ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 7
1.1 Соотношении терминов «внеклассные занятия» и «внеурочная
деятельность» 7
1.2 Понятие и сущность внеклассных занятий и внеурочной деятельности .. 11
1.3 Методические аспекты организации внеклассных занятий школьников . 17
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИЙ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ 24
2.1 Понятие адаптации 24
2.2. Приспособления к изменениям кормовых условий 26
2.3. Приспособления к изменениям погодных условий 31
2.4 Спячка как метод адаптации 32
2.5 Спячка как метод адаптации к зимним условиям 37
2.6 Эстивация - летняя спячка у животных 43
2.7 Подготовка к спячке 48
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ 52
3.1 Возможности реализации внеклассных занятий и в практике работы
школы 52
3.2 Методика организации внеклассных занятий в ходе изучения темы
"Адаптивное значение спячки у животных" 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика с помощью системы обучения. Невозможно достичь успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к материалу урока.
Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги [3, 4, 8, 14, 16, 18, 20, 21, 25, 28, 41, 42].
От мотивации и мотивов зависит качество деятельности и поведение человека. Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что она является необходимой составляющей эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно негативное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости школьников. Диагностика и коррекция мотивации учения, как основа решения проблемы мотивации учения, является насущной задачей педагогов в сфере образования. Большие возможности для повышения мотивации к изучению биологии дает внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В практике преподавания предмета Биология наблюдается противоречие между необходимостью формировать мотивацию к учению во всех формах работы и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования мотивации обучающихся посредством внеурочной деятельности. Это обусловило актуальность темы.
Цель: разработка внеклассных занятий обучающихся для изучения темы "Адаптивное значение спячки у животных".
Объект: образовательный процесс, направленный на формирование мотивации к обучению.
Предмет: процесс формирования мотивации к обучению биологии посредством внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что организация внеурочной деятельности по предмету Биология будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы организации
внеклассных занятий обучающихся основной школы.
2. Проанализировать различные виды спячки и их адаптивное значение.
3. Разработать методические рекомендации для организации внеклассных занятий по теме "Адаптивное значение спячки у животных".
Методы исследования:
1) теоретический (анализ психолого -педагогической и методической литературы);
2) экспериментальный (наблюдение за деятельностью обучающихся, опытно-экспериментальная работа, ее количественный и качественный анализ).
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40». В качестве экспериментального класса был взят 6 А в количестве 26 обучающихся.
Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес, могут быть использованы учителями предметниками и студентами вузов, обучающихся по профилю подготовки «Биология».
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы - 44 шт., приложения - 1 шт., таблиц - 3 шт., рисунков - 31 шт.
1. В настоящее время понятие внеурочная работа практически не используется, принято общее определение внеурочной деятельности, в состав которой включена и внеурочная работа, основной целью которой является повышение интереса учащихся к предмету. Её организация по биологии связана как с необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий, так и с изучением дополнительного материала, направленного на развитие познавательного интереса.
2 Гибернация (зимняя спячка — оцепенение при низких
температурах) протекает начиная с осени и заканчивается весной. При этом в ходе спячки в организме происходят изменения процессов обмена веществ, связанных с терморегуляцией. Характерна для млекопитающих. Эстивация (летняя спячка - оцепенение животного в жаркий период времени), характерна для насекомых, легочных рыб, улиток и жуков.
3. Были разработаны методические рекомендации организации внеклассной деятельности, направленной на связь теоретического материала школьной программы с возможностью его практического применения в обычной жизни, а также комплекс внеклассных занятий в виде кружка, при организации которого возможно проведение тематических вечеров на тему «Адаптивное значение спячки у животных». Выявлен низкий уровень мотивации к изучению Биологии в школе (46 % обучающихся). После проведения внеклассных занятий он повысился.
1. Williams C.T. Barnes B.M., Yan L., Buck C.L. Entraining to the polar day: circadian rhythms in arctic ground squirrels // Journal of Experimental Biology. 2017. V. 220. P. 3095 - 3102.
2. Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания //Дополнительное образование и воспитание. 2016. № 12. С. 19 - 21.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы. Алма-Ата: Мектеп, 1989. 175 с.
5. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
6. Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2. С. 335 - 338.
7. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика. Самарский научный вестник №2 (7). Самара: ПГСГА, 2014. С. 11 - 15.
8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. М.: Литература, 1972. 206 с.
9. Буйлова Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. М.: Академия, 2015. 68 с.
10. Волков К.Н. Методические материалы для учителя по изучению
познавательного интереса учащихся «Определение уровня развития
познавательного интереса школьника» [Электронный ресурс] // 2018.
Электрон. версия печат. публ. - URL:
ййрз://урок.рф/11Ьгагу/ше1ой1сйезк1е_ша1епа11_й1уа_исййе1уа_ро_17исйеп iyu_poz_171654.html (дата обращения: 14.04.2023г.).
11. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания. М.: Школа-пресс. 2008. 365 с.
12. Галица Е.В. Формирование интереса и желания учиться у ученика по В. А. Сухомлинскому // Образование и воспитание. 2015. № 1 (1). С. 11 - 13.
13. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 256 с.
14. Дубровина И.В. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. 2. изд., стер. М.: Academia, 2001. 460 с.
15. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 787 - 792....44