ИЗУЧЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1 . Основы изучения разнообразия насекомых в начальной школе 6
1.1. Разнообразие насекомых в природе, особенности их внешнего строения тела 6
1.2. Анализ программного материала начальной школы по изучению разнообразия насекомых в природе 10
1.3. Формы и методы обучения в процессе изучения разнообразия насекомых в природе 14
Выводы по 1 главе 22
Глава 2 . Экспериментальная работа по изучению разнообразия насекомых в природе в курсе начальной школы 24
2.1. Констатирующий эксперимент 24
2.2. Формирующий эксперимент 29
2.3. Контрольный эксперимент 38
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 51
Глава 1 . Основы изучения разнообразия насекомых в начальной школе 6
1.1. Разнообразие насекомых в природе, особенности их внешнего строения тела 6
1.2. Анализ программного материала начальной школы по изучению разнообразия насекомых в природе 10
1.3. Формы и методы обучения в процессе изучения разнообразия насекомых в природе 14
Выводы по 1 главе 22
Глава 2 . Экспериментальная работа по изучению разнообразия насекомых в природе в курсе начальной школы 24
2.1. Констатирующий эксперимент 24
2.2. Формирующий эксперимент 29
2.3. Контрольный эксперимент 38
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 51
Актуальность. Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью. Они занимают всевозможные экологические ниши и встречаются повсеместно, включая Антарктиду [27]. Их количество в природе на 2013 год, по данным Зоологического института Российской Академии Наук, составляет более одного миллиона видов, включая ископаемых [9]. Таким образом, насекомых гораздо больше, чем видов млекопитающих, рыб, птиц и рептилий, вместе взятых, что делает их самыми доступными объектами для изучения. Насекомые - это неотъемлемая часть живой природы, следовательно, они являются частью окружающего нас мира [4; 8].
Среди основных направлений работы начальной школы, согласно «ФГОС начального общего образования», с учетом дополнений и изменений (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 г.), формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе есть неотъемлемое составляющее необходимое для развития детей [34]. Более того, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и программа «Окружающий мир» предметной линии учебной системы «Школа России» подчеркивает актуальность изучения насекомых и их разнообразия в природе, как одного из важного элемента живой природы[25]. Изучение насекомых в начальной школе начинается с первого класса. Основная задача их изучения в разделе «Что и кто?» заключается в ознакомлении детей с внешним строением насекомых, формировании умения сравнивать части тела различных насекомых, на основе которых будет идти дальнейшее их изучение в системе животного мира и в природе в целом.
Проблема исследования: каковы условия, способствующие эффективному изучению разнообразия насекомых в природе в начальной школе.
Предмет исследования - методика преподавания предмета «Окружающий мир».
Объект исследования - процесс изучения разнообразия насекомых в природе в начальной школе.
Цель исследования - изучение разнообразия насекомых в природе в начальной школе (на примере учащихся 1 класса).
Гипотеза исследования - изучение разнообразия насекомых в природе младшими школьниками будет успешным, если:
- изучить особенности внешнего строения насекомых;
- выявить во внешнем их строении наличие шести ног (3 пар ног), как главного существенного признака.
Задачи исследования:
1. проанализировать учебно-методическую и научную литературы по теме исследования;
2. подобрать и подготовить для экспериментальной части методический материал по изучению разнообразия насекомых в природе для учащихся 1 класса согласно учебной программе УМК «Школы России» А.А. Плешакова (2011);
3. Организовать и провести экспериментальную часть работы и обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследований: опрос (беседа), тестирование, наблюдение, эксперименты и обработка и анализ полученных результатов [14].
Экспериментальная база исследований: МБОУ СОШ № 7г. Кызыла Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 40 учащихся 1 «А» класса.
Методическую основу исследования составили издания А.А. Плешакова в соавторстве (2006-2012), в том числе рабочие программы УМК «Школа России» 1-4 классы. «Окружающий мир» (2011), «Окружающий мир». Атлас-определитель «От земли до неба (2012), Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (2009), Окружающий мир. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики (2010), Окружающий мир. Учебник. 1 класса (2011), Рабочая тетрадь. 1 класс (2011), Тесты 1 класс (2010), «Окружающий мир» поурочные разработки для 1 класса (2006).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Среди основных направлений работы начальной школы, согласно «ФГОС начального общего образования», с учетом дополнений и изменений (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 г.), формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе есть неотъемлемое составляющее необходимое для развития детей [34]. Более того, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и программа «Окружающий мир» предметной линии учебной системы «Школа России» подчеркивает актуальность изучения насекомых и их разнообразия в природе, как одного из важного элемента живой природы[25]. Изучение насекомых в начальной школе начинается с первого класса. Основная задача их изучения в разделе «Что и кто?» заключается в ознакомлении детей с внешним строением насекомых, формировании умения сравнивать части тела различных насекомых, на основе которых будет идти дальнейшее их изучение в системе животного мира и в природе в целом.
Проблема исследования: каковы условия, способствующие эффективному изучению разнообразия насекомых в природе в начальной школе.
Предмет исследования - методика преподавания предмета «Окружающий мир».
Объект исследования - процесс изучения разнообразия насекомых в природе в начальной школе.
Цель исследования - изучение разнообразия насекомых в природе в начальной школе (на примере учащихся 1 класса).
