Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Работа №166372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений ..9
1.1 Сущность детско-родительских отношений. Классификация стилей семейного воспитания 9
1.2 Влияние детско-родительских отношений на обучение ребенка Успешность обучения ребенка как психолого-педагогическая проблема 18
1.3.Возможности семейного клуба в оптимизации детско-родительских отношений 24
Вывод по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению детско-родительских
отношений 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3.Методические рекомендации по организации семейного клуба для
оптимизации детско-родительских отношений. Результат и анализ
формирующего эксперимента 50
Выводы по главе II 63
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложения

Детско-родительские отношения психологами описывается различными понятиями и терминами, которые устанавливают исходные теоретические позиции авторов. Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно актуальной на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие младшего школьника с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт фиксируется и создает определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
В отечественной литературе наиболее часто используется термин «родительское отношение» В традиционном понимании родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Некоторые ученые как А.Я.Варга, В.В.Столин считают, что родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. [9]
Общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством исследователей (В.С. Мухина, Алексеева Л.С., Андреева Т.В, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман.)
У родителей, чрезмерно погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, зачастую не остается времени и внутренних ресурсов на совместную деятельность с ребенком. Дефицит такого взаимодействия обуславливает отсутствие четких представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития.
В современной школе учителю все труднее находить общий язык с родителями учащихся. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей, педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Работа школы с родителями на сегодняшний день актуальна тем, что школа способна оказать весомую помощь родителям в воспитании их ребенка. Трудность заключается в том, что далеко не каждый родитель проявляет готовность принять такую помощь, и, более того, редко, когда соглашается с фактом существования проблемы и необходимостью поддержки со стороны школы.
Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с психолого-педагогическим коллективом школы, в которой обучается ребенок, поскольку для всесторонне гармоничного развития личности ребенка необходим комплексный подход в воспитании.
Трудность взаимоотношений детей и их родителей обуславливается тем, что многие взрослые не придают должной значимости системе воспитания. Родители должны еще на этапе подготовки к семейной жизни осознать, что одной из их главных задач в роли родителей является, прежде всего, формирование собственной системы воспитания. А именно, родителям необходимо осмыслить цели, сформулировать задачи, определить методы и приемы воспитания приемлемые и недопустимые по отношению к членам их семьи.
«Не снизойти до ребенка, а подняться до его уровня понимания»- так говорил и поступал в своей педагогической деятельности Я. Корчак. Ребенок должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердце близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет. [35]
Современному родителю очень важно обладать способностью, обращать внимания на индивидуальные качества ребенка, и в зависимости от них быть готовым к выбору наиболее подходящего стиля воспитания.
Необходимо обратить внимание на то, что успеваемость ребёнка в школе является одним из важных критериев его личности со стороны взрослых и сверстников. Отношения в семье должны создавать комфортный климат, где ребёнка будут уважать, принимать его как личность, только в таком случае у него будет возможность успешно развиваться и реализовать себя как личность.
Для изучения детско-родительских отношений мы провели комплекс методик, в ходе которых, полученные результаты, разрешат нам увидеть полное изображение взаимосвязи родителей и младших школьников.
Таким образом, нами обозначены проблемы, имеющие высокий уровень актуальности. Это проблема детско-родительских отношений. Для родителей, нуждающихся в оптимизации детско-родительских отношений, рекомендуется проводить внеклассные совместные занятия, например, занятия в рамках семейного клуба, что позволит оптимизировать детско -родительские отношения.
Семейный клуб - это один из возможных вариантов работы с семьей и направлен на оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителей путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем, воспитание родительской ответственности.
Встречи в семейном клубе помогают созданию хорошего контакта семьи со специалистами (учителями, психологами) В результате занятий у участников формируется доверие к специалистам, что способствует эффективному сопровождению семьи. В случае осложнения семейной ситуации, такие родители охотнее обращаются за профессиональной помощью. Наблюдение за семьей во время встреч семейного клуба позволяет своевременно заметить начинающийся кризис или разлад во взаимоотношениях родителей и обучающихся и оказать комплексную профессиональную поддержку, предотвращая вторичный отказ от ребенка. Для участия в семейном клубе привлекаются не только те семьи, которые имеют психологические проблемы, но и семьи, на данный момент удачно справляющиеся с задачами воспитания. Это позволяет организовать оптимистический настрой у родителей и способствует действенному обмену опытом. Родители имеют возможность встречаться, обсуждать возникшие проблемы, делиться опытом преодоления сложных ситуаций, общаться с людьми.
В процессе работы младший школьник начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «Я» и усиливает его веру в установившиеся отношения.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, заключения и приложений.
В первой главе мы рассматривали психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений, а также ознакомились с такой формой, как семейный клуб, который может способствовать оптимизации детско- родительских отношений.
Вторая глава посвящена экспериментальной работе по изучению детско - родительских отношений. В данной главе мы провели анализ констатирующего эксперимента и разработали методические рекомендации по организации семейного клуба для оптимизации детско-родительских отношений.
Практическая значимость данного исследования, заключается в возможности использовать его результаты и разработанную программу, в социально-педагогической работе с младшими школьниками и их родителями для оптимизации детско-родительских отношений.
Целью исследования является разработать и апробировать программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений, в совместной деятельности семейного клуба.
Задачи исследования:
1. Провести психолого-теоретический анализ литературы по проблеме исследования
2. Изучить влияние детско-родительских отношений на успешность обучения ребёнка в школе.
