Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №166269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Внеклассная воспитательная работа: описание и характеристика 9
1.2. Дистанционное образование: характеристика и особенности его
реализации 14
1.3. Формы организации внеклассной воспитательной работы в условиях
дистанционного образования 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Разработка и организация внеклассной воспитательной работы в
условиях дистанционного образования 32
2.2. Основные результаты опытно-экспериментальной работы 45
Выводы по главе II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Актуальность исследования. Вызовы современного общества и новой информационно-технологической парадигмы образования, развитие новых видов образовательных медиаресурсов, обновление средств коммуникации обусловили изменение характера деятельности учителя. Благодаря расширению роли и возможностей цифровых инструментов и технологий в процессе обучения и воспитания учитель должен разрабатывать цифровой контекст, моделировать ситуации и обстоятельства дистанционного образования как для учебной, так и для внеучебной деятельности; обновлять, адаптировать и осваивать новые методы, формы учебной и внеклассной деятельности с включенным мультимедийным контентом.
Перед учителями встала задача не только разработать дистанционные уроки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)1, но и организовать внеклассную воспитательную работу в дистанционном режиме для всестороннего развития учеников и раскрытия их индивидуальных способностей.
Это положение актуализируется и профессиональным стандартом педагога, в котором2 выдвигаются следующие требования к учителю: реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Это означает, что независимо от обстоятельств, очного или дистанционного обучения учитель должен развивать у обучающихся вышеуказанные качества и способности.
Некоторые задачи современного воспитания просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из таких задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании от 1 марта 2018 года3 отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху». Без личного примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий. При использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы создаются условия для практической реализации навыков и умений школьников в цифровой среде, а также возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать.
Проблема организации воспитательной работы в условиях дистанционного образования широко начала исследоваться только последние несколько лет. Она рассматривалась в трудах современных педагогов- практиков Ю.С. Богачинской, И.В. Положенцевой, И.Д. Шипаева, С.А. Павловой, Н.Н. Терещенка, Н.Г. Каримовой и др. Большинство авторов рассматривали организацию воспитательной работы со студентами высших учебных заведений, только некоторые из них изучают данную проблему в условиях реализации воспитательной работы в средних учебных заведениях со школьниками.
Анализ педагогической, методической литературы показал, что проблема организации внеклассной воспитательной работы в условиях дистанционного образования недостаточно разработана, что в свою очередь говорит о необходимости исследования данного вопроса и разработки практических рекомендаций для учителей средних образовательных учреждений.
Актуальность проблемы позволила обозначить тему исследования «Организация внеклассной воспитательной работы в условиях дистанционного образования».
Объект исследования - внеклассная воспитательная работа в образовательной организации.
Предмет исследования - особенности организации внеклассной воспитательной деятельности в условиях дистанционного образования.
Цель исследования - изучить теорию и практику организации внеклассной воспитательной работы, разработать и реализовать комплекс внеклассных воспитательных дел в условиях дистанционного образования.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи исследования:
1) на основе анализа педагогической литературы рассмотреть сущность понятия «внеклассная воспитательная работа», ее цели, задачи и направления;
2) изучить теоретические основы дистанционного образования, особенности его реализации;
3) выявить и охарактеризовать формы организации внеклассной работы в условиях дистанционного режима;
4) разработать и реализовать комплекс внеклассных воспитательных дел в условиях дистанционного обучения;
5) проанализировать эффективность воспитательных мероприятий в условиях дистанционного образования.
Теоретико-методологическую основу составили труды по проблеме организации воспитательной работы с учащимися в современной школе (И.С. Огоновская, Н.Ф. Дик, Л.З. Якушина, Б.Д. Лихачев, Т.В. Плахова), исследования современного дистанционного образования (Д.А. Богданова, Е.С. Палат, Т.А. Орехова, А.Н. Щербина), исследования педагогов-практиков в области организации воспитательной работы в условиях дистанционного образования (Ю.С. Богачинская, В.В. Смоляр, И.Д. Шипаев, И.В. Положенцева, С.А. Павлова, Н.Н. Терещенко, Т.Д. Пронина, А.А. Шмидт, С.А. Ободова и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы: Теоретические:
• анализ педагогической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования;
• анализ, обобщение и сравнение педагогического опыта по проблеме исследования;
Эмпирические:
• педагогическое включенное наблюдение, беседа, метод незаконченных предложений;
• опросник «Мой класс» автора З.Ю. Гильбуха 1, экспресс-
опросник «Индекс толерантности», разработанный группой
психологов центра "Гратис" (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)4 5.
