ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Наглядность. Виды наглядности 6
1.2. Принцип наглядности в теории и методике русского языка 11
1.3. Средства наглядности в обучении русскому языку 13
1.4. Формирование орфографической зоркости учащихся
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ОРФОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Анализ учебника по русскому языку и орфография в программе 6
класса 37
2.2. Педагогический эксперимент по выявлению уровня знаний учащихся 6
класса по изучению орфографии 42
2.3. Фрагменты уроков по изучению орфографии в 6 классе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 66
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни. Под грамотностью понимается степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке, а также способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Эти навыки - залог формирования функциональной грамотности как способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Русская орфография является трудной, сложной для усвоения и практического овладения.
Решить проблему орфографической грамотности на протяжении многих лет пытаются лингвисты, методисты, психологи. Глубокие психологические исследования по усвоению школьниками учебного материала (в том числе орфографии) были проведены А.Н. Леонтьевым, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальпериным и др.
Совершенствовать орфографическую грамотность учащихся при помощи алгоритмов решения учебной задачи предлагают А.И. Власенков, Н.Ф. Талызина, Е.М. Заморзаева и др. В.Ф. Шаталов, Ю.С. Меженко основным способом обучения русскому языку называют опорный конспект. В.В. Давыдов, Е.Г. Шатова огромное внимание уделили работе с материалом обобщающего характера.
В настоящее время удельный вес в обучении орфографии занимают таблицы и схемы, прежде всего обобщающего характера (работы Л.М. Зельмановой, Е.Г. Шатовой, С.И. Львовой).
В теории и методике русского языка национальной школы вопрос использования наглядности при обучении орфографии разработан недостаточно.
В отдельной статье, представленной учителем русского языка в журнале «Русский язык и литература в Туве: вопросы теории и инновационные методы преподавания» (Е.М. Солагай), затронут вопрос о видах работ, способствующих повышению орфографической грамотности тувинских учащихся.
Исходя из этого актуальность темы исследования определяется ее недостаточной разработанностью применительно к условиям тувинско-русского двуязычия.
Объект исследования - наглядность на уроках русского языка при
изучении орфографии.
Предмет исследования - процесс проведения уроков русского языка в 6 классе при изучении орфографии с использованием наглядности.
Целью исследования - выявление особенностей работы с использованием метода наглядности при изучении орфографии на уроках русского языка в 6 классе.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) изучить научно-методологическую литературу по исследуемой
проблеме;
2) показать особенности использования наглядности на уроках при изучении орфографии;
3) рассмотреть методы и приемы работы на занятиях русского языка в 6 классе с использованием наглядности;
4) показать работу с использованием метода наглядности при изучении орфографии на уроках русского языка в 6 классе.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем аргументирована необходимость использования наглядности в педагогической деятельности, сделана попытка выявления и описания особенностей работы с использованием метода наглядности при изучении орфографии на уроках русского языка в 6 классе.
Теоретической и методологической базой исследования по данной проблеме послужили труды А.В. Текучева, М.Т. Баранова, В.П. Вахтерова, В.В. Давыдова, А.Я. Каменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, И.М. Осмоловской и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы на уроках русского языка в школах.
Методы исследования: теоретический (анализ лингвистической, методической литературы по теме исследования), эмпирический (наблюдение).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается актуальность, научная новизна и практическая значимость работы, формулируются цели и задачи исследования, перечисляются методы исследования, используемые в работе.
Большинство учителей отдали предпочтение наглядности, так как считают, что повышение эффективности обучения русскому языку предполагает широкое использование наглядности. Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Такой подход в обучении помогают учителю решить ряд комплексных учебных задач: внедрить навыки и определенную систему в изучении орфограмм, ввести и актуализировать определенную лексику; активизировать грамматические формы и конструкции, изучаемые в данное время; научить оформлять специфическое речевое высказывание, в основе которого лежит анализ и описание наглядности.
Результаты, полученные в ходе анализа данных, показали, что реализация предложенной системы и дидактических условий ее функционирования приводит к эффективному овладению учащимися орфографических правил в частности благодаря разнообразным видам наглядности. Кроме того, у учащихся развивается речь, мышление, внимание, память, активизируется познавательная и мыслительная активность. Школьники легко анализируют опознавательные признаки каждого понятия, ориентируются в содержании каждого из них, без труда выделяют его структурные компоненты.
Таким образом, актуальность проблемы изучения орфографии определяется потребностью качественной подготовки школьников, системностью при обучении в использовании наглядности.
Выполненное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке системы усвоения орфографии с помощью наглядных средств.
Проведённая экспериментальная работа направлена на изучение влияния наглядных пособий в усвоение знаний по орфографии в учебном процессе школы.
Проведенное нами исследование показало, что для изучения орфографических понятий необходимы следующие дидактические условия:
• система использования наглядности должна соответствовать системе изучения понятия, учитывающей как его языковые особенности, так и особенности его усвоения школьниками;
• наглядность должна использоваться как средство управления познавательной деятельностью учащихся, направленной на овладение орфографическим понятием и как средство осознания учащимися самой познавательной деятельности, овладения общеучебными умениями, развития познавательного интереса;
• конечным результатом усвоения орфографических понятий по исследуемому нами курсу русского языка «Орфография» должно стать не только знание определений наизусть, но и понимание структурных компонентов каждого понятия, их значение и назначение, умение применять эти знания в различной практической деятельности.
