Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
|
Введение 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме исследования
особенностей глагольного словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 8
1.1. Развитие словарного запаса речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
глагольного словаря 25
Выводы по главе I 34
Глава II. Исследование глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня ... 60
Выводы по главе II 67
Заключение 70
Библиография 75
Приложения
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме исследования
особенностей глагольного словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 8
1.1. Развитие словарного запаса речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
глагольного словаря 25
Выводы по главе I 34
Глава II. Исследование глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня ... 60
Выводы по главе II 67
Заключение 70
Библиография 75
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время в педагогике существует повышенный интерес к исследованию проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. Нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, точнее, с общим недоразвитием речи (далее ОНР) [59].
Интерес к этой проблеме обоснован тем, что, количество детей с речевыми нарушениями резко увеличилось и продолжает расти, а, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, все дети имеют равные потенциальные возможности развития, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Речь является важнейшей психической функцией для детей дошкольного возраста, она влияет на общее развитие, формирование личности, социализацию и подготовку к обучению в школе [58].
Детям в старшем дошкольном возрасте необходимо общение, для накопления жизненного опыта, через знакомство с окружающим миром. Хорошо развитый словарь, свидетельствует о высоком уровне речи. На выходе из детского сада связная речь ребенка должна быть развита на высоком уровне, поэтому глагольный словарь старших дошкольников должен быть развит и сформирован, так как глагол - основа любого предложения [72]. Лексико-грамматическая сторона речи, по исследованиям некоторых специалистов таких как, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева С.Н. Шаховская и др, является основным этапом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Такие исследователи как В.К. Воробьева [13], Н.С. Жукова [26], Р.Е. Левина [32], Е.М. Мастюкова [26], Н.А. Никашина [41], Н.В. Серебрякова [30], Т.Б. Филичева [60], С.Н. Шаховская [68] среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяют маленький объем и несформированность глагольного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря глаголов, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов [26; 32; 68].
Исследователи обращают внимание на то, что в работе над лексикой на II уровне ОНР существенными трудностями являются проблемы с освоением глагольных конструкций, делают акцент на важность формирования глагольного словаря. Глагол имеет большое значение, так как является связующим элементом для построения речи. Согласно концепции
B. В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи».
В работах таких авторов, как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева,
C. Н. Шаховская и других, описаны проявления ОНР II уровня у детей среднего дошкольного возраста. При этом проявления ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста отображены недостаточно, хотя имеют свою специфику. В связи с этим возникает противоречие между востребованностью работы над глагольной лексикой у детей с ОНР II уровня 5-6 лет и недостаточностью практических разработок по формированию глагольного словаря у старших дошкольников.
Поэтому проблемы формирования глагольного словаря у старших дошкольников приобретают особую актуальность.
В связи с этим исследование особенностей нарушений глагольного словаря у детей с ОНР II уровня, выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря, а также определение оптимальных путей логопедической работы является актуальной проблемой настоящего магистерского исследования.
Анализ актуальности проблемы позволил сформулировать тему нашего исследования: логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: глагольный словарь у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР II уровня будут выявлены специфические и уровневые особенности глагольного словаря, что позволит разработать дифференцированное содержание логопедической работы по его формированию.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности пассивного и активного словаря, грамматических форм глаголов импрессивной и экспрессивной речи у старших дошкольников с ОНР II уровня.
3. Теоретически обосновать и структурировать дифференцированное содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
4. Разработать методическое и дидактическое обеспечение для реализации логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Методологической основой исследования являются:
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- теория поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования нами использовались следующие методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент;
- интерпретационные: качественно-количественный анализ полученных экспериментальных данных.
Научная новизна: подтверждены и уточнены имеющиеся научные сведения о специфических и уровневых особенностях сформированности глагольного словаря.
Организация исследования:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.
2 этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, определение содержания логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня и разработка дидактических материалов для осуществления данной коррекционной работы.
3 этап - анализ и оформление результатов исследования.
