Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.1 Лингвистический подход к понятию предложно-падежных конструкций . 9
1.2 Развитие предложных конструкций у детей в онтогенезе 17
1.3 Особенности формирования предложно-падежных конструкций у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 25
1.4 Анализ методик диагностики и формирования предложно-падежных
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
Выводы по 1 главе 45
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 47
2.2 Анализ экспериментальных данных исследования предложно-падежных
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 59 Выводы по 2 главе 69
Глава 3 Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 70
3.1 Содержание логопедической работы по формированию предложно¬
падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 70
3.2 Оценка эффективности логопедической работы по формированию
предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по 3 главе
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность исследования. Речь выполняет в жизни человека очень значимую роль. Она является не только основным средством межличностной коммуникации, но и мыслительной деятельности. Благодаря речи, помимо формирования социальных связей, происходит становление и развитие познавательных процессов в целом и всех мыслительных операций, в частности, формирование способности к планированию и регуляции всех видов деятельности и поведения.
Как известно, формирование речи происходит поэтапно, и самым важным периодом речевого развития является дошкольное детство, на протяжении которого ребёнок осваивает все стороны речи. Не является исключением и грамматический строй речи, базовые компоненты которого к моменту завершения дошкольного возраста должны быть полностью сформированными. Грамматический строй речи, в свою очередь, это, прежде всего, предложно-падежные конструкции, которые отображают взаимосвязь передаваемых речью взаимосвязей и отношений предметов и объектов окружающей действительности, от правильности которых зависят правильность и связность речи. Другими словами, владение предложно¬падежными конструкциями является одновременно показателем и условием полноценного речевого развития.
При нормотипическом речевом развитии, соответствующем возрастным закономерностям, овладение предложно-падежными конструкциями и способностью к их правильному употреблению в самостоятельной речи завершается в старшем дошкольном возрасте. При нарушениях в речевом развитии этот процесс происходит с запожданием и осложнениями.
Особо актуальной проблема формирования предложных конструкций считается для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, ведь этот уровень речевого развития отличается довольно обширным словарным запасом и умением достаточно связно излагать свои мысли, но с большим количеством ошибок грамматического свойства, что снижает качество речевой деятельности ребёнка. Более того, недостаточная сформированность способности к построению и реализации во внешнем плане предложений с предлогами у детей с общим недоразвитием речи III уровня неизбежно приводит к трудностям в освоении грамоты в начальной школе, что в дальнейшем негативно скажется на освоении программного материала по русскому языку.
О ведущей роли нарушений грамматического строя речи при общем недоразвитии речи III уровня говорится в исследованиях многих учёных. Так, в исследованиями Т.Б. Филичевой установлено, что процесс понимания грамматических конструкций детской речи с общим недоразвитием речи протекает замедленном темпе, грамматические категории такими детьми усваиваются дольше, чем детьми, не имеющими нарушений в речевом развитии, формирование морфологических и синтаксических систем языка отличает дисгармоничностью, что, в конечном итоге, приводит к искажениям процессуальной и результативной сторон речевого развития.
Исследованиями С.А. Городиловой и Л.В. Осетровой установлено, что расстройства грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют устойчивый характер и проявляются в неспособности детей безошибочно осуществлять операции словообразования и словоизменения, образовывать правильно согласованные синтакцические конструкции.
В работах Л.В. Абрамовой, О.В. Батыревой, Е.А. Колодовской, Р.Е. Левиной, А.С. Лобановой неверное использование предложных конструкций конструкций дошкольниками, речевое развитие которых отстаёт от нормотипических показателей, представлено как отдельное проявление морфологического аграмматизма. Сложность формирования и развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи названными исследователями недостаточной сформированностью операций анализа и синтеза, лежащих в основе освоения объективно сложных операций процесса порождения речи в грамматике.
Из всего вышесказанного следует, что общее недоразвитие речи необходимо выявлять на этапе дошкольного образования и проводить коррекционно-логопедическую работу над развитием речи до поступления ребенка в школу для предотвращения проявления вторичных нарушений.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить противоречия:
- между научной доказанностью специфичности процесса формирования предложных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недооценкой значимости логопедической коррекции имеющихся у детей нарушений в качестве отдельного направления логопедической работы;
- между необходимостью формирования предложения с предлогами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий осуществления успешной деятельности по данному направлению.
