Логопедическая работа по формированию связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе 12
1.3. Психолингвистические основы связной речи 16
1.4. Анализ существующих подходов к развитию связной речи детей с ОНР
III уровня 18
Глава II. Описание констатирующего исследования и содержание логопедической работы по формированию навыков связной речи у дошкольников 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента... 29
2.2. Анализ констатирующего эксперимента 31
2.3. Содержание логопедической работы по формированию навыков
связной речи у старших дошкольников 47
Заключение 63
Библиография 65
Приложения 72
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 7
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе 12
1.3. Психолингвистические основы связной речи 16
1.4. Анализ существующих подходов к развитию связной речи детей с ОНР
III уровня 18
Глава II. Описание констатирующего исследования и содержание логопедической работы по формированию навыков связной речи у дошкольников 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента... 29
2.2. Анализ констатирующего эксперимента 31
2.3. Содержание логопедической работы по формированию навыков
связной речи у старших дошкольников 47
Заключение 63
Библиография 65
Приложения 72
Формирование связной речи считается важной проблемой в работе с дошкольниками, имеющими сложности в речевом развитии. Исследователи детской речи и педагоги-практики отмечают в последние годы значительный рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современных теоретических и методических источниках описано несколько методик обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР).
Вопросами диагностики и формирования связной речи занимались В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Р.И. Лалаева, Т.А. Фотекова, О.С. Ушакова, Л.Е. Ефименкова, Е.М. Струнина, Т.А. Ткаченко и др.
Являясь одним из видов речемыслительной деятельности, связная речь выполняет важную роль в воспитании и обучении детей, поскольку выступает в качестве средства получения знаний, а также средства контроля за этими знаниями.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) навыки связной речи в своем спонтанном развитии не достигают уровня, необходимого для будущего успешного обучения в школе. У этих детей нарушены такие характеристики связной речи, как последовательность, связность, логичность, лексико-грамматическое оформление. Ввиду того, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом и психическом развитии ребенка, необходимо своевременное выявление и коррекция недостатков речевого развития. Таким образом, проблема диагностики и формирования навыков связной речи не перестает быть актуальной.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: смысловое программирование связных текстов, продуцируемых старшими дошкольниками с ОНР III уровня.
Цель: теоретическое обоснование и разработка логопедической работы по формированию навыков смыслового программирования связных текстов у дошкольников с ОНР III.
Задачи исследования:
• определить степень разработанности проблемы формирования навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР;
• составить диагностическую программу для изучения сформированности навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
• выявить особенности смыслового программирования связных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
разработать методические рекомендации по формированию навыков смыслового программирования связных текстов у старших дошкольников с ОНР.
В основе работы лежит гипотеза, которая заключается в следующем: навыки программирования текстов (рассказов и пересказов) у детей с ОНР III уровня сформированы недостаточно, и разработанная нами программа логопедической работы будет способствовать развитию данных навыков и связной речи в целом.
В основе исследования лежат следующие положения общей и специальной педагогики:
1. Принцип единства общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Г.Я. Трошин, Р.Е. Левина, и др.);
2. Принцип системности, рассматривающий нарушения речи как расстройство компонентов речевой системы, регламентируемой правилами, характерными для определенного языка.
3. Принцип развития, позволяющий выделять в процессе коррекционной работы потенциальные возможности, которые находятся в зоне ближайшего и актуального развития детей с нарушениями речи.
Методы исследования:
1. Эмпирические (психолого-педагогический эксперимент,
изучение анамнестических данных, наблюдение);
2. Качественно-количественные методы обработки данных (обработка данных контрольного эксперимента)
3. Интерпретационные методы (анализ констатирующего эксперимента);
4. Методы специального обучения (разработка методических рекомендаций для обучения и воспитания детей с нарушениями речи)
Этапы исследования:
Исследование проводилось в течение 2015-2016 гг. и включало 3 этапа: I этап (октябрь 2018 г. - январь 2019 г.) - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, определение методики констатирующего эксперимента;
II этап (январь 2020 г.) - проведение констатирующего эксперимента;
III этап (март 2020 г. - октябрь 2020 г.) - написание методических рекомендаций по развитию и формированию навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Констатирующий эксперимент был организован на базе МБДОУ «Детский сад № 301» г. Красноярска в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и на базе МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» г. Красноярска в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В обследовании принимали участие 19 воспитанников подготовительных групп в возрасте 6¬7 лет, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Теоретическая значимость: результаты исследования подтверждают научные представления о сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут использоваться в процессе коррекционной работы по развитию связной речи в рамках занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
Работа включает Введение, 2 главы, Заключение, список использованных источников и Приложение.
В современных теоретических и методических источниках описано несколько методик обследования связной речи детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР).
Вопросами диагностики и формирования связной речи занимались В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Р.И. Лалаева, Т.А. Фотекова, О.С. Ушакова, Л.Е. Ефименкова, Е.М. Струнина, Т.А. Ткаченко и др.
Являясь одним из видов речемыслительной деятельности, связная речь выполняет важную роль в воспитании и обучении детей, поскольку выступает в качестве средства получения знаний, а также средства контроля за этими знаниями.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) навыки связной речи в своем спонтанном развитии не достигают уровня, необходимого для будущего успешного обучения в школе. У этих детей нарушены такие характеристики связной речи, как последовательность, связность, логичность, лексико-грамматическое оформление. Ввиду того, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом и психическом развитии ребенка, необходимо своевременное выявление и коррекция недостатков речевого развития. Таким образом, проблема диагностики и формирования навыков связной речи не перестает быть актуальной.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: смысловое программирование связных текстов, продуцируемых старшими дошкольниками с ОНР III уровня.
Цель: теоретическое обоснование и разработка логопедической работы по формированию навыков смыслового программирования связных текстов у дошкольников с ОНР III.
