Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЯ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №16638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Основы изучения разнообразия насекомых в начальной школе 6
1.1. Разнообразие насекомых в природе, особенности их внешнего строения тела 6
1.2. Анализ программного материала начальной школы по изучению разнообразия насекомых в природе 10
1.3. Формы и методы обучения в процессе изучения разнообразия насекомых в природе 14
Выводы по 1 главе 22
Глава 2 . Экспериментальная работа по изучению разнообразия насекомых в природе в курсе начальной школы 24
2.1. Констатирующий эксперимент 24
2.2. Формирующий эксперимент 29
2.3. Контрольный эксперимент 38
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 51


Актуальность. Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью. Они занимают всевозможные экологические ниши и встречаются повсеместно, включая Антарктиду [27]. Их количество в природе на 2013 год, по данным Зоологического института Российской Академии Наук, составляет более одного миллиона видов, включая ископаемых [9]. Таким образом, насекомых гораздо больше, чем видов млекопитающих, рыб, птиц и рептилий, вместе взятых, что делает их самыми доступными объектами для изучения. Насекомые - это неотъемлемая часть живой природы, следовательно, они являются частью окружающего нас мира [4; 8].
Среди основных направлений работы начальной школы, согласно «ФГОС начального общего образования», с учетом дополнений и изменений (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2357 от 22 сентября 2011 г.), формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе есть неотъемлемое составляющее необходимое для развития детей [34]. Более того, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» и программа «Окружающий мир» предметной линии учебной системы «Школа России» подчеркивает актуальность изучения насекомых и их разнообразия в природе, как одного из важного элемента живой природы[25]. Изучение насекомых в начальной школе начинается с первого класса. Основная задача их изучения в разделе «Что и кто?» заключается в ознакомлении детей с внешним строением насекомых, формировании умения сравнивать части тела различных насекомых, на основе которых будет идти дальнейшее их изучение в системе животного мира и в природе в целом.
Проблема исследования: каковы условия, способствующие эффективному изучению разнообразия насекомых в природе в начальной школе.
Предмет исследования - методика преподавания предмета «Окружающий мир».
Объект исследования - процесс изучения разнообразия насекомых в природе в начальной школе.
Цель исследования - изучение разнообразия насекомых в природе в начальной школе (на примере учащихся 1 класса).
Гипотеза исследования - изучение разнообразия насекомых в природе младшими школьниками будет успешным, если:
- изучить особенности внешнего строения насекомых;
- выявить во внешнем их строении наличие шести ног (3 пар ног), как главного существенного признака.
Задачи исследования:
1. проанализировать учебно-методическую и научную литературы по теме исследования;
2. подобрать и подготовить для экспериментальной части методический материал по изучению разнообразия насекомых в природе для учащихся 1 класса согласно учебной программе УМК «Школы России» А.А. Плешакова (2011);
3. Организовать и провести экспериментальную часть работы и обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследований: опрос (беседа), тестирование, наблюдение, эксперименты и обработка и анализ полученных результатов [14].
Экспериментальная база исследований: МБОУ СОШ № 7г. Кызыла Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 40 учащихся 1 «А» класса.
Методическую основу исследования составили издания А.А. Плешакова в соавторстве (2006-2012), в том числе рабочие программы УМК «Школа России» 1-4 классы. «Окружающий мир» (2011), «Окружающий мир». Атлас-определитель «От земли до неба (2012), Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (2009), Окружающий мир. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики (2010), Окружающий мир. Учебник. 1 класса (2011), Рабочая тетрадь. 1 класс (2011), Тесты 1 класс (2010), «Окружающий мир» поурочные разработки для 1 класса (2006).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на тему «Изучение разнообразия насекомых в природе в начальной школе» мы пришли к следующему заключению.
Необычайное разнообразие форм насекомых является их поразительной особенностью. Как известно, насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. Описано более одного миллиона видов насекомых, что делает их самым многочисленным классом животных, занимающих всевозможные экологические ниши и встречающихся повсеместно, включая Антарктиду. Именно поэтому изучение насекомых столь интересно и сложно одновременно.
В процессе изучения их разнообразия в начальной школе важным этапом является ознакомление младших школьников с внешним их строением. В ходе изучения насекомых и их разнообразия в природе необходимо выделить ключевые или существенные признаки (наличие 6 ног или 3 пар ног).
В процессе изучения разнообразия насекомых важным условием, помимо проведения урока, является организация внеклассных занятий, проведение тематической викторины, а также использование игр и игровых ситуаций, способствующие активизации знаний и мышления и увеличивающие объем знаний о насекомых. Кроме того, использование словесных, наглядных и практических методов, является неотъемлемой частью в изучении насекомых.