3. Подобрать необходимые методики исследования, направленные на изучение детско-родительских отношений.
4. Разработать программу, направленную на оптимизацию детско -
родительских отношении.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет исследования: программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношении в совместной деятельности семейного клуба.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что семейный клуб может стать эффективной формой работы для оптимизации детско- родительских отношений при условиях:
-если будет учтена специфика детско-родительских отношений
- если будет выстроена работа клуба в соответствии с правилами системности, технологичности, культурособранности.
-если будут представлены такие виды совместной деятельности, которые способствуют эмоциональному принятию школьников и их родителей
-если будет использована такая форма работы со школьниками и их родителями как групповые занятия
Методы исследования: использовались эмпирические и теоретические методы исследования. Теоретические методы: анализ психоло-педагогической и методической литературы по теме исследования. Эмпирические методы: наблюдение, психологическое тестирование, разработанная программа, направленная на оптимизацию детско -родительских отношений.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 Иркутской области, Чунского района, п. Октябрьский. В исследовании принимали участие 16 учащихся 3 «Б» класса(8 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 8-9 лет, и 16 родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучая литературу разных авторов по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что вопрос о том, существует ли взаимосвязь между отношением родителя с ребенком и его самоощущением и способностями к успешному освоению учебного материала и жизненного опыта, является актуальным в современное время. Сначала педагоги и психологи рассматривали не целиком взаимоотношения родителей с детьми, а только лишь привязанность. Пришли к выводу, что взаимосвязь существует. После начали рассматривать данную проблему глубже.
В ходе нашего исследования мы выделили критерии и уровни содержания структурных компонентов детско-родительских отношений. Подобрали необходимые методики для диагностики типа родительского отношения к ребенку и личностной успешности младших школьников. Провели исследование на базе МОУ СОШ №3 Иркутской области, Чунского района, п. Октябрьский. В исследовании приняли участие 16 обучающихся ЗБ класса (8 девочек и 8 мальчиков) в возрасте 8-9 лет, и 16 родителей. В ходе анализа методической литературы и выделенных нами критериев были использованы следующие методики: анкета - опросник родительского отношения А. Я, Варги - В. В Столина, методика «Стратегии семенною воспитания» С. С. Степанова, наблюдение, беседа с учителем.
Проанализировав все полученные нами результаты методик, мы пришли к выводу, что некоторым семьям необходима помощь со стороны школы.
Поэтому, нами была поставлена цель: создать и апробировать программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношении в деятельности семейного клуба.
Проведя формирующий эксперимент, можно заметить, что данные результаты заметно улучшились, из 16 обучающихся 11 (а именно 68,8%) человек имеют высокий показатель, это говорит о том, что ребенка в семье любят, воспринимают его таким какой он есть. Следующие 5 (а именно 31,%) человек имеют средний показатель, что также является для нас нормой, и один обучающийся ( а именно 6,2%) получил низкий показатель, что нас настораживает. Но всё-таки, можно заметить, что результат увеличился на 24 %
Таким образом, мы экспериментально подтвердили, что проведение занятий, основанных на совместной деятельности, является эффективным средством для оптимизации детско-родительских отношений, таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
Мы считаем, что семейный клуб может установить доверительные отношения между обучающимися и родителями, воспитать потребность делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого.
Работа с семьей — это сложная задача, как в психолого-педагогическом плане, так и в организационном. Семейный клуб — это передача опыта в воспитании детей, интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует формированию активных, инициативных, образованных участников процесса.
Так же, мы пришли к выводу, что стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.
Нами были использованы методы: эмпирические и теоретические. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, активный эксперимент, психологическое тестирование.
К теоретическим методам: анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования.
Выдвигаемые нами задачи достигнуты:
1. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме
исследования.
2. Мы изучили, как стиль семейного воспитания влияет на успешность обучения ребенка в школе
3. Мы создали диагностический комплекс методик, что позволило нам увидеть полное изображение взаимосвязи родительского отношения и личностной успешности младшего школьника.
4. Мы разработали программу, направленную на оптимизацию детско- родительских отношений.
Данную серию занятий мы рекомендуем как методический материал для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, а также как информационный материал для студентов педагогических университетов.


1. Аверин» В.А, Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / Д.А Аверин — Спб; Изд-во Михайлова В.А., 1998. - с.379
2. Алексанрова В, Подружитесь с собственным ребенком// Воспитательная работа в школе, - M, 2005. — С. 73 — 84.
3. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии - 2006. № 3. — С. 67 - 77.
4. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка// Мир психологии. - M.f 1997. M.,1997 №1— С 174-182.
5. Барсукова О.В, Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от дестуктивного» влиянии родителей: Автореф. ... канд. психол. наук. Ростов и/Д, 2000. — 22с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 298 с.
7. Битянова М.Р.Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. М.; Воронеж, 1995. — 352 с.
9. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. Дис. канд. психол. наук. - М., 1987. — 12 с.
10. Вергелес В.И., Матвеева Н.Д., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000. - 159 с.
11. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.:
Просвещение, 1992. — 234 с.
12. Волков. Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. - М.: Академический проект, 2004г. - 142с.
13. Гарбузова В.И. Воспитание ребенка в семье. - М., 1995. — 188
14. Андреева, О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Текст]. // Интернет-журнал Науковедение . - 2014. - № 5 (24).
15. Кашапова, А.А., Холуева, К.А. Влияние стиля семейных отношений на воспитание успешного ребенка [Текст]. // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