Введение 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме исследования
особенностей глагольного словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 8
1.1. Развитие словарного запаса речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
глагольного словаря 25
Выводы по главе I 34
Глава II. Исследование глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня 36
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня ... 60
Выводы по главе II 67
Заключение 70
Библиография 75
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время в педагогике существует повышенный интерес к исследованию проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Количество детей с речевыми патологиями заметно увеличивается. Нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Но некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, точнее, с общим недоразвитием речи (далее ОНР) [59].
Интерес к этой проблеме обоснован тем, что, количество детей с речевыми нарушениями резко увеличилось и продолжает расти, а, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, все дети имеют равные потенциальные возможности развития, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. Речь является важнейшей психической функцией для детей дошкольного возраста, она влияет на общее развитие, формирование личности, социализацию и подготовку к обучению в школе [58].
Детям в старшем дошкольном возрасте необходимо общение, для накопления жизненного опыта, через знакомство с окружающим миром. Хорошо развитый словарь, свидетельствует о высоком уровне речи. На выходе из детского сада связная речь ребенка должна быть развита на высоком уровне, поэтому глагольный словарь старших дошкольников должен быть развит и сформирован, так как глагол - основа любого предложения [72]. Лексико-грамматическая сторона речи, по исследованиям некоторых специалистов таких как, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева С.Н. Шаховская и др, является основным этапом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Такие исследователи как В.К. Воробьева [13], Н.С. Жукова [26], Р.Е. Левина [32], Е.М. Мастюкова [26], Н.А. Никашина [41], Н.В. Серебрякова [30], Т.Б. Филичева [60], С.Н. Шаховская [68] среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяют маленький объем и несформированность глагольного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря глаголов, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов [26; 32; 68].
Исследователи обращают внимание на то, что в работе над лексикой на II уровне ОНР существенными трудностями являются проблемы с освоением глагольных конструкций, делают акцент на важность формирования глагольного словаря. Глагол имеет большое значение, так как является связующим элементом для построения речи. Согласно концепции
B. В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи».
В работах таких авторов, как Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева,
C. Н. Шаховская и других, описаны проявления ОНР II уровня у детей среднего дошкольного возраста. При этом проявления ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста отображены недостаточно, хотя имеют свою специфику. В связи с этим возникает противоречие между востребованностью работы над глагольной лексикой у детей с ОНР II уровня 5-6 лет и недостаточностью практических разработок по формированию глагольного словаря у старших дошкольников.
Поэтому проблемы формирования глагольного словаря у старших дошкольников приобретают особую актуальность.
В связи с этим исследование особенностей нарушений глагольного словаря у детей с ОНР II уровня, выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря, а также определение оптимальных путей логопедической работы является актуальной проблемой настоящего магистерского исследования.
Анализ актуальности проблемы позволил сформулировать тему нашего исследования: логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: глагольный словарь у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у старших дошкольников с ОНР II уровня будут выявлены специфические и уровневые особенности глагольного словаря, что позволит разработать дифференцированное содержание логопедической работы по его формированию.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности пассивного и активного словаря, грамматических форм глаголов импрессивной и экспрессивной речи у старших дошкольников с ОНР II уровня.
3. Теоретически обосновать и структурировать дифференцированное содержание логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
4. Разработать методическое и дидактическое обеспечение для реализации логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня.
Методологической основой исследования являются:
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- теория поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования нами использовались следующие методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент;
- интерпретационные: качественно-количественный анализ полученных экспериментальных данных.
Научная новизна: подтверждены и уточнены имеющиеся научные сведения о специфических и уровневых особенностях сформированности глагольного словаря.
Организация исследования:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования.
2 этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, определение содержания логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня и разработка дидактических материалов для осуществления данной коррекционной работы.
3 этап - анализ и оформление результатов исследования.
База исследования:
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 272 г. Красноярска;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 63 г. Красноярска;
- Центр нейрокоррекции и развития ребенка «Родник» города Красноярска.
Практическая значимость: разработанные нами методические и дидактические материалы могут быть использованы в работе учителей - логопедов, педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, родителей.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях (Красноярск 2019, 2020);
- публикацию в сборнике материалов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск 2019).
- публикацию результатов исследования в сборнике научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество».
Структура квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проведение исследования теоретического и экспериментального характера по теме диссертации было вызвано актуальной проблемой своевременного формирования глагольной лексики для полноценного и качественного развития речи детей.
В результате анализа литературных источников по теме магистерской диссертации мы пришли к выводу о том, что развитие глагольного словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающей мире. Глагольный словарь - это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Достигая старшего дошкольного возраста воспитанники, речевое развитие которых достигает нормы, применяют слова, которые выражают качества и свойства, формируют понятия вида и рода. Объем высказывания значительно увеличивается, связная речь приобретает качественно более высокий уровень. Дети овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом. К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2000 слов, дошкольник уверенно владеет глагольным словарем.
