Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Работа №166207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования действия целеполагания у обучающихся младшего школьного
возраста 5
1.1. Сущность понятий «цель», «целеполагание» в психолого­педагогической литературе 5
1.2. Особенности процесса формирования действия
целеполагания у младшего школьника при организации целостного педагогического процесса 9
1.3. Методы и педагогические условия формирования умения целеполагания у младших школьников на уроках математики .... 15
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Исследование уровня сформированности действия целеполагания у младших школьников на уроках математики .... 30
2.1. Определение актуального уровня сформированности
действия целеполагания у обучающихся 3 класса 30
2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности
действия целеполагания у обучающихся 3 класса 49
2.3. Рекомендации по организации учебных занятий,
направленных на формирование умения целеполагания на уроках математики 52
Выводы по главе 2 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения 72

Период начального обучения имеет исключительно большое значение для развития способностей ребёнка, формирования общеучебных знаний, умений и навыков. Основной деятельностью в это время становится учебная деятельность, которая носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер.
В словаре Г.М. Коджаспировой учебная деятельность рассматривается как процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.[14]
Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и преобразующей функциями (развитие ребёнка через овладение им различными индивидуальными и практическими умениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования относит к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.[1]
Таким образом, перед учителем ставиться проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий, а именно, обучение школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Объект исследования: процесс формирования действия целеполагания у младших школьников.
Предмет исследования: возможности формирования действия
целеполагания у младших школьников при обучении математике.
Цель исследования: разработка рекомендаций по формированию действия целеполагания у младших школьников на примере дисциплины «Математика».
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Описать понятие универсальных учебных действий (УУД), действие целеполагания.
3. Определить сущность, особенности, значение действия целеполагания у младших школьников.
4. Исследовать актуальный уровень сформированности у учеников 3 класса.
5. Разработать рекомендации по повышению уровня сформированности действия целеполагания у обучающихся начальной школы на уроках математики.
6. Провести апробацию разработанных рекомендаций.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого­
педагогической, методической литературы по теме исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если систематически и целенаправленно работать над развитием у обучающихся таких навыков, как представление конечного результата своей деятельности и определение способов его достижения, построение алгоритма своих действий и чёткое следование ему, то уровень действия целеполагания обучающихся повысится, а также более эффективным станет процесс усвоения знаний.
База исследования: МАОУ «Гимназия №1» города Сосновоборска, 3 «Г» класс.
Основные понятия:
Регулятивные УУД - отражают способность обучающегося строить учебно­познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). (Асмолов А.Г.)
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. (Асмолов А.Г.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической литературы, мы определили ведущие теоретические положения по проблеме формирования умения целеполагания у младших школьников при организации целостного педагогического процесса.
Общество требует от образования подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение жизни самообразованию, а это невозможно разрешить, не вооружив ученика действием целеполагания.
Формирование действия целеполагания следует начинать с первых дней в школе, используя различные методические приемы, формы работ с учениками.
Первым этапом работы было исследование психолого-педагогической литературы. Мы сформулировали характеристику уровней сформированности действия целеполагания с опорой на критерии, показатели, сформулированные в работах психологов и педагогов.
Вторым этапом была проведена диагностика. Для диагностики сформированности действия целеполагания нами были использованы четыре методики. После обработки результатов исследования получились такие результаты, что у большинства учащихся 3 «Г» класса преобладают низкий и средний уровень сформированности действия целеполагания.
Третьим этапом было выявление способов повышения уровня сформированности умения целеполагания. В частности, это относилось больше к критерию, по которому ученики во время диагностики показали наиболее низкие результаты. В результате изучения в литературе опыта работы педагогов мною были выделены и описаны несколько приемов, на примерах рассмотрены возможности их применения на уроках математики.
Четвертым этапом была проведена небольшая апробация в виде 3-х уроков математики с применением описанных приемов. Результаты повторной диагностики после этих трех уроков, направленной именно на проверку умения построения алгоритмов действий, показали небольшое улучшение показателей. Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что если систематически и целенаправленно работать над развитием у обучающихся таких навыков, как планирование учебных действий, работа с информацией, анализ и коррекция своих ошибок, то уровень действия целеполагания обучающихся повысится, а также более эффективным станет процесс усвоения знаний.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. - С. 132.
2. Асмолов А.Г. [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Асмолов А.Г., Левит М.В. Культурная антропология вариативного образования [электронный ресурс]. - www.macsi.ru/publikacii/kulturnaya- antropologiya.doc. (20.09.2018)
4. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Аствацатуров. Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.].
6. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 299 с.
7. Баранова О.И. Формирование умений целеполагания у учащихся начальной школы (технологический аспект) / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет». ISSN 2075-9908].
8. Бунимов Н.Т. [и др.]; сост., общ.ред. В.А. Макаренко. Словарь современных понятий и терминов/. - М.: Республика, 2002. - 527 с.
9. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с.
10. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала
Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009.
• 30 с.
11. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009.
• №4. - С. 18-22.]
12. Епишева, О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные теоретические процедуры: кн. для учителя / О.Б. Епишева. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1999 - 175 с.
13. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»:
сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. - № 1. [Электронный ресурс] URL: http://genproedu.com/paper/2012-
01Zfull_008-014.pdf (дата обращения: 05.02.2019)].
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000, ISBN 5-7695-0445-5. с. 162].
15. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. 2014. - №2. - С. 21-24.]....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