Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемного обучения в образовательном процессе школы……………………………….....7
1.1. Сущность технологии проблемного обучения……………………………..7
1.2. Психолого-педагогические условия реализации технологии проблемного обучения в школе………………………………………………………………...20
1.3. Особенности управления реализацией технологии проблемного обучения в школе…………………………………………………………………………...27
Глава 2. Управление реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования)………...39
2.1. Лего-конструирование как средство реализации технологии проблемного обучения…………………………………………………………………………39
2.2. Организация учебных занятий по лего-конструированию в рамках реализации проблемного обучения…………………………………………….80
2.3. Методические рекомендации по управлению реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования)………………………………………………………………..85
Заключение………………………………………………………………………87
Список используемой литературы……………………………………………..
Актуальность исследования. Обучение на современном этапе развития имеет ряд важных специфических особенностей, которые составляют основу преподавания как в условиях общего образования, так и дополнительного, одной из таких особенностей и в то же время способом обучения является – проблемное обучение. Сегодня оно занимает одно из ведущих мест в в том числе дополнительного образования.
Перед современным педагогом стоит вопрос, как сделать урок более эффективным, чтобы учащиеся на занятиях работали активно и самостоятельно. Это говорит о том, что педагог должен использовать на практике дидактические приемы, позволяющие посредством детской любознательности, развить социально активную личность, которая способна самостоятельно принимать конструктивные решения не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.
Данная проблема решаема, по мнению многих ученых (Дж. Дьюи, М.А. Данилов, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер) путем введения в учебный процесс нестандартных методов обучения. Одним из таких методов является проблемное обучение, которое обладает широкими возможностями. К ним относят развитие логического мышления, развитие творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного ребенка.
Проведенный системный анализ основной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за организацией проведения занятий в условиях дополнительного образования позволяют выявить противоречие между значительным потенциалом применения технологии проблемного обучения на занятиях и недостаточным количеством практических разработок в данной области.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальную проблему данного исследования, – каково применение проблемного обучения в практике преподавателей дополнительного образования.
Актуальность описанных выше по тексту вопросов обуславливают и выбор темы исследования «Управление реализацией технологии проблемного обучения в образовательном процессе школы».
Степень разработанности проблемы. Педагогической наукой, а также практикой школы накоплен определенный, и даже значительный опыт по использованию метода проблемного обучения в школе. В научно-педагогической литературе этот вопрос нашел свое отражение в работах известных педагогов-ученых Эпштейна Л.Е. , Аменда А.Ф., Махмутова М.И., Селевко Г.К., Оконя В., Лернера И.Я., Ильиной Т.А., Матюшкина А.М., Брызгаловой С.И., Реза З.Я. и др. В трудах данных ученых освещаются сущность, основные понятия и содержание методов проблемного обучения.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения в условиях общеобразовательной школы, предметом исследования является применение проблемного обучения на занятиях ы общеобразовательной школе на примере лего-конструирования.
Гипотеза исследования – проблемное обучение, являясь современным уровнем развития практической педагогики и дидактики, будет проходить более успешно в случае использования в образовательном процессе лего-конструирования.
Цель исследования – выявить и теоретические обосновать управление реализацией технологии проблемного обучения в образовательном процессе школы.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. рассмотреть сущность психологии проблемного обучения;
2. проанализировать психолого-педагогические условия реализации психологии проблемного обучения в школе
3. охарактеризовать особенности управления реализацией технологии проблемного обучения в школе;
4. проанализировать лего-конструирование как средство реализации технологии проблемного обучения;
5. рассмотреть организацию учебных занятий по лего-конструированию в рамках реализации проблемного обучения;
6. разработать методические рекомендации по управлению реализацией проблемного обучения в условиях дополнительного образования (на примере лего-конструирования).
Методологической и теоретической основой послужили фундаментальные исследования по вопросу проблемного обучения (О.Е. Баксанский, С.И. Брызгалова, Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.Оконь и др.), о соотношении психологии мышления и проблемного обучения (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.) и другие.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Несмотря на имеющиеся недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).
История становления проблемного обучения проходила эпохи взлетов и падений, борьбы и забвения, радостей и страданий. Это естественный путь становления продуктивной идеи, черпающей силу, с одной стороны, из диалектики познания мира через преодоление противоречий (объективное начало), с другой стороны, из теории мышления через разрешение проблемной ситуации (субъективное начало). Отношение этих составляющих (отношение объективного и субъективного) и является основанием построения целостной теории проблемного обучения применительно к различным учебным предметам. Отсутствие одной из составляющих в различных концепциях проблемного обучения ослабляло их, делая «неморозоустойчивыми» к постоянно изменяющемуся общественному климату.
По своей сути проблемное обучение – это дефиниция, имеющая разные трактовки различными авторами.
К сожалению, проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Часто практика применения такого метода
показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д.
Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать.
1. Абушкин Х.Х. Проблемное обучение – учителю. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1996. –174 с.
2. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: МЕКТЕП, 1980. – 208 с.
3. Бабакин Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.
4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения активности учения школьников. – Ростов н/Д: Знание, 1970. – 56 с.
5. Богаевская О.Н. Проблемная организация формирования учебной деятельности младших школьников как условие реализации развивающей функции обучения: Дис. ... канд. пед наук. – Мурманск, 2002. – 187 с.
6. Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007. – 544 с.
7. Большой энциклопедический словарь / А.М.Прохоров, А.П.Горкин, В.И.Бородулин, Н.М.Ланда; Под ред. А.М.Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. – 1456 с.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
9. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
10. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
11. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
13. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
14. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2015. - 128 c.
15. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д. Зайфферт. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 80 c.
16. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013. - 400 c.
17. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
18. Кибанова А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
19. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
20. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.
21. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
22. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
23. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
24. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c