Анализ развития речи у старших дошкольников с ОНР II уровня говорит о том, что отклонения от возрастных норм очень существенно. Это проявляется ограниченным словарным запасом, своеобразным использованием и стойкими аграмматизмами. Чаще всего это связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи. У таких детей наблюдаются трудности в овладении глагольной лексикой.
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова в своих работах дают описание таких нарушений в словаре глаголов, как небольшой объем словарного запаса, разница в объеме активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов-действий, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Таким образом, при своевременном выявлении и устранении недостатков в формировании глагольного словаря у детей с ОНР II уровня, возможно построить логопедическую работу, которая позволит не только предупредить сложности в освоении глагольного словаря, но и помочь дошкольнику в успешном освоении программы в школе.
Достаточно разнообразны методики логопедической работы, которые направленны на формирование словаря, но все они подчиняются определенным принципам, имеют ряд задач и используют свои приемы. В работе с детьми дошкольного возраста очень важным является вопрос об использования информационно-коммуникационных технологий.
Использование компьютерных технологий повышает мотивацию и интерес детей к занятиям, к адекватной оценке своих возможностей. Заинтересованность ребенка является залогом успешной коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен с целью выявления особенностей и уровней сформированности глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Для проведения констатирующего эксперимента были использованы подходы, отраженные в методических рекомендациях Е.Ф. Архиповой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой.
Обследование проводилось с использованием наглядного материала О.Б. Иншаковой и Н.В. Нищевой.
Упомянутые методики были адаптированы к данной речевой патологии обследуемых детей. Задания были подготовлены в игровой форме, это позволило увеличить время на их выполнение, избежав при этом утомления детей. Кроме этого, нами была оказана организующая помощь - повторение и уточнение заданий в виде наводящих вопросов.
Констатирующий эксперимент проводился по 4 направлениям: исследование активного и пассивного словаря, а также исследование грамматических форм глаголов в экспрессивной и импрессивной речи.
В процессе проведения всех четырех блоков эксперимента мы пришли к выводу, что проблемы у детей возникали в тех заданиях, где от них требовалось актуализировать пассивный словарь глаголов. При этом последний сформирован на удовлетворительном уровне. Также трудности вызывало исследование грамматических форм глаголов в экспрессивной речи. По результатам исследования мы подтвердили общепринятую точку зрения, что у детей старшего дошкольного возраста понимание речи опережает экспрессивную речь. В работе логопеда по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР II уровня мы формируем лексическую тему, отрабатываем начальные формы ее изменения, включаем данную тему в модели словосочетаний, а затем в модели и простых предложений.
В результате суммирования данных по четырем блокам мы выделили две группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня:
- группа с относительно благоприятной перспективой развития, 31% (6 человек)
- группа с менее благоприятной перспективой развития, 69% (12 человек).
Исследования показали, неравномерность и разную степень сформированности словаря глаголов у старших дошкольников с ОНР II уровня. Выявленные отличия будут учтены при планировании логопедической работы.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами были сформулированы основные принципы содержания логопедической работы, составлено дифференцированное методическое планирование с учетом особенностей детей в двух группах. На основе дифференцированного методического планирования, в зависимости от особенностей детей в двух группах были разработаны презентации, игровые упражнения в программе Power Point и видеоролики в программе Sony Vegas. Данные разработки способствовали формированию словаря глаголов в доступной и понятной форме для детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
К каждой презентации составлены рекомендации родителям для самостоятельного выполнения заданий дома. Например, для группы детей с более благоприятной перспективой развития мы предлагали игровой наглядный материал с интересными заданиями и упражнениями, направленный на уточнение и активизацию словаря, а также формирование грамматического строя речи (составление предложений с опорой на наглядность, обучение согласованию слов в предложении в роде, числе). К презентации прилагается материал с руководством к играм и заданиям, с вариантами их использования.
Данные материалы апробированы частично. Методом наблюдения мы выявили небольшие изменения в лучшую сторону. Рекомендации выполнялись в системе и соблюдали определенную последовательность, это помогло расширить и обогатить пассивный и активный словарь воспитанников по темам, представленным в планировании. Способствовать появлению навыков в формировании грамматических форм глаголов и составлении словосочетаний, предложений, развитию связной речи.
После анализа данной работы, мы пришли к выводу, что у детей с нормальным речевым развитием процесс поиска и автоматизации слова происходит гораздо быстрее, чем у детей с речевой патологией. У детей с общим недоразвитием речи, данный процесс осуществляется медленнее. У детей с речевой патологией пассивный словарь доминирует над активным словарем. В связи с этим большие трудности возникают при актуализации словаря. Дети плохо ориентируются в назывании действий предметов, оттенков цветов и плохо различают форму предметов.
