Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое обеспечение развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности

Работа №166195

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Образно-логическое мышления и его развитие в пространстве
когнитивной деятельности субъекта 8
1.2 Психологическое обеспечение развития образно-логического
мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности 27
Выводы по Главе 1 41
ГЛАВА 2 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1 Организация исследования 43
2.2 Программа развития образно-логического мышления субъектов в
процессе когнитивной деятельности 46
2.3 Интерпретация результатов экспериментально-опытной работы по
реализации психологических механизмов развития образно-логического мышления субъектов в процессе когнитивной деятельности 56
Выводы по Главе 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие мышления субъекта в различных видах деятельности до сих пор является важной научной проблемой. Несмотря на то, что само мышление трудами многочисленных отечественных и зарубежных ученых приобрело статус системного научного понятия, с четким содержанием и объемом, оно и сегодня, в условиях информационного перенасыщения жизнедеятельности человека не потеряло своей феноменологичности.
Современные социально - экономические, информационно - технологические, психолого-педагогические условия, в которых протекает жизнедеятельность субъекта, обостряют ряд противоречий, разрешение которых требует от человека особенных когнитивных способностей и их реализацию в процессе того или иного вида деятельности. Такие противоречия возникают между:
- информационным и технологическим перенасыщением современного общества и необходимо стью реализации творческих начал человека в процессе мыследеятельности;
- большими возможностями человека с развитым образным теоретическим (образно-логическим) мышлением в познании и преобразовании окружающего мира и отсутствием специальных исследований его развития в процессе когнитивной деятельности;
- потребностью субъекта в оптимальной когнитивной самореализации в процессе жизнедеятельности и ориентацией современной образовательной системы на развитие мнемических способностей.
Данные противоречия особенно обостряются в процессе школьного этапа когнитивной деятельности, когда субъект, как отмечали А.И. Гончарук, В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев, А.А. Поляруш, зачастую не приходит к пониманию единства мира во всем многообразии, поскольку становление и реализация его высших психических функций, таких как память, мышление и воображение, идет неравномерно, что приводит, в свою очередь, к разнице в освоении структурных компонентов окружающего мира (природы, общества и сознания).
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему нашего исследования, заключающуюся в выявлении механизмов становления когнитивной сферы субъекта посредством развития образного теоретического (образно-логического) мышления в процессе соответствующей (когнитивной деятельности).
В современной психологической литературе развитие мышления субъекта рассматривается в нескольких аспектах - развитие дотеоретического мышления в детском возрасте (А.В. Брушлинский [23], Л.А. Вегнер [26], В.Н. Дружинин [42], А.В. Запорожец [45], А.Н. Поддъяков [94], О.К. Тихомиров [122] и другие); развитие теоретического мышления, в том числе в рамках проблемы формирования научного мировоззрения учащихся (В.В. Давыдов [40], А.Н. Леонтьев [68], С.Л. Рубинштейн [110], А.В. Усова [124] и другие); творческой природы познания (А.В. Брушлинский [23], А.М. Коршунов [61], О.К. Тихомиров [122] и другие).
Теория когнитивной деятельности разрабатывалась В.Н. Дружининым [42], Т.П. Зинченко [48], В.С. Нургалеевым [83], С.Н. Орловой [87] и другими. Кроме того, психологический смысл понятия «когнитивная деятельность» наиболее близок по содержанию к понятию «учебная деятельность», которым оперирует целый ряд наук (экономические, социальные, гуманитарные и др.), происходит от содержания понятий «деятельность», «поведение», «жизнедеятельность». В современной психологической и педагогической науке разработана теория деятельности (в том числе - учебной). В исследованиях В.В. Давыдова [40], П.Я. Гальперина [30], Л.Б. Ительсона [53], А.Н. Леонтьева [68], В.Д. Шадрикова [129], Д.Б. Эльконина [135] и других ученых учебная деятельность субъекта рассматривается как вид деятельности человека вообще, связанный с учением (научением).
Не смотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования различных направлений разного уровня, проблема развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности требует дальнейшего изучения, так как в известных психологических концепциях нет единого подхода к классификации мышления и деятельности вообще и, тем более - когнитивной деятельности; нет единого взгляда на виды мышления и психологические механизмы его развития в процессе когнитивной деятельности. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о взаимодействии развития образно¬логического мышления и процесса когнитивной деятельности. Отсюда вытекает необходимость исследования темы «Психологическое обеспечение развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности».
