ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности тревожности детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Влияние семейного неблагополучия на формирование тревожности
детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 29
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 29
2.2. Результаты исследования по выявлению тревожности детей
старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей 36
2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей старшего
дошкольного возраста 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности тревожности детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Влияние семейного неблагополучия на формирование тревожности
детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 29
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 29
2.2. Результаты исследования по выявлению тревожности детей
старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей 36
2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей старшего
дошкольного возраста 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный мир, с его глобализацией, ускорением жизни, различными изменениями, как природными, так и социально¬экономическими, требует от человека много сил. Для достойного выживания и развития, в непростых условиях, необходимо иметь крепкое здоровье которое, по определению Всемирной организации здравоохранения, является не только полным физическим, но и полным психическим и социальным благополучием. Самыми незащищенными, в этом плане являются дети, поскольку их здоровье и успешность зависят от многих факторов, которые проявляются еще до рождения малышей. К ним относятся: здоровье будущих родителей, их поведение и отношение к появлению ребенка, а также тип семьи и стиль воспитания, культурный уровень и материальное положение окружения ребенка.
К сожалению, государственное переустройство в России привело к изменению привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций людей, что сказалось на ухудшении психологического климата в семьях. Институт семьи оказался в глубоком кризисе. В современном мире провозглашается свобода отношений, которая порождает безответственность и легкомысленное отношение к семье и браку. В этих сложных и противоречивых условиях, когда даже взрослым сложно разобраться в понятиях «плохо и хорошо», растет количество отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.
Увеличивается количество детей, страдающих нервно-психическими нарушениями, и основой многих из них является тревожность. Именно тревожность детей старшего дошкольного возраста лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства [20, с.6].
Семья является для ребенка основой познания и понимания окружающего мира, а ее микроклимат имеет для ребенка особое значение. Нарушения в семейной структуре, неблагополучные явления в отношениях с родителями играют особую роль в развитии тревожности. Они травмируют неустойчивую и нежную психику маленького человека и порождают чувство незащищенности и тревоги. [28, с. 9].
Эти причины и обусловили актуальность исследования данной работы.
Решение данной проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей из неблагополучных семей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики. В связи с этим задача диагностики тревожности и оказания психологической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически ценной. В связи с этим сформулирована тема исследования: изучение особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Цель: выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. изучить и провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. подобрать методы диагностики, по изучению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей;
3. выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей;
4. разработать рекомендации по преодолению тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности в проявлении тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей, а именно в уровнях тревожности.
Методы и методики:
Теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы:
- опрос: опросник для родителей и педагогов «Признаки тревожности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко);
- тестирование: методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).
Практическая значимость: разработанные психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня тревожности у детей, для родителей и педагогов, которые можно применять в практике образовательных учреждений.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДМШ №*» г. Красноярска.
К сожалению, государственное переустройство в России привело к изменению привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций людей, что сказалось на ухудшении психологического климата в семьях. Институт семьи оказался в глубоком кризисе. В современном мире провозглашается свобода отношений, которая порождает безответственность и легкомысленное отношение к семье и браку. В этих сложных и противоречивых условиях, когда даже взрослым сложно разобраться в понятиях «плохо и хорошо», растет количество отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.
Увеличивается количество детей, страдающих нервно-психическими нарушениями, и основой многих из них является тревожность. Именно тревожность детей старшего дошкольного возраста лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства [20, с.6].
Семья является для ребенка основой познания и понимания окружающего мира, а ее микроклимат имеет для ребенка особое значение. Нарушения в семейной структуре, неблагополучные явления в отношениях с родителями играют особую роль в развитии тревожности. Они травмируют неустойчивую и нежную психику маленького человека и порождают чувство незащищенности и тревоги. [28, с. 9].
Эти причины и обусловили актуальность исследования данной работы.
Решение данной проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей из неблагополучных семей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики. В связи с этим задача диагностики тревожности и оказания психологической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически ценной. В связи с этим сформулирована тема исследования: изучение особенностей тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Цель: выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. изучить и провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. подобрать методы диагностики, по изучению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей;
3. выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей;
4. разработать рекомендации по преодолению тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности в проявлении тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей, а именно в уровнях тревожности.
Методы и методики:
Теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы:
- опрос: опросник для родителей и педагогов «Признаки тревожности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко);
- тестирование: методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).
Практическая значимость: разработанные психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня тревожности у детей, для родителей и педагогов, которые можно применять в практике образовательных учреждений.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДМШ №*» г. Красноярска.
Актуальность проблемы тревожности детей дошкольного возраста высока, поскольку количество тревожных детей с каждым годом увеличивается. Она требует теоретического изучения и внимания практических психологов, поскольку тревога зарождается в самом раннем возрасте, и уже к семи-восьми годам это эмоциональное состояние переходит в черту личности. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому и психологическому здоровью личности. Если природные и генетические факторы риска развития у ребенка тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов риска, которые проявляются в большей степени, можно создать соответствующие условия для преодоления развития высокого уровня тревожности в дошкольном возрасте.
Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом необходимо отметить, что определенный уровень тревожности человеку необходим. Это так называемая полезная тревожность, которая сродни чувству самосохранения. Ребенок с низким уровнем тревожности может вырасти безответственным и безалаберным человеком. Однако повышенный уровень тревожности является проявлением неблагополучия ребенка.