Практическая значимость исследования заключается в разработке цикла внеклассных воспитательных мероприятий и реализации его в условиях дистанционного образования.
Исследование получило практическую апробацию:
1) Выступление на всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 21 мая 2021 года (Диплом I степени);
2) По теме исследования опубликована статья «Формы организации внеклассной воспитательной работы в условиях дистанционного образования» в электронном сборнике «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXII Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»;
3) Публикация статьи «Новые формы организации внеклассной работы
в условиях дистанционного образования» в электронном издании «Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отечественный и зарубежный опыт» в рамках Международного научно-образовательного форума «Система
педагогического образования - ресурс развития общества», проходившего с 23 по 26 ноября 2021г.;
4) Выступление на пленуме «Классный руководитель как субъект воспитания: условия результативности» в рамках XIV всероссийской научно­практической конференции «Гражданское образование в информационный век. Воспитание: среда и партнерство» 16 декабря 2021 года (Благодарственное письмо);
5) Выступление на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 26 мая 2022 года (Диплом I степени);
6) По теме исследования опубликована статья «Формы внеклассной работы по развитию детского коллектива в условиях дистанционного образования» в электронном сборнике «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXIII Международного научно­практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, основной части, представленной в двух главах, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
Под внеклассной воспитательной работой понимается организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.
Целью внеклассной воспитательной работы является создание условий для проявления и развития интересов обучающихся, постижения духовно­нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития школьника.
В связи с рядом социальных и санитарных ограничений актуальным стал вопрос о предоставлении учащимся образовательных учреждений общедоступного и качественного образования в дистанционном формате. Анализ понятий «дистанционное образование» в научной литературе позволил выделить следующее определение «дистанционного образования» - система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций на расстоянии с использованием интернет-технологий.
Дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих задач:
• индивидуализация воспитательного процесса с помощью индивидуальных планов для каждого ученика;
• обеспечение личного контакта с учениками;
• привлечение различных специалистов с профориентационной целью;
• включение родителей в общую деятельность для укрепления продуктивного сотрудничества.
Применение дистанционных образовательных технологий позволяет сделать основное образование более доступным, а систему организации, сопровождения и контроля воспитательного процесса - более эффективной.
Существует множество различных форм организации внеклассной работе в дистанционном режиме: вебинар, web-квест, дистанционное образовательное путешествие, виртуальная экскурсия, cinema-технология и др.
Организация воспитательной работы в дистанционном формате позволяет повысить цифровую грамотность участников образовательного процесса, на практике реализовать их умения и навыки в условиях цифровой среды, показать эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий.
Практическая часть исследования заключалась в организации опытно­экспериментальной работы по применению комплекса внеклассных воспитательных мероприятий в условиях дистанционного образования на базе МАОУ СШ № 90 г. Красноярска.
На первом этапе работы была обнаружена актуальная для данного класса проблема, решение которой необходимо найти в ходе специально организованной воспитательной деятельности. С помощью включенного педагогического наблюдения, диагностических опросов, беседы с классным руководителем были выявлены сложности во взаимоотношениях между учащими и сплоченности классного коллектива.
На втором этапе были определены подходящие формы проведения внеклассной воспитательной работы, разработка, организация и реализация комплекса воспитательных дел в условиях дистанционного образования:
1. На основе Синема-технологии было проведено внеклассное мероприятие на материале фильма «Чучело» (реж. Р. Быков) - «Классный кинозал на удаленке».
