Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.1 Лингвистический подход к понятию предложно-падежных конструкций . 9
1.2 Развитие предложных конструкций у детей в онтогенезе 17
1.3 Особенности формирования предложно-падежных конструкций у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 25
1.4 Анализ методик диагностики и формирования предложно-падежных
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
Выводы по 1 главе 45
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 47
2.2 Анализ экспериментальных данных исследования предложно-падежных
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 59 Выводы по 2 главе 69
Глава 3 Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 70
3.1 Содержание логопедической работы по формированию предложно¬
падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 70
3.2 Оценка эффективности логопедической работы по формированию
предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по 3 главе
Заключение
Библиография
Приложения
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.1 Лингвистический подход к понятию предложно-падежных конструкций . 9
1.2 Развитие предложных конструкций у детей в онтогенезе 17
1.3 Особенности формирования предложно-падежных конструкций у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 25
1.4 Анализ методик диагностики и формирования предложно-падежных
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
Выводы по 1 главе 45
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 47
2.2 Анализ экспериментальных данных исследования предложно-падежных
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 59 Выводы по 2 главе 69
Глава 3 Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 70
3.1 Содержание логопедической работы по формированию предложно¬
падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 70
3.2 Оценка эффективности логопедической работы по формированию
предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по 3 главе
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность исследования. Речь выполняет в жизни человека очень значимую роль. Она является не только основным средством межличностной коммуникации, но и мыслительной деятельности. Благодаря речи, помимо формирования социальных связей, происходит становление и развитие познавательных процессов в целом и всех мыслительных операций, в частности, формирование способности к планированию и регуляции всех видов деятельности и поведения.
Как известно, формирование речи происходит поэтапно, и самым важным периодом речевого развития является дошкольное детство, на протяжении которого ребёнок осваивает все стороны речи. Не является исключением и грамматический строй речи, базовые компоненты которого к моменту завершения дошкольного возраста должны быть полностью сформированными. Грамматический строй речи, в свою очередь, это, прежде всего, предложно-падежные конструкции, которые отображают взаимосвязь передаваемых речью взаимосвязей и отношений предметов и объектов окружающей действительности, от правильности которых зависят правильность и связность речи. Другими словами, владение предложно¬падежными конструкциями является одновременно показателем и условием полноценного речевого развития.
При нормотипическом речевом развитии, соответствующем возрастным закономерностям, овладение предложно-падежными конструкциями и способностью к их правильному употреблению в самостоятельной речи завершается в старшем дошкольном возрасте. При нарушениях в речевом развитии этот процесс происходит с запожданием и осложнениями.
Особо актуальной проблема формирования предложных конструкций считается для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, ведь этот уровень речевого развития отличается довольно обширным словарным запасом и умением достаточно связно излагать свои мысли, но с большим количеством ошибок грамматического свойства, что снижает качество речевой деятельности ребёнка. Более того, недостаточная сформированность способности к построению и реализации во внешнем плане предложений с предлогами у детей с общим недоразвитием речи III уровня неизбежно приводит к трудностям в освоении грамоты в начальной школе, что в дальнейшем негативно скажется на освоении программного материала по русскому языку.
О ведущей роли нарушений грамматического строя речи при общем недоразвитии речи III уровня говорится в исследованиях многих учёных. Так, в исследованиями Т.Б. Филичевой установлено, что процесс понимания грамматических конструкций детской речи с общим недоразвитием речи протекает замедленном темпе, грамматические категории такими детьми усваиваются дольше, чем детьми, не имеющими нарушений в речевом развитии, формирование морфологических и синтаксических систем языка отличает дисгармоничностью, что, в конечном итоге, приводит к искажениям процессуальной и результативной сторон речевого развития.
Исследованиями С.А. Городиловой и Л.В. Осетровой установлено, что расстройства грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют устойчивый характер и проявляются в неспособности детей безошибочно осуществлять операции словообразования и словоизменения, образовывать правильно согласованные синтакцические конструкции.
В работах Л.В. Абрамовой, О.В. Батыревой, Е.А. Колодовской, Р.Е. Левиной, А.С. Лобановой неверное использование предложных конструкций конструкций дошкольниками, речевое развитие которых отстаёт от нормотипических показателей, представлено как отдельное проявление морфологического аграмматизма. Сложность формирования и развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи названными исследователями недостаточной сформированностью операций анализа и синтеза, лежащих в основе освоения объективно сложных операций процесса порождения речи в грамматике.