Проблема исследования заключается в подборе оптимального содержания, методов и приёмов логопедической коррекции нарушений в формировании предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
Объект исследования: процесс формирования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: разработать, провести апробацию и дать оценку результативности содержания логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешности логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать использование разработанного содержания логопедической работы, включающее специальные словесные и наглядные методы и приёмы коррекции.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Определить состояние проблемы по формированию предложно-падежных конструкций в психолого-педагогической, лингвистической, логопедической литературе.
2. Выявить уровни и особенности падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание логопедической работы, а так же разработать программно - методическое и дидактическое обеспечение.
4. Определить результативность разработанного содержания
Теоретико-методологической основой исследования являются психолингвистические представления о процессе порождения речи. (Л.С. Выготский); положение об учете структуры речевого дефекта (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теории о формировании предложно¬падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н.В. Горностаевой, Н.А. Залетной, А.Ю. Иваниной, Е.В. Лукониной, А.А. Напреенко, Т.В. Осиповой.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами в ходе данного исследования применялись методы:
- теоретические: теоретический анализ, изучение и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования:
I этап (октябрь 2020 - май 2021 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
II этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021 г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности предложных конструкций у старших дошкольников с нормативным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня.
III этап (ноябрь 2021 - октябрь 2022 г.) - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Практическая значимость исследования заключается в наличии качественного анализа экспериментальных данных о сформированности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня предложных конструкций, который демонстрирует наглядно особенности этой составляющей грамматического строя речи у исследуемой категории детей; в выявлении и описании эффективных приёмов логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые могут использоваться и в практике логопеда по направлению коррекционно-развивающей работы, и в практике воспитателей дошкольной образовательной организации по направлению речевого развития дошкольников.
Структура работы: ведение, три главы, заключение, библиография, приложения. Работа содержит 12 рисунков и 5 таблиц.
В условиях нарушенного речевого развития очень важным для логопедической теории и практики является вопрос о формировании предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Как указывается в литературе, у дошкольников с общим недоразвитием речи процесс формирования предложно-падежных конструкций нарушен, хотя последовательность усвоения предлогов точно такая же, как у детей, не имеющих речевых дефектов. Это выражается, прежде всего, в упрощённом выражении грамматических значений без использования предлогов и изменения окончаний слов, употребляемых в словосочетаниях в косвенных падежах. У таких детей наблюдается смешение предлогов и флексий, что искажает и произносительную сторону их устной речи, и смысловую. В качестве причин нарушения процесса формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи выступают недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений и ориентировки в пространстве. Именно поэтому для дошкольников с общим недоразвитием речи очень сложным является освоение значения и способов употребления предлогов, выражающих пространственные отношения.
Целью нашего исследования являлась разработка, апробация и оценка результативности содержания логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на основе выявления уровневых особенностей и качественного своеобразия их нарушений.
В соответствии с поставленной целью, нами был проведён констатирующий эксперимент, посвящённый изучению актуального состояния сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по следующим направлениям: понимание пространственных предлогов детьми; владение предложно-падежными формами во фразовой речи; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи.
Анализируя данные констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что дошкольникам с общим недоразвитием речи свойственны существенные отличия от дошкольников с нормальным речевым развитием по всем вышеназванным параметрам, которые были исследованы. Дети медленно выполняют задания, им требуется помощь экспериментатора. Выявлены особенности понимания и употребления предлогов и предложно-падежных конструкций детьми с речевым недоразвитием. К числу таких особенностей относится затруднённое понимание смысла пространственных предлогов и, как следствие, неспособность старших дошкольников дифференцировать их. При использовании предложно-падежных конструкций во фразовой и связной речи этими детьми систематически допускаются ошибки в выборе подходящих предлогов, изменении падежных окончаний имён существительных, согласовании слов в предложениях. При пересказе повествовательного текста детям с общим недоразвитием речи свойственно упрощать текст, исключая из него предложно-падежные конструкции и заменяя сложные предложения простыми.
Полученные результаты говорят о том, что детям с общим недоразвитием речи требуется целенаправленная логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня проводилась поэтапно.