База исследования:
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 272 г. Красноярска;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 63 г. Красноярска;
- Центр нейрокоррекции и развития ребенка «Родник» города Красноярска.
Практическая значимость: разработанные нами методические и дидактические материалы могут быть использованы в работе учителей - логопедов, педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, родителей.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях (Красноярск 2019, 2020);
- публикацию в сборнике материалов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск 2019).
- публикацию результатов исследования в сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество».
Структура квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Интерес к этой проблеме обоснован тем, что, количество детей с речевыми нарушениями резко увеличилось и продолжает расти, а, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, все дети имеют равные потенциальные возможности развития, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Речь является важнейшей психической функцией для детей дошкольного возраста, она влияет на общее развитие, формирование личности, социализацию и подготовку к обучению в школе [58].
Детям в старшем дошкольном возрасте необходимо общение, для накопления жизненного опыта, через знакомство с окружающим миром. Хорошо развитый словарь, свидетельствует о высоком уровне речи. На выходе из детского сада связная речь ребенка должна быть развита на высоком уровне, поэтому глагольный словарь старших дошкольников должен быть развит и сформирован, так как глагол - основа любого предложения [72]. Лексико-грамматическая сторона речи, по исследованиям некоторых специалистов таких как, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева С.Н. Шаховская и др, является основным этапом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Такие исследователи как В.К. Воробьева [13], Н.С. Жукова [26], Р.Е. Левина [32], Е.М. Мастюкова [26], Н.А. Никашина [41], Н.В. Серебрякова [30], Т.Б. Филичева [60], С.Н. Шаховская [68] среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяют маленький объем и несформированность глагольного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря глаголов, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов [26; 32; 68].
Исследователи обращают внимание на то, что в работе над лексикой на II уровне ОНР существенными трудностями являются проблемы с освоением глагольных конструкций, делают акцент на важность формирования глагольного словаря. Глагол имеет большое значение, так как является связующим элементом для построения речи. Согласно концепции
B. В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи».
В работах таких авторов, как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева,
C. Н. Шаховская и других, описаны проявления ОНР II уровня у детей среднего дошкольного возраста. При этом проявления ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста отображены недостаточно, хотя имеют свою специфику. В связи с этим возникает противоречие между востребованностью работы над глагольной лексикой у детей с ОНР II уровня 5-6 лет и недостаточностью практических разработок по формированию глагольного словаря у старших дошкольников.
Поэтому проблемы формирования глагольного словаря у старших дошкольников приобретают особую актуальность.
В связи с этим исследование особенностей нарушений глагольного словаря у детей с ОНР II уровня, выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря, а также определение оптимальных путей логопедической работы является актуальной проблемой настоящего магистерского исследования.
Анализ актуальности проблемы позволил сформулировать тему нашего исследования: логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: глагольный словарь у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР II уровня будут выявлены специфические и уровневые особенности глагольного словаря, что позволит разработать дифференцированное содержание логопедической работы по его формированию.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности пассивного и активного словаря, грамматических форм глаголов импрессивной и экспрессивной речи у старших дошкольников с ОНР II уровня.
3. Теоретически обосновать и структурировать дифференцированное содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
4. Разработать методическое и дидактическое обеспечение для реализации логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Методологической основой исследования являются:
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- теория поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования нами использовались следующие методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент;
- интерпретационные: качественно-количественный анализ полученных экспериментальных данных.
Научная новизна: подтверждены и уточнены имеющиеся научные сведения о специфических и уровневых особенностях сформированности глагольного словаря.
Организация исследования:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.
2 этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, определение содержания логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня и разработка дидактических материалов для осуществления данной коррекционной работы.
3 этап - анализ и оформление результатов исследования.
База исследования:
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 272 г. Красноярска;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 63 г. Красноярска;
- Центр нейрокоррекции и развития ребенка «Родник» города Красноярска.