Основной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, характеризующиеся отсутствием любви к ребенку, заботы о нем и удовлетворения его нужд.
Неблагополучие в семье создается значительным количеством проблем, как материальных, так и психологических. Сложности с материальным обеспечением семьи, неудовлетворенность своим положением в обществе приводят к психологическому дискомфорту, с которым не каждый человек может справиться. В этих условиях, даже самые обычные, благополучные семьи могут попасть в разряд неблагополучных, где создается неблагоприятный эмоциональный фон, который негативно влияет на личностное развитие ребенка.
В данной работе выделены цель, объект, предмет исследования, сформулированы задачи, отобраны методы и методики в соответствии с задачами исследования. В основе исследования лежит предположение о том, что в неблагополучных семьях существуют особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста, в сравнении с их сверстниками из благополучных семей, а именно, повышенный уровень тревожности.
Исследуя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу:
- существует большое количество различных трактовок понятий «тревога» и «тревожность», которые иногда смешиваются, в зависимости от теоретических позиций исследователей, которые нужно рассматривать как дополнение друг друга;
- выявлено значительное количество предпосылок к возникновению тревожности у детей дошкольного возраста;
- у исследователей нет единого подхода для выделения видов тревожности;
- в современной психологии принято различать тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность как черту личности;
- выявлено негативное влияние тревожности на развитие личностных качеств детей, таких как уровень притязаний и самооценки, деятельность, поведение, самостоятельность, общение;
- исследователи рассматривают биологические и социальные причины формирования тревожности;
- семья и неблагополучные отношения родителей и детей считаются основной причиной возникновения сложностей детства, в том числе тревожности;
- в современных условиях институт семьи переживает кризисные явления, что проявляется в увеличении количества неблагополучных семей;
- неблагополучие семьи характеризуется не уровнем материального благосостояния, а отношением к детям.
Для достижения цели (выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей) было проведено эмпирическое исследование на базе отделения раннего эстетического развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ДМШ № *»» г. Красноярска. В исследовании участвовало 20 детей и их родителей. Возраст детей от 6 до 7 лет. Были сформированы две равночисленные группы из неблагополучных и благополучных семей.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что особенностью проявления тревожности в неблагополучных семьях является высокий уровень тревожности, который характеризуется негативным эмоциональным откликом детей на многие обычные, жизненные ситуации.
На заключительном этапе исследования, мы разработали психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, для родителей и педагогов образовательных учреждений.
Предположение о том, что существуют особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей, а именно в уровнях тревожности подтвердилось.
Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом необходимо отметить, что определенный уровень тревожности человеку необходим. Это так называемая полезная тревожность, которая сродни чувству самосохранения. Ребенок с низким уровнем тревожности может вырасти безответственным и безалаберным человеком. Однако повышенный уровень тревожности является проявлением неблагополучия ребенка.
Основной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, характеризующиеся отсутствием любви к ребенку, заботы о нем и удовлетворения его нужд.
Неблагополучие в семье создается значительным количеством проблем, как материальных, так и психологических. Сложности с материальным обеспечением семьи, неудовлетворенность своим положением в обществе приводят к психологическому дискомфорту, с которым не каждый человек может справиться. В этих условиях, даже самые обычные, благополучные семьи могут попасть в разряд неблагополучных, где создается неблагоприятный эмоциональный фон, который негативно влияет на личностное развитие ребенка.
В данной работе выделены цель, объект, предмет исследования, сформулированы задачи, отобраны методы и методики в соответствии с задачами исследования. В основе исследования лежит предположение о том, что в неблагополучных семьях существуют особенности проявления тревожности детей старшего дошкольного возраста, в сравнении с их сверстниками из благополучных семей, а именно, повышенный уровень тревожности.
Исследуя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу:
- существует большое количество различных трактовок понятий «тревога» и «тревожность», которые иногда смешиваются, в зависимости от теоретических позиций исследователей, которые нужно рассматривать как дополнение друг друга;
- выявлено значительное количество предпосылок к возникновению тревожности у детей дошкольного возраста;
- у исследователей нет единого подхода для выделения видов тревожности;
- в современной психологии принято различать тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность как черту личности;
- выявлено негативное влияние тревожности на развитие личностных качеств детей, таких как уровень притязаний и самооценки, деятельность, поведение, самостоятельность, общение;
- исследователи рассматривают биологические и социальные причины формирования тревожности;
- семья и неблагополучные отношения родителей и детей считаются основной причиной возникновения сложностей детства, в том числе тревожности;
- в современных условиях институт семьи переживает кризисные явления, что проявляется в увеличении количества неблагополучных семей;
- неблагополучие семьи характеризуется не уровнем материального благосостояния, а отношением к детям.
Для достижения цели (выявить особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей) было проведено эмпирическое исследование на базе отделения раннего эстетического развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «ДМШ № *»» г. Красноярска. В исследовании участвовало 20 детей и их родителей. Возраст детей от 6 до 7 лет. Были сформированы две равночисленные группы из неблагополучных и благополучных семей.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что особенностью проявления тревожности в неблагополучных семьях является высокий уровень тревожности, который характеризуется негативным эмоциональным откликом детей на многие обычные, жизненные ситуации.
На заключительном этапе исследования, мы разработали психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, для родителей и педагогов образовательных учреждений.
Предположение о том, что существуют особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей, а именно в уровнях тревожности подтвердилось.
Подобные работы
- Исследование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