Первый этап - изолированная работа над предлогами. Эта работа проводилась по следующим направлениям: уточнение конкретного значения предлога; усвоение падежной формы существительного, с которым употребляется; дифференциация значений одного предлога.
Второй этап - дифференциация нескольких предлогов. Направления работы на данном этапе: усвоение различий в пространственном расположении предметов и звучании разных предлогов со словами на основе наглядной демонстрации; усвоение различий на основе формальных признаков звукового образа предлога; понимание обобщённого значения разных предлогов.
Третий этап - закрепление правильного и сознательного употребления предложно-падежных конструкций в речи. Этот этап подразумевал работу в следующих направлениях: составление предложений по демонстрации с опорой на графические схемы; составление предложений по аналогии; самостоятельное составление предложений.
Эффективность логопедической работы достигается при условии, что оно носит системный характер и осуществляется дифференцированно с учетом характерных специфических нарушений предложно-падежных конструкций. В целом, экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что успешности логопедической работы по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать использование словесных и наглядных приёмов.
Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.
1. Абрамова, Л.В. Формирование падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л.В. Абрамова, Е.А. Колодовская // Российская наука: тенденции и возможности: сборник научных статей. Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва, 2019. - С. 66-69.
2. Алаева, И.В. Авторская методика коррекции нарушений предложно-падежных конструкций у дошкольников С ОНР / И.В. Алаева, Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65. - С. 121-123.
3. Алтынбаева, Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Алтынбаева // Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал. - Режим доступа:http://logoportal.ru/statya-15319/(дата обращения: 09.03.2021)
4. Андрианова, А.П. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.П. Андрианова // Межведомственный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. - 2019. - С. 26-31.
5. Астапова, Т.В. Работа над предлогами: использование игровых приёмов в работе с детьми с тяжелым нарушением речи / Т. В. Астапова // Коррекционная работа в ДОУ. - 2017. - № 1. - С. 18-21.
6. Афанасьева Е.А. Овладение пространственными представлениями основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи: сборник научных трудов / Е.А. Афанасьева, М.Ф. Фомичева. - М.: МГЛУ, 2008. - С. 393
7. Бардина, Л.А. Велкро технологии как средство развития навыков использования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л.А. Бардина // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2021. - С. 10-14.
8. Баронова, В.В. Технология формирования падежных конструкций у дошкольников с ОНР / В.В. Баронова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 4. - С. 64-71.
9. Барулина, Н.В. Формирование предложных конструкций в речевой практике у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Барулина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 9. - С. 60-65.
10. Батырева, О.В. Особенности понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О.В. Батырева // Дошкольное, начальное и специальное образование: современные технологии воспитания, обучения и развития: материалы Всероссийского конкурса студенческих научных статей. - 2020. - С. 29-34.
11. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: Просвещение, 1997. - С. 64.
12. Бодюл, Т.А. Формирование навыков правильного употребления предлогов
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Т.А. Бодюл // Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru. - Режим доступа: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2018/01/21/formirovanie-navykov-pravilnogo-upotrebleniya-predlogov-u(дата обращения: 09.03.2021)
13. Бондаренко, О. В. Роль пространственных представлений в формировании предложно-падежных конструкций у детей с ОНР / О. В. Бондаренко, Т.В. Коротовских // Современные проблемы общей и специальной педагогики: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет». - 2015. - С. 128-129.
14. Борисова, Т.В. Система работы по формированию навыков употребления предлогов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Т.В. Борисова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практическая конференции студентов, аспирантов и магистрантов. Ответственный редактор: Т. Н. Семенова. - 2017. - С. 28-31.
15. Брюховских Л.А. Объективизация пространственных отношений при формировании предложных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития / Л.А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 3. - С. 150-154; Брюховских Л.А. Формирование приемов мануального моделирования предлогов у детей с умственной отсталостью. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009
16. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №3. - С. 105-107. [электронный ресурс] Режим доступа:https://moluch.ru/th/ 1/archive/41/1344/(дата обращения: 09.03.2021)
17. Бурачевская, О.В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций / О.В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. - С. 105-107.