Одним из сложных этапов, как нам кажется, это была подготовка и проведение экспериментальной работы. Тем не менее, в констатирующем эксперименте полученные результаты таковы, что уровень изученности насекомых и их разнообразия в природе у детей 1 класса находится на низком уровне, что и стало причиной проведения формирующего эксперимента.
В формирующем эксперименте были организованы и проведены следующие мероприятия: урок «Кто такие насекомые?» и внеклассные занятия «Живые цветы», «Насекомые» и экологическая игра «Порхающие цветы».
Результаты контрольного эксперимента таковы, что доля участия детей, ответы тестовых заданий которых соответствуют высокому уровню, повысилась до 25 %, среднему - на 15 %, низкому снизилась от 50 до 10 %, что и явились основанием отметить успешность проведенной работы среди детей 1 класса МБОУ СОШ № 7 г. Кызыла Республики Тыва.



1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2002. - 143 с.
3. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. - М., 1966. - 442 с.
4. Войтова Л. В. Термины «краеведение» и «школьное краеведение»: понятийный аспект / Л.В. Войтова. - Вектор науки ТГУ. 2011. 3(6).- С. 72-74.
5. Выгодский Л. С. Развитие эмоционального поведения // Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. 1991. №2. С. 128-144.
6. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 253 с.
7. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Левин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996. - С. 418-431.
8. Залкинд Э. И. Природа средство нравственного и эстетического воспитания детей / Ученые зап. МГПИ им. Ленина.
- М., 1963. - С. 171-214.
9. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. думой 21 декабря 2012г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2012 № 273].
10. Клепинина З.А . по методике преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед.
вузов / З.А. Клепинина Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
11. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2004. -496 с.
12. Конвенция о биологическом разнообразии: Текст и прил. NEP/CBD/COP/8.12. 2006. 38 с.
13. Красная книга Республики Тыва. Растения. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. 149 с.
14. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
15. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
16. Немов Р. С. Психология: учеб, для студ. высш. пед. учеб, заведений: в 3 кн. - 3-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит, - 2001. Кн. 3: Психодиагностика. - С. 148-153.
17. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технология», 2006. - 944 с.
18. Плешаков А.А. Великан на поляне или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев - 7 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
19. Плешаков А.А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.: ил.
20. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс В 1-2ч. - М.. Просвещение, 201Е - 67 с.
21. Плешаков А.А. От земли до неба: с'тлсс-определитнааь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 222 с.: ил.
22. Паешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. - М.: ОАО «Московские учебники», 2011. - 95 с.
23. Паешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс / А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. - М.: Просвещение, 2010. - 63 с.
24. Паешаков А.А., Александровна В.П., Борисова С.А.
«Окружающий мир»: Поурочные разработки: 1 класс. - М.: Просвещение, 2006. - С. 23.
25. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
26. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2007. - 280 с.
27. Фарб П. Насекомые. 1976. М. - С. 28.
28. Ушакова М.М. Точка, точка, запятая: Игры, конкурсы, викторины. Выпуск 5. - Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. - 72 с.
29. Энциклопедия живой природы. - М.:АСТ-ПРЕСС,1999. - 328с., ил. С. 69-100.
30. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: методика преподавания в начальной школе:
Учеб, пособие для студентов средних и высший педагогических учебных заведений / Е. Т. Бровкина, Т. А. Козлова, В. А.
Герасимов. - М.: Академия, 2015. - 219 с.
31. Виноградова, Н.Ф Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вентана Граф, 2015. - 240 с.32.
Электронные ресурсы
32. Внешнее строение таракана насекомые [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -
https: //commons . wikimedia.org/wiki/F ile: Melolontha_melolontha_inse ct_morphology.jpg
33. Все насекомые/Неядовитые насекомые [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http:/l/иashzeleшymi°.m/бабоlIка
34. Файл. Не полный метаморфоз насекомых [Электронный ресурс]. - Режим доступа.-https://m.wikipedia.org/w/index.php?curid=4663351
35. Кто такие насекомые [Электронный ресурс]. - Режим доступа.- https://yandex.m/images/search?img_url=http%3A%2F%2F5klass.net %2Fclaitts%2 Foknu lhijiisc Іирт ir°% 1F 36. Презентация «Насекомые» 3 класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа.-
https://kopilkaurokov.ns/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiianasiekomyie3klass
37. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа.-
http: //минобрнауки.рф/документы/922
39.Открытый урок [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http:///f-stivJІ.1septemb-^l'.°s
40. Конспект занятия "Насекомые вокруг нас" (начальные классы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://infourok.nUkonspekt-z;myaJiya-nasekomie-vokmg-nast nachalnie-klassi-263960.html
41. Внеклассное заннятз прр ннсскомыы, 1 колсс [G^na^of^pc^^i^ffl ресурс]. - Режим доступа.- http://ped-kopilka.nVblogs/elena- valenevna-chemyh/vneklasnoe-/anjatie-nasekomye-1 -klas.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