Целью нашей работы является разработка психологического обеспечения развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности.
Объектом образно-логическое мышление субъекта.
Предмет исследования - психологическое обеспечение развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности.
В основу исследования была положена следующая проектная идея: развитие образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности будет обеспечиваться созданием совокупности психологических механизмов: актуализации аналитико-синтетических способностей посредством синтеза субъектом абстрактных понятий и формулирования суждений; конститутивизации имажинитивно-логических операций в процессе синтеза субъектом логических образов; интериоризации способов выявления и разрешения противоречий в получаемой информации. При этом первый механизм обеспечивает развитие формально-логических операций образно-логического мышления; второй механизм способствует развитию имажинитивно-логических операций образно-логического мышления; третий механизм определяет развитие диалектико-логических операций образно-логического мышления и активизирует все предыдущие.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть образно-логическое мышление субъекта в пространстве когнитивной деятельности.
2. Обосновать психологическое обеспечение развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности.
3. Организовать проектную работу по реализации психологического обеспечения развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы, методы и приемы диалектической логики (Г. Гегель [32], К. Маркс [73], В.И. Ленин [64], Ф. Энгельс [73]), принципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г. Ананьев [6], А.В. Брушлинский [23], Б.Ф. Ломов [70] и другие); методологические основы теорий отражения и деятельности В.И. Ленин [65], С.Л. Рубинштейн [110], В.Д. Шадриков [129] и другие); положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский [29], П.Я. Гальперин [30], В.В. Давыдов [40] и другие); теория когнитивной деятельности (В.Н. Дружинин [42], Т.П. Зинченко [48], В.С. Нургалеев [83], С.Н. Орлова [87] и другие).
Методы исследования. В процессе выполнения диссертационной работы использовались как общенаучные методы (анализ, обобщение, моделирование процесса), так и психологические методы (тестирование, наблюдение, экспертные оценки, опрос, эксперимент). Развитие образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности оценивалось с помощью экспериментальных процедур (Р.С. Немов [81], В.С. Нургалеев [83], С.Н. Орлова [87] и другие).
Достоверность исследования обусловлена математическими методами обработки результатов: факторным и каноническим анализом, значительным объемом эмпирических данных (репрезентативностью выборок), взаимозависимостью данных, экспериментальной апробацией разработанных положений и рекомендаций по теме исследования.
Организация, база и этапы исследования. Базой исследования явилась Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» Администрации Октябрьского района города Красноярска.
На первом этапе (09.2016 - 01.2017) определялись исходные теоретические позиции, разрабатывался инструментарий и общая гипотеза исследования, шло изучение Способа диалектического обучения и разрабатывались основные позиции экспериментально-опытной работы в образовательных учреждениях. Проводились наблюдения и первый этап проектной работы.
На втором этапе (02.2017 - 01.2018) - проводились второй и третий этапы проектной работы в базовых образовательных учреждениях, уточнялись теоретические позиции исследования, скорректированы вопросы теории психологического обеспечения развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности.
Третий этап (02.2018 - 05.2018) оформлялись результаты проектной работы по развитию образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности. Проводилась проверка и подтверждение выводов о влиянии психологических механизмов, выявленных в теоретической части исследования, на развитие образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности, обобщались результаты исследования, внедрялись в практику основные положения и подготавливались методические рекомендации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретико-экспериментальное исследование, проведенное нами по проблеме развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности, позволило нам сделать следующие выводы.
Образно-логическое мышление - это такой вид мыслительной деятельности, в процессе которой происходит формирование образов второго порядка посредством логических схем, конструкций на основе преобразования в процессе имажинитивно-логических операций абстрактных понятий за счет анализа и синтеза, обобщения, ограничения (конкретизации или уточнения) в определенной логической последовательности. В структуре данного вида мышления можно выделить формально-логический, имажинитивно-логический и диалектико-логический компоненты, обеспечивающие реализацию рефлективной, эмотивной и репрезентативной функций.