18. Валиахметова, А.Р. Развитие предложно-падежных конструкций с чем/вокруг чего в современном русском языке / А.Р. Валиахметова // Вариативность в языке и коммуникации: сборник статей. Российский государственный гуманитарный университет, Институт лингвистики; составитель и ответственный редактор Л. Л. Федорова. - 2012. - С. 73-84.
19. Васерман, С.В. Исследование понимания и употребления предложно-падежных конструкций единственного числа у детей среднего дошкольного возраста / С.В. Васерман, Т.В. Захарова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XI Международной научно-практической конференции : в 3 ч. - 2018. - С. 236-239.
20. Владимирова И.Д., Скрипкина Н.В. К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. №12. - С. 764-768. [электронный ресурс] Режим доступа:https://moluch.ru/archive/116/31752/(дата обращения: 09.03.2021)
21. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1961. - С. 471.
22. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 2. Синтаксис / А. Н. Гвоздев. - М.:КД «Либроком», 2009. - С. 352
23. Глотова, К.В. Формирование навыков употребления предлогов у детей среднего дошкольного возраста / К. В. Глотова // Педагогика XXI века: традиции и инновации: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией Н. В. Фединой. - 2018. - С. 91-95.
24. Голуб, И.Б. Современный русский язык / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Просвещение, 2004. - С. 439.
25. Голубец О.Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед. 2013. № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoped-sfera.ru/arxiv-nomerov/2013/nomer-9-2013 (дата обращения: 09.03.2021)
26. Горностаева, Н.В. Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Горностаева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 6. - С. 24-26.
27. Городилова, С.А Развитие понимания логико-грамматических
конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С.А. Городилова, Л.В. Осетрова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. - Киров, 2020. - С. 606-614.
28. Градова, Г.Н. К проблеме использования предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи / Г.Н. Градова, И.С. Маковецкая, Е.А. Попова // Студент года 2020: сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - С. 15-24.
29. Гуженкова, Н.В. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н.В. Гуженкова, И.А. Павлова // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 111-113.
30. Дроздова, Н.В. Проблема изучения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Дроздова, В. Н. Труханович // Специальное образование: профессиональный дебют: материалы VII Республиканской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) 26 февраля 2016 г. - Минск: БГПУ, 2016. - С.23-29.
31. Дудочкина, О.А. Недостатки формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Дудочкина // Логопедия. - 2015. - № 4. - С. 24-27.
32. Дудочкина, О.А. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Дудочкина // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 11. - С. 205-207.
33. Дьяконова, А.В. Специфика овладения грамматической категории предлога детьми с ОНР / А.В. Дьяконова, А.А. Карушкина // Научный альманах. - 2016. - № 6. - С. 293-295.
34. Дьячкова, Л.С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ / Л.С. Дьячкова // Логопед.
- 2015. - № 3. - С. 39-43.
35. Егорова, Н.Л. Характеристика предложно-падежных конструкций в грамматическом строе речи дошкольников при общем недоразвитии речи третьего уровня / Н.Л. Егорова, О.В. Ульянова // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018. - С. 195-200.
36. Еливанова, М.А. Формирование категории локативности в языковой системе детей дошкольного возраста: дисс. канд. филол. наук. / М.А. Еливанова. - СПб, 2004. - С. 218.
37. Залетная, Н.А. Формирование предложно-падежной конструкции у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня / Н.А. Залетная // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. - Пенза, 2020. - С. 24-26.
38. Зимина, И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.А. Зимина // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - М.: Просвещение, 1999. - С. 47-52.
39. Зубкова, И.А. Предложные конструкции как средство выражения обстоятельственных детерминантов с качественно-характеризующим значением / И.А. Зубкова // Современные проблемы науки и образования.
- 2012. - № 6. - С.12-19.
40. Иванина, А.Ю. Особенности развития навыков употребления предлогов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Ю. Иванина // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов Х Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной памяти профессора З.П. Ларских. - 2020. - С. 291-297.
41. Иващенко, О.Ю. Обучение детей с нарушениями речи преложным
конструкциям / О.Ю. Иващенко, Т.Г. Юнакова // Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия:
О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 101-103.
42. Игнатьева, С.А. Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / С.А. Игнатьева, И.В. Никифорова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т. 4. - С. 58-64.
43. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». [электронный ресурс] Режим доступа:https://mersibo.ru/voxflex.(дата обращения: 21.02.2021)
44. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». [электронный ресурс] Режим доступа:https://mersibo.ru/voxflex.(дата обращения: 21.02.2021)
45. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». [электронный ресурс] Режим доступа:https://mersibo.ru/voxflex.(дата обращения: 22.02.2021)
46. Карагодина, А.А. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования / А.А. Карагодина // Молодежная наука: тенденции развития. - 2019. - № 2. - С. 53-59.
47. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С. Н. Карпова, С. Н. Колобова.- М., 1978. - С. 165.
48. Китаева Н.Н., Мозгова Л.Г. Преодоление нарушений предложно¬падежного управления у дошкольников с ОНР // Мир логопедии Натальи Китаевой: сообщество в ВК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/club89195699
49. Ковайкина, Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи / Е.В. Ковайкина // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 54-59.
50. Ковригина, Л.В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Л.В. Ковригина. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 220.
51. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных / В.А. Ковшиков. - СПб.: Каро, 2006. - С. 80.
52. Коновалова, Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи / Е.Г. Коновалова // Инновационная наука. - 2018. - № 11. - С. 145-147.
53. Кравцова, А.Д. Становление предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста / А.Д. Кравцова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. материалы научных трудов V юбилейного Международного интернет-симпозиума. - Ставрополь, 2019. - С. 102-104.
54. Ладейко, В.Д. Методический аспект формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи / В.Д. Ладейко // Межотраслевое сотрудничество на пути к реформированию национальной системы образования: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 46-50.
55. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альян С, 2014. - С. 368.
56. Лекант, П.А. Современный русский язык. Пособие для педагогических учебных заведений / П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова, Т.С. Монина, Н.Б. Самсонов. - М.: Дрофа, 2011. - С. 448.
57. Леонова, С.В. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыку
употребления предложно-падежных форм существительных /
С.В. Леонова, Л.В. Мещерякова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. под ред. М.В. Сурниной. - 2017. - С. 46-48.
58. Лобанова, А.С. Исследование продуцирования предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.С. Лобанова // На крыльях детства: ресурсы современного коррекционно-развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных. - 2019. - С. 58-60.
59. Лобанова, А.С. Современное состояние исследования понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций в темпоральном и локативном значении детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.С. Лобанова, Д.А. Щукина // Специальное образование: материалы XIV международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 189-191.
60. Луконина, Е.В. Проблема формирования падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Луконина, Т.В. Осипова // Практическая дефектология. - 2017. - № 4. - С. 24-28.
61. Малафеева, Л. Формирование правильного употребления предлогов в речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Л. Малафеева // Международный образовательный портал МААМ. - Режим доступа:
https ://www. maam. ru/detskij sad/formirovanie-pravilno go-upotreblenij a-predlogov-v-rechi-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html(дата обращения: 10.02.2021)
62. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.Л. Малиованова / Московский государственный педагогический университет. - Москва, 2009. - С. 25.
63. Мальцева, О.Л. Предлог как элемент системы средств выражения пространственного дейксиса в языке / О.Л. Мальцева // Язык и образование: Сб. науч. тр. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. - С. 28¬34.
64. Мишарина, О.Г. Формирование предложно-падежных конструкций у
детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Мишарина // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.rU/det:skiy-sad/logopediya/2016/11/23/formirovanie-predlozhnopadezhnyh-konstruktsiy-u-detey-starshego (дата
обращения: 19.03.2021)
65. Моисеева, А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР / А.М. Моисеева // Логопед. - 2011. - № 4. - С. 51-61.
66. Морозова, Н.Л. Использование игровых приемов в работе по
формированию предложно-падежных конструкций у старших
дошкольников с задержкой психического развития / Н.Л. Морозова, К.В. Шарапова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы.
67. Мотова, Е.В. Особенности развития навыков употребления предложно¬
падежных конструкций в речи у старших дошкольников с ОНР / Е.В. Мотова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект XIII Всероссийская научно¬
практическая конференция студентов, аспирантов и магистрантов с международным участием. Министерство образования и науки РФ; Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. - 2016. - С. 245-248.