Практическая значимость: разработанные нами методические и дидактические материалы могут быть использованы в работе учителей - логопедов, педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, родителей.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях (Красноярск 2019, 2020);
- публикацию в сборнике материалов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск 2019).
- публикацию результатов исследования в сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество».
Структура квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведение исследования теоретического и экспериментального характера по теме диссертации было вызвано актуальной проблемой своевременного формирования глагольной лексики для полноценного и качественного развития речи детей.
В результате анализа литературных источников по теме магистерской диссертации мы пришли к выводу о том, что развитие глагольного словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающей мире. Глагольный словарь - это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Достигая старшего дошкольного возраста воспитанники, речевое развитие которых достигает нормы, применяют слова, которые выражают качества и свойства, формируют понятия вида и рода. Объем высказывания значительно увеличивается, связная речь приобретает качественно более высокий уровень. Дети овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом. К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2000 слов, дошкольник уверенно владеет глагольным словарем.
Анализ развития речи у старших дошкольников с ОНР II уровня говорит о том, что отклонения от возрастных норм очень существенно. Это проявляется ограниченным словарным запасом, своеобразным использованием и стойкими аграмматизмами. Чаще всего это связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи. У таких детей наблюдаются трудности в овладении глагольной лексикой.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова в своих работах дают описание таких нарушений в словаре глаголов, как небольшой объем словарного запаса, разница в объеме активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов-действий, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Таким образом, при своевременном выявлении и устранении недостатков в формировании глагольного словаря у детей с ОНР II уровня, возможно построить логопедическую работу, которая позволит не только предупредить сложности в освоении глагольного словаря, но и помочь дошкольнику в успешном освоении программы в школе.
Достаточно разнообразны методики логопедической работы, которые направленны на формирование словаря, но все они подчиняются определенным принципам, имеют ряд задач и используют свои приемы. В работе с детьми дошкольного возраста очень важным является вопрос об использования информационно-коммуникационных технологий.
Использование компьютерных технологий повышает мотивацию и интерес детей к занятиям, к адекватной оценке своих возможностей. Заинтересованность ребенка является залогом успешной коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен с целью выявления особенностей и уровней сформированности глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы подходы, отраженные в методических рекомендациях Е.Ф. Архиповой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой.
Обследование проводилось с использованием наглядного материала О.Б. Иншаковой и Н.В. Нищевой.
Упомянутые методики были адаптированы к данной речевой патологии обследуемых детей. Задания были подготовлены в игровой форме, это позволило увеличить время на их выполнение, избежав при этом утомления детей. Кроме этого, нами была оказана организующая помощь - повторение и уточнение заданий в виде наводящих вопросов.
Констатирующий эксперимент проводился по 4 направлениям: исследование активного и пассивного словаря, а также исследование грамматических форм глаголов в экспрессивной и импрессивной речи.
В процессе проведения всех четырех блоков эксперимента мы пришли к выводу, что проблемы у детей возникали в тех заданиях, где от них требовалось актуализировать пассивный словарь глаголов. При этом последний сформирован на удовлетворительном уровне. Также трудности вызывало исследование грамматических форм глаголов в экспрессивной речи. По результатам исследования мы подтвердили общепринятую точку зрения, что у детей старшего дошкольного возраста понимание речи опережает экспрессивную речь. В работе логопеда по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня мы формируем лексическую тему, отрабатываем начальные формы ее изменения, включаем данную тему в модели словосочетаний, а затем в модели и простых предложений.
В результате суммирования данных по четырем блокам мы выделили две группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- группа с относительно благоприятной перспективой развития, 31% (6 человек)
- группа с менее благоприятной перспективой развития, 69% (12 человек).
