Театрализация песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников
|
Введение 3
Глава I . Музыкальные способности и их развитие в дошкольном возрасте 7
1.1. К вопросу теории музыкальных способностей 7
1.2. Музыкальность и ее структура 19
1.3. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. . . . 29
Выводы по I главе 40
Глава II. Опытно-экспериментальная часть 41
2.1. Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования 41
2.2. Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством
театрализации песен 49
2.3. Проверка гипотезы: заключительный этап исследования 55
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Список литературы 62-66
Глава I . Музыкальные способности и их развитие в дошкольном возрасте 7
1.1. К вопросу теории музыкальных способностей 7
1.2. Музыкальность и ее структура 19
1.3. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. . . . 29
Выводы по I главе 40
Глава II. Опытно-экспериментальная часть 41
2.1. Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования 41
2.2. Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством
театрализации песен 49
2.3. Проверка гипотезы: заключительный этап исследования 55
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Список литературы 62-66
Дошкольный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно - творческих способностей.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке [31, 3].
Задачей подготовительного периода к школе следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но всех видов творческого воображения, включающего в себя представления как музыкально-слуховые, так и двигательные, и зрительные. Важным оказывается включение детей на занятиях подготовительного периода в разнообразные виды художественной деятельности - чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен, игры-драматизации.
Систематическое и целенаправленное развитие образного мышления маленького художника, его художественной активности требует занятий с ним по особой методике. В качестве принципов методики выступают: развитие художественных проявлений музыкальности обучаемого: воображение, вдохновение, интуиция; развитие его образного мышления; учет его личностных особенностей; артистизм педагога и его любовь к маленькому ученику [16, 133].
Музыкальное образование детей дошкольного возраста призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процесс развития у детей способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
Известный венгерский музыкант-педагог Золтан Кодай говорил: «Если душа остается невозделанной чуть ли не до семилетнего возраста, в ней уже не вырастет то, что нужно было посеять раньше» [16, 149].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с музыкальным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Театрализация песен дошкольниками может стать таким средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющим приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки.
Для музыкального воспитания работа детского сада незаменима: родители редко вовремя заботятся о развитии музыкальности, и даже наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям, при самом тщательном обучении музыке, коллективное воспитание, являющееся огромной помощью на начальном этапе музицирования. У большинства детей нет возможности развивать вовремя свое естественное музыкальное чутье, а без развития оно притупляется, большинство людей проходят по жизни без музыки, и хорошо еще, если они не подозревают, что потеряли [19, 150].
Одним из важных факторов гуманизации жизни детского сада и школы - насыщение их духом высокого музыкального искусства. Согласно мысли В.Сухомлинского, это является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса.
Тематика музыкальных занятий в детском саду отображает жизнь детей, природные явления, человеческие настроения. Дети поют произведения, отражающие события окружающей их жизни, слушают детскую музыку, музыку о детском саде, природе. Все эти произведения разнообразны по своему эмоциональному содержанию и характеру, они охватывают, в основном, весь доступный дошкольникам диапазон чувств и переживаний.
Только на основе классики, а также лучших образцов фольклора, современной и зарубежной музыки может быть воспитана подлинная музыкальная культура. Принципиально для нас и то, что в процессе постижения народной художественной мудрости мы учимся бережному отношению к поэтическому слову, отношение к нему как к родному слову. При этом, чем глубже вникаем в поэтический образ, тем легче создавать образ музыкальный.
Наряду с учебным трудом по освоению традиционных навыков и практических умений (петь, слушать, двигаться), наиважнейшим в предмете «Музыка» является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки [6, 11, 13, 18].
В связи с этим необходимо провести исследование по выявлению эффективности театрализации песен на музыкальных занятиях в ДОУ.
Цель исследования: выяснение влияния театрализации песен на развитие музыкальных способностей детей.
Объектная область исследования: методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализации песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования: использование театрализации песен в учебно-воспитательном процессе будет положительно влиять на музыкальное развитие ребенка.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей. В качестве методологических основ для выполнения дипломной работы послужили труды таких авторов, как: Б. М. Теплов [36; 37], А.Л. де Арисменди [2], А. Н. Зимина [8], О. П. Радынова [31; 32; 33]. Для понимания детской творческой деятельности ценные идеи содержатся в работах Е.Я. Басина [3], О.А. Вайнфельд [5], А. Мелик-Пашаева [22], Е. Моисеевой [25].
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определение музыкальных способностей детей 5-7 лет;
2. Наблюдение над развитием музыкальных способностей детей 5 - 7 лет посредством театрализации песен;
3. Разработка системы занятий с учетом психологических особенностей дошкольников, способствующих более эффективному развитию их музыкальности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
• сбор и анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;
• анализ собственной педагогической деятельности,опытно¬экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы.
Практическая база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе разновозрастной группы МБДОУ «Сибирячок» с. Сизим Каа-Хемского кожууна (воспитатель Крамерова З. С.)
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке [31, 3].
Задачей подготовительного периода к школе следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но всех видов творческого воображения, включающего в себя представления как музыкально-слуховые, так и двигательные, и зрительные. Важным оказывается включение детей на занятиях подготовительного периода в разнообразные виды художественной деятельности - чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен, игры-драматизации.