68. Мохаммад, М. Предложно-падежные конструкции с предлогом «от» в современном русском языке: структурно-семантический аспект: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / М. Мохаммад. - Н.Новгород, 2014. - С. 189.
69. Напреенко, А.А. Развитие навыков понимания и правильного употребления предлогов детьми с ОНР старшего дошкольного возраста / А. А. Напреенко // Современная педагогика: теория, методология, практика. сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 286-294.
70. Никифорова, И.В. Проблема усвоения предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / И.В. Никифорова // Интегративные тенденции в медицине и образовании.
- 2016. - Т. 4. - С. 110-113.
71. Осетрова, Л.В. Развитие понимания логико-грамматических конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Осетрова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. сборник материалов VIII Всероссийской научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. Вятский государственный университет. - Киров, 2020.
- С. 456-465.
72. Осипова, Т.В. Исследование употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с III уровне / Т.В. Осипова // Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы XVI Всероссийской научно¬практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: И.Ю. Жуковин; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - 2017. - С. 58-61.
73. Панина О.П. Игровые приёмы формирования предложно-падежных конструкций // Логопед. 2012. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoped-sfera.ru/arxiv-nomerov/2012/nomer-5-2012 (дата обращения: 09.03.2022)
74. Пронина, И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у
дошкольников с ОНР в игровой деятельности [Электронный ресурс] / И.А. Пронина // Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/07/22/formirovanie-
predlozhnopade
zhnykh-konstruktsiy-u-doshkolnikov-s(дата обращения: 21.03.2021)
75. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной. Правке / Д. Э. Розенталь. - М.: Книга, 1989. - С. 320.
76. Рудакова Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис ... канд. пед. Наук. М, 2005. - С. 188.
77. Рудакова Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Рудакова. - М., 2005. - С. 18.
78. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи / Н.П. Рудакова // Логопед. - 2007. - № 5. - С. 12-19.
79. Сальникова, А.В. Приемы работы над употреблением предложнопадежных конструкций дошкольниками с ОНР [Электронный ресурс] / А.В. Сальникова // Воспитателям.ру: [сайт]. Режим доступа: http://vospitateljam.ru/priemy-raboty-nad-upotrebleniem-predlozhno-padezhnyxkonstrukcij-doshkolnikami-s-onr/(дата обращения: 17.03.2021)
80. Сергеева, Г.Н. Лексикализованные предложно-падежные словоформы как одна из структурных разновидностей эквивалентов слова / Г.Н. Сергеева // Лингвистический ежегодник Сибири. - Красноярск, 2000. - Вып.2. - С. 60¬69.
81. Серебрякова, Н.В. Формирование предложно-падежных конструкций в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.В. Серебрякова, Г.Р. Шашкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66. - С. 195-199.
82. Трапезникова, Е.С. Изучение понимания и точного употребления предлогов пространственного значения дошкольниками с общим недоразвитием речи и подходы к коррекции / Е.С. Трапезникова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - 2018. - С. 163-165.
83. Ульянова, О.В. Пространственное значение предложно-падежные консрукции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / О.В. Ульянова // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2019. - С. 239-243.
84. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 336.
85. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР.
- Т.2. - 2008. - С. 560.
86. Феофанов, М.П. Об употреблении предлогов в детской речи / М.П. Феофанов // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 118-123
87. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т. Б. Филичева // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 480.
88. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин.
- М.: Владос, 2000. - С. 165.
89. Шахова, Е.М. Предложно-падежная форма имени как ономасиологическая единица / Е.М. Шахова // Сборник научных трудов / Крым. гос. мед. ун-т им. С.И. Георгиевского. - К., 2014. - Вып. 8: Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания. - С. 81-86.
90. Шведова, Н.Ю. Существуют ли все-таки детерминанты как самостоятельные распространители предложения? / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. - 1968. - № 2. - С.39-50.
91. Щерба, Л.Б. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - М.: ЛКИ, 2008. - С. 432.
92. Яковлева, И.В. Усвоение детьми системы предлогов русского языка / И.В. Яковлева // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции - 2015: материалы международной конференции. - 2015. - С. 299-303.
93. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - С. 48.