Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УСПЕХЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Работа №166360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы представления о профессиональном
успехе у старшеклассников 6
1.1 Успех как психологический феномен 6
1.2 Сущность социальных представлений в психологии 22
1.3 Социально-психологическая характеристика современного
старшеклассника 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Эмпирическое исследование представления о профессиональном
успехе старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах 32
2.1 База и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования 38
2.3 Рекомендации 51
Вывод по второй главе 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 60
Приложение Б (справочное) Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) 68
Приложение В (справочное) «Тест на выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода-власть», «труд-деньги» (О.Ф. Потемкина) 71
Приложение Г (справочное) Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс) 73
Приложение Д (справочное) Методика диагностики мотивации избегания неудач (Т. Элерса) 75
Приложение Е (справочное) Методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберт 76
Приложение Ж (справочное) Методика диагностики мотивации достижения успеха (С.А. Пакулина) 78
Приложение З (справочное) Методика «Незаконченные предложения» 80

Актуальность. В современном обществе тема успеха и успешности является высоко актуальной. У многих людей понятие успеха ассоциируется с независимостью, социальным статусом и положением, способностью влиять на других, фактические означает реализоваться, достичь вершин в разных сферах жизни, быть состоятельным человеком. Но дать конкретное определение понятию, либо оценить свои возможности по критерию успеха и успешности многие затрудняются. Во многом это определяется различием представлений, которые не всегда являются ясными и на которые влияют множество факторов, как внутренних так и внешних, накладывающих определенный отпечаток.
В науке не существует единого определения понятию успех, ученые различно истолковывают данное понятие.
Наше исследование проводилось исходя из того, что молодые люди в определении перспектив профессионального и жизненного самоопределения ориентируются на своё представление об успехе. И для психологов, работающих с этим возрастом, и для педагогов важно эти ориентиры понимать.
Объект исследования - представление о профессиональном успехе.
Предмет исследования - особенности представления об успехе у старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах.
Цель - исследовать представление о профессиональном успехе обучающихся старших классов.
Согласно цели работы, сформулированы следующие задачи.
1) Провести теоретический анализ проблемы успеха как
психологического феномена.
2) Рассмотреть сущность социальных представлений в психологии.
3) Раскрыть социально-психологическую характеристику современного старшеклассника.
4) Разработать и теоретически обосновать пакет психологических методик для исследования представления об успехе у старшеклассников.
5) Сравнить представления о профессиональном успехе обучающихся профильных классах.
Гипотеза - мы предполагаем, что представление старшеклассников о профессиональном успехе, обучающихся в разных профильных классах, при общей выраженности установок в отношении профессий, имеет отличия в когнитивном компоненте и в ориентации на успех .
Этапы исследования:
1) подготовительный: осмысление методологических и теоретических основ исследования, формулирование объекта, предмета, цели, основных задач исследования, определение рабочей гипотезы, базы исследования;
2) основной: проведение эмпирического исследования;
3) аналитический: обработка полученных данных, интерпретация
результатов всех методик исследования;
4) заключительный: разработка рекомендаций.
Методологические и теоретические основы исследования:
а) системный подход Б.Ф. Ломова;
б) деятельностный подход в изучении профессионального успеха человека реализуется в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева;
в) субъектно-деятельностный подход в изучении профессионального успеха опирается на научные идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и развит в трудах А.В. Брушлинского, Е.А. Климова.
В процессе решения обозначенных выше задач применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, проективные методики и математический анализ данных.
Базой исследования является Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №12». В исследовании приняли в общем количестве участие 50 одиннадцатиклассников, в возрасте 16-18 лет.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методики:
1) методика диагностики мотивации избегания неудач (Т. Элерс);
2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс);
3) методика диагностики степени готовности к риску (А.М. Шуберт);
4) тест на выявление степени выраженности социально - психологических установок, направленных на «свобода-власть», «труд-деньги» (О.Ф. Потемкина);
5) методика диагностики мотивации достижения успеха (С.А. Пакулина);
6) методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова);
7) Модифицированная в соответствии с целью исследования методика «Незаконченные предложения» (научный руководитель Н.В. Лукьянченко, студент Е.П. Ольшевская).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации основных подходов к изучению представления о профессиональном успехе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты полученные в процессе изучения проблемы представлении старшеклассников о профессиональном успехе позволяют повысить качество подготовки обучающихся к профессиональному определению.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами были выполнены задачи исследования, которые мы поставили перед его началом. А именно, мы провели теоретический анализ литературы по проблеме представление о профессиональном успехе старшеклассников, обучающихся в разных профильных классах.
Исследовали проблему успеха: (К.А. Абульханова - Славская,
А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин)
Успех в профессиональной деятельности в отечественной психологии изучали Е.А. Климов, Б.М. Теплов, О.Н. Родина, Н.В. Самоукина.
В современной западной литературе профессиональным успехом называется совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры, - как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений. Начало его анализу положила работа Э. Хьюг, в которой было предложено разделение на объективный и субъективный виды карьеры.