Рассмотренные положения психологической теории деятельности вообще и когнитивной деятельности в частности, позволили нам на основе понятия, сформулированного В .С.Нургалеевым, разработать модель когнитивной деятельности как функционального про странства развития образно-логического мышления субъекта, представляющего собой область его (субъекта) жизнедеятельности, детерминированную с одной стороны образами первого порядка, то есть представлениями, формируемыми в процессе сенсорно-перцептивного отражения окружающего мира, с другой стороны образами второго порядка, формируемыми в процессе имажинитивно-логических операций преобразования абстрактных понятий. Развитие мышления вообще в функциональном пространстве когнитивной деятельности идет от практического уровня (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление) к теоретическому уровню (словесно¬логическое и образно-логическое мышление) и детерминировано тремя основными функциями рефлективной, эмотивной и репрезентативной на познавательном и преобразовательном уровнях (соответственно), что проявляется в интеграции функций образно-логического мышления и когнитивной деятельности. Спираль чувственного развития в поле интеграции (абстрагирования), связанного синтезом понятий, преобразуется в спираль логического развития и способствует проявлению собственно образно-логического мышления.
Психологическое обеспечение развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности можно рассматривать как дидактическую систему, включающую три основных структурных компонента.
Содержательный компонент связан, в первую очередь, с синтезом логических образов, а именно словесных, слуховых, зрительных образов и образов движения как продуктов образно-логического мышления субъекта и его структурных единиц.
Операционально-деятельностный компонент связан с созданием психологических механизмов развития образно-логического мышления субъекта, а именно: актуализации аналитико-синтетических способностей посредством синтеза субъектом абстрактных понятий и формулирования суждений; конститутивизации развития имажинитивно-логических операций в процессе синтеза субъектом логических образов; интериоризация способов выявления и разрешения противоречий в получаемой информации. Оценочно-регулятивный компонент связан с выявлением критериев исследуемого процесса: формально-логического (определение, деление, анализ, синтез, ограничение, обобщение понятий); имажинитивно- логического (агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование в условиях синтеза словесных, слуховых, зрительных образов и образов движения); диалектико-логического (оперирование в процессе изучения материала диалектиче скими категориями и законами, выявление и разрешение противоречий, различение прямой и обратной связи).
Имажинитивно-логические операции в функциональной структуре образно-логического мышления субъекта являются основными и в процессе когнитивной деятельности можно выделить три уровня их развития: низкий, средний и высокий, отличающиеся друг от друга качественными и количественными признаками.
Особенности реализации психологических механизмов развития образно-логического мышления субъекта в процессе когнитивной деятельности мы проследили в ходе экспериментально-опытной работы, которая проводилась в три основных этапа,
Первый этап, который мы обозначили как формально-логический включал работу с формально-логическими операциями с понятиями и формулирование суждений. Второй этап, который мы назвали имажинитивно-логическим, был направлен на развитие соответствующих операций образно-логического мышления субъекта. На третьем (диалектико¬логическом) этапе шло наблюдение за обучающимися экспериментальных и контрольных групп на предмет формирования соответствующих операций и их влияние на формально-логические и имажинитивно-логические операции образно-логического мышления субъекта.
Результаты проектной работы показали, что развитие образно-логического мышления субъекта возможно при реализации специального психологического обеспечения, включающего совокупность соответствующих условий исследуемого процесса.
Таким образом, проектная работа позволила нам выполнить задачи исследования и подтвердила верность нашей гипотезы.



1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1997. 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание // Новое в жизни, науке, технике / Педагогика и психология, № 3. 1992. 77 с.
5. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 1996. 148 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред.А.А.Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1996. 486 с.
8. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.
9. Аристотель. О душе. М., 1937.
10. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феменология и эксперимент: Сб. переводов Ч 3. Душанбе, 1973. С.6-32.
11. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. 424 с.
13. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
14. Берштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 143 с.
15. Блонский П.П. Память и мышление. М., Наука, 1935. 214 с.
16. Богачева Е.И., Попов Е.В., Щитов К.П. Материя, отражение, познание. Воронеж, 1971.
17. Богословский В.В. Воображение и творчество. Общая психология. Под ред. В.В. Богословского и др. М., Наука, 1981.
18. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.
19. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2000. 592 с.
20. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2000. 560 с.
21. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1988. 1456 с.: ил.
22. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // В книге: Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 5-14.
23. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд. «Ин-т практической психологии», 1996.
24. Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. М.: МГУ, 1995.
25. Васильев И. А. Мотивационно - эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: Автореферат дисс. ... докт. психол. наук. М.,
1998. 41 с.