Обобщая результаты проведенного научно-теоретического и практического исследования, можно сделать соответствующие выводы:
1. Экспериментальная работа показала эффективность предлагаемой нами системы изучения орфографических понятий на основе активного применения наглядности.
2. Результаты экспериментальной проверки позволяют заключить, что внедрение в практику разработанной системы, обеспечивают значительное повышение уровня знаний по орфографии, что способствует также развитию познавательной и мыслительной активности школьников, осознанному изучению курса русского языка в среднем звене школы.
Таким образом, целью нашего исследования было использование наглядностей при изучении орфографии на уроках русского языка в 6 классе. Считаем, что цель достигнута в ходе написания дипломной работы
1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1966. - 301 с
2. Власенков А.И. Наглядность и технические средства. В кн.: Общие вопросы методики русского языка в средней школе - М.: Просвещение,
1973. -67,90 с.
3. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. - 384 с.
4. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-8 классах. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965.-145с.
5. Джиджева В. Использование принципа наглядности в процессе обучения // Вопросы психологии - 1983. - № 6.
6. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе - С¬П.: Дрофа, 1982.-15с
7. Заморзаева Е.М. Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов // Обучение орфографии в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1974. - (с.55-70)
8. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Просвещение, 1960.-76с
9. Зартинова Л. Наглядность в обучении// Начальная школа. Приложение к газ. "Первое сентября" - 2001. - № 9.
10. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1984.-89с.
11. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т., Учебник русского языка для 6 класса - М.: Просвещение 2012.
12. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Т 1 - М.: Просвещение, 1983.-301с.
13. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах. Педагогика и методика начального образования - М.: Знания, 1987.-98с.
14. Львов М.Р. Методика обучения русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов - М.: Academia, 2000.-42с.
15. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2001 - М.: Просвещение, 1988.-87с
16. Львова С.И. Схема на уроке русского языка // Русский язык в школе. - 1990. № 2. - С. 7-13
17. Львова С.И. Реализация внутрипредметных связей в процессе обучения правописанию // Современный урок русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. - С. 111-144.
18. Менчинская Н.А. Психологические проблемы совершенствования методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К.Бабанского и др. М., 1980. - 70с.
19. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Рождественского Н.С. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.-54с.
20. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов. Баранов, Ипполитова. / Под ред. Баранова - М.: Академия, 2001.¬166с.
21. Методика русского языка / Под ред. В.А. Кустарева - М.: Просвещение, 1968.-76с.
22. Мингазов Э.Г. О двух формах наглядности // Новые исследования в педагогических науках № 1 - М.: Знание, 1986.
23. Моисеев А.И. К вопросу о наглядности преподавания. Русский язык в школе № 5 - М.: Просвещение, 1971.-67с.
24. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения // Информатика и образование - 2004. - № 3.
25. Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы - М.: Просвещение, 1996.-89с.
26. Педагогика. Учебное пособие для институтов педагогических вузов и
педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.:
Педагогическое общество России, 2000.-с89.
27. Педагогический словарь. Т 1 - М.: Академия пед. наук, 1960.
28. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. - М.: Гуманитарный Издательский Центр. ВЛАДОС, 1999.-176с.
29. Пресман Л.П. Технические средства на уроках русского языка - М.: Просвещение, 1976.-90с.
30. Российская педагогическая энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия. Т 2, 1999.-234с.
31. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т 1 - М.: АН СССР, 1962.-62с.
32. Ситоров В.А. Дидактика / Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2002.-156с.
33. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения - М.:
Просвещение, 1971.-90с.
34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика - М.: Академия, 2004.-67с.
35. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания - М.: Знание, 1971.-50с.
36. Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики// Начальная школа - 2001. - № 4.
37. Снаткина, М.Н. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. Москва : б.н., 1982.-87с
38. Совершенствование методов обучения русскому языку. Сборник статей. Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова - М.: Просвещение,
1981. -109с.
39. Солагай Е.М. О формировании орфографической грамотности учащихся (из опыта работы). // Русский язык и литература в Туве: вопросы теории и инновационные методы преподавания. Кызыл., 2013. C. 74-76.
40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев: Рязанская школа,
1974. -67с.
41.144. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. /Учебное пособие/. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. -47 с.
42. Т.А., Лагуткина. Роль дидактических игр. в работе учителя-словесника над расширением словарного запаса. 2012 г.
43. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 1982.-53с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 6 - М.: Л., 1949.-265с.
45. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 8 - М.: Л., 1950.
46. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для студентов педагогических институтов - М.: Просвещение, 1973.-71с.
47. Философский энциклопедический словарь. Москва : б.н., 1989. стр. 358.
48. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Знание, 1984.-90,122с.
49. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. М.: Прометей. 1990. -184 с.
50. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка - М.: Просвещение, 1983.-125с.
51. Я.А. Коменский. Избранные педагогические сочинения. Москва : б.н.,
1982. стр. 384. Т. 1.