Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба

Работа №166370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты детско -родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 9
1.1. Семья, находящаяся в социально опасном положении: понятие,
характеристика 9
1.2. Понятие детско-родительских отношений и их особенности в семьях,
находящихся в социально опасном положении 14
1.3. Способы оптимизации детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в социально опасном положении 22
1.4. Семейный клуб как средство оптимизации детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 26
Выводы по 1 главе 29
Глава II. Практика работы КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский» по организации взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении 31
2.1. Общая характеристика КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и
детям «Ачинский» 31
2.2. Направления деятельности КГБУ СО «Центр социальной помощи семье
и детям «Ачинский» по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении 33
Выводы по 2 главе 37
Глава III. Разработка рекомендаций по оптимизации детско -родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба 38
3.1. Констатирующий эксперимент: изучение детско-родительских
отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 38
3.2. Организация семейного клуба «Семейный очаг» как средства
оптимизации детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении 46
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 56
Выводы по 3 главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения 74

Актуальность темы исследования продиктована социально-экономическими изменениями, характерными для современной России. Эти изменения затронули все сферы жизнедеятельности общества, обусловили пересмотр сложившихся социальных отношений, оказав влияние на все социальные институты, включая семьи.
Роль и значение семьи в жизни человека нельзя переоценить. Именно семья является основой для формирования наиболее значимых социальных функций. Это то главное, без чего нельзя представить человеческую личность в современном обществе. В условиях существования многообразных социальных классов и форм зависимости от общества семья играет решающую роль.
С одной стороны, вследствие удорожания жизни, коммерциализации услуг, оказываемых в сфере детского развития (кружки, секции, развивающие объединения) многие семьи лишились возможности обеспечивать ребенку дополнительное развитие, организовывать его занятость и досуг. Все это привело к росту числа детей, оказавшихся вне сферы дополнительного воспитательного процесса, проводящих свое свободное время на улице в сомнительных компаниях.
С другой стороны, для современной ситуации характерно увеличение числа семей, которые не обеспечивают своим детям должного воспитания, не уделяют внимания их образованию и развитию. Кроме этого, встречаются многочисленные примеры асоциальных семей, которые не удовлетворяют элементарных жизненных потребностей своего ребенка, таких, как питание, одежда, безопасность проживания, санитарно-гигиенические условия. Крайне негативным фактором выступает аморальный образ жизни родителей, их алкоголизация, наркотизация, преступная деятельность, оказывающие пагубное воздействие на развитие детей.
Все перечисленные факторы являются свидетельством социально опасного положения детей, воспитывающихся в этих семьях. Воспитываясь в неблагоприятных условиях, дети не получают от родителей должного внимания, не удовлетворяют свою потребность в общении. У них развивается негативное отношение к родителям, нежелание понимать и принимать их и выстраивать с ними эффективные коммуникации. Поэтому оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, является приоритетной задачей государства.
В настоящее время накоплен определенный социально -педагогический опыт работы по оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, апробированы различные формы и методы работы, включающие досуговые, информационные, просветительские направления. Одной из эффективных форм работы является семейный клуб, нацеленный на создание партнерских отношений родителей и детей, обмен имеющимся опытом, налаживание конструктивного диалога.
Исследование сущности социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, свидетельствует о том, что данный вопрос нашел отражение в трудах И.Ф. Дементьевой, А.М. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, Г.В. Семья. Проблемы воспитания ребенка в семье, находящейся в социально опасном положении, нашли отражение в работах таких ученых, как Т.А. Александрова, И.В. Гребенников, И.Н. Евграфова, А.В. Кирпаль, Т.А. Маркова, Ф.А. Мустаева, А.Е. Рацимор, В.В. Солодников, Т.И. Шульга и др. Профилактике социального неблагополучия c точки зрения педагогики посвящены исследования Э.К. Бековой, Е.Ю. Тимошенко, О.Б. Симатовой, Т.В. Шеляг и др. Отдельные аспекты социально-педагогической поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, как особого вида деятельности педагога, отражены в работах Л.В. Байбородовой, С.А. Беличевой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, Е.В. Гуровой, В.Н. Ефименко, Т.В. Лодкиной, Ф.А. Мустаевой, Л.Я. Олиференко, А.Е. Рацимора и др.
Несмотря на многообразие научных исследований, до настоящего времени нет единого понимания генезиса социально опасного положения, возможности осуществления профилактики данного процесса и оптимизации детско- родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении. Это предопределило проблему исследования: как и в каких направлениях оптимизировать детско-родительские отношения в семьях, находящихся в социально опасном положении, в условиях Центра социальной помощи семье и детям. Актуальность и проблема обусловили выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях,
находящихся в социально опасном положении.
Предмет исследования: семейный клуб, как средство оптимизации детско - родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать и апробировать условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении в условиях Центра социальной помощи семье и детям через организацию семейного клуба.
Для достижения поставленной цели в работе решаются задачи:
1. На основе теоретического анализа изучить степень разработанности проблемы детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении.