Задачи исследования:
• определить степень разработанности проблемы формирования навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР;
• составить диагностическую программу для изучения сформированности навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
• выявить особенности смыслового программирования связных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
разработать методические рекомендации по формированию навыков смыслового программирования связных текстов у старших дошкольников с ОНР.
В основе работы лежит гипотеза, которая заключается в следующем: навыки программирования текстов (рассказов и пересказов) у детей с ОНР III уровня сформированы недостаточно, и разработанная нами программа логопедической работы будет способствовать развитию данных навыков и связной речи в целом.
В основе исследования лежат следующие положения общей и специальной педагогики:
1. Принцип единства общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Г.Я. Трошин, Р.Е. Левина, и др.);
2. Принцип системности, рассматривающий нарушения речи как расстройство компонентов речевой системы, регламентируемой правилами, характерными для определенного языка.
3. Принцип развития, позволяющий выделять в процессе коррекционной работы потенциальные возможности, которые находятся в зоне ближайшего и актуального развития детей с нарушениями речи.
Методы исследования:
1. Эмпирические (психолого-педагогический эксперимент,
изучение анамнестических данных, наблюдение);
2. Качественно-количественные методы обработки данных (обработка данных контрольного эксперимента)
3. Интерпретационные методы (анализ констатирующего эксперимента);
4. Методы специального обучения (разработка методических рекомендаций для обучения и воспитания детей с нарушениями речи)
Этапы исследования:
Исследование проводилось в течение 2015-2016 гг. и включало 3 этапа: I этап (октябрь 2018 г. - январь 2019 г.) - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, определение методики констатирующего эксперимента;
II этап (январь 2020 г.) - проведение констатирующего эксперимента;
III этап (март 2020 г. - октябрь 2020 г.) - написание методических рекомендаций по развитию и формированию навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Констатирующий эксперимент был организован на базе МБДОУ «Детский сад № 301» г. Красноярска в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и на базе МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» г. Красноярска в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В обследовании принимали участие 19 воспитанников подготовительных групп в возрасте 6¬7 лет, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Теоретическая значимость: результаты исследования подтверждают научные представления о сформированности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут использоваться в процессе коррекционной работы по развитию связной речи в рамках занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
Работа включает Введение, 2 главы, Заключение, список использованных источников и Приложение.
Изучив психологическую и логопедическую литературу по вопросам развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, а также методическую литературу по теме формирования навыков связной речи у дошкольников, мы обратили внимание, что большинство авторов отмечает одни и те же черты, свойственные связной речи детей с ОНР.
Под связной речью мы понимаем единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». У детей с общим недоразвитием речи в формировании связной речи отмечаются серьезные трудности, среди которых: нарушение логической организации, последовательности и цельности и связности высказывания, неспособность самостоятельно, без помощи педагога создать полноценный текст. Объяснением этому является дефицитарный процесс восприятия, программирования высказывания, а также его языковая реализация.
Проведенный констатирующий эксперимент, организованный на базе двух дошкольных организаций г. Красноярска, является подтверждением необходимости осуществления комплексной коррекционно-логопедической работы с целью формирования полноценной связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционно-развивающую деятельность по развитию связной речи детей 6-7 лет необходимо осуществлять, учитывая их психологические особенности и возможности, используя игровые и наглядные коррекционные технологии.
С этой целью нами была предложена методика развития связной речи дошкольников с применением модифицированных карт В.Я. Проппа, в основе которой лежит представление о линейной организации текста, а также использование наглядной опоры в виде символических изображений действий персонажей. Использование игровых упражнений, возможность творческого создания карт самими детьми позволяет создать высокую мотивацию, являющуюся непременным условием для успешного овладения необходимыми речевыми навыками.
Разработанную методику мы предлагаем использовать как на групповых занятиях в подготовительной группе дошкольных образовательных учреждений, так и в индивидуальной работе с ребенком.
Апробация результатов нашего исследования осуществлялась во время выступления на научно-практической конференции и в двух публикациях в научно-педагогических сборниках.
Данную методику мы планируем использовать на занятиях по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях МБДОУ № 301 г. Красноярска.
Под связной речью мы понимаем единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». У детей с общим недоразвитием речи в формировании связной речи отмечаются серьезные трудности, среди которых: нарушение логической организации, последовательности и цельности и связности высказывания, неспособность самостоятельно, без помощи педагога создать полноценный текст. Объяснением этому является дефицитарный процесс восприятия, программирования высказывания, а также его языковая реализация.
Проведенный констатирующий эксперимент, организованный на базе двух дошкольных организаций г. Красноярска, является подтверждением необходимости осуществления комплексной коррекционно-логопедической работы с целью формирования полноценной связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционно-развивающую деятельность по развитию связной речи детей 6-7 лет необходимо осуществлять, учитывая их психологические особенности и возможности, используя игровые и наглядные коррекционные технологии.
С этой целью нами была предложена методика развития связной речи дошкольников с применением модифицированных карт В.Я. Проппа, в основе которой лежит представление о линейной организации текста, а также использование наглядной опоры в виде символических изображений действий персонажей. Использование игровых упражнений, возможность творческого создания карт самими детьми позволяет создать высокую мотивацию, являющуюся непременным условием для успешного овладения необходимыми речевыми навыками.
Разработанную методику мы предлагаем использовать как на групповых занятиях в подготовительной группе дошкольных образовательных учреждений, так и в индивидуальной работе с ребенком.
Апробация результатов нашего исследования осуществлялась во время выступления на научно-практической конференции и в двух публикациях в научно-педагогических сборниках.
Данную методику мы планируем использовать на занятиях по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях МБДОУ № 301 г. Красноярска.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного восприятия
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию грамматических конструкций
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021