Из всего вышесказанного следует, что общее недоразвитие речи необходимо выявлять на этапе дошкольного образования и проводить коррекционно-логопедическую работу над развитием речи до поступления ребенка в школу для предотвращения проявления вторичных нарушений.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить противоречия:
- между научной доказанностью специфичности процесса формирования предложных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недооценкой значимости логопедической коррекции имеющихся у детей нарушений в качестве отдельного направления логопедической работы;
- между необходимостью формирования предложения с предлогами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий осуществления успешной деятельности по данному направлению.
Проблема исследования заключается в подборе оптимального содержания, методов и приёмов логопедической коррекции нарушений в формировании предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
Объект исследования: процесс формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: разработать, провести апробацию и дать оценку результативности содержания логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешности логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать использование разработанного содержания логопедической работы, включающее специальные словесные и наглядные методы и приёмы коррекции.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы по формированию предложно-падежных конструкций в психолого-педагогической, лингвистической, логопедической литературе.
2. Выявить уровни и особенности падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы, а так же разработать программно - методическое и дидактическое обеспечение.
4. Определить результативность разработанного содержания
Теоретико-методологической основой исследования являются психолингвистические представления о процессе порождения речи. (Л.С. Выготский); положение об учете структуры речевого дефекта (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теории о формировании предложно¬падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н.В. Горностаевой, Н.А. Залетной, А.Ю. Иваниной, Е.В. Лукониной, А.А. Напреенко, Т.В. Осиповой.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами в ходе данного исследования применялись методы:
- теоретические: теоретический анализ, изучение и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования:
I этап (октябрь 2020 - май 2021 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
II этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021 г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности предложных конструкций у старших дошкольников с нормативным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня.
III этап (ноябрь 2021 - октябрь 2022 г.) - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Практическая значимость исследования заключается в наличии качественного анализа экспериментальных данных о сформированности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня предложных конструкций, который демонстрирует наглядно особенности этой составляющей грамматического строя речи у исследуемой категории детей; в выявлении и описании эффективных приёмов логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые могут использоваться и в практике логопеда по направлению коррекционно-развивающей работы, и в практике воспитателей дошкольной образовательной организации по направлению речевого развития дошкольников.
Структура работы: ведение, три главы, заключение, библиография, приложения. Работа содержит 12 рисунков и 5 таблиц.
Как известно, формирование речи происходит поэтапно, и самым важным периодом речевого развития является дошкольное детство, на протяжении которого ребёнок осваивает все стороны речи. Не является исключением и грамматический строй речи, базовые компоненты которого к моменту завершения дошкольного возраста должны быть полностью сформированными. Грамматический строй речи, в свою очередь, это, прежде всего, предложно-падежные конструкции, которые отображают взаимосвязь передаваемых речью взаимосвязей и отношений предметов и объектов окружающей действительности, от правильности которых зависят правильность и связность речи. Другими словами, владение предложно¬падежными конструкциями является одновременно показателем и условием полноценного речевого развития.
При нормотипическом речевом развитии, соответствующем возрастным закономерностям, овладение предложно-падежными конструкциями и способностью к их правильному употреблению в самостоятельной речи завершается в старшем дошкольном возрасте. При нарушениях в речевом развитии этот процесс происходит с запожданием и осложнениями.
Особо актуальной проблема формирования предложных конструкций считается для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, ведь этот уровень речевого развития отличается довольно обширным словарным запасом и умением достаточно связно излагать свои мысли, но с большим количеством ошибок грамматического свойства, что снижает качество речевой деятельности ребёнка. Более того, недостаточная сформированность способности к построению и реализации во внешнем плане предложений с предлогами у детей с общим недоразвитием речи III уровня неизбежно приводит к трудностям в освоении грамоты в начальной школе, что в дальнейшем негативно скажется на освоении программного материала по русскому языку.
О ведущей роли нарушений грамматического строя речи при общем недоразвитии речи III уровня говорится в исследованиях многих учёных. Так, в исследованиями Т.Б. Филичевой установлено, что процесс понимания грамматических конструкций детской речи с общим недоразвитием речи протекает замедленном темпе, грамматические категории такими детьми усваиваются дольше, чем детьми, не имеющими нарушений в речевом развитии, формирование морфологических и синтаксических систем языка отличает дисгармоничностью, что, в конечном итоге, приводит к искажениям процессуальной и результативной сторон речевого развития.