Профессионализм как совокупность личностных характеристик в современных исследованиях рассматривают одним из основных условий, влияющих на успешность профессиональной деятельности.
А.Р. Фонарев видит профессионала в человеке, который является субъектом своего труда, владеет деятельностью, способен выходить за ее пределы, осознает свое жизненное предназначение, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознавший свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения.
Под социальными представлениями понимается система обыденных знаний, используемых людьми в ходе повседневной коммуникации. В противовес понятию социальной установки, которое обычно используется в подобных исследованиях, в теории социальных представлений постулируются два их принципиальных свойства: они являются групповым феноменом, имеющим сложную структуру.
Также мы разработали пакет психологических методик для исследования представления о профессиональном успехе у старшеклассников. При разработке данного пакета методик мы выделили три компонента, которые раскрывают представления старшеклассников о профессиональном успехе. А именно, когнитивный компонент, который выражается совокупностью различных установок по отношению к самому себе. Когнитивный - это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими. Для выведение результатов по данному компоненту были проведены методики «Якоря карьеры» и методика «Незаконченные предложения». Исходя из результатов по этим двум методикам были определенно что по данному компоненту имеются отличия между большинством обучающихся в социально-экономическом классе и большинством обучающихся в физико-математическом классе. Обучающиеся в социально-экономическом классе имеют представление об успехе как о результате своей собственной деятельности, но при этом для них важно признание в обществе. Также они считают важной частью профессионального успеха финансовую состоятельность, карьерное продвижение и немало важно для них это вовлеченность в трудовую деятельность и достижение профессиональных результатов. В то время как большинство обучающихся из физико-математического класса говоря о своих представлениях профессионального успеха раскрывают его как личный успех, для них успех - это призвание, личная заинтересованность и получение удовольствия от сферы деятельности, это стабильность, а также это развитие в профессии.
Вторым компонентом для более точного раскрытия представления о профессиональном успехе старшеклассников, нами был определен, как - ориентация на успех. В данный компонент мы включили такие методики, как методика диагностики мотивации избегания неудач (Т. Элерс), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики мотивации достижения успеха (С.А. Пакулина). Анализирую результаты полученные по данным методикам, можно сказать, что по данному компоненту были выявлены отличия между двумя исследуемыми классами, большинство обучающиеся в классе с социально-экономическим профилем ориентированы на успех больше, чем большинство обучающиеся в физико­математическом классе.
Установки в отношении профессий, являются третьим компонентом в раскрытии проблемы представление старшеклассников о профессиональном успехе. Раскрывают данный компонент методика диагностики степени готовности к риску (А.М. Шуберт) и тест на выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода-власть», «труд-деньги» (О.Ф. Потемкина). Делая выводы по полученным нами результатам можно сказать, что исследуемых нами два класса имеют общность по данному компоненту. Гипотеза о том, что представление старшеклассников о профессиональном успехе, обучающихся в разных профильных классах при общей выраженности установок в отношении профессий, имеет отличия в когнитивном компоненте и в ориентации на успех, подтвердилась.


Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] : Монография / К. А Абульханова-Славская. - М. : Мысль. - 1991. - 299 с.
Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г. М. Андреева. - М., 2005. - 267 с.
Асмолов, А. Г. О моделях успеха в эволюции цивилизации [Текст] / А. Г. Асмолов // Вестник «Этика успеха». - 1996. - №. 8. - С. 10.
Вейлл, П. Искусство менеджмента [Текст] / П. Вейлл. - М. : Сирин,
2002. - 204 с.
Голубев, С. В. Проблема «успеха» и «удачи» в социальной философии [Текст] / С. В. Голубев //Философия и общество. - 2004. - №. 1 (34). - С. 45.
Григорян, Э. Г. Социально-психологические представления современной студенческой молодежи о творчестве ЛН Толстого [Текст] / Э. Г. Григорян // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14. - №. 1-1.
Донцов, А. И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии [Текст] : Учебное пособие / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. - Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 128 с.
Джемс, В. Научные основы психологии [Текст] / В. Джемс. - Рипол Классик, 2013. - 697 с.
Социальные представления : история, теория и эмпирические исследования [Текст] / Т. П. Емельянова. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 475 с.
Завалишина, Д. Н. Практическое мышление. Специфика и проблемы развития [Текст] / Д. Н. Завалишина. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 376 с.
Ивашкин, А. Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя [Текст] : Монография [Текст] / А. Г. Ивашкин. - М., 2007. - 167с.
Караваев, А. Ф. Сущность и структура профессионального призвания [Текст] / А. Ф. Караваев // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 4. - С. 52-54.
Кармадонов, О. А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ) [Текст] / О. А. Кармадонов // Социологические исследования. - 2001. -
Т.1.- С. 66-72.
Климов, Е. А. Психология профессионализма: Избранные
психологические труды [Текст] / Е.А. Климов. - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2003. - 456 с....28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