26. Вегнер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С. 46-52.
27. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
28. Вили К. Биология. М., Просвещение, 1962.
29. Выготский Л.С. К вопросу о развитии научных понятий в школьном возрасте М. Наука, 1961.
30. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. С.441-469.
31. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 272 с., ил.
32. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., Наука, 1971, т.2.
33. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Общ. ред. Ю.П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
34. Гоббс Т. Левиафан. М.: Соцэкгиз, 1936. 215 с.
35. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер с франц. М.: Мир, 1992. 496 с.
36. Гончарук А.И. Концепция школы XXI века (Диалектика учебного процесса). Красноярск: МЦПИ, 1997. 56 с.
37. Гончарук А.И. Руководство по составлению сборника словесных образов (учебно-методическое пособие). Красноярск: КВКУРЭ, 1994. 26 с.
38. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико- психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480с.
39. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. С.10-21.
40. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 544 с.
41. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. 191 с.
42. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 224 с.
43. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,
1999. 368 с.
44. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, Научная мысль, 1974.
45. Запорожец А.В. Психология. М., Наука, 1953.
46. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
47. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления. «Вопросы психологии», 1973, № 2.
48. Зинченко Т.П Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. 320 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
49. Зорина В.Л., Нургалеев В.С. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2001. 160 с.
50. Ивин А.А. Элементарная логика. Учебное пособие для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей. М.: «Дидакт», 1994. 200 с.
51. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
52. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
53. Ительсон Л.Б. Структура, уровни и операции образного мышления. Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. М., Наука, 1972.
54. Карпов А.В. Психология принятия решений в професииональной деятельности. Ярославль: Яросл. ун-т, 1991. 153 с.
55. Квинн В.Н. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
56. Климов Е.А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295 с.
57. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
58. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. 512 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
59. Кондаков Н.И. Логический словарь справочник М.: Наука, 1975. 720 с.
60. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1996. 224 с.
61. Коршунов А.М., Мантанов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 214 с.
62. Кузьмин В.П. Место системного подхода в современном научном познании и марксисткой методологии //Вопросы философии, 1980. № 1. С. 55-57; № 2. С45-58.
63. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет. / В книге: Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983.
64. Ленин В.И. Собрание сочинений, т. 18. М.: Наука, 1980
65. Ленин В.И. Собрание сочинений, т. 29. М.: Наука, 1980
66. Леонтьев А.Н. Анализ деятельности //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1983. № 2. С.9.
67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. 340 с.
68. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:Мысль, 1965. 573 с.
69. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журнал. 1981. Т.2, № 5. С.3-22.
70. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 280 с.
71. Лустина Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения. «Вопросы психологии», 1982, № 5.
72. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Автореф.дис....канд.психол.наук. М., 1984.
73. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 12. М.: Мысль, 1980
74. Мельчаков Л.Ф., Скаткин М.Н. Природоведение: Учеб. для 3,5 класс., сред.школа. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
75. Методы обучения трудовым действиям /Под.ред.М.А.Жиделева. М.: Высшая школа, 1972. 208 с.
76. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с.
77. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука. 1982.
78. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1960. 180 с.
79. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Большой толковый словарь иностранных слов, т. 1, Ростов н/Д: Феникс, 1995. 544 с.
80. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 576 с.
81. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 4-е изд. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
82. Новиков Л.А. Искусство слова: Ученые школьнику: Детская энциклопедия. М.: Педагогика, 1991.
83. Нургалеев В.С. Воображение и учебная деятельность: Монография. Красноярск: СибГТУ, 1998. 200 с.
84. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 8-е междунарю изд. СПб.: Питер, 2002. 640 с.
85. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2¬е изд. 208 с. (Руководство практического психолога).
86. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983. 816 с.
87. Орлова С.Н. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности: Монография. Красноярск: СибГТУ, 2001. 288 с.
88. Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. М.: Наука, 1977. С.131-145.
89. Павлов И.П. Избр. философские произведения. М., Наука, 1962, т.2.
90. Пейвио Э. Воображение и синхронная идеация (понятизация, осмысливание и т.п.). Материалы XX Международного психологического конгресса (Токио, 1972).
91. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. пос. для студ. высш. уч. завед. 3-е изд., стереотип. М.: Издат. Центр «Академия», 2002.
92. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1969. 659 с.
93. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., Наука, 1973.
94. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