2. Проанализировать практику работы КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский» по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
3. Выявить особенности детско - родительских отношений в семьях, находящихся в социально - опасном положении.
4. Разработать программу оптимизации детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, в условиях Центра социальной помощи семье и детям, средствами семейного клуба.
5. Оценить результативность проведенной программы семейного клуба.
Гипотеза исследования: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, в условиях Центра социальной помощи семье и детям, будет эффективной если:
• выявить особенности детско - родительских отношений в семьях, находящихся в социально - опасном положении
• разработать и апробировать программу семейного клуба, участниками которого станут семьи, находящиеся в социально опасном положении;
• стимулировать установление контакта и организовывать взаимодействие между детьми и их родителями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Методологической основой исследования являются:
• гуманистический подход (Ш.А. Амоношвили, Б.Г. Ананьев, И. Кант, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий), который позволяет создавать модели и технологии педагогической деятельности, на основе гуманистической парадигмы личностно-ориентированного воспитания и образования;
• социально-ориентированный подход (В.П. Бедерханова, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, Л.И. Кононова, И.А. Маврина), в рамках которого возможно обоснование факторов десоциализирующего влияния на детей, одним из которых является семья, находящаяся в социально опасном положении.
Теоретической основой данного исследования являются:
• теории адаптации развивающейся личности в социуме (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, А.Б. Добрович, А,Е. Личко, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман);
• теории воспитания, раскрывающие особенности процессов становления активной жизненной позиции ребенка (З.И. Васильева, А.В. Кирьякова, Т.Н. Малькова, К.Д. Радина, Е.В. Титова);
• теории психосоциальной природы человека, закономерностей формирования потребностей, интересов, ценностных ориентаций (Л.С. Выготский, С.Л . Рубинштейн);
• теории педагогической поддержки детей (С.А. Бойкова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Гордеева, В.В. Морозов и др.);
• социально-педагогические теории: теория педагогической поддержки, теория педагогического сопровождения, теория социального развития и теория социализации (Ю.Н. Галагузова, А.В. Мудрик, Н.Н. Суртаева).
В работе использовались следующие методы:
• теоретические: анализ научной литературы, обобщение, систематизация;
• эмпирические: диагностика (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого; методика «Рисунок семьи», модифицированная А.Л. Венгером), педагогический эксперимент, изучение и обобщение практического опыта деятельности сотрудников КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский».
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский». Выборка представлена 10 семьями, находящимися в социально опасном положении.
Этапы исследования:
Первый этап, включает исследование педагогической литературы, исследование конкретных проблем и предложений в области теории семьи и воспитания, публикацию результатов; формирование рабочего проекта по построению теории семейного воспитания; разработку психологической экспертизы для практического применения на практике.
Второй этап, включает разработку методики и технологии; в это время проводят планирование и реализацию плана, занимаются созданием тестов на психологическую пригодность к использованию методики.
Третий этап, включает рассмотрение результатов экспериментального исследования, обоснование и разработку тактических рекомендаций по воспитания подрастающего поколения; подготовка практических материалов для реализации намеченного плана, анализ методики и выбора новых продуктов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме оптимизации детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба. Полученные в ходе исследования данные можно использовать социальным педагогам, психологам. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (58 наименований) и 6 приложений. В работе содержится 21 рисунок и 1 таблица. Общий объем работы составляет 73 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Социальное опасное положение - условия или обстоятельства жизни, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, психологическое благополучие и нормальное развитие ребенка, выступающие предпосылками возникновения таких деструктивных явлений, как девиантное поведение, возникновение различного рода зависимостей, безнадзорность, беспризорность, правонарушения. Семья относящаяся к семье в социально-опасном положении - это семья где родители не заботятся о здоровье, воспитании детей, не принимают активного участия в их воспитании, обучении и развитии.
Решающее воздействие на формирование личности ребенка оказывает семья, в которой складываются детско-родительские отношения - система взаимоотношений между родителями с детьми, их установки по отношению друг к другу, понимание и принятие друг друга. В семьях, находящихся в социально опасном положении, детско-родительские отношения носят дисгармоничный характер, при этом процесс воспитания ребенка приобретает проблемный характер. Сказанное негативно влияют на здоровье ребёнка, травмируют его психику, затормаживают формирование личности, развивают различные нарушения поведения.
Одним из эффективных средств оптимизации отношений между родители и детьми, является семейный клуб, создаваемый с целью создания системы эффективного взаимодействия с семьей через активное вовлечение родителей в организацию совместного пространства для плодотворного взаимодействия с детьми.
«Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский» сформирован и создан для оказания услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. В деятельности центра подчеркивается роль материнства как одного из главных социальных условий развития ребенка и общества. Организация предусмотрена для оказания услуг женщинам с детьми, признанным
нуждающимися в социальной помощи. Особенностью работы «Центра
социальной помощи семьям и детям «Ачинский» является то, что работа обеспечивается силами специалистов в области психологии и педагогики, в содействии с органами социальной защиты и поддержки населения. Профилактика психологической и социальной помощи осуществляется средствами психологического и образовательного воздействия с учетом специфики деятельности, привлечения средств и опыта, а также профессиональных возможностей специалистов.
