КАРО». 2015. 296 с.
15. Д. Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. М.: Прогресс, 2009. 496 с.
16. Дубовик Е.Ю. Тревожность у детей дошкольного возраста: учебное пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольников»; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. 100 с.
17. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология // Академия. 2003. 368 с.
18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: СОЮЗ, 2004. 448 с.
19. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 65 - 72.
20. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2014. 576 с.
21. Кузнецова О.В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности. М.: Московский государственный педагогический университет, 2009. 22 с.
22. Каплан Г.И. Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии. М.: Московский государственный педагогический университет,
2009. 422 с.
23. Ковалева Е.Б. Психологическая защита личности: методические рекомендации // Символ, 2003. №5. 42 с.
24. Коломинский Я.Л. Основы психологии. СПб.: ПЕРСЭ, 2011. с. 178.
25. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. СПб.: ПЕРСЭ, 2008. С. 75 - 84.
26. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2006. 192 с.
27. Морено Дж. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. 280 с.
28. Мухина Т.К., Репина М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый, 2015. №9. С. 127 - 129.
29. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2005. 160 с.
30. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 168 с.
31. Обозов Н.Н. Психология конфликта М.: Академический проект,
2010. 158с.
32. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. М.: 2004. 168 с.
33. Петровский А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕРСЭ, 2005. 251 с.
34. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
35. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. М.: Новая школа, 1996. 144 с.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. К.: PSYLIB, 2004. 187 с.
37. Современный психологический словарь // Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. 490 с.
38. Смирнова Е.О. Детская психология. Педагогика, 2008. 354 с.
39. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия. СПб.: ПЕРСЭ, 2008. С. 85 - 99.
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2009. 208 с.
41. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога Д : Феникс, 2012. 314 с.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2006. 304 с.
43. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Педагогика, 2010. 265 с.