Исследованиями С.А. Городиловой и Л.В. Осетровой установлено, что расстройства грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют устойчивый характер и проявляются в неспособности детей безошибочно осуществлять операции словообразования и словоизменения, образовывать правильно согласованные синтакцические конструкции.
В работах Л.В. Абрамовой, О.В. Батыревой, Е.А. Колодовской, Р.Е. Левиной, А.С. Лобановой неверное использование предложных конструкций конструкций дошкольниками, речевое развитие которых отстаёт от нормотипических показателей, представлено как отдельное проявление морфологического аграмматизма. Сложность формирования и развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи названными исследователями недостаточной сформированностью операций анализа и синтеза, лежащих в основе освоения объективно сложных операций процесса порождения речи в грамматике.
Из всего вышесказанного следует, что общее недоразвитие речи необходимо выявлять на этапе дошкольного образования и проводить коррекционно-логопедическую работу над развитием речи до поступления ребенка в школу для предотвращения проявления вторичных нарушений.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить противоречия:
- между научной доказанностью специфичности процесса формирования предложных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недооценкой значимости логопедической коррекции имеющихся у детей нарушений в качестве отдельного направления логопедической работы;
- между необходимостью формирования предложения с предлогами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий осуществления успешной деятельности по данному направлению.
Проблема исследования заключается в подборе оптимального содержания, методов и приёмов логопедической коррекции нарушений в формировании предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
Объект исследования: процесс формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: разработать, провести апробацию и дать оценку результативности содержания логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешности логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать использование разработанного содержания логопедической работы, включающее специальные словесные и наглядные методы и приёмы коррекции.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы по формированию предложно-падежных конструкций в психолого-педагогической, лингвистической, логопедической литературе.
2. Выявить уровни и особенности падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы, а так же разработать программно - методическое и дидактическое обеспечение.
4. Определить результативность разработанного содержания
Теоретико-методологической основой исследования являются психолингвистические представления о процессе порождения речи. (Л.С. Выготский); положение об учете структуры речевого дефекта (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теории о формировании предложно¬падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н.В. Горностаевой, Н.А. Залетной, А.Ю. Иваниной, Е.В. Лукониной, А.А. Напреенко, Т.В. Осиповой.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами в ходе данного исследования применялись методы:
- теоретические: теоретический анализ, изучение и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования:
I этап (октябрь 2020 - май 2021 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
II этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021 г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности предложных конструкций у старших дошкольников с нормативным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня.
III этап (ноябрь 2021 - октябрь 2022 г.) - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Практическая значимость исследования заключается в наличии качественного анализа экспериментальных данных о сформированности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня предложных конструкций, который демонстрирует наглядно особенности этой составляющей грамматического строя речи у исследуемой категории детей; в выявлении и описании эффективных приёмов логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые могут использоваться и в практике логопеда по направлению коррекционно-развивающей работы, и в практике воспитателей дошкольной образовательной организации по направлению речевого развития дошкольников.
Структура работы: ведение, три главы, заключение, библиография, приложения. Работа содержит 12 рисунков и 5 таблиц.
В условиях нарушенного речевого развития очень важным для логопедической теории и практики является вопрос о формировании предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Как указывается в литературе, у дошкольников с общим недоразвитием речи процесс формирования предложно-падежных конструкций нарушен, хотя последовательность усвоения предлогов точно такая же, как у детей, не имеющих речевых дефектов. Это выражается, прежде всего, в упрощённом выражении грамматических значений без использования предлогов и изменения окончаний слов, употребляемых в словосочетаниях в косвенных падежах. У таких детей наблюдается смешение предлогов и флексий, что искажает и произносительную сторону их устной речи, и смысловую. В качестве причин нарушения процесса формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи выступают недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений и ориентировки в пространстве. Именно поэтому для дошкольников с общим недоразвитием речи очень сложным является освоение значения и способов употребления предлогов, выражающих пространственные отношения.
Целью нашего исследования являлась разработка, апробация и оценка результативности содержания логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
В соответствии с поставленной целью, нами был проведён констатирующий эксперимент, посвящённый изучению актуального состояния сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям: понимание пространственных предлогов детьми; владение предложно-падежными формами во фразовой речи; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи.
