Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №166333

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования у младших школьников
навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира 8
1.1 Сущность самостоятельной работы младших
школьников 8
1.2 Потенциал предмета «Окружающий мир» в формировании
у младших школьников самостоятельной работы 19
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению сформированности
у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира 25
2.1 Анализ уровня сформированности у младших школьников
навыков самостоятельной работы 25
2.2 Методические рекомендации по формированию у младших
школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира 31
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложение А Результаты диагностики «Незаконченное решение» 47
Приложение Б Результаты диагностики «Свободные знания» 48
Приложение В Диагностирование учащихся по методике
«Познавательная потребность» 49
Приложение Г Итоги контрольного этапа эксперимента 51
Приложение Д Итоговые результаты 52
Приложение Е Результаты контрольного исследования 53


Сегодня, согласно ФГОС НОО важнейшая способность, которую должен приобрести ученик в школе - это способность самостоятельно получать знания. В основе ФГОС НОО лежит деятельностный подход, в котором ключевым условием является организация самостоятельной работы на уроке. Важно, чтобы ребенок не получал знания в готовом виде, а добывал их сам в процессе обучения. В связи с этим в последние годы заметно возрос интерес к проблеме самостоятельности обучающихся, и роль
самостоятельной работы в учебном процессе значительно увеличилась. Это связано с новой образовательной парадигмой, в которой важными компонентами деятельности современного специалиста являются навык творческой и исследовательской деятельности, которые формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся, что подтверждается исследованиями таких ученых и педагогов-практиков. Начальная школа имеет свои специфические особенности по организации самостоятельной работы с учащимися, которые отличают ее от всех других периодов непрерывного образования. В ФГОС НОО обозначено, что учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Все это невозможно без умения организовать свою работу самостоятельно.
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования «Формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира.
Объект исследования - формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Предмет исследования - формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- определить сущность самостоятельной работы младших школьников;
- раскрыть потенциал предмета «Окружающий мир» в формировании у младших школьников навыков самостоятельной работы;
- выявить уровень сформированности у младших школьников навыков самостоятельной работы;
- разработать методические рекомендации по формированию у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме; педагогический эксперимент, количественный метод; интерпретационный.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс начальной школы учебнометодических материалов по формированию у младших школьников навыков самостоятельной работы. Материалы исследования могут применяться учителями начальной школы по проблеме формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников, преподавателями и студентами высших учебных заведений.
База исследования: МБОУ Дудовская СОШ Казачинского района.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные
положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах, опубликованных в сборнике научных трудов Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (2023).
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников в количестве 55 наименований и 5 приложений. В работе содержится 8 таблиц, 9 рисунков. Общий объем работы составляет 53 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ педагогическо-научной литературы показывает, что сегодня все более актуальной становится проблема овладения младшими школьниками навыками самостоятельной работы. В своем исследовании за основу мы взяли определение самостоятельной работы, представленное Л. Жаровой, которая считает, что самостоятельная работа - это такой метод обучения, с помощью которого учащиеся под руководством учителя и по его заданию самостоятельно решают поставленную задачу в специально выделенное для этого время и проявляют усилия к самостоятельной деятельности, завершается определенным результатам.
Образовательный потенциал предмета «Окружающий мир» определяется тем, что окружающий мир — это интегрированный предмет для младших школьников, объединяющий знания о человеке, природе и обществе.
Нами было проведено диагностическое исследование учащихся по методике «Познавательная потребность» (Л. Фридман, Т. Пушкина, И. Каплунович) на базе МБОУ Дудовская СОШ, в результате которого было выявлено, что учащиеся третьего класса преимущественно имеют низкий уровень сформированности навыков самостоятельной работы. Высокий уровень у 10% учащихся третьего класса. Данные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности навыков самостоятельной работы у младших школьников. Мы определили виды самостоятельной работы, которые вызвали наибольшее затруднение у учеников и разработали методические рекомендации по совершенствованию овладения младшими школьниками навыками самостоятельной работы на уроках окружающего мира и на их основе провели повторный эксперимент.
Таким образом, результат повторной диагностики показал повышение показателей уровня сформированности у младших школьников навыков самостоятельной работы. Это говорит о том, что, предложенные нами, методические рекомендации по повышению у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках окружающего мира эффективны и могут успешно использоваться в учебном заведении. Следовательно, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Бардиер, Г. Л. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников. / Г.Л. Бардиер. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 223 - ISBN 8591439-17528-8.
2. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - Москва : Просвещение, 1984. - С. 64 - ISBN 8597939-178-8-15-3.
3. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. / А.А. Вахрушев // Педагогика и психология - 2017. - С. 37 - ISBN 85339-190148-6.
4. Веракса, Н. Е. Детская психология. / Н.Е. Веракса. - Москва, 2020. - С. 446 - ISBN 978-5-781496-5.
5. Вергелес Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников / Г.И. Вергелес. - Москва, 2023. - С. 48 - ISBN 781405-782366-1.
6. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2020. - № 9. - С. 10-13.
7. Воронцова А.В. Дидактика начального образования : учебное пособие / А.В. Воронцова. - Москва, 2022 - 309 с. - ISBN 978-5-7755-2175-2.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.
- Москва : 2020. - С. 160 - ISBN 978-5-7955-6.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. - Москва : 2014. - С. 672 - ISBN 98656-5-790261-8.
10. Гаврилова В.П. Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе / В.П. Гаврилова // Научная статья. - 2022 - № 9. - С. 12-19.
11. Гаврилычева, Г.Ф. Воспитание самостоятельности / Г.Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - № 6. - 2018. - С. 33-38.
12. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва : Университет, 2000. - С. 336 - ISBN 130176-67865-04527-3.
13. Герд А.Я. Педагогика. Избранные педагогические труды / А.Я. Герд. - Москва, 2020. - С. 163 - ISBN 85939-178274-8-15-3.
14. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной
деятельности. / З.Я. Горностаева // Открытая школа. - 2019. - № 2. -
С. 15-21.
15. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. / М.А. Данилов. - Москва, 1988.
- С. 116- ISBN 1223539-14578-8-5.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