2. Онлайн классный час с элементами тренинга «Все мы разные, но мы вместе». Классный час был проведен на онлайн платформе GetLocus, которая позволяет работать как с отдельной группой учащихся педагогу, так и со всем классом вместе, а также совместно работать с рисунками и онлайн доской, просматривать видео, вносить изменения в иллюстрации.
3. Создание виртуального альманаха «Калейдоскоп национальных культур», цель которого - формирование у обучающихся уважения к истории и культуре народов России. Конкретная цель - применение на практике умения взаимодействовать с другими учащимися, работать в группах и при необходимости решать конфликтные ситуации.
В дистанционном формате оптимально проводить не только внеклассные мероприятия, но и организовывать реализацию различных воспитательных проектов. Учениками было отмечено, что совместное творчество способствовало улучшению взаимоотношений между ними, спорные ситуации хоть и возникали в процессе работы, но быстро и мирно разрешались.
Организованное диагностическое исследование по выявлению эффективности применения внеклассных воспитательных мероприятий в условиях дистанционного обучения выявило тенденцию к увеличению степени удовлетворенности школьной жизнью, сплоченности классного коллектива и уровня толерантности учащихся и, одновременно с этим, снижение уровня конфликтности и напряженности в классе со среднего (в начале исследования) до низкого (в конце ОЭР).
Опрос учащихся с помощью методики «Незаконченные предложения» подтвердил вывод, о том, что проведение внеклассных воспитательных мероприятий в дистанционном формате удобно, познавательно, практично и вызывает живой интерес у обучающихся.
Таким образом, исследование показало, что организация и проведение внеклассной работы в дистанционном формате является эффективным инструментом воспитания школьников:
• повышает уровень сплоченности классного коллектива;
• позволяет выбрать удобное время для проведения мероприятия;
• дает возможность организовать как общую работу, так и работу в отдельных группах;
• дает свободу местонахождения учащихся во время мероприятия;
• повышает ИКТ-компетенции учащихся.
В современном образовательном пространстве необходимо разумное сочетание организации внеклассной воспитательной работы в дистанционном формате и традиционных очных внеклассных мероприятий, т.к. современные школьники и так достаточно большое количество времени проводят в виртуальном пространстве и для них важно сохранить реальное живое общение, разнообразие повседневных социальных практик, возможность ситуации выбора и принятия решений в коммуникациях.


1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н. //Роз. газ. - 2013. - 18 дек.
2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному
собранию РФ от 1.03.2018 - URL:
http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 18.01.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897. - URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 10.02.2022).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. От 30.12.2021) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
Литература
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
2. Андреев А.А. Определимся в понятиях / А.А. Андреев // Высш. образование в России. - 1998. - № 4. - С. 44-48.
3. Бахчиева О.А., Шилина И.Б., Пятунин В.Б. Цели и содержание внеклассной работы по географии / О.А. Бахчиева, И.Б. Шилина, В.Б. Пятунин // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Сб. рефератов, избранных научно-исследовательских работ. - Екатеринбург: Уральский университет, 2005. - С. 17-20
4. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. - 1996. - №3. - C. 94-97.
5. Богданова Д.А. Проблемы дистанционного образования в России / Д. А. Богданова, А. А. Федосеев // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 94-98.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.4. Динамика и структура личности подростка. // Под ред. Д.Б. Эльконина - М. : «Педагогика», 1984. - С. 153.
7. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - М.: Большая рос. энцикл, 1993. -1160 с.
8. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения-Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 106 с.
9. Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик. - СПб.: Феникс, 2007. - 349с.
10. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. - 2015. - №1 С.109.
11. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. - М. , 1996. - 192 с.
12. Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное
консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т/ 8. - № 2. - C. 159-184.
13. Каримова Н.Г. Использование дистанционных технологий во внеурочной деятельности школьников / Н. Г. Каримова // Научно­методическое обеспечение качества образования. - 2020. - №2. - С. 112-118.
14. Костиков А.Н. Видеоконференцсвязь: проблемы и пути их
решения // Высшее образование в России. - 2009. - №8. - С.104-108.
15. Кузяева С.Р. Дистанционное профессиональное образование специалистов гуманитарного профиля в России : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2001 182 с....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