Систематическое и целенаправленное развитие образного мышления маленького художника, его художественной активности требует занятий с ним по особой методике. В качестве принципов методики выступают: развитие художественных проявлений музыкальности обучаемого: воображение, вдохновение, интуиция; развитие его образного мышления; учет его личностных особенностей; артистизм педагога и его любовь к маленькому ученику [16, 133].
Музыкальное образование детей дошкольного возраста призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процесс развития у детей способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
Известный венгерский музыкант-педагог Золтан Кодай говорил: «Если душа остается невозделанной чуть ли не до семилетнего возраста, в ней уже не вырастет то, что нужно было посеять раньше» [16, 149].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с музыкальным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Театрализация песен дошкольниками может стать таким средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющим приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки.
Для музыкального воспитания работа детского сада незаменима: родители редко вовремя заботятся о развитии музыкальности, и даже наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям, при самом тщательном обучении музыке, коллективное воспитание, являющееся огромной помощью на начальном этапе музицирования. У большинства детей нет возможности развивать вовремя свое естественное музыкальное чутье, а без развития оно притупляется, большинство людей проходят по жизни без музыки, и хорошо еще, если они не подозревают, что потеряли [19, 150].
Одним из важных факторов гуманизации жизни детского сада и школы - насыщение их духом высокого музыкального искусства. Согласно мысли В.Сухомлинского, это является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса.
Тематика музыкальных занятий в детском саду отображает жизнь детей, природные явления, человеческие настроения. Дети поют произведения, отражающие события окружающей их жизни, слушают детскую музыку, музыку о детском саде, природе. Все эти произведения разнообразны по своему эмоциональному содержанию и характеру, они охватывают, в основном, весь доступный дошкольникам диапазон чувств и переживаний.
Только на основе классики, а также лучших образцов фольклора, современной и зарубежной музыки может быть воспитана подлинная музыкальная культура. Принципиально для нас и то, что в процессе постижения народной художественной мудрости мы учимся бережному отношению к поэтическому слову, отношение к нему как к родному слову. При этом, чем глубже вникаем в поэтический образ, тем легче создавать образ музыкальный.
Наряду с учебным трудом по освоению традиционных навыков и практических умений (петь, слушать, двигаться), наиважнейшим в предмете «Музыка» является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки [6, 11, 13, 18].
В связи с этим необходимо провести исследование по выявлению эффективности театрализации песен на музыкальных занятиях в ДОУ.
Цель исследования: выяснение влияния театрализации песен на развитие музыкальных способностей детей.
Объектная область исследования: методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализации песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования: использование театрализации песен в учебно-воспитательном процессе будет положительно влиять на музыкальное развитие ребенка.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей. В качестве методологических основ для выполнения дипломной работы послужили труды таких авторов, как: Б. М. Теплов [36; 37], А.Л. де Арисменди [2], А. Н. Зимина [8], О. П. Радынова [31; 32; 33]. Для понимания детской творческой деятельности ценные идеи содержатся в работах Е.Я. Басина [3], О.А. Вайнфельд [5], А. Мелик-Пашаева [22], Е. Моисеевой [25].
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определение музыкальных способностей детей 5-7 лет;
2. Наблюдение над развитием музыкальных способностей детей 5 - 7 лет посредством театрализации песен;
3. Разработка системы занятий с учетом психологических особенностей дошкольников, способствующих более эффективному развитию их музыкальности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
• сбор и анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;
• анализ собственной педагогической деятельности,опытно¬экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы.
Практическая база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе разновозрастной группы МБДОУ «Сибирячок» с. Сизим Каа-Хемского кожууна (воспитатель Крамерова З. С.)
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей [10, 11]. На основании огромного педагогического опыта В. Н. Шацкая ясно и полно определила цели массового музыкального воспитания. Так, в 1947 г. в статье «Воспитание музыкального вкуса» она писала: «Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения ... Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь» [42, 73].
Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование театрализованных песен в развивающей деятельности дошкольников, для развития их музыкальных способностей.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Понятие "музыкальность" состоит не только из трёх основных музыкальных способностей, определенных Б.М. Тепловым. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д.
Музыкальность как комплекс способностей включает владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить инициативу; настроение и содержание музыки;
творческие замыслы; технические данные (чистоту певческой интонации, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике и т.д.).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы выявил положительное влияние проведенной формирующей работы и показал эффективность использованных методов использованием театрализации песен, направленных на развитие музыкальных способностей у дошкольников.
Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в том, что сформировать у дошкольников основные виды музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) можно, успешно применяя в процессе музыкального воспитания такой метод, как театрализация песен.
Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование театрализованных песен в развивающей деятельности дошкольников, для развития их музыкальных способностей.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Понятие "музыкальность" состоит не только из трёх основных музыкальных способностей, определенных Б.М. Тепловым. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д.
Музыкальность как комплекс способностей включает владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить инициативу; настроение и содержание музыки;
творческие замыслы; технические данные (чистоту певческой интонации, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике и т.д.).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы выявил положительное влияние проведенной формирующей работы и показал эффективность использованных методов использованием театрализации песен, направленных на развитие музыкальных способностей у дошкольников.
Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в том, что сформировать у дошкольников основные виды музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) можно, успешно применяя в процессе музыкального воспитания такой метод, как театрализация песен.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере татарских детских песен)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