Продолжение работы будет способствовать благоприятному развитию на речевом и социальном уровне, а также способствовать интеллектуальному и личностному развитию ребенка.
Цель и задачи исследования реализованы, полученные данные не противоречат гипотезе: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня были выявлены следующие особенности сформированности глагольного словаря: бедность активного и пассивного словаря глаголов, глаголы имели неточное, недифференцированное значение, а также отмечалось оригинальность словоизменения глаголов.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается продолжение апробации предложенных нами методических рекомендаций, а также расширение и накопление дидактических материалов.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013. 448 с.
2. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М.: Языки русской культуры: Восточная литература, 1995. Т. 1. 472 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 272 с.
5. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студ. вузов. М.: АСТ-Астрель, 2007. С. 224-248.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2012. 117 с.
7. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико - грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений. М.: В. Секачев, 2010. 149 с.
8. Брызгалова С.В., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 15-18.
9. Брюховских Л.А, Захарова А.И. Диагностика сформированности глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // The newman in foreign policy. № 37 (81), июнь-июль, 2017. С. 134-136.
10. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004. №1. С. 34-40.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2001. 720 с.
12. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. 45 с.
13. Воробьева В.К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2009. 160 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2008. 668 с.
15. Гафурова Ю.А. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. Том. II. 2016. № XII. С. 35¬37.
16. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
17. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозайка-синтез, 2007. 64 с.
18. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
19. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Грааль, 2002. 144 с.
20. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у детей в процессе логопедической работы над связной речью // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. А.А. Алмазова, В.И. Селиверстов. М.: Академия, 2011. 159 с.
21. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Соловцева и др. СПб: ООО Детство-Пресс, 2014. 280 с.
22. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций / Авт. - сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др. СПб.: Детство-Пресс, 2001. 240 с.
23. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Елецкой. М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
24. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелым нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1961. С. 110-111.
25. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М: Педагогика, 1986. С. 5-25.
26. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: КнигоМир, 2011. 320 с.
27. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2018. 279 с.
28. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2001. 865 с.
29. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Медиа, 2012. 192 с.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников [Электронный ресурс]. СПб: Союз, 1999. 160 с. URL:
http://pedlib.ru/Books/5/0231/5-0231-42.shtml(дата обращения: 12.01.2020).
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. 222 с.
32. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс, 2014. 368 с.
33. Левицкий Ю.А. Общее языкознание: учебное пособие. М.: Либриком, 2017. 266 с.
34. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Академия, 2013. 287 с.
35. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
36. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Владос, 2009. 703 с.
37. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 416 с.
38. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
39. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2014. 256 с.
40. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: А.П.О., 1993. С. 36-43
41. Никашина Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей // Дефектология, 1969. № 4. С.21-36.
42. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) и рабочая программа учителя - логопеда. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 192 с.
43. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР с 3 до 7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2015. 240 с.
44. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под
ред. А.И. Булычевой М.: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера
«РАЗВИТИЕ», 2016. 220 с.
45. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
4 6 . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Под ред. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1990. 239 с.
47. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрауки.рф от 29.12.2012г.
48. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод
рекомендации / Под ред. А.В. Мамаевой, Н.В. Сиско, Т.В. Зиновьевой и др. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 44 с.
49. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. М.: Просвещение, 2014. 232 с.
50. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико- грамматического строя и связной речи. СПб.: Детство-Пресс, 2020. 48 с.
51. Сохин Ф.А Осознание речи дошкольниками. М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. 468 с.
52. Спирова Л.Ф. Нарушения речи у детей. М: АРКТИ, 1985. 173 с.
53. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Академия, 2013. 547 с.
54. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М. Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.
55. Ухина Л.А. Диагностика развитие речи детей дошкольного возраста: методическое пособие. Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное», 2010. 76 с.
56. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. 2013. № 13. С. 98-100.
57. Ушинский К.Д. Избранные труды. М.: Дрофа, 2005. 645 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
59. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева. М: Дрофа, 2010. 179 с.
60. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методологическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2000. С. 3-4
61. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996. 80 с.
62. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс, 2008. 224 с.
63. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
64. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М.: Владос, 2003. 329 с.
65. Чуйкова Ж.В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. 216 с.
66. Шахматов A.A. Синтаксис русского языка. М.: УРСС, 2001. 50 с.
67. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: ЛИБРОКОМ, 2009 С. 148-233.
68. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. С. 240-250.
69. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. 330 с.
70. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. 428 с.
71. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2012. 168 с.
72. Якушева В.В., Гуторова С.М. Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии. 2020. № 04 (45). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-sostoyaniya- predikativnogo-slovarya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem- rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html(дата обращения: 09.02.2020).
73. Papert, S. Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas, New York, Basic Books, 1990. 65 р.
74. Siraj-Blatchford, I., Siraj-Blatchford, J. A Guide to Developing the ICT Curriculum for Early Childhood Education. Trebtham Books, UK, 2006. 48 р.