Гипотеза исследования - изучение разнообразия насекомых в природе младшими школьниками будет успешным, если:
- изучить особенности внешнего строения насекомых;
- выявить во внешнем их строении наличие шести ног (3 пар ног), как главного существенного признака.
Задачи исследования:
1. проанализировать учебно-методическую и научную литературы по теме исследования;
2. подобрать и подготовить для экспериментальной части методический материал по изучению разнообразия насекомых в природе для учащихся 1 класса согласно учебной программе УМК «Школы России» А.А. Плешакова (2011);
3. Организовать и провести экспериментальную часть работы и обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследований: опрос (беседа), тестирование, наблюдение, эксперименты и обработка и анализ полученных результатов [14].
Экспериментальная база исследований: МБОУ СОШ № 7г. Кызыла Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 40 учащихся 1 «А» класса.
Методическую основу исследования составили издания А.А. Плешакова в соавторстве (2006-2012), в том числе рабочие программы УМК «Школа России» 1-4 классы. «Окружающий мир» (2011), «Окружающий мир». Атлас-определитель «От земли до неба (2012), Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (2009), Окружающий мир. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики (2010), Окружающий мир. Учебник. 1 класса (2011), Рабочая тетрадь. 1 класс (2011), Тесты 1 класс (2010), «Окружающий мир» поурочные разработки для 1 класса (2006).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Изучение разнообразия насекомых в природе в начальной школе» мы пришли к следующему заключению.
Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью. Как известно, насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. Описано более одного миллиона видов насекомых, что делает их самым многочисленным классом животных, занимающих всевозможные экологические ниши и встречающихся повсеместно, включая Антарктиду. Именно поэтому изучение насекомых столь интересно и сложно одновременно.
В процессе изучения их разнообразия в начальной школе важным этапом является ознакомление младших школьников с внешним их строением. В ходе изучения насекомых и их разнообразия в природе необходимо выделить ключевые или существенные признаки (наличие 6 ног или 3 пар ног).
В процессе изучения разнообразия насекомых важным условием, помимо проведения урока, является организация внеклассных занятий, проведение тематической викторины, а также использование игр и игровых ситуаций, способствующие активизации знаний и мышления и увеличивающие объем знаний о насекомых. Кроме того, использование словесных, наглядных и практических методов, является неотъемлемой частью в изучении насекомых.
Одним из сложных этапов, как нам кажется, это была подготовка и проведение экспериментальной работы. Тем не менее, в констатирующем эксперименте полученные результаты таковы, что уровень изученности насекомых и их разнообразия в природе у детей 1 класса находится на низком уровне, что и стало причиной проведения формирующего эксперимента.
В формирующем эксперименте были организованы и проведены следующие мероприятия: урок «Кто такие насекомые?» и внеклассные занятия «Живые цветы», «Насекомые» и экологическая игра «Порхающие цветы».
Результаты контрольного эксперимента таковы, что доля участия детей, ответы тестовых заданий которых соответствуют высокому уровню, повысилась до 25 %, среднему - на 15 %, низкому снизилась от 50 до 10 %, что и явились основанием отметить успешность проведенной работы среди детей 1 класса МБОУ СОШ № 7 г. Кызыла Республики Тыва.
Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью. Как известно, насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. Описано более одного миллиона видов насекомых, что делает их самым многочисленным классом животных, занимающих всевозможные экологические ниши и встречающихся повсеместно, включая Антарктиду. Именно поэтому изучение насекомых столь интересно и сложно одновременно.
В процессе изучения их разнообразия в начальной школе важным этапом является ознакомление младших школьников с внешним их строением. В ходе изучения насекомых и их разнообразия в природе необходимо выделить ключевые или существенные признаки (наличие 6 ног или 3 пар ног).
В процессе изучения разнообразия насекомых важным условием, помимо проведения урока, является организация внеклассных занятий, проведение тематической викторины, а также использование игр и игровых ситуаций, способствующие активизации знаний и мышления и увеличивающие объем знаний о насекомых. Кроме того, использование словесных, наглядных и практических методов, является неотъемлемой частью в изучении насекомых.
Одним из сложных этапов, как нам кажется, это была подготовка и проведение экспериментальной работы. Тем не менее, в констатирующем эксперименте полученные результаты таковы, что уровень изученности насекомых и их разнообразия в природе у детей 1 класса находится на низком уровне, что и стало причиной проведения формирующего эксперимента.
В формирующем эксперименте были организованы и проведены следующие мероприятия: урок «Кто такие насекомые?» и внеклассные занятия «Живые цветы», «Насекомые» и экологическая игра «Порхающие цветы».
Результаты контрольного эксперимента таковы, что доля участия детей, ответы тестовых заданий которых соответствуют высокому уровню, повысилась до 25 %, среднему - на 15 %, низкому снизилась от 50 до 10 %, что и явились основанием отметить успешность проведенной работы среди детей 1 класса МБОУ СОШ № 7 г. Кызыла Республики Тыва.
Подобные работы
- Зоологические экскурсии как условие расширения экологических знаний младших школьников о животном мире Красноярского края
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЖИВОТНЫХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Изучение регионального биоразнообразия как элемент повышения эффективности преподавания дисциплин биологического цикла
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего
дошкольного возраста
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Физиологические и экологические характеристики ценопопуляций рода Pulsatilla Mill.
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОКОЯ СЕМЯН И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ FRITILLARIA RUTH ENIC A WIKSTR. В УСЛОВИЯХ IN VITRO
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