Анализируя данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что дошкольникам с общим недоразвитием речи свойственны существенные отличия от дошкольников с нормальным речевым развитием по всем вышеназванным параметрам, которые были исследованы. Дети медленно выполняют задания, им требуется помощь экспериментатора. Выявлены особенности понимания и употребления предлогов и предложно-падежных конструкций детьми с речевым недоразвитием. К числу таких особенностей относится затруднённое понимание смысла пространственных предлогов и, как следствие, неспособность старших дошкольников дифференцировать их. При использовании предложно-падежных конструкций во фразовой и связной речи этими детьми систематически допускаются ошибки в выборе подходящих предлогов, изменении падежных окончаний имён существительных, согласовании слов в предложениях. При пересказе повествовательного текста детям с общим недоразвитием речи свойственно упрощать текст, исключая из него предложно-падежные конструкции и заменяя сложные предложения простыми.
Полученные результаты говорят о том, что детям с общим недоразвитием речи требуется целенаправленная логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня проводилась поэтапно.
Первый этап - изолированная работа над предлогами. Эта работа проводилась по следующим направлениям: уточнение конкретного значения предлога; усвоение падежной формы существительного, с которым употребляется; дифференциация значений одного предлога.
Второй этап - дифференциация нескольких предлогов. Направления работы на данном этапе: усвоение различий в пространственном расположении предметов и звучании разных предлогов со словами на основе наглядной демонстрации; усвоение различий на основе формальных признаков звукового образа предлога; понимание обобщённого значения разных предлогов.
Третий этап - закрепление правильного и сознательного употребления предложно-падежных конструкций в речи. Этот этап подразумевал работу в следующих направлениях: составление предложений по демонстрации с опорой на графические схемы; составление предложений по аналогии; самостоятельное составление предложений.
Эффективность логопедической работы достигается при условии, что оно носит системный характер и осуществляется дифференцированно с учетом характерных специфических нарушений предложно-падежных конструкций. В целом, экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что успешности логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать использование словесных и наглядных приёмов.
Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.
Целью нашего исследования являлась разработка, апробация и оценка результативности содержания логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
В соответствии с поставленной целью, нами был проведён констатирующий эксперимент, посвящённый изучению актуального состояния сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям: понимание пространственных предлогов детьми; владение предложно-падежными формами во фразовой речи; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи.
Анализируя данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что дошкольникам с общим недоразвитием речи свойственны существенные отличия от дошкольников с нормальным речевым развитием по всем вышеназванным параметрам, которые были исследованы. Дети медленно выполняют задания, им требуется помощь экспериментатора. Выявлены особенности понимания и употребления предлогов и предложно-падежных конструкций детьми с речевым недоразвитием. К числу таких особенностей относится затруднённое понимание смысла пространственных предлогов и, как следствие, неспособность старших дошкольников дифференцировать их. При использовании предложно-падежных конструкций во фразовой и связной речи этими детьми систематически допускаются ошибки в выборе подходящих предлогов, изменении падежных окончаний имён существительных, согласовании слов в предложениях. При пересказе повествовательного текста детям с общим недоразвитием речи свойственно упрощать текст, исключая из него предложно-падежные конструкции и заменяя сложные предложения простыми.
Полученные результаты говорят о том, что детям с общим недоразвитием речи требуется целенаправленная логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня проводилась поэтапно.
Первый этап - изолированная работа над предлогами. Эта работа проводилась по следующим направлениям: уточнение конкретного значения предлога; усвоение падежной формы существительного, с которым употребляется; дифференциация значений одного предлога.
Второй этап - дифференциация нескольких предлогов. Направления работы на данном этапе: усвоение различий в пространственном расположении предметов и звучании разных предлогов со словами на основе наглядной демонстрации; усвоение различий на основе формальных признаков звукового образа предлога; понимание обобщённого значения разных предлогов.
Третий этап - закрепление правильного и сознательного употребления предложно-падежных конструкций в речи. Этот этап подразумевал работу в следующих направлениях: составление предложений по демонстрации с опорой на графические схемы; составление предложений по аналогии; самостоятельное составление предложений.
Эффективность логопедической работы достигается при условии, что оно носит системный характер и осуществляется дифференцированно с учетом характерных специфических нарушений предложно-падежных конструкций. В целом, экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что успешности логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать использование словесных и наглядных приёмов.
Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение коррекции нарушений понимания и употребления
предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование
элементов песочной терапии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