Предметом деятельности данного Учреждение выступают методы социальной поддержки населения, в частности граждан признанных нуждающимися, в стационарной и полустационарной формах. В основе организации деятельности Учреждения лежит принцип системного гуманизма и непрерывности развития человеческого общества. Социальная работа с семьями относящимися к категории семей в социально опасном положении подразделяется на группу работ общего, локального и ювенального типа.
С целью организации работы по оптимизации отношений между родителями детьми в «трудных» семьях, было проведено изучение детско- родительских отношений в этих семьях. В исследовании были задействованы 10 семей, состоящих в настоящее время на учете в КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский».
В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого; методика «Рисунок семьи», модифицированная А.Л. Венгером. Результаты проведенного диагностического исследования показали, что родители из семей, находящихся в социально опасно положении, не осознают свои трудности, не стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, не понимают свои ошибки, не учитывают особенности своего ребенка, не умеют налаживать стиль отношений в семье, не могут найти выход из затянувшегося внутрисемейного конфликта. Детям свойственны тревожность,
чувство неполноценности и собственной ненужности, со стороны родителей они испытывают непринятие, конфликтность, враждебность.
Исходя из полученных данных, была разработана и реализована программа клуба «Семейный очаг», обеспечивающая участникам личностное и социокультурное развитие и функционирование в новых социальных условиях, выполнена на удовлетворительном уровне. У участников выработано умение эмоционально сопереживать друг другу и поддерживать друг друга во время кризисных ситуаций. Выработан навык психологической поддержки родителям, осуществлена профилактика дезадаптивного поведения детей.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволяет говорить о положительной динамике. Увеличилось количество семей, в которых присутствует благоприятный психоэмоциональный фон отношений, складывающийся между детьми и родителями. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, оценивают его интеллектуальные и творческие способности, поощряют его самостоятельность и инициативу. Родители эмоционально принимают и понимают ребенка, устанавливается психологическая близость между родителями и детьми, родители проявляют активный интерес к жизни ребенка, присутствует контроль со стороны родителей. Родители осознают свою роль в воспитании детей, понимают свою ответственность за их будущее, учитывают особенности своего ребенка, стараются выстраивать позитивные внутрисемейные отношения. Снизилось число детей, испытывающих тревожность, чувство неполноценности, враждебность и конфликтность со стороны родителей. Возросло число детей, в семьях которых складывается благоприятная семейная ситуация и присутствуют позитивные взаимоотношения между детьми и родителями. Это подтверждает эффективность разработанной и реализованной клуба «Семейный очаг».
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.


1. Балашова, Т.Н. Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении / Т.Н. Балашова, М.С. Власенко // Закон и право. - 2020. - № 3. - С. 32-35.
2. Бегиева, Б. М. Детско-родительские отношения с детьми дошкольного возраста / Б. М. Бегиева // Вопросы науки и образования. - 2021. - № 5. - С. 32-35.
3. Безенкова, Т. А. Реализация современных образовательных технологий при формировании социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях / Т. А. Безенкова, Е. В. Олейник, К. Е. Безенков, А. А. Русина // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 6. - С. 8-13.
4. Бубнова, С. Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношении в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства / С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016.- № 4. - С. 242-245.
5. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. - Москва : МГУ, 1990.- С. 136 .
6. Бусловская, М. А. Детско-родительские отношения / М. А. Бусловская, В. Н. Булгакова, Е. С. Кленина, Е. А. Зюзгина// Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 88-93.
7. Бутина-Гречаная, С. В. Теоретические подходы к анализу детско -
родительских отношений / С. В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2010. - № 5.- С. 244-247.
8. Варавина, Е. А. Стили детско-родительских отношений: теоретико­
исторический аспект / Е. А. Варавина // Вестник магистратуры. - 2021. - № 2.- С. 97-99.
9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М.: Просвещение, 1986. - 206 с.
10. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально -профилактического подхода / М.В. Вдовина // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 11. - С. 9-12.
11. Галиева, С.Ю. Социально-педагогическая работа с семьей, находящейся в
социально опасном положении: теория и практика опытно -
экспериментального исследования / С.Ю. Галиева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 136-146.
12. Горбачев, М.В. Социально опасное положение несовершеннолетних как вызов национальной безопасности современной России / М.В. Горбачев // Logos et Praxis. - 2020. - № 3. - С. 76-83.
13. ГОСТ Р 52888-2021. Национальный стандарт Российской Федерации.
Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.03.2021 № 154-ст) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. ГОСТ Р 53061-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.09.2019 № 644- ст) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
15. Говсец, А. А. Семейный клуб как эффективная форма развития родительской компетентности средствами наставничества / А. А. Говсец, С. А. Клопова, С. Н. Подковырова // Научно-методический журнал Поиск. - 2021. - № 1(74). - С. 23-25....58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