Организация в образовательном учреждении подразделения всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» для формирования военно-прикладных навыков у обучающихся старшей школы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО
ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЛУЖБЕ В
РОССИЙСКОЙ АРМИИ 7
1.1 Научные основы военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе (цели, задачи, средства) 7
1.2. Система дополнительного, образования и внеурочной деятельности (роль и место дополнительного образования в процессе обучения, особенности, кружков военно-патриотической, направленности) 19
1.3 Юнармия, как средство формирования, военно-патриотического воспитания 24
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ. АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ, ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1 Содержание адаптированной программы военно-патриотического воспитания: школьников «Юнармеец» 29
2.2. Подготовка эксперимента 47
2.3 Результаты эксперемента и рекомендации для учителей занимающихся
организацией «Юнармии» в малокомплектных школах 48
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Библиографический список: 59
Приложение 1 64
Приложение, 2 65
Приложение 3 67
Приложение 4 70
Приложение 5 75
Приложение 6 76
Приложение 7 79
Актуальность темы итоговой работы заключается в том, что воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей в государственных образовательных учреждениях.
Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода
националистических молодежных объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Кроме того, потребности России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его национальных интересов.
Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения образования, хотя практика свидетельствует, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась стройная система гражданско- патриотического воспитания подростков, о чем говорит тот факт, что в них отсутствуют необходимые программы деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма и системы формирования военно-прикладных навыков у обучающихся старшей школы.
В.А. Сухомлинский говорил: «...Сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота, готового отдать жизнь за независимость Родины, - это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что в этом возрасте человек познает и делает» [5].
Попытку возродить патриотическое воспитание в образовательных учреждениях нашей стране предпринял министр обороны Сергей Шойгу, и 1 4
сентября 2016 года инициатива создания детского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» одобрена и подписана президентом РФ. [31]
Новизна: ВВПОД «ЮНАРМИЯ» новое развивающее движение, и если заниматься по программе дополнительного образования «Юнармеец», тогда формирование военно-прикладных навыков у обучающихся старшей школы для службы в армии выйдет на более высокий уровень.
Объект исследования - совершенствование военно-прикладных
навыков у обучающихся старших классов.
Предмет исследования - содержание работы ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
Цель исследования - формирование военно-прикладных навыков у обучающихся старших классов путем организации работы первичного отделения ВВПОД «Юнармия» на базе общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования:
Предполагалось, что создание и организация работы первичного отделения ВВПОД «Юнармия» в образовательных учреждениях, для развития военно-прикладных навыков у обучающихся, вызовет значимые положи-тельные изменения уровня знаний, умений и навыков в области основ безопасности жизнедеятельности и основ военной службы, что даст возможность актуализировать процесс патриотического воспитания и подготовки, обучающихся к службе в вооруженных силах.
Практическая значимость исследования:
Результатами исследования могут быть заинтересованы
общеобразовательные учреждения, для решения обще методических вопросов в области планирования работы по военно-патриотическому воспитанию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть научные основы и систему дополнительного образования по военно-патриотическому воспитанию в общеобразовательной школе (цели, задачи, средства, роль и место дополнительного образования в процессе обучения);
2. Адаптировать программу «ЮНАРМЕЕЦ» под малокомплектные школы, для формирования военно-прикладных навыков у обучающихся старшей школы;
3. Разработать рекомендации для педагогов занимающихся организацией «Юнармия» в малокомплектных школах для формирования военно-прикладных навыков у обучающихся.
Методы исследования:
1. Общетеоретические - анализ литературы, изучение, нормативных и программно-методических документов, связанных с развитием военноприкладных навыков у обучающихся старшей школы согласно программе дополнительного образования, «Юнармеец»;
2. Эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение и
сравнение, изучение и обобщение опыта по проблеме исследования;
3. Педагогическое наблюдение
База исследования:
МБОУ «Каменская СШ» и МКОУ «Ключинская СШ», Ачинского района, Красноярского края.
Таким образом, изучив организацию в образовательном учреждении подразделения всероссийского военно-патриотического общественного движениям ЮНАРМИЯ» для формирования военно-прикладных навыков у обучающихся старшей школы, считаем необходимым сделать следующие выводы:
• Рассмотрев научные основы и систему дополнительного образования по военно-патриотическому воспитанию в общеобразовательной школе пришли к тому, что патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие молодого человека. Поэтому работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными навыками.
• Программа военно-патриотического воспитания ВВПОД «ЮНАРМИЯ» более результативна по сравнению с традиционными методиками.
Практическое использование данной программы позволило повысить уровень знаний, умений и навыков в области основ военной службы, что обеспечило более значимые положительные изменения уровня развития военно-прикладных навыков, физической и психической подготовки у участников эксперимента.
• разработанные рекомендации содержат выполнение
целенаправленной, систематической совместной деятельности школы с социально-педагогической средой, в первую очередь, с семьями школьников. Организация данной деятельности обеспечит эффективную подготовку школьников основам военной службы, то есть подготовку к службе в армии.
1. «Конституция Российской Федерации» [принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ].
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области специального строительства»: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2017 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2017 г.]. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286719/.
3. «Порядок выполнения нормативов РХБЗ по одеванию средств
защиты». - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.ivo.unn.ru/rhbz/?page_id=18.2009. - 64 с.
4. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Айрис — пресс, 2002. - 224 с.
5. Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gurutestov.ru/test/173/.
6. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителей / А.А. Аронов. - М.: «Просвещение», 2014.
7. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Ковлев. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 192 с.
8. Бузский, М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 200 с.
9. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.
10. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / Педагогика. — 2011. — № 1. — С. 14-24.
11. Гранкин, В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи на примере движения «Юнармия» / В.Е. Гранкин. - 2017. - № 5 (15). - С. 1-4.
12. Дополнительное образование для школьников. - [Электронный ресурс]. - URL: https://edunews.ru/additional-education/do-v-shkole.html.
13. Дрозд, Е.В. Анализ современного состояния отечественной военно - профессиональной ориентации (на примере Воронежской области) / Е.В. Дрозд // Перспективы науки и образования. - 2016. - №6 (24). - С. 79-87.
14. Золотухин, А.Ю. Участие юнармейцев поста № 1 в железнодорожников в годы великой отечественной войны / А.Ю. Золотухин, В.В. Коровин, А.Н. Манжосов.- Курский военно-исторический сборник (см. в книгах). - 2014. - № 12. - С. 63-69.
15. Ибрагимова, А.Р. «Юнармия» как новация военнопатриотического воспитания и партнер реализации документов стратегического планирования / А.Р. Ибрагимова // Журнал социологических исследований. - 2017. - Т. 2. № 4. - С. 1-11....40