Исследования показали, неравномерность и разную степень сформированности словаря глаголов у старших дошкольников с ОНР II уровня. Выявленные отличия будут учтены при планировании логопедической работы.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами были сформулированы основные принципы содержания логопедической работы, составлено дифференцированное методическое планирование с учетом особенностей детей в двух группах. На основе дифференцированного методического планирования, в зависимости от особенностей детей в двух группах были разработаны презентации, игровые упражнения в программе Power Point и видеоролики в программе Sony Vegas. Данные разработки способствовали формированию словаря глаголов в доступной и понятной форме для детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
К каждой презентации составлены рекомендации родителям для самостоятельного выполнения заданий дома. Например, для группы детей с более благоприятной перспективой развития мы предлагали игровой наглядный материал с интересными заданиями и упражнениями, направленный на уточнение и активизацию словаря, а также формирование грамматического строя речи (составление предложений с опорой на наглядность, обучение согласованию слов в предложении в роде, числе). К презентации прилагается материал с руководством к играм и заданиям, с вариантами их использования.
Данные материалы апробированы частично. Методом наблюдения мы выявили небольшие изменения в лучшую сторону. Рекомендации выполнялись в системе и соблюдали определенную последовательность, это помогло расширить и обогатить пассивный и активный словарь воспитанников по темам, представленным в планировании. Способствовать появлению навыков в формировании грамматических форм глаголов и составлении словосочетаний, предложений, развитию связной речи.
После анализа данной работы, мы пришли к выводу, что у детей с нормальным речевым развитием процесс поиска и автоматизации слова происходит гораздо быстрее, чем у детей с речевой патологией. У детей с общим недоразвитием речи, данный процесс осуществляется медленнее. У детей с речевой патологией пассивный словарь доминирует над активным словарем. В связи с этим большие трудности возникают при актуализации словаря. Дети плохо ориентируются в назывании действий предметов, оттенков цветов и плохо различают форму предметов.
Продолжение работы будет способствовать благоприятному развитию на речевом и социальном уровне, а также способствовать интеллектуальному и личностному развитию ребенка.
Цель и задачи исследования реализованы, полученные данные не противоречат гипотезе: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня были выявлены следующие особенности сформированности глагольного словаря: бедность активного и пассивного словаря глаголов, глаголы имели неточное, недифференцированное значение, а также отмечалось оригинальность словоизменения глаголов.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается продолжение апробации предложенных нами методических рекомендаций, а также расширение и накопление дидактических материалов.
В результате анализа литературных источников по теме магистерской диссертации мы пришли к выводу о том, что развитие глагольного словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающей мире. Глагольный словарь - это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Достигая старшего дошкольного возраста воспитанники, речевое развитие которых достигает нормы, применяют слова, которые выражают качества и свойства, формируют понятия вида и рода. Объем высказывания значительно увеличивается, связная речь приобретает качественно более высокий уровень. Дети овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом. К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2000 слов, дошкольник уверенно владеет глагольным словарем.
Анализ развития речи у старших дошкольников с ОНР II уровня говорит о том, что отклонения от возрастных норм очень существенно. Это проявляется ограниченным словарным запасом, своеобразным использованием и стойкими аграмматизмами. Чаще всего это связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи. У таких детей наблюдаются трудности в овладении глагольной лексикой.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова в своих работах дают описание таких нарушений в словаре глаголов, как небольшой объем словарного запаса, разница в объеме активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов-действий, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Таким образом, при своевременном выявлении и устранении недостатков в формировании глагольного словаря у детей с ОНР II уровня, возможно построить логопедическую работу, которая позволит не только предупредить сложности в освоении глагольного словаря, но и помочь дошкольнику в успешном освоении программы в школе.
Достаточно разнообразны методики логопедической работы, которые направленны на формирование словаря, но все они подчиняются определенным принципам, имеют ряд задач и используют свои приемы. В работе с детьми дошкольного возраста очень важным является вопрос об использования информационно-коммуникационных технологий.
Использование компьютерных технологий повышает мотивацию и интерес детей к занятиям, к адекватной оценке своих возможностей. Заинтересованность ребенка является залогом успешной коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен с целью выявления особенностей и уровней сформированности глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы подходы, отраженные в методических рекомендациях Е.Ф. Архиповой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой.
Обследование проводилось с использованием наглядного материала О.Б. Иншаковой и Н.В. Нищевой.
Упомянутые методики были адаптированы к данной речевой патологии обследуемых детей. Задания были подготовлены в игровой форме, это позволило увеличить время на их выполнение, избежав при этом утомления детей. Кроме этого, нами была оказана организующая помощь - повторение и уточнение заданий в виде наводящих вопросов.
Констатирующий эксперимент проводился по 4 направлениям: исследование активного и пассивного словаря, а также исследование грамматических форм глаголов в экспрессивной и импрессивной речи.
В процессе проведения всех четырех блоков эксперимента мы пришли к выводу, что проблемы у детей возникали в тех заданиях, где от них требовалось актуализировать пассивный словарь глаголов. При этом последний сформирован на удовлетворительном уровне. Также трудности вызывало исследование грамматических форм глаголов в экспрессивной речи. По результатам исследования мы подтвердили общепринятую точку зрения, что у детей старшего дошкольного возраста понимание речи опережает экспрессивную речь. В работе логопеда по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня мы формируем лексическую тему, отрабатываем начальные формы ее изменения, включаем данную тему в модели словосочетаний, а затем в модели и простых предложений.
В результате суммирования данных по четырем блокам мы выделили две группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- группа с относительно благоприятной перспективой развития, 31% (6 человек)
- группа с менее благоприятной перспективой развития, 69% (12 человек).
Исследования показали, неравномерность и разную степень сформированности словаря глаголов у старших дошкольников с ОНР II уровня. Выявленные отличия будут учтены при планировании логопедической работы.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами были сформулированы основные принципы содержания логопедической работы, составлено дифференцированное методическое планирование с учетом особенностей детей в двух группах. На основе дифференцированного методического планирования, в зависимости от особенностей детей в двух группах были разработаны презентации, игровые упражнения в программе Power Point и видеоролики в программе Sony Vegas. Данные разработки способствовали формированию словаря глаголов в доступной и понятной форме для детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
К каждой презентации составлены рекомендации родителям для самостоятельного выполнения заданий дома. Например, для группы детей с более благоприятной перспективой развития мы предлагали игровой наглядный материал с интересными заданиями и упражнениями, направленный на уточнение и активизацию словаря, а также формирование грамматического строя речи (составление предложений с опорой на наглядность, обучение согласованию слов в предложении в роде, числе). К презентации прилагается материал с руководством к играм и заданиям, с вариантами их использования.
Данные материалы апробированы частично. Методом наблюдения мы выявили небольшие изменения в лучшую сторону. Рекомендации выполнялись в системе и соблюдали определенную последовательность, это помогло расширить и обогатить пассивный и активный словарь воспитанников по темам, представленным в планировании. Способствовать появлению навыков в формировании грамматических форм глаголов и составлении словосочетаний, предложений, развитию связной речи.
После анализа данной работы, мы пришли к выводу, что у детей с нормальным речевым развитием процесс поиска и автоматизации слова происходит гораздо быстрее, чем у детей с речевой патологией. У детей с общим недоразвитием речи, данный процесс осуществляется медленнее. У детей с речевой патологией пассивный словарь доминирует над активным словарем. В связи с этим большие трудности возникают при актуализации словаря. Дети плохо ориентируются в назывании действий предметов, оттенков цветов и плохо различают форму предметов.
Продолжение работы будет способствовать благоприятному развитию на речевом и социальном уровне, а также способствовать интеллектуальному и личностному развитию ребенка.
Цель и задачи исследования реализованы, полученные данные не противоречат гипотезе: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня были выявлены следующие особенности сформированности глагольного словаря: бедность активного и пассивного словаря глаголов, глаголы имели неточное, недифференцированное значение, а также отмечалось оригинальность словоизменения глаголов.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается продолжение апробации предложенных нами методических рекомендаций, а также расширение и накопление дидактических материалов.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024